Ист.рос. ответы. 1. Общее и особенное в русском объединительном процессе. (конец xiii xvi вв). Историография темы
Скачать 142.57 Kb.
|
16.Новое в сословно-классовой структуре русского общества. Судебник 1550 г. По наказу Собора был разработан новый свод законов — Судебник 1550 г., вставший на защиту крестьян: их запрещалось за долги превращать в холопов. Что касается возможности перехода крестьян с места на место, то она сохранилась. 17.Культура и быт в XIV-XV вв. Культура и быт в XIV–XV вв. Решающее влияние на духовность народа оказывали церковь и религия. Православие сыграло положительную роль в преодолении суровых нравов, невежества и архаичных обычаев древнерусского общества. В частности, нормы православной морали оказывали огромное влияние на семейную жизнь, брак, воспитание детей. У российских народов долгое время бытовала большая семья, объединявшая родственников по прямой и боковым линиям. Отличительными чертами большой крестьянской семьи являлись коллективное хозяйство и потребление, общее владение имуществом двумя и более самостоятельными брачными парами. У городского (посадского) населения семьи были меньше и состояли обычно из двух поколений – родителей и детей. Семьи служилых людей были, как правило, малыми, так как сын, достигнув 15 лет, должен был служить государеву службу и мог получить как свой отдельный поместный оклад, так и пожалованную вотчину. Это способствовало ранним бракам и выделению самостоятельных малых семей. С введением православия браки стали оформляться через обряд церковного венчания. Но традиционный свадебный обряд («веселие») сохранился на Руси еще примерно в течение шести-семи веков. Расторжение брака было весьма затруднительным. Уже в раннем средневековье развод («распуст») разрешался лишь в исключительных случаях. При этом права супругов были неравны. Муж мог развестись с женой в случае ее измены, причем к измене приравнивалось общение с чужими людьми вне дома без разрешения супруга. В позднем средневековье (с XVI в.) развод разрешался с условием пострижения в монахи одного из супругов. Православная церковь разрешала одному лицу вступать в брак не более трех раз. Торжественный обряд венчания совершался обычно лишь при первом браке. Четвертый брак категорически запрещался. Новорожденного ребенка надлежало крестить в церкви на восьмой день после рождения именем святого этого дня. Обряд крещения считался церковью основным, жизненно важным обрядом. Некрещеный не имел никаких прав, даже права на погребение. Ребенка, умершего некрещеным, церковь запрещала хоронить на кладбище. Следующий обряд после крещения – «постриги» – производился год спустя после крещения. В этот день кум или кума (крестные родители) выстригали у ребенка прядь волос и дарили рубль. После пострижек каждый год праздновали именины, то есть день того святого, в честь которого человек был назван (позже стал называться «день ангела»), а не день рождения. Царские именины считались официальным государственным праздником. Все источники свидетельствуют, что в эпоху средневековья в семье была чрезвычайно велика роль её главы. Он представлял семью в целом во всех ее внешних функциях. Только он имел право голоса на сходках жителей, в городском вече, позже – в собраниях кончанских и слободских организаций. Внутри семьи власть главы была практически неограниченной. Он распоряжался имуществом и судьбами каждого из ее членов. Это касалось даже личной жизни детей, которых отец мог женить или выдать замуж против их воли. Церковь порицала его только в том случае, если он при этом доводил их до самоубийства. Распоряжения главы семьи должны были выполняться беспрекословно. Он мог применять любые наказания, вплоть до физических. «Домострой» – энциклопедия русского быта XVI в. – прямо указывал, что хозяину следует бить в воспитательных целях жену и детей. За неповиновение родителям церковь грозила отлучением. Внутриусадебный семейный быт долгое время был сравнительно замкнутым. Однако простые женщины – крестьянки, посадские – вовсе не вели затворнический образ жизни. Свидетельства иностранцев о тюремном затворничестве русских женщин относятся, как правило, к быту феодальной знати и именитого купечества. Их редко выпускали даже в церковь. О распорядке дня людей средневековья сведений сохранилось немного. Трудовой день в семье начинался рано. Обязательных трапез у простых людей было две – обед и ужин. В полдень производственная деятельность