1. Основные понятия истории пространственных искусств. Классификация видов искусства. Форма и содержание, стиль
Скачать 144.05 Kb.
|
34. Архитектура романского храма: конструктивная логика и образная характеристика. Романский стиль в архитектуре Франции. Романский стиль (от лат. romanus — римский) — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в XI—XII веках (в ряде мест — и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре. Главная роль в Романском стиле отводилась суровой крепостной архитектуре: монастырским комплексам, церквям, замкам. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость, располагающиеся на возвышенных местах, господствующие над местностью. Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углублёнными порталами. Такие стены несли в себе оборонительное назначение. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров. Особенности архитектуры романского собора: • В основе плана — раннехристианская базилика, то есть продольная организация пространства • Увеличение хора или восточной алтарной части храма • Увеличение высоты храма • Замена в крупнейших соборах кессонного (кассетного) потолка каменными сводами. Своды были нескольких видов: коробовые, крестовые, часто цилиндрические, плоские по балкам (характерно для итальянской Романской архитектуры). • Тяжёлые своды требовали мощные стены и колонны • Основной мотив интерьера — полуциркульные арки Рациональная простота конструкции, сложенной из отдельных квадратных ячеек — травей. Термин «романский стиль» ввёл в начале XIX в. Арсисс де Комон, установивший связь архитектуры XI—XII вв. с древнеримской архитектурой (в частности, использование полуциркульных арок, сводов). 35. Романская скульптура Франции. В ХI столетии во Франции обозначились первые признаки возрождения монументальной скульптуры. На юге страны, где было много античных памятников и традиции ваяния не были утрачены полностью, она возникла раньше. Но годы, когда скульптура находилась в забвении, не прошли бесследно. Техническая вооруженность мастеров в начале эпохи была невелика, пластическое чувство развито слабо. Первые скульптурные изображения появились на капителях колонн и притолоках порталов. Рельефы показывают, как по крупицам собиралось скульптурное мастерство. Новую главу начинают рельефы церкви Сен Сернен в Тулузе. Здесь сохранились античные постройки и произведения галло- римского времени. Рельефы лишены стилистического единства, в каждом произведении проступает использованный источник. Изображение апостола создано как подражание античной надгробной стеле; рельефы, украшавшие алтарь, подражают раннехристианскому саркофагу. Портал стал центром сосредоточия пластического декора в романских церквях Франции. Сюжетная программа не отрицалась особой сложностью теологических построений. Романский мастер в большей степени обращался к непосредственному чувству и воображению своих современников, чем к изощренным доводам разума. Портал средневекового собора помещался на границе 2- х миров - грешного мирского и священного - и был призван связать их между собой. Поэтому столь характерным было предпочтение, которое отдавали при украшении порталов апокалипсическими темам, будь то картина Страшного суда или Христос во славе. С теологической точки зрения именно Страшный суд восстанавливал связь времен и единство мира, объединял прошлое, настоящее и будущее и утверждал вечность. Одновременно проповедь в камне была призвании выразить не только общехристианские идеи и столь существенный для католичества, но и внушить мысль о том, что путь к истинному спасению лежит исключительно через посредничество церкви. Особенности скульптурного декора в различных районах Франции стали различимы уже в конце ХI века. Территориально они совпадали с кругом воздействия архитектурных школ: скульпторы и каменотесы были в большей степени связаны со строительной артелью, чем живописцы. В скульптуре выражалось пристально внимание к человеку. Бургундские ваятели черпали вдохновение не в скульптуре, а в живописи клюнийцев. Живопись обладала неприрывной традицией и оставалась монументальным ис- вом, которое умело организовывать большие плоскости и соотноситься с архитектурным пространсвом. На западе Франции скульптурный декор сосредоточился на архивольтах порталов, обрамлениях окон и капителях. Декоративные качества резьбы по камню ценились больше, чем назидательная программа. Мастера любили повторять один и тот же мотив, сплетать фигуры в сложные арабески, наполнятьорнаменты фантастическими существами. Здесь впервые был применен в обработке архивольтов прием расположения фигур вдоль