Главная страница
Навигация по странице:

  • 29. Поздневизантийская архитектура и искусство.

  • 32. Искусство Западноевропейского Средневековья: общая характеристика, периодизация. Искусство варварских народов.

  • 33. Архитектура Западной Европы периода раннего Средневековья. Архитектура государства каролингов и оттонов.

  • 1. Основные понятия истории пространственных искусств. Классификация видов искусства. Форма и содержание, стиль


    Скачать 144.05 Kb.
    Название1. Основные понятия истории пространственных искусств. Классификация видов искусства. Форма и содержание, стиль
    Анкорistori_bez_vody.docx
    Дата23.05.2018
    Размер144.05 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаistori_bez_vody.docx
    ТипДокументы
    #19565
    страница5 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    28. Средневизантийская архитектура и сложение крестовокупольного типа храма.

    Основные особенности средневизантийской архитектуры

    Переход от ранневизантийского периода к средневизантийскому был связан с трагическим временем отчаянного сопротивления Византии внешним нашествиям и с глубокими изменениями внутри империи. Византийское крестьянство все больше закрепощалось, власть и могущество отдельных феодалов сильно возросли. В связи с этим вместо больших государственных сооружений стали строить по преимуществу небольшие приходские и монастырские церкви с маленькими приделами на хорах или внизу – домашними молельнями заказчиков постройки.

    В истории византийской архитектуры очень мало изучен вопрос о планировке города, загородной феодальной усадьбы, монастыря и сельского поселка. В это время не было строительства новых городов, но большое внимание уделялось строительству крепостей. Однако оно сводилось почти исключительно к восстановлению старых городов и ремонту возведенных уже раньше крепостных стен.

    Византийский крестово-купольный храм

    Наиболее удачным типом храма для византийского богослужения оказалась укороченная базилика, увенчанная куполом, и, согласно Апостольским постановлениям, обращенная алтарем на восток. Эта композиция получила название крестово-купольной.

    В классическом крестово-купольном храме квадратное в плане здание делилось рядами столбов или колонн на нефы - межрядовые пространства, идущие от входа к алтарю. Нефов, как правило, было 3, 5 или 7, причем ширина центрального нефа вдвое превышала ширину боковых. Точно по центру здания в центральном нефе симметрично располагались четыре главных столба, несущих купол. Эти столбы выделяли в пространстве храма еще один неф - поперечный или трансепт. Квадратное подкупольное пространство между главными столбами, являющееся пересечением центрального нефа и трансепта, называется средокрестием. Со столбов на стены перекидывались арки, несущие полуцилиндрические (бочковые) своды. На четыре главных столба опирался барабан со световыми окнами, поддерживающий главный купол храма. С центральным куполом могли соседствовать от 4 до 12 меньших куполов (главный купол символизирует Христа, 5 куполов - Христа с евангелистами, 13 куполов - Христа с апостолами).

    Вход в храм, обрамленный порталом, располагался с западной стороны. Если хотели придать зданию более вытянутую прямоугольную форму, с западной стороны пристраивали нартекс. Нартекс обязательно отделялся от центральной части храма - наоса - стеной с арочными проемами, ведущими в каждый из нефов.

    С восточной стороны располагался алтарь, где происходила важнейшая часть христианского богослужения. В области алтаря стена выдавалась полукруглыми выступами - абсидами (апсидами), крытыми полукуполами - конхами.

    Если купол символизировал Церковь небесную, то алтарь - Церковь земную. В алтаре размещался престол - возвышение, на котором проходило таинство евхаристии - пресуществление Святых Даров (превращение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы). Позднее севернее алтаря стали устраивать жертвенник (также с престолом, но меньшего размера), а южнее - дьяконник - помещение для хранения богослужебных сосудов и одежд.

    29. Поздневизантийская архитектура и искусство.

    Поздневизантийское искусство (1261-1453 гг.). Архитектура и живопись Константинополя и балканских стран в эпоху Палеологов.

    В 1261 г. Константинополь был освобожден от латинского владычества, и с этого времени начинается последний взлет, расцвет византийского искусства, который именуют Палеологовской эпохой, в честь последней правящей династии., вплоть до турецкого завоевания в 1453 г..