прерывалась. После обеда по старой русской привычке следовал длительный отдых, сон (что весьма удивляло иностранцев). Затем вновь работа до ужина. Вместе с окончанием светового дня все отходили ко сну. С принятием христианства официальными праздниками стали особо чтимые дни церковного календаря: Рождество, Пасха, Благовещение и другие, а также седьмой день недели – воскресенье. По церковным правилам праздничные дни следовало посвящать благочестивым делам и религиозным обрядам. Работать в праздничные дни считалось грехом. Однако бедные работали и в праздники. Относительная замкнутость домашнего быта разнообразилась приемами гостей, а также праздничными церемониями, которые устраивались преимущественно во время церковных праздников. Один из главных крестных ходов устраивался на Крещение. В этот день митрополит освящал воду Москвы-реки, а население города совершало обряд Иордани (омывания святой водой). По праздникам устраивались и другие уличные представления. Бродячие артисты, скоморохи известны еще в Киевской Руси. Кроме игры на гуслях, дудках, исполнения песен, представления скоморохов включали акробатические номера, состязания с хищными животными. В скоморошью труппу входили обычно шарманщик, гаер (акробат), кукольник. Праздники, как правило, сопровождались общественными пирами – братчинами. Однако представления о якобы беспробудном пьянстве русских явно преувеличены. Только во время 5–6 наиболее крупных церковных праздников населению разрешалось варить пиво, а кабаки являлись государственной монополией. Общественный быт включал также проведение игр и забав – как военных, так и мирных, например взятие снежного городка, борьба и кулачный бой, городки, чехарда, жмурки, бабки. Из азартных игр получили распространение игра в кости, а с XVI в. – в карты, привезенные с Запада. Любимым развлечением царей и бояр была охота. Таким образом, жизнь человека в эпоху средневековья хотя и была сравнительно однообразной, но далеко не исчерпывалась производственной и социально-политической сферами, включала многие аспекты повседневного бытия, на которые историки далеко не всегда обращают должное внимание. Тема борьбы за независимость была центральной как в устном народном творчестве, так и в памятниках письменной литературы. Наиболее крупными патриотическими произведениями были «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище», прославлявшие победу объединенных русских войск в Куликовском сражении. Наиболее значительным памятником исторической мысли являлись летописные своды. Центром общерусского летописания стала Москва, где в начале XV в. был составлен первый летописный свод общерусского характера – Троицкая летопись, – в котором проводилась мысль о преемственности власти московских государей от киевских и владимирских князей. В исторической литературе рубежа XV–XVI вв. усиливаются рационалистические6 взгляды на исторические события. Авторы исторических произведений (например, «Сказания о князях владимирских», конец XV в.) стремились утвердить мысль об исключительности самодержавной власти русских государей как преемников Киевской Руси и Византии. Такие же идеи высказывались в хронографах, сводных обзорах всеобщей истории, в которых Россия рассматривалась как последнее звено в цепи всемирно-исторических монархий. Расширялись не только исторические, но и географические знания людей. В связи с усложнением административного управления выросшей территорией государства стали составляться первые географические карты («чертежи»). Этому же способствовало развитие торговых и дипломатических связей России. В конце XV века начинается освоение морского пути из Белого моря в западно-европейские страны. Русские мореплаватели внесли большой вклад в географические открытия на Севере. К началу XVI века ими были обследованы Белое, Студеное (Баренцево) и Карское моря, открыто много северных земель – острова Медвежий, Новая Земля, Колгуев, Вайгач и другие. Русские поморы первыми проникли в Ледовитый океан, создали первые рукописные карты обследованных северных морей и островов. Они одними из первых освоили Северный морской путь вокруг Скандинавского полуострова. Русские мастера научились производить довольно сложные математические расчеты при строительстве зданий, были знакомы со свойствами основных строительных материалов. При постройке зданий использовались блоки и другие механизмы. Для добычи соляных растворов применялись глубокое бурение