очертания арки – мотив, воспринятый архитекторами готики. Пластический декор овернских церквей ограничен сюжетными капителями. В них господствует типичная для французкой романики тема- борьба порока и добродетили. Скульптурная школа Прованса позже других вступила на историческую арену и создала свои главные произведения в последней трети ХII века. Мастера изучали античные памятники в долине Роны, а карьеры Прованса снабдили их хорошим мрамором. Порталы, похожие на римские триумфальные арки, меандр, листья аканта, розеты, коринфские капители и каннелированные колонны составили арсенал скульптурной и архитектурной декорации порталов церквей. Знание древнего ис- ва позволило скульпторам создать полные достоинства фигуры святых. 36. Архитектура городов и замков периода зрелого Средневековья. Архитектура - наиболее показательное искусство Средневековья, в котором воплотились особенности эпохи, ее мировоззрение и ценностные ориентации, условия жизни и уровень знаний и навыков. В средневековой архитектуре сформировались два основных стиля: романский и готический, которые отразили специфику уклада жизни раннего и зрелого Средневековья соответственно. Романский архитектурный стиль (в переводе с латыни - "римский") возник во времена Карла Великого - в конце VIII века и развивался на протяжении IX-XII ст. С одной стороны, это стилевое направление выражал стремление королевской власти и церкви сослаться на авторитет Римской империи, а с другой - он стал проявлением эпохи, когда постоянная военная угроза заставляла строить сильные крепости. Романская архитектура - это строения оборонного типа. Характерными чертами этого стиля были: • массивность, геометричность и ясность архитектурных форм; • толстые каменные стены и небольшие узкие окна - бойницы; • полукруглая сводчатая арка; • четкое соотношение горизонтальных и вертикальных линий. Романский стиль был представлен такими типами строений, как храм, монастырский ансамбль и феодальный замок. В связи с развитием архитектуры во второй половине XI в. начинает возрождаться монументальная скульптура. Романской скульптуре присущи рельеф (полукруглая скульптура на плоскости). Рельеф наиболее адекватно воспроизводил мировоззренческие ориентации того времени. Он был и достаточно телесным для того, чтобы удовлетворить требования конкретного сознания той эпохи. В то же время, он был достаточно условным и символическим, чтобы не нарушать требования христианской догматики. Романская скульптура (рельеф) украшала: • интерьер - внутреннюю часть храма и концентрировалась у алтаря. Здесь преобладал растительный и геометрический орнамент, в котором отдельные условные человеческие фигуры; • экстерьер - внешнюю часть храма, где преимущественно многофигурные композиции украшали главный фасад храма. Скульптурные изображения воспроизводили темы Нового Завета и наглядно иллюстрировали народным массам непонятную для них церковную службу, которая велась на латинском языке. Довольно часто рельефы были ярко окрашены для того, чтобы привлекать взгляды прихожан во время молитвы. Романская архитектура и скульптура были рассчитаны на то, чтобы подчеркнуть человеческое бессилие перед окружающим миром и Богом и заставить человека искать поддержки и защиты у Бога и церкви. Готический архитектурный стиль возник на Западе, и прежде всего, в Северной Франции, в середине XII века и доминировал до XIV в. Возникновения этого стиля было связано как с изменением мироощущения средневековой культуры, в которой осуществлялся переход от замкнутости и враждебности раннего периода к открытости и уверенности зрелого, так и с определенным техническим прогрессом в строительстве. ХП-XIV века - это время наивысшего расцвета культуры средних веков. Характерными чертами готики становятся: • стремление вверх, легкость и требовательность архитектурных форм, вертикализм композиции; • значительная высота сооружения; • острые стрельчатые арки, которые изменяют полукруглые линии романской архитектуры, островерхие крыши; • большие окна с витражами - разноцветными элементами, составляющими рисунок из стекла; • множество скульптурных фигур, украшающих интерьер и экстерьер храма, содержатся и на фасадах, и на стенах, и на остроконечных крышах. Единство готического стиля хранится в разных национальных традициях, несмотря даже на возникновение многих региональных и национальных вариантов готики: английского "перпендикулярного", французского "пламенеющей", немецкого "кирпичного" и других. Готические храмы пришли на смену романским по всей Западной Европе. Один за другим восстанавливались соборы в Париже, Лане, Сане, Реймсе - во Франции; в Марбурге, Кельне и Ульме - в Германии; в Барселоне - в Испании и другие. Лучшими среди них считаются Собор Парижской Богоматери (1163-1208) и капелла Генриха VII в Вестминстсрському аббатстве (1502-1512) - Лондон. 