1. Основные понятия истории пространственных искусств. Классификация видов искусства. Форма и содержание, стиль
Скачать 144.05 Kb.
|
39. Особенности немецкой готической скульптуры. С готическим зодчеством неразрывно связано развитие пластики. Скульптуре принадлежало первое место в изобразительном искусстве этого периода. Она усиливала эмоциональность и зрелищность архитектуры. Особенно богато украшались соборы, главное место принадлежало статуе и рельефу. Готическая скульптура-органическая часть архитектуры собора. Она включается в архитектурную конструкцию, входит в состав функциональных элементов постройки. Статуи сохраняют тесную связь со стеной и опорой. Скульптура применяется приемущественно в интерьере. По материалу: камень, дерево, бронза, мрамор. Самыми характерными чертами скульптуры является индивидуализация образов, драматизм, реализм, экспрессивность. Становление германской готики пришлось на сложный период в жизни страны. Созданная германскими королями Священная Римская империя распалась на ряд самостоятельных княжеств. С 30-х годов XIII века начался закат немецкого рыцарства, а с ним и феодальной рыцарской культуры. Вместе с тем подъём городов в Германии достиг расцвета только в XIV-XV вв. и сопровождался уже новыми устремлениями в немецкой культуре. "Французская манера" лишилась в Германии свое достиги ликующего оптимизма, упорядоченности, размеренности ритма. Немецкие мастера ощутили в готике в первую очередь её беспокойный мятущийся дух. Отражая сложные конфликты в жизни страны, они резче подчеркнули контрасты, заострили экспрессию образов, придали им драматическую, подчас экзальтированную одухотворённость. Оттого в Германии готика получила более отвлечённый, мистический , но страстный по силе выражения характер. Немцы утверждают, что только в их зодчестве полностью выявлена сущность готического стиля и использованы все его возможности: только в их готике порыв действительно неудержим, действительно подымает к небу всю массу здания, создает и во внешнем его облике и под его сводами впечатление чего-то необъятного и непостижимого. Недаром немецкие зодчие заменили французскую розу стрельчатым окном над главным входом и нарушили боковые горизонтали контрфорсами. Во французской же готике, пусть очень тройной и гармоничной, полностью не исчезнувшая горизонтальность членений и общий размеренный ритм сдерживают порыв, вводят его в какие-то рамки разума, логики, и это - в ущерб той стихии, которая присуща готическому зодчеству. Во второй трети XIII века в Германии пережила расцвет монументальная готическая скульптура. Она раньше, чем архитектура, откликнулась на французские новшества. Скульпторы помещали готическую по духу скульптуру в ещё романские по стилю постройки. В немецкой скульптуре резко обозначились черты экспрессии и характерности. Это было обусловлено не только традициями немецкого ваяния, но и общими чертами духовной культуры Германии XIII-XIV веков. Немецкой мысли более, чем схоластика, была свойственна еретическая мистика с её эмоциональной экспрессией, индивидуализмом и пантеистическими устремлениями. В тяжёлый романский по своим формам портал Страсбургского собора немецкие матера вписали одухотворённые готические изваяния, выделяющиеся силой эмоционального накала. Здесь характерный для готики S-образный изгиб тела в каждой из статуй получает своё, особое зувчание. Самым знаменательным циклом скульптур периода готики считается скульптурный декор собора в Наумбурге, созданный на рубеже 1240-х и 1250-х годов. Цикл статуй распадается на две части: хор занимают двенадцать фигур донаторов (светских лиц, основателей храма), леттнер - алтарную преграду, служившую также трибуной для духовенства, - украшают рельефы с изображением Страстей Христовых. В основе всего скульптурного цикла лежит контраст, сопоставление, а не развитие. Рельефы "Страстей Христовых" полны необычайного драматизма, реальности происходящего, пронзительной достоверности. Фигуры донаторов стали первой в Средневековье портретной галереей, не имевшей в XIII веке аналогий. Размещение скульптур светских людей в храме восходит к немецкой традиции и былдо вызвано, по всей видимости, усилившейся властью отдельных феодалов. Правда, по отношению к этим статуям вряд ли можно говорить о портретах в истинном смысле слова: донаторы умерли более чем за сто лет до создания скульптур, да и историзм был чужд сознанию людей XIII века, поэтому в донаторах ваятели показали черты, типические для своего времени, и сумели индивидуализировать образы, противопоставляя их друг другу. В позднеготической немецкой скульптуре, так же, как и во французской, усиливается дробность форм, утрачивается монументальность, акцентируется патетика, появляется претенциозность, манерность, чрезмерное изящество, натуралистичность деталей - все те черты, которые характеризуют упадок и разрушение художественного стиля. Соединение религиозной экзальтации с жёсткой натуралистичностью особенно заметно в деревянной скульптуре "Распятий" и "Оплакиваний". Натуралистичность деталей очень ярко выражена в скульптуре хора Кёльнского собора и в фигурах т.