и прокладка труб, по которым жидкость перегонялась при помощи поршневого насоса. В военном деле было освоено литье медных пушек, получили распространение стенобитные и метательные орудия. В XIV в. были восстановлены каменные соборы во Владимире, Ростове, Суздале и других городах. В Москве были возведены белокаменные стены и башни Кремля, целый ряд соборов и монастырей. В процессе образования государства с центром в Москве стал создаваться новый общерусский стиль монументального зодчества. Для этого стиля было характерно творческое использование архитектурных традиций старых русских городов и вместе с тем их обогащение достижениями европейского зодчества эпохи Возрождения. Формирование национальной архитектуры сопровождалось подъемом русского изобразительного искусства. Этот подъем связан с именем великого русского живописца Андрея Рублева. В первой четверти XV в. он вместе с иконописцем Даниилом Черным украсил фресками и иконами ряд московских соборов. Вершиной творчества А. Рублева стала икона «Троица», написанная в Троице-Сергиевом монастыре под Москвой. Творчество Андрея Рублева оказало большое влияние на дальнейшее развитие русской живописи. По своей художественной ценности и высокому мастерству оно стоит на уровне самых выдающихся достижений современной ему итальянской живописи эпохи Возрождения. Таким образом, формирование духовности народа XIV – начала XVI вв. проходило в значительной мере под влиянием идей создания государства и растущего осознания единства ее народов. 18.Общественно-политические конфликты в русском обществе во второй половине XV в. § 7. Государство и церковь Русская православная церковь всеми силами защищала и поддерживала объединение русских земель вокруг Москвы, укрепление великокняжеской власти и создание централизованного государства. Благодарные великие князья всячески поддерживали церковь, предоставляли ей новые земельные владения, делали в монастыри и церкви богатые вклады деньгами, дорогими вещами, предоставляли церковным земельным собственникам налоговые льготы, позволяли им самим судить и рядить живущих на их землях людей. Такой порядок на Западе назывался иммунитетом, утвердился он и в России. Особенно авторитет Русской православной церкви вырос после падения Константинополя и превращения русской церкви с середины XV в. в автокефальную, т. е. самостоятельную, организацию, независимую от константинопольского патриарха. Теперь это была самая крупная, богатая, хорошо организованная православная церковь в Евразии. Большую помощь церковь оказала великокняжескому престолу в борьбе с католической агрессией Запада и освобождении Руси от власти Орды. Митрополит Геронтий активно побуждал заколебавшегося в 1480 г. Ивана III к решительной борьбе с нашествием Ахмата. Однако по мере укрепления центральной власти позиция церкви становилась слабее. Великие князья Иван III и Василий III не могли согласиться с существованием государства в государстве. А церковь с ее огромным религиозным влиянием, земельными богатствами, многочисленными льготами стала порой соперничать с великокняжеской властью. Началось сокращение налоговых и судебных льгот церкви. Великие князья стали ограничивать церковь в дальнейшем расширении земельных владений. Но церковь в XV — первой половине XVI в. по-прежнему оставалась мощной религиозной и нравственной силой, одним из богатейших землевладельцев на Руси. Монастыри, другие церковные организации были средоточием больших культурных ценностей. Здесь создавались летописи, рождались живописные шедевры, действовали школы. И великокняжеская власть не могла не учитывать все эти моменты. Наконец, церковь обрушилась на возникшие в XV — начале XVI в. ереси, которые подрывали не только существовавшие церковные порядки, но и устои самого государства. Ереси (от греч. ересис — особое вероучение) — это отступление от официального церковного учения, церковных догм и поклонения церковным святыням — иконам, мощам святых и т. п. Ереси выступали против церкви, а поскольку она поддерживала государство, обосновывала божественное происхождение верховной власти, власти великих московских князей, то борьба против церковных устоев равнялась борьбе против государственных интересов. На Русь волна еретичества докатилась во второй половине XIV — начале XV в., и не случайно первые ее ростки проклюнулись в Новгороде и Пскове — крупных торговых городах, тесно связанных с западными странами. Еретики (их