    Общая характеристика и основные памятники.

    Поздневизантийская арихитектура.

    Особенности:

    -В столице строятся только маленькие храмы, константинопольская архитектура приобретает частный статус. На периферии империи (Салониках, Арте, Мистре, Сербии) строительство имеет довольно обширный масштаб.

    -Литургические искания порождают в зодчестве более сложную дифференциацию внутреннего пространству храма, выделение в нем особых зон, предназначенных лишь для высокопоставленных заказчиков. Внутреннее пространство стало обрастать галереями, параклесионами, имеющими особое меморативное или погребальное значение.

    - тенденция к миниатитюризации: памятники XIV в не большие, но в малом размере воспроизводят типологию и объемно-пространственные отношения грандиозной арх-ы.

    - Главные трансформации в зодчестве связаны не с типологией храмов, а с новацией в стилистике. Основным типом для Константинополя остается крестово-купольный тип храма: «вписанного креста» (монастырь Хора) или на четырех колонках (храм Богоматери Паммакаристос).

    Живопись

    Палеологовская живопись – художественное направление, которое развивалось в Византии в конце XIII-XIV в. С 1261 г, когда Константинополь был освобожден от крестоносцев и восстановился как независимо государство, ведут свое начало памятники, которые относят к палеологовскому стилю. Это условное название. Династия Палеологов находилась у власти в период с 1261 по 1453 г до падения Византии.

    Живопись этого времени не однородна, разделяется на несколько этапов и разные исследователи предлагают различную классификацию:

    Например, В.Н. Лазарев разделяет XIV в. на два противоположных друг другу периода: живописный (до 1350) и графический, линейны, переходящий в академический.

    «В целом Палеологовская живопись представляет единый по своей основе стиль4. Это почти столь же монолитное явление, как искусство Компиновской эпохи. Сложившись на столичной почве в конце XIII века, она приобретает огромную силу экспансии в XIV веке, проникая во все уголки восточно-христианского мира. Но при всем ее единстве следует с самого же начала подчеркнуть, что в своем развитии она проходит через две различных стилистических фазы — более живописную и более графическую, приближающуюся к своеобразному классицизму. Эти фазы, на которых мы подробно остановимся в дальнейшем, не отличаются, однако, настолько сильно друг от друга, чтобы это препятствовало говорить о Палеологовской живописи, как о некотором органическом единстве. Единым ее делает прежде всего тенденция к изживанию монументальности.»

    Палеологовский Ренессанс

    Византийское искусство раннего XIV в., тонкое и изысканное, было ветвью камерной придворной культуры, возникшей при дворе Андроника II Палеолога. Одна из характерных его черт – влюбленность в античное прошлое, изучение всевозможных произведений античной классики, литературных и художественных, и подражание им. Все это сопровождалось прекрасной образованностью, совершенным вкусом и высоким профессиональным мастерством всех творцов этой культуры.

    32. Искусство Западноевропейского Средневековья: общая характеристика, периодизация. Искусство варварских народов.

    Это искусство неравнозначно по своей художественной ценности и имеет свою специфику, присущую определенному историческому периоду. Согласно традиционной периодизации, в нем различают три периода:

    - дороманское искусство (V—Х вв.),

    - романское искусство (XI—XII вв.),

    - готическое искусство (XIV—XV вв.).

    Однако при всем многообразии художественных средств и стилевых особенностей искусству Средневековья присущи общие характерные черты:

    - религиозный характер (христианская церковь — единственное, что объединило разрозненные королевства Западной Европы на всем протяжении средневековой истории);

    - синтез различных видов искусства, где ведущее место отводилось архитектуре;

    - ориентированность художественного языка на условность, символику и малый реализм, связанные с мировоззрением эпохи, в которой устойчивыми приоритетами были вера, духовность, небесная красота;

    - эмоциональное начало, психологизм, призванные передать накал религиозного чувства, драматизм отдельных сюжетов;

    - народность, ибо в эпоху Средневековья народ был творцом и зрителем: руками народных умельцев создавались произведения искусства, воздвигались храмы, в которых молились многочисленные прихожане. Используемое церковью в идеологических целях культовое искусство должно было быть доступным и понятным всем верующим;

    - иперсональность (согласно учению церкви, руку мастера направляет воля Бога, орудием которого считался зодчий, камнерез, живописец, ювелир, витражист и т.д., нам практически неизвестны имена мастеров, оставивших миру шедевры средневекового искусства).