37. Архитектура французской готики. Готика зародилась в северной части Франции (Пикардия, Иль-де-Франс) в середине XII века и достигла расцвета в первой половине XIII в. Центром религиозных реформ в средневековой Франции было аббатство Клюни, что в Бургундии, — старейший из монастырей ордена бенедиктинцев. Библиотека монастыря насчитывала 570 манускриптов и была среди крупнейших в тогдашней Европе. Именно здесь уделяли большое значение укреплению церкви как духовного учреждения и разработали свой тип базилики, которая наилучшим образом соответствовала условиям реформированной католической мессы. Так возникла в 1088 году пятинефная базилика Клюни с двумя трансептами, алтарная часть которой была расширенавенком часовен. После достройки в 1220 г. трёхнефного помещения с запада базилика в Клюни сравнялась в размерах с главным храмом католичества — базиликой Св. Петра в тогдашнем Риме. Длина базилики Клюни достигла 187 метров. Так называемая третья базилика Клюни возникла на месте двух предыдущих и стала образцом для почти всех крупных соборов Франции эпохи готики. Строители в Клюни придерживались строгой симметрии. Это сооружение было снесено в 1807 году, но чертежи дают возможность представить себе величие первичного замысла. Странствующие артели строителей Франции разнесли знания и строительные традиции бенедиктинцев из Клюни в Иль-де Франс-и Париж, Швейцарию, Германию, Британию. Крёстным отцом готического стиля считается влиятельный и могущественный аббат Сугерий, который в 1135-44 гг. перестроил в новом стиле базилику аббатства Сен-Дени. Традиционно принято считать, что именно с этого здания начинается эпоха готики в Европе. Сугерий писал, что высокий, залитый светом храм призван символизировать безбрежный свет, исходящий от Бога. Вскоре вслед за Сен-Дени новый стиль был применён при возведении собора Парижской Богоматери (заложен в 1163) и Ланского собора (заложен в 1165). Из городских кафедральных соборов первым в готическом стиле был выдержан собор в Сансе. Его освящение состоялось в 1168 году. На романскую основу были нарощены шестисегментные ребристые своды, аркбутаны, своеобразной формы шеве. При закладке соборов того времени зодчие планировали возвести немало башен (в Лане — семь, в Шартре — девять), однако эти замыслы практически нигде не были осуществлены в связи с дороговизной и долгими темпами строительства. В сравнительно короткие сроки (с 1194 по 1220 гг.) удалось возвести Шартрский собор. Как и Реймсский собор (заложен в 1212), этот памятник отличается удивительной художественной цельностью; здесь лучше, чем в других городах, сохранилось первоначальное скульптурное и витражноеубранство. Практически одновременно с Шартрским был возведён Буржский собор с широким арочным порталом и высоким нефом, но без трансепта. Этот проект был принят за образец при возведении готических храмов на Пиренеях. Для XIII века характерно соревнование крупнейших диоцезов за возведение собора наиболее грандиозного по своим основным параметрам, включая вместительность и высоту. Победителем в этой «гонке» вышел Амьенский собор, заложенный в 1218 г. Его главный соперник, собор в Бове, задуманный ещё более масштабным, обрушился из-за недостаточной прочности контрфорсов. После этой катастрофы, подведшей черту под порой радикальных структурных экспериментов, зодчие стали подходить к проектированию более осмотрительно. Начало Столетней войны и «чёрная смерть» привели к остановке строительных работ в XIV столетии. На примереКлермонского и особенно Руанского собора можно проследить, как менялись архитектурные вкусы в этот период. Своды и рёбра становятся с каждым десятилетием всё легче. В скульптурном убранстве получают распространение природные мотивы, имитирующие листву, цветы и плоды растений. Во Франции зрелую готику с середины XIII по середину XIV века называют «лучистой». Помимо Амьенского собора, наиболее чистый образец этого стиля — Святая капелла Людовика IX в Париже. В XV веке на смену лучистой приходит «пламенеющая готика» 38. Французская готическая скульптура. Готическая скульптура представляет собой как пластическое искусство Средневековья периода c середины XII и по XV век включительно, так и соответствующие произведения искусства, являющиеся частью архитектурных сооружений, созданных в готическом стиле. Готический скульптурный стиль берёт своё начало во Франции; первыми