называли стригольниками из-за того, что в их числе были расстриженные духовные лица, т. е. лишенные духовного сана) обличали церковников, в том числе монастырскую братию, за жадность, мздоимство, погоню за «имением» и говорили, что такие люди не могут учить людей вере. Они отрицали такие религиозные догмы, как вечное существование души, вера в загробную жизнь и одновременно выступали против церковного землевладения, угнетения одних людей другими. Церковные власти, опираясь на поддержку великих князей, сурово покарали еретиков, «показнили» их. Так, в Новгороде наиболее активные из еретиков были сброшены связанными, с камнем на шее с моста в Волхов. Однако суровые меры, напоминавшие такие же расправы инквизиторов на Западе со «своими» еретиками, не искоренили ересь. Прошло несколько десятилетий, и новая волна ереси пришла из Новгорода. Ее называли ересью жидовствующих, потому что первыми ее распространителями были приехавшие из Киева евреи. Еретики отрицали божественное происхождение Иисуса Христа и говорили о его человеческой сущности, отвергали почитание икон, монашество, поклонение святым. Их взгляды нашли поддержку не только среди простого народа, но и некоторой части духовенства, бояр, дьяков и даже людей, близких к Ивану III. Поначалу Иван III не вмешивался в религиозные споры и даже сочувственно относился к еретикам, поскольку те, обличая церковь, поддерживали великокняжескую власть и наносили удар по особому положению церкви в государстве. Также лояльно поначалу Иван III воспринял и рассуждения так называемых нестяжателей — заволжских старцев, т. е. монахов, живших в скитах, в отдельных лесных избушках. Нестяжатели проповедовали уход от мира, отказ от приобретения церковниками богатств, земельных владений. А жить нужно, считали они, на подаяния прихожан и заработанное личным трудом. Только таким путем можно очиститься душой и достигнуть на том свете спасения. В борьбе с церковным землевладением, всевластием усиливавшейся церкви Иван III использовал эту критику со стороны нестяжателей. Их яростным противником выступал игумен подмосковного Волоколамского монастыря Иосиф, поэтому его сторонников стали называть осифлянами. Они доказывали, что монастыри нуждаются в землях, в крепком хозяйстве. Только опираясь на хозяйственную мощь, они могут в религиозном отношении влиять на общество. На первых порах казалось, что при сочувствии великого князя еретики и нестяжатели возьмут верх над официальной церковью. Но Ивана III мало заботили религиозные и нравственные вопросы. Главным для него было усиление центральной власти, собственного единодержавия. Используя ситуацию, великий князь предпринял, как уже говорилось, ограничение церковного землевладения, различных льгот церкви. После этого он как и прежде был намерен использовать церковь, ее религиозную проповедь в интересах развивающегося государства. Ведь еретики могли полностью подорвать его идеологические устои. Началось преследование еретиков в Новгороде и Москве, сторонники нестяжателей пошли в ссылку и на плаху. А скоро деревянные клетки с еретиками запылали на льду Москвы-реки и Волхова. Никогда еще Русь не видела столь ужасных казней. Церковь с лихвой отплатила своим противникам. Церковь, несмотря на некоторые противоречия с великокняжеской властью, продолжала всячески возвышать Русское централизованное государство. Именно в церковной среде в начале XVI в. сложилась теория «Москва — Третий Рим». Ее создатели доказывали, что Москва, Русское государство, великокняжеская власть являются истинными наследниками Рима и древнего Константинополя. Они считали, что первый Рим был погублен католичеством, второй Рим — Константинополь — погряз в грехах и по наущению Божьему был захвачен турками. Теперь только православная Москва способна стать мировым центром истинного христианства, а Русское централизованное государство должно выполнить свою ми- ровую миссию, спасти человечество от разного рода ересей и стать поистине мировой державой. В это же время создатели новых сказаний и летописных сводов, которые писались также церковными деятелями, обосновали идею о том, что род Рюриковичей проистекает от римского императора Августа, чья власть имела божественный характер. А жизнь и власть московских монархов дана самим Богом. 18. Общественно-политические конфликты в русском обществе во второй половине XV в. Вхождение Ярославля в состав Русского государства (1463-1471 гг.) явилось результатом длительного постепенного процесса объединения земель. Ярославские владетельные князья издавна тяготели к Москве, являлись союзниками великих князей московских как во внутриполитической борьбе, так и при свержении ордынского ига. Ярославская рать во главе с князьями Прозоровскими и Курбскими сражалась на Куликовом поле. Это тяготение определило мирный (хотя и небесконфликтный) характер процесса поглощения Ярославля Москвой. Первые попытки ограничения политической самостоятельности Ярославля происходят уже в середине XV века. Великий князь московский Василий II, а затем его сын, Иван III, при проведении политики централизации стремились ликвидировать права и привилегии ярославских князей и использовать в своих целях авторитет и экономические возможности духовных корпораций края, прежде всего влиятельных монастырей. Наиболее известными обителями Ярославля были Спасский и Толгский монастыри. Чтобы привлечь Спасского архимандрита и монашескую братию на свою сторону, московские власти были вынуждены предоставлять монастырю новые земельные пожалования, расширять его судебные и податные льготы. Заметной вехой в истории края стали 60-е годы XV века. Именно в это время, по единодушному мнению исследователей, происходит формальное присоединение Ярославля к Москве. Споры вызывает лишь точная дата события. Время утраты политической самостоятельности Ярославля было отмечено резким обострением борьбы между местными светскими и духовными вотчинниками и наступавшей на их права московской великокняжеской властью. Несколько летописных сводов сохранили рассказ об обретении в Спасском монастыре в 1463 году мощей князей Федора Ростиславича Черного и его сыновей, Давида и Константина, правивших в Ярославском княжестве в XIII-XIV веках. Останки князей были торжественно перенесены в Спасо-Преображенский собор монастыря. Масштабность действа свидетельствует, вероятно, о том, что речь шла об одной из последних попыток феодалов края поднять политический престиж Ярославского княжества. Но если эта попытка и имела место, она окончилась политической неудачей. Москва постаралась решительно пресечь намерение ярославцев сохранить независимость. В Ярославль был послан из Москвы наместник, который предпринял соответствующие меры. Нелегко пришлось и архимандриту Христофору: в Спасский монастырь прибыла из Ростова комиссия, посланная ростовским архиепископом Трифоном, находившимся всецело под влиянием Москвы. Формально комиссия должна была произвести экспертизу чудотворных мощей, однако нет сомнения, что полномочия ее были гораздо шире; комиссия пыталась помешать наметившемуся союзу представителей ярославской княжеской династии и влиятельного местного духовенства. Москве удалось отделить проблему канонизации ярославских чудотворцев от попыток сохранить независимость княжества. Но даже после разгрома слабой политической оппозиции в Ярославле там долго еще были заметны следы былой самостоятельности. Многие ярославские князья (Пенковы, Алабышевы, Аленкины, Сисеевы, Юхоцкие, Шехонские и др.) сохраняли на территории бывших своих уделов остатки вотчинных прав вплоть до второй половины XVI века. В 1479 году Иван III, узнав о готовящейся измене новгородских бояр,быстро в четвертый раз подступил к Новгороду. В село Бронницу к Ивану III стали прибывать многие жители Новгорода, и заговорщики вынуждены были открыть ворота в город. Все участники заговора были подвергнуты пыткам, многие казнены,а другие высланы в поволжские города и селения. Летописец сообщал,что в 1479 году из Новгорода было вывезено 250 семей бояр и купцов, в 1480 году—50 семей, а в 1488 году — 7 тысяч человек. Земли и усадьбы опальных бояр раздавались сторонникам московского князя, переселенным из подмосковных городов. Купцы и бояре-переселенцы из-под Москвы стали главенствовать в Новгородском крае и скоро полностьюподчинили себе город. Они получали огромные доходы от торговли и эксплуатации крепостных крестьян. Особо выделялись своим богатством несколько купеческих семей — Саларевы, Корюковы, Боровитиновы, Сырковы и Таракановы. Для своих дворов они заняли большие площади на Торговой стороне. Купцы Сырковы завладели бывшим княжеским двором на Ярославовом дворище. После присоединения Новгорода к Москве и перераспределения земельных владений была проведена полная перепись крестьянского населения, поместий дворян и бояр. Перепись производилась по пятинам, на которые была разделена новгородская земля. |