    Как уже отмечалось выше, лицо средневекового искусства определяла архитектура. Но в эпоху германских завоеваний античное архитектурное искусство пришло в упадок. Поэтому в области архитектуры Средневековью пришлось начинать все заново.

    33. Архитектура Западной Европы периода раннего Средневековья. Архитектура государства каролингов и оттонов.

    С распадом империи Каролингов в IX веке в искусстве наступил застой, в определенном смысле даже отчетливо наблюдаемый упадок. Сумятица времен заката эпохи Каролингов не давала никакого стимула для развития культуры и искусства, кроме того, не осталось и достойных ценителей искусства. Только когда господство Оттонов в восточных землях Франконии утвердилось достаточно прочно, искусства и культура под их защитой мало-помалу начали возрождаться из небытия и наметилось их, пусть и незначительное, развитие. В известном смысле свой вклад в это внесла церковь. Следствием этого стало то, что в искусстве эпохи Оттонов преобладали сакральные черты. В противоположность искусству эпохи Каролингов, ориентированному в основном на формы позднеримской антики и интегрировавшему в себе византийское влияние, в эпоху Оттонов возникает совершенно новый стиль – немецкий романский. Этот стиль отходил от элегантности и роскоши Каролингов, произведения приобретали простые и доступные формы. По воле художника зрителю предлагалось меньше эстетического наслаждения, содержание представляемого изображения должно было оказать большее воздействие. Едва ли архитекторы изучали романский стиль в Италии, но строить церкви в этом стиле начали и севернее Альп. Однако в противоположность построенному на юге эти архитектурные памятники выглядели как бастионы христианского учения, а в случае угрозы могли выполнять роль крепостей и защитить от нападения неприятеля. Романский стиль, гак как он развивался в особенности в Саксонии, должен пониматься как первое национальное направление в немецком искусстве; своим появлением и развитием это направление подтверждает существование совершенно нового государства, которое впоследствии назовут Германией. Именно благодаря саксонскому романскому стилю эпоха правления Оттонов остается узнаваемой и неповторимой в истории. Архитектура в империи Оттонов стала одним из важнейших и быстро развивавшихся видов искусства благодаря прежде всего масштабному церковному строительству. Так называемая архитектура гражданского строительства начинает развиваться только в эпоху салических императоров. Одним из первых образцов может служить дворец в королевской резиденции Гослар.

    Определяющим отличием архитектуры эпохи Оттонов от архитектуры Каролингов считается наличие в церквах двух алтарей – восточного и западного. При возведении здания использовался аккуратно обработанный камень вместо небольших, грубо обтесанных камней. Все арки окон и порталов выполнялись в виде простых полукружий. В церквах обычно было типичным чередование от пилястра к колонне и от колонны к пилястру, за счет чего образовывались, как бы сами собой, боковой продольный неф и поперечный неф. Свод церкви в эпоху Оттонов стал еще более мощным, тяжеловесным. Следующий отличительный признак зодчества эпохи Оттонов – ввод такого архитектурного элемента, как крипта. Сохранившиеся примеры того архитектурного стиля можно найти в соборе и в Михаэлькирхе в Хильдесгейме, Випертикирхе в Кведлинбурге, соборной церкви в Гернроде, построенной по указанию маркграфа Геро, неотлучного спутника императора Оттона Великого, и соборной церкви Святого Пантелеймона в Кельне, где похоронена императрица Феофано.