н. Прекрасного колодца в Нюрнберге. В XIII веке в немецкой монументальной живописи получил распространение "зубчатый стиль", названный так по характеру динамичных зигзагообразных складок одеяний. Одним из лучших примеров росписей "зубчатого стиля" является живопись плафона Михаэльмкирхе в Гильдесхейме (ок. 1240 г.), где наметился переход к более подвижному и обострённому одухотворённому началу в трактовке образов. 40. Эпоха Возрождения: общая характеристика, периодизация. В своём развитии европейское Возрождение (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) прошло ряд исторических этапов: 1) Проторенессанс – XIII-начало XIV в. ; 2) Ранний Ренессанс (треченто и кватроченто) с сер. XIV по XV в.; 3) Высокий Ренессанс (чинквиченто) – до второй трети XVI в.; 4) Поздний Ренессанс – вторая треть XVI – п. пол. XVII в. [8, с.319] Термин Возрождение впервые введен Джорджо Вазари, архитектором, живописцем и историком искусства XVI в., для определения исторической эпохи, которая была обусловлена ранней стадией развития буржуазных отношений в Западной Европе. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле.[7, с.90] Среди определений Возрождения нет общепризнанного. Мыслители, писатели, историки, искусствоведы предлагают свои объяснения этому культурному феномену, обращая внимание на разные его признаки. Если сгруппировать множество самых разных признаков, можно понять культурный смысл Возрождения как: — расцвет культуры; — переворот в культуре; — переходный культурный этап; — восстановление античности. Каждый из этих признаков может проявляться независимо от Ренессанса, но только их совокупность образует качественно новую ступень в развитии культуры. Поэтому мы можем определить европейское Возрождение как время мощного культурного расцвета, восстановление многих культурных традиций греко-римской древности; решительную культурную перестройку и переходный этап к новому времени в истории европейской цивилизации.[5, с.138] Отличительная черта этой эпохи – светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). [3, с.323] Феномен Возрождения связан с целым рядом факторов. Среди них: - Исторические причины. Громадное расширение интеллектуального горизонта началось прежде всего благодаря Крестовым походам и торговле Италии на Востоке. Исследователи Азии, такие как венецианец Марко Поло, будоражили ограниченное воображение Средневековья широкой панорамой мира и подготавливали открытия Америки Колумбом. [4, с. 213] - Политические и социальные причины. Смена республиканских правительств тираниями или диктатурами, такими как Сфорца в Милане, дом Эсте в Ферраре, Медичи во Флоренции и т.д. Отсюда пышность дворов, более свободные нравы, большая роскошь в искусствах. С другой стороны, в интеллектуальную и социальную жизнь вливается класс буржуазии. Отсюда замена рыцарского идеала насмешливостью и распущенностью и начало свободомыслия. Изменения, которые можно наблюдать в «Декамероне» Бокаччо. - Научные причины. Горячая любознательность, глубокая жажда знаний овладела умами. Когда душа погрузилась в мистические мечты и размышления, разум предъявил свои права. Вера не была ниспровергнута, но появилось желание изучать и понимать Природу. Наряду с Библией изучали Гомера и Вергилия. Отцам церкви предпочитали Цицерона. Аристотель и Платон заняли место Альберта Великого и Дунса Скотта. Галилей и Джордано Бруно еще не пришли, но были уже не далеко. Человеческий дух желал измерить и охватить видимый мир. - Глубинная причина, внутренний импульс. Все эти влияния, пришедшие извне, являются перед нами как неотъемлемые факторы Возрождения, но они были объединены одним фактором, еще более мощным, который как бы собрал их воедино. Этот фактор существовал в воле человека того времени, в глубинном импульсе его внутренней жизни. То была новая