работами в этом направлении считаются статуи портала базилики в Сен-Дени (1137 год) и Шартрского собора. Затем он распространяется по всей Европе и популярен вплоть до начала Нового времени, когда на смену готике приходит искусство Возрождения, ориентирующееся на традиции античности. Во Франции к моменту возникновения готического стиля скульптуры ваялись из каменных блоков, оставаясь в то же время их частью; отдельно, самостоятельно «стоящих» статуй не создавалось. Лишь к началу XIII столетия начинается достаточно медленное развития пластического мастерства в направлении ваяния отдельных фигур с пропорционально переданными членами. Тело не скрыто в обязательном порядке под одеждами, покровы подчёркивают его формы. Мастера экспериментируют в целях придания своим произведениям больше жизни и подвижности. Так, глубокие или скомканные складки на платье у статуй подчёркивают порывистость движения, резкость при повороте. В XII столетии возник новый (готический) тип, одна из отличительных особенностей которого — чрезвычайная вытянутость фигур. Лица этих фигур нередко поражают своей красотою и почти всегда одушевлены неподдельным религиозным чувством. Складки на драпировках, ниспадая параллельно, в некоторых местах ломаются под резкими углами. Все детали обработаны с большой тщательностью. XIII век — самая блестящая пора французской средневековой скульптуры. Её мастера, взирая на природу не через призму римских или византийских традиций и одушевляясь искреннею верой, достигают замечательной жизненности своих произведений, выказывающейся в смелости и непринужденности поз фигур, в безукоризненной их моделировке, в простоте и изящности укладки их одежд и особенно в передаче благочестивого настроения, как мы это видим, например, в скульптурах порталов Реймского и Шартрского соборов. После того французская скульптура клонится к худшему. Уже в XIV в. драпировки начинают делаться смятыми и мелочными, плоские фигуры — показывать непонимание условий пластичности, работа — исполняться на скорую руку. Вершиной французской готической пластики стал собор в Реймсе. Связь ранних скульптур с Шартром здесь несомненна. Но Шампань и сам Реймс обладали собственной художественной традицией, в которой заметно влияние античности (Апостол Петр с портала северного трансепта). Об этом, в частности, свидетельствует использование буравчика для обработки статуи. Ближе всего к античным образцам подошел автор знаменитой скульптурной группы «Встреча Марии и Елизаветы» на западном портале. Он мыслит сцену в ином ключе, чем мастера Шартра. Взаимоотношения между персонажами обрели большую сложность. Образы резче противопоставлены друг другу: Мария юна и женственна, Елизавета стара и мудра. Важным нововведением реймской пластики, имевшим европейский резонанс, была растительная капитель. На смену стилизованным листьям аканта и орнаментальным плетениям пришли мотивы местной флоры, переданные с необычайной точностью. Во второй трети XIII в. монументальная пластика, дотоле стремившаяся к пространственной свободе, вновь оказалась связанной со стеной — статуи начали помещать в ниши с трехлепестковым обрамлением, которое вторило абрису верхней части фигуры. Вотивная пластика, напротив, к началу XIV в. приобрела форму свободно стоящей статуи. К этому времени искусство украшения порталов пошло на убыль, главное внимание сосредоточилось на скульптуре внутри соборов. Среди памятников этого круга наиболее примечательны «Мадонна Жанны д’Эврё (1339, Лувр, Париж) — драгоценная статуэтка из литого позолоченного серебра, и «Мадонна с младенцем» из Сент-Эньяна (ок. 1330, собор Нотр-Дам в Париже), в которой наиболее ярко выразились черты распространенного стереотипа. Наряду с этими вотивными статуями значительную роль приобрели мемориальная пластика и ювелирная церковная утварь. Надгробия составили важный раздел в готической скульптуре Франции со времен Людовика IX, но подлинный расцвет мемориальная пластика пережила в XIV в. Заботясь об укреплении королевского престижа, Людовик IX повелел обновить и поставить заново в Сен-Дени не менее шестнадцати надгробий французских монархов. Это были сложные сооружения либо в виде балдахина, напоминавшего готический собор, либо саркофаги с фигурами святых по периметру. Нередко здесь использовали мотив погребального шествия. Фигуры умерших в XIII в. стереотипны в своей идеализированной элегантной моложавости; в XIV в. они становятся более индивидуализированными, в облике проступают портретные черты. В надгробии Филиппа IV Красивого (1327) лицо короля с тонкими бровями и широким приплюснутым носом не лишено своеобразия. |