    Церкви построили специалисты одной из строительных артелей, называвшихся «баухютте». Выполнив заказ, они переезжали к месту следующего строительства. В такую артель входили следующие специалисты: архитектор, каменотес, каменщик, штукатур, плотники, столяры, кузнец, кровельщики подсобные рабочие. На такие бригады был очень высокий спрос, ведь работали в них люди с богатыми знаниями и опытом. Они имели, соответственно, очень приличные заработки, впрочем, не все работники были востребованы круглый год: в холодное время года, в морозы работы по кладке стен, штукатурке и т.п., естественно, не проводились. Архитекторы держали планы постройки церквей, что называется, в голове, их знания и опыт передавались в семье из поколения в поколение как самое главное наследство. В эпоху Средневековья многие династии строителей и архитекторов достигли большого уважения и славы.

    Важнейшей особенностью европейской средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. В условиях всеобщего упадка культуры сразу после разрушения Римской Империи только церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех европейских стран, племен и государств. Церковь оказывала огромное влияние на формирование религиозного мировоззрения, распространяя идеи христианства, проповедуя любовь, всепрощение, веру во всеобщее счастье, равенство, добро. Эта картина мира целиком определяла менталитет верующих селян и горожан и основывалась на образах и толкованиях Библии. История культуры Средневековья — история борьбы церкви и государства. Положение и роль искусства были сложными и противоречивыми. Но, несмотря на это, средние века оставили после себя много грандиозных памятников архитектурного искусства. Беспомощность строительной техники, отличающая первые столетия средневековья (приблизительно до Карла Великого), сменилась большим подъемом строительного искусства в следующие столетия.

    В области архитектуры западноевропейское средневековье выработало два значительных стиля – романский и готический.

    Романский стиль, начавший развиваться при Каролингах, получил свое название оттого, что он являлся подражанием древним римским постройкам. Для этого стиля характерны толстые стены, сравнительно невысокий купол, толстые и приземистые колонны. Архитектура готическая являлась более совершенной. Ее характерной чертой является стремление архитектора построить здание как можно выше. Место полукруглой сводчатой арки заняла стрельчатая арка. Готические соборы имели внутри много высоких и изящных колонн. Обильные выпуклые украшения — статуи, барельефы, висячие арки, причудливая каменная резьба — богато украшали готические здания изнутри и снаружи.

    Кроме романского и готического стилей, средневековая архитектура широко пользовалась еще двумя стилями: византийским в Италии (в Венеции — собор св. Марка, отчасти Дворец дожей и др.) и арабским (мавританским) в Испании (наиболее известный памятник — собор в Севилье, переделанный из арабской мечети).

    Упадок римского строительного искусства, вызванный отсутствием сколько-нибудь крупных строительных предприятий, привел уже в V в. к утрате прежних навыков обработки камня, к вырождению каменных конструкции, особенно сводостроения . деревянное зодчество с тем большей легкостью приходило на смену каменной архитектуре римской античности. Основная масса сельского населения, особенно там, где римские виллы были редки, возводила обычные для своего времени фахверковые сооружения с двумя рядами столбов, на которых покоилась покрытая соломой кровля. Возник ряд типов хозяйственных дворов, застроенных по периметру жилищем, конюшнями, амбарами и стойлами.

    В отличие от Византии архитектура раннего средневековья на Западе не была продолжением античного зодчества. Перед лицом новых функциональных задач ей во многом пришлось начинать сызнова,

    Едва ли не самым стойким источником вдохновения средневековых строителей на Западе было обращение к формам и приемам деревянного зодчества, к наследию северной строительной культуры,традиции которой в массовом строительстве никогда не угасали. Это влияние народного деревянного строительства на формообразующий процесс сказалось не только в привязанности к прямоугольным в плане, вытянутым в длину сооружениям и к вертикальным акцентам, не только в предпочтении композиции как бы сдвинутых один к другому отдельных объемов, но и в самом возникновении идеи применения принципа каркаса к каменной конструкции. Базилика —вытянутое по оси восток — запад прямоугольное здание с входом с западной стороны и алтарным помещением с восточной и разделенное рядом колонн на три или пять частей, именуемых нефами или кораблями (ведь церковь—корабль, спасающий души). Перед западной частью храма иногда размещался атрий (атриум) — двор с водоемом. Войдя в храм, прихожане попадали сначала в поперечное по отношению к нефам помещение —наргекс, первоначально предназначавшийся для «оглашенных» — тех, кто еще готовился принять христианство. В самой базилике ритм колонн направлял взор верующего к алтарю, к апсиде, где размещалась алтарная часть, ориентированная всегда на восток, на «гроб Господень». Центральный неф был выше боковых. Он завершался триумфальной аркой перед главным алтарем и освещался окнами, расположенными близко к кровле. Первые христианские базилики имели плоское перекрытие с двускатной крышей в центре и односкатными над боковыми нефами. С развитием богослужения по центру храма ближе к алтарной части появился поперечный неф — трансепт. Возле церкви строилась колокольня. Епископские церкви —соборы имели здания для крещения — баптистерии, особенно необходимые в первые века официальной новой религии; позже стали ставить купель просто в церкви