необходимость личности развиваться свободно, без ярма и преград, раскрываться во всей своей полноте и независимости. Человек того времени полон духовных сил. Пикко делла Мирадола писал: «О дивное и возвышенное назначение человека, которое дано достигнуть того, к чему он стремился, и быть тем, чем он хочет!» Ему вторил Массимо Фичино: «Человек измеряет небо и землю… ни небо не представляется для него слишком высоким, ни центр земли слишком глубоким… А так как человек познал строй небесных светил, то кто станет отрицать, что гений человека почти такой же, как у самого творца небесных светил, и что он некоторым образом мог бы создать эти светила, если бы имел орудия и небесный материал». [8, c.327-328] Эти слова со всей наглядностью показывают дерзновенный взлет человеческих воззрений, веры человека Возрождения в его силу и талант. Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. 41. Особенности средневековой архитектуры Италии. Романский и готический стиль в Тоскане. Особенности романской архитектуры Италии Важнейшим отличием Италии от других стран Европы в XI—XII вв. было раннее развитие ремесел и торговли, обусловившее образование средневековых городов-государств. Итальянские города явились первыми очагами средневековой культуры. В них же значительно раньше, чем в других странах, появились зачатки новых общественных отношений, сопутствовавших зарождению капиталистического производства. Особенности исторического развития Италии определили своеобразие ее культуры и, в частности, архитектуры. Поскольку в передовых областях Италии ядро общественной жизни составляли рано развившиеся городские коммуны, зодчество с самого начала рассматриваемого периода получило ясно выраженный городской характер. Его развитие было в значительной мере связано с формированием города как формы поселения. Сердцем города являлась торговая площадь; рядом помещался собор или целый комплекс, состоявший из собора, кампанилы и баптистерия. Раннее развитие итальянских городов нашло отражение и в типах сооружений, характерных для романской архитектуры в Италии. Наряду с замками и крепостями феодалов, укрепленными монастырями и культовыми зданиями в городах и вне их, в Италии, раньше чем в других странах, строились здания, отражавшие классовое разделение населения, новые формы общественной и частной жизни горожан: многоэтажные жилые дома, укрепленные городские и загородные резиденции знати, здания ремесленных цехов, торговых гильдий и первые дворцы городских самоуправлений. Тектоника сооружения превращается в его композиционную структуру, а статические усилия, красноречиво выраженные в хорошо артикулированной конструкции, становятся выражением внутренней жизни архитектурного образа. Скульптура и декор нередко органически включаются в структуру построек; таковы, например, скульптурные базы в портиках многих северо-итальянских церквей или карликовые аркады, превращающиеся из украшения стены в средство ее тектонической характеристики (соборы в Модене, Парме, Пизе). Готика в Италии: особенности развития В общеевропейском цикле готической архитектуры место и роль Италии особые: особым было и значение готики в самой итальянской архитектуре. То, что на протяжении всего средневековья заметно выделяло Италию в общем развитии Европы, — своеобразие ее экономики и социальной эволюции, ее культура, глубоко коренящаяся в античном прошлом, давние традиции оживленной общественной жизни многочисленных и древних городов, подхваченные ранним развитием средневековых городских коммун, наконец, устойчивость исконных представлений о собственном культурном превосходстве над «варварским» Севером — все это сказалось и в развитии итальянской архитектуры, включая ее готику, во многом противопоставив ее зодчеству к северу от Альп. Архитектура свободно черпала из обширного античного наследия. При этом длительная неизменность конструктивно-планировочной основы базилик и, как правило, их постановка в ряду плотной городской застройки вели к повышению композиционной значимости фасада. Это делало привычным представление о декоративном уборе фасадной стены как о воплощении общего архитектурного облика сооружения. То, что при этой декоративности составляло исключительное достоинство средневекового зодчества Италии, — это, особенно в Тоскане, высокая, принесенная еще из античности рафинированность художественного вкуса, Тонкое чувство пропорций, благородная сдержанность декора, изящество в прорисовке классической детали — все это неизменно присутствует в лучших творениях архитектуры итальянского средневековья. Гениальным конструктивным открытиям Севера Италия противопоставляла в своих больших соборах покоряющую гармонию декоративных фасадных построений. 42. Творчество Бруннеллески и создание новой архитектуры Возрождения. Архитектурный стиль: Возрождение Архитектура Возрождения — период развития архитектуры в европейских странах с начала XV до начала XVII века в общем течении возрождения и развития основ духовной и материальной культуры Древней Греции и Рима. Особенное значение в этом направлении придаётся формам античной архитектуры: симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, симметрии архитектурных элементов, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Развитие Архитектуры Возрождения привело к нововведениям в использовании строительных техник и материалов, к развитию архитектурной лексики. Важно отметить, что движение Возрождения характеризуется отходом от анонимности ремесленников и появлением персонального стиля у архитекторов. Первым представителем данного направления можно назвать Филиппо Брунеллески, работавшего во Флоренции, городе, наряду с Венецией считающимся памятником Возрождения. Затем оно распространилось в другие итальянские города, и во Францию, Германию, Англию, Россию и другие страны. Периодизация архитектуры Возрождения Обычно Итальянское Возрождение подразделяется на три периода: -Раннее Возрождение или кватроченто, примерно совпадает с XV веком. -Высокое Возрождение, первая четверть XVI века. -Маньеризм или Позднее Возрождение (ок. 1520—1600). В других европейских странах развивался свой предренессансный стиль, а само Возрождение начиналось не ранее XVI века, стиль прививался к уже существующим традициям, в результате чего строения эпохи Возрождения в разных регионах могут иметь немного сходных черт. В самой Италии архитектура Возрождения перешла в маньеристскую архитектуру, представленную в довольно различных тенденциях в работах Микеланджело, Джулио Романо и Андреа Палладио, которая затем переродилась в барокко, применявшие подобные архитектурные приёмы в ином общем идейном контексте. Раннее Возрождение В период кватроченто были заново открыты и сформулированы нормы классической архитектуры. Изучение античных образцов вело к усвоению классических элементов архитектуры и орнамента. Пространство, как архитектурный компонент, организовано в отличном от средневековых представлений образе. В его основу встала логика пропорций, форма и последовательность частей подчинены геометрии, а не интуиции, что было характерной чертой средневековых сооружений. Первым образцом периода можно назвать базилику Сан-Лоренцо во Флоренции, построенную Филиппо Брунеллески (1377—1446). В течение этих лет в искусстве появляется стремление к органичному сочетанию средневековых традиций с классическими элементами. Высокое Возрождение В продолжение Высокого Возрождения представления, взятые из античной архитектуры, развивались и воплощались на практике с большей уверенностью. Со вступлением на папский престол Юлия II (1503) центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, папа привлёк к своему двору лучших художников Италии. При нём и его ближайших преемниках, в Риме созидается множество монументальных зданий, считающихся произведениями искусства. Также развивалась и венецианская архитектурная школа, главным представителем которой был Якопо Татти Сансовино, возведший библиотеку святого Марка и палаццо Корнер. С наступлением второй половины XVI века в итальянском зодчестве происходит перемены, выраженные желанием художников всё более точно воспроизводить классические образцы, чему стали посвящаться целые трактаты, однако возводимые сооружения продолжают отличаться изяществом и благородством. Позднее Возрождение В архитектуре проводился эксперимент с формами, разработкой и комбинированием античных образов, появляется усложнение деталей, изгиб, преломление и прерыв архитектурных линий, затейливая орнаментация, большая плотность колонн, полуколонн и пилястр в пространстве. Подчеркивается более свободное соотношение пространства и материи. Впоследствии из этой тенденции развился стиль барокко, а затем, в XVIII столетии, стиль рококо. Вплоть до XX века понятие «маньеризм» имело негативную коннотацию («манерный», «вычурный»), но к настоящему времени термин используется только для описания соответствующего исторического периода, и, в общем, нейтрален. |