    Этот процесс творческого слияния римских и германских строительных приемов в народном зодчестве раннего средневековья был последовательно отражен эволюцией здания церкви как архитектурного типа.

    Империя Каролингов не имела даже постоянной столицы. В беспорядочном мире раннего средневековья единственно церковь сохраняла некоторую стройность и устойчивость организации,казавшейся своеобразным продолжением римской системы.

    Подлинный прототип средневекового замка представляют собой бурги, в которых схема застроенного франкского двора сочетается с башней, окруженной рвами и палисадами. Такие башни строились римлянами, а затем франками. В Нижней Саксонии (Дрибург, Пирмонт и др.) сохранились остатки франкских укреплений, в которых рвы с палисадами окружали прямоугольную в плане жилую башню (фахверковую на каменном цоколе).

    С приходом к власти Каролингов, ускорившим процесс феодализации, центр хозяйственной и общественной жизни надолго переместился из городов в поместья. Для всех построек предполагалась деревянная конструкция (фахверк). Исключение составляли такие сооружения, как дормиторий, трапезная и церковь — важнейшее здание монастыря. Ориентированная на восток, она расположена в северной части участка, где единственная продольная ось плана прорезает его от главного входа, через огражденный стенами проход, к западному концу церкви — трехнефной базилики с трансептом. Хоровое пение монахов становилось важной частью литургии, и в восточном конце между трансептом и апсидой возник прямоугольник хора. Складывался довольно отчетливый план в форме латинского креста. Средокрестие, видимо, было увенчано невысокой прямоугольной башней-фонарем. В западном конце — контрапсида с предшествующим ей полукруглым в плане атрием, вход в который фланкирован свободно стоящими цилиндрическими башнями, напоминающими равеннские или лестничные башни Ахенской капеллы.

    Ведущим архитектурным типом этого времени было здание монастырской церкви. Коронация Пипина превратила его излюбленное поместье — пфальц в Ахене — в королевский дворец. Хотя подавляющее большинство построек пфальца ныне утрачено, общий план ансамбля легко восстановим. Отчетливо различаются два центра — дворцовый и церковный, соединенные по западной стороне парадного (северного) двора двухъярусным переходом от тронного зала к дворцовой капелле. Во внешний (южный) двор выходили многочисленные здания, которые возникли в связи с превращением Ахена в административный и культурный центр империи

    Основные постройки пфальца были сооружены в бутобетонной технике, с облицовкой тесаным камнем, а для внутренней отделки из Рима и Равенны привезли античные колонны и ценные породы мрамора. Однако окружавшая ансамбль масса строений — жилища и мастерские крепостных крестьян и ремесленников, обслуживавших пфальц, — представляла собой обычные для того времени фахверковые постройки и полуземлянки.

    Второй из рейнских пфальцев Карла — Ингельхайм — был закончен уже при Людовике Благочестивом. Как показали раскопки, здесь, помимо парадного зала (паласа) и массы небольших помещений, снабженных, по образцу Латеранского дворца в Риме, нишами (апсидиолами) и экседрами, был еще большой пиршественный зал. Пфальцы, за исключением пограничных, особых укреплений первоначально не имели. Они стали возникать лишь во второй половине IX в. в связи с участившимися набегами норманнов.

    Все же прототипом Ахенской капеллы часто считали церковь Сан Витале, хотя и не существует каких-либо данных о знакомстве Одо с сооружениями Равенны.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта