Педогогика. 1. Объяснить сущность процесса обучения, его структуру, цели и содержание
Скачать 35.12 Kb.
|
Содержание 1.Объяснить сущность процесса обучения, его структуру, цели и содержание………………………………………………………………………...3 2. Доказать, что человек – семьянин, а семья – основная среда, где воспитывается человек. Структура и функции семьи………………………….10 3.Всестороннее и гармоническое развитие человека – как конечная цель обучения и образования…………………………………………………………14 Список источников и литературы………………………………………..17 1.Объяснить сущность процесса обучения, его структуру, цели и содержание. Выявление сущности процесса обучения предполагает обозначение его функций. Процесс обучения призван осуществлять образовательную, воспитательную и развивающие функции. Выделение данных функций процесса обучения проведено условно, поскольку грани между процессами образования, воспитания и развития личности относительны, и некоторые их аспекты являются общими. Условное выделение этих функций необходимо в практической деятельности педагога при целеполагании процесса обучения и диагностике его результатов. Образовательная функция процесса обучения предполагает усвоение личностью научных знаний, формирование системы специальных и общеучебных умений и навыков. [5] Воспитательная функция процесса обучения заключается в формировании системы ценностно-эмоциональных отношений личности к миру и совокупности ее качеств. Развивающая функция процесса обучения определяет развитие общих и специальных способностей личности, а также психических процессов. Охарактеризованные функции процесса обучения недопустимо рассматривать как изолированно осуществляемые. Они находятся в сложно переплетенных причинно-следственных связях, когда одна из функций является следствием другой и одновременно причиной третьей. Так, воспитание дисциплинированности, общественной активности создает условия для эффективности обучения. А обучение, в свою очередь, способствует воспитанию этих качеств. [7] Основными целями обучения принято считать: - создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности, всемерного развития ее способностей, добиваясь получения учащимися прочных знаний, основ наук и умения самостоятельно пополнять их; - дать универсальное образование на уровне, отвечающем быстрому развитию науки и позволяющем адаптироваться в современном мире; реализовать идею общего, интеллектуального, нравственного развития личности средствами гуманитаризации образования; - воспитать высокоразвитого гражданина на основе общечеловеческих нравственных ценностей, способного к активной жизни, труду, творчеству; - следовать международным требованиям к построению программ для детей с высокими интеллектуальными способностями: углубление содержания программ, развитие высокого уровня мыслительных процессов, развитие понимания собственных способностей учащимися; - формировать личность с развитым интеллектом и высоким уровнем культуры, готовую к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ. Обучение является процессом. Данный процесс протекает, осуществляется, развивается, совершенствуется. Почему это происходит? Что является движущими силами процесса обучения? Анализ движущих сил процесс обучения является важным условием эффективности теоретической деятельности по определению его содержания. Источниками развития с диалектических позиций является единство и борьба противоположностей. Становление педагогических систем и процессов всегда осуществляется в ходе раздвоения целого на взаимоисключающие, противоположные стороны и тенденции, взаимоотношения которых и составляет внутренний импульс их развития. [5] Определение сущности процесса обучения предполагает выявление его логики. Для определения логики процесса обучения важно определить содержание понятий "логика учебного предмета" и "логика учебного процесса". Логика учебного предмета не совпадает с логикой той науки или сферы деятельности, которые составляют предметное содержание учебной дисциплины. Логика учебного предмета во многом определяет логику учебного процесса. Между тем логика учебного процесса не совпадает полностью с логикой учебного предмета. Логика учебного предмета предполагает постоянное движение от старого к новому. В логике учебного процесса часто, а подчас обязательно происходит движение от нового к рассмотрению уже усвоенного материала под новым углом зрения. [4] Логика учебного процесса определяется составом класса, уровнем подготовки групп учащихся, методическим подчерком учителя, оснащенностью техническими средствами обучения. Однако основными факторами, определяющими логику процесса обучения, являются элементы содержания образования (знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности и ценностно-эмоциональных отношений) и соответствующие способы их усвоения. В соответствии с изложенным И.Я. Лернер намечает следующую логику процесса обучения: - предъявление информации для осознанного восприятия; - воспроизведение способов деятельности и применение знаний в знакомой ситуации, по образцу; - творческое применение знаний и умений в нестандартных, нетипичных ситуациях. Вся эта деятельность сопровождается формированием ценностно-эмоционального отношений к усваиваемым компонентам содержания образования. [5] Описанную логику учебного процесса можно схематически изобразить следующим образом: - предъявление и воспроизведение информации; применение знаний и умений в типичных ситуациях; - творческое применение знаний и умений; формирование ценностно-эмоциональных отношений. Общая схема логики учебного процесса (при полном незнании обучающихся учебного материала) примет следующий вид: Общность и специфика процессов обучения и воспитания
Эта общая схема в реальном процессе обучения может приобретать различные варианты: - Занятие начинается с воспроизведения информации или упражнений, после чего предъявляется новая информация, за которой следует ее творческое применение. - Занятие начинается с создания проблемной ситуации, после анализа которой предъявляется новая информация, закрепляемая в ходе упражнений. Во всех вариантах этапы учебного процесса сопровождаются формированием педагогически целесообразных ценностно-эмоциональных отношений. Поскольку учебный процесс длителен, то в ходе его представленные варианты сменяют друг друга в различных сочетаниях. [5] Приведенные схемы отражают логику учебного процесса. Основной практический смысл ее анализа состоит в том, что логика учебного предмета, какой она дана в программах и учебниках, не является догмой, она служит лишь обозначением общего порядка изучения учебного материала. Подлинный ход его изучения зависит не только от логики предмета, но и от закономерностей его усвоения, от условий, в которых проходит обучение. Следующие, что необходимо сделать для выявления сущности процесса обучения - это рассмотреть его связи с другими педагогическими процессами, и тем самым выделить особенности, отличающие данный процесс. Процесс обучения тесно связан с процессом воспитания. Выявление сущности процесса обучения предполагает анализ его структуры. Самое крупное членение единого процесса обучения состоит в выделении в его структуре двух взаимосвязанных элементов: учения и преподавания. Обучение невозможно без одновременного осуществления преподавания и учения, без взаимодействия обучаемого и преподавателя. Преподавание невозможно без учения, а учение без преподавания становится элементом процесса самообразования. [4] Эффективный процесс обучения предполагает установление субъектных отношений педагога и обучаемых. Школьник (дошкольник, студент) выступает объектом преподавания и субъектом учения. Объектом его деятельности является содержание образования. Педагог выступает субъектом преподавания. Его деятельности также направлена на содержание образования. 2.Доказать, что человек – семьянин, а семья – основная среда, где воспитывается человек. Структура и функции семьи. Семьянин - человек, обладающий качествами, необходимыми для семейной жизни. А где же приобрести эти качества и кому конкретно они нужны, мужчине или женщине, мальчику или девочке? Подготовка к семейной жизни разворачивается на ранних этапах жизни. Супружеская и родительская социализация, как отмечают Исаев Д.Н., Каган В.Е., начинается на 2-м году жизни, когда ребенок в семейном общении воспринимает первые образцы маскулинности и фемининности. Супружеское и родительское поведение матери и отца остается еще в тени, не осознается ребенком, но именно они оказываются в роли проводников половых ролей. В 2-3 года, когда ребенок знает свой пол и начинает соотносить «свое «я» с представлениями о людях своего и другого пола, в ролевых играх он осуществляет маскулинное и фемининное поведение, как прежде всего супружеское и родительское (социосексуальные игры в «папу — маму», «дочки — матери» и др.). В этих играх отражается формирование первого, простейшего уровня семейных установок, которые соответствуют общим стереотипам семьи. [8] Уже в этих играх мальчики выполняют роли, связанные с выходом за пределы семьи и возвращением в нее (охота, война, работа и т. д.), а девочки — связанные с домом роли; мальчики в проявлениях стиля игры более эксцентричны и инструментальны в этих играх, а девочки — более концентричны и эмоциональны. В З-5 лет в подобных детских играх уже нетрудно проследить имитацию жизни собственной семьи или других виденных семей. Девочка уже не просто укачивает куклу, но делает это точно копируя свою мать. Эти игровые перевоплощения — один из сильных путей формирования супружеских и родительских ролей. Основной механизм этого формирования — идентификация и имитация. Ребенок идентифицирует себя с родителем своего пола и имитирует его поведение в случаях, когда родитель холоден, груб, несправедлив, жесток. [4] Таким образом, качества семьянина закладываются в раннем возрасте и не осознаются детьми, и зачастую родителями. Самая лучшая, естественная форма воспитания семьянина — любящая обстановка, гармония и лад в отчем доме. Что же такое семья? Хотя все мы пользуемся этим термином и, несомненно, имеем четкое представление о том, что мы подразумеваем под ним, это понятие поддается определению с огромным трудом. Многие из нас представляют семью как социальную ячейку, состоящую из женатой пары и их детей, живущих в одном доме и ведущих общее хозяйство. Но такое определение слишком ограничено. Во многих обществах под семьей понимается группа, объединенная родственными связями, а не супружеская пара и ее дети. Социологи традиционно рассматривают семью как социальную группу, члены которой связаны узами родства, брака или усыновления и живут совместно, сотрудничая экономически и заботясь о детях. Однако не все удовлетворяет это определение. Некоторые ученые полагают, что главную роль в семьях играют психологические связи; они считают, что семья - это тесно связанная группа людей, которые заботятся друг о друге и уважают друг друга. [2] То, как мы определяем семью, влияет на то, какие типы семей являются нормальными, а какие - девиантными, а также какие права и обязанности семьи признаются легально и социально значимыми. Социальные взаимоотношения между взрослыми мужчинами и женщинами в рамках семьи могут быть организованы по принципу супружеских или по принципу родственных связей. В нуклеарной семье супруги и их дети составляют ядро взаимоотношений, а кровные родственные связи отходят на второй план. В противоположность этому, в расширенной семье, состоящей из нескольких поколений, - ядро семейных отношений образуют кровные родственники, а супружеские связи являются функционально второстепенными. Нуклеарная семья представляет собой наиболее предпочтительный тип семьи в современных индустриальных обществах. В течении жизни индивид, как правило, бывает членами двух нуклеарных семей: он принадлежит к нуклеарной семье, состоящей из его отца, матери, братьев и (или) сестер (социологи называют такую семью семьей ориентации), и, вступив в брак, как большинство граждан, является членом нуклеарной семьи, состоящей из самого индивида, его супруги (супруга) и их детей (такую семью социологи определяют как семью воспроизведения). Расширенные семьи встречаются во всевозможных формах по всему миру. иногда супружеские связи практически отсутствуют. Например, так было в кастовой группе найяр, проживавшей в юговосточной части Индии до ее колонизации Британией. Когда девушка достигала возраста половой зрелости, она проходила ритуальную церемонию «вступления в брак» с мужчиной, которого выбирало для нее обширное собрание. По прошествии трех церемониальных дней она проходила другой ритуал - «развода», после чего становилась свободной и могла выбирать себе «приходящих мужей», или любовников. Хотя любовники женщины регулярно дарили ей подарки по установленным случаям, никто из них не содержал ее. Когда у женщины рождался ребенок, один из ее мужчин - не обязательно биологический отец ребенка - выплачивал ей определенную сумму и тем самым подтверждал его законорожденность. Тем не менее этот мужчина не имел никаких экономических, социальных, юридических или ритуальных прав и обязанностей по отношению к ребенку. Ответственность за ребенка несли кровные родственники его матери. [1] В течение некоторого времени социологи полагали, что индустриализация подорвали расширенную семью, одновременно способствуя развитию нуклеарных семей. К примеру, Уильям Дж. Гуд на основании обзора состояния семей во многих странах мира пришел к выводу, что индустриализация ослабляет расширенную семью за счет ряда факторов. Во-первых, индустриализация побуждает людей перемещаться в поисках новой работы и возможностей служебного роста, что ослабляет родственные связи, требующие частых и близких контактов. Во-вторых, индустриализация способствует росту социальной мобильности, что приводит к трениям между родственниками, принадлежащими к различным социальным слоям. В-третьих, индустриальное общество замещает кровнородственные группы в решении таких общих проблем, как обеспечение безопасности, образование, военная защита и денежное кредитование, социальными институтами. В-четвертых, в индустриальном обществе на первый план выходят личные достижения индивида, что уменьшает зависимость индивидов от своих семей.[1] 3.Всестороннее и гармоническое развитие человека – как конечная цель обучения и образования. Разносторонее развитие предполагает включение школьника в многообразные виды деятельности: интеллектуально-познавательную, ценностно-ориентировочную, трудовую, общественно-полезную, художественную, физкультурно-спортивную, игровую, неформальную деятельность свободного общения. Это и задействованность школьника, его активная позиция, удовлетворяющие его положения в различных социальных группах: в семье, в ученических коллективах, в отношениях со взрослыми, в неформальных объединениях сверстников, в интимно-личностном общении с разными людьми. Это и разнообразие территориальное, временное. Это и разнообразие душевных состояний человека в зависимости от сложившейся социальной, педагогической, психологической: это состояние глубокой интеллектуальной сосредоточенности и веселой, жизнерадостной расслабленности, радости и счастья, переполняющих душу, и грусти, печали, скорби, если на то есть причины; и высокие творческие порывы в любом виде деятельности, и чувство усталости и вдохновения на лоне природы или в кругу друзей, это высокое чувство любви и его антипода – ненависти. Гармоничное развитие предполагает сочетание в организуемой педагогической деятельности общечеловеческих, социальных, национальных и личностных ценностей (Истины, Добра, Красоты); гармонию в развитии и стимулирование здорового обpаза жизни (триединство «интеллект + тело + душа»). [6] Такое проявление всесторонности и гармоничности применительно к каждой личности школьника должно находить свой конечный итог в самоактуализации личности, что означает (в интерпретации известного современного психолога А. Маслоу) – непрерывное стремление к возможно более полному выявлению своих личностных возможностей. Самоактуализирующейся личности свойственно дружелюбие, отсутствие агрессивности, способность к глубоким привязанностям; при этом они легко переносят одиночество, проявляют независимость, отстаивают свою точку зрения, свои принципы. Это личности, способные к творчеству, полноценному общению, активному саморазвитию. Понятие цели диалектично. Постановка цели заведомо влечет за собой ее конкретизацию – определение стратегических и тактических задач воспитания. Стратегические задачи позволяют педагогу на основе анализа условий, в которых протекает учебно-воспитательный процесс, определить основные направления его деятельности, позволяют отобрать содержание и средства воспитания, наметить конкретную программу организации и развития ученического коллектива, «программу человеческой личности» применительно к каждому воспитаннику, выработать стратегию и тактику своего взаимодействия с малым педагогическим коллективом, с внешкольными учебно-воспитательными учреждениями, с родителями учащихся. [4] Выбор стратегических задач воспитания – это есть отбор содержания воспитательной работы классного руководителя. Это выбор тех областей культуры, которые, по его мнению, могут наилучшим образом отвечать поставленной цели. Если выбор – то из чего? Прежде всего из «материального – духовного». Это и выбор определенных областей культуры: экономики, политики, права, морали, художественной культуры, стиля и тона отношений, культуры общения, содержания и культуры самовыражения. Это еще и выбор между подлинной высокой культурой и псевдокультурой – музыкой, литературой, изобразительным творчеством, манерой поведения, бытом и так далее, увы, столь привлекательной и потребляемой с удовольствием обывателем нашего времени (взрослым и ребенком). Это и выбор между «модным и консервативным»: в литературе, оценке истории, в экономике, в политике, в произведениях искусства, а одежде, в формах поведения, в бытовых мелочах… Опять обратимся к педагогическим мыслям Р. Шумана: «Все модное становится со временем немодным, и если ты будешь гоняться за модой до старости, то превратишься в фата, которого никто не уважает» (Р. Шуман. Жизненные правила для музыкантов). Потребность конкретизации стратегических задач неизменно вызывает у педагога желание составить перечень еще более конкретных задач – тактических, которые позволят решить задачу стратегическую, то есть приблизиться к реализации воспитательной цели. А это есть не что иное как потребность планирования воспитательной работы. [7] Диалектический характер целеполагания в воспитательном процессе хорошо реализован в созданной А.С. Макаренко теории и практике постановки перспектив жизнедеятельности детского коллектива и личности: системы перспектив – близких, средних и дальних. При этом, критерием успешности или неуспешности воспитательного процесса выступает закономерность, проявляющаяся в том, что «чем богаче жизненная перспектива личности, чем богаче ее внутренний мир и культура, тем меньше ее зависимость от непосредственного окружения, тем больше ее духовная свобода». Список источников и литературы 1.Гребенников И. В. Основы семейной жизни. М.: Просвещение, 2019.- 156 с. 2.Зверева, О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание : учебник и практикум для среднего профессионального образования / О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2016. — 219 с. 3.Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2018. — 480 с. 4.Педагогика. Под ред. С. П. Баранова и др. М., 2016. -334 с. 5.Сидоров С.В. Методы, приёмы и средства обучения [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя – URL: http://si-sv.com/publ/1/14-1-0-104 (дата обращения: 24.11.2021). 6.Сластенин В. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2017. - 576 с. 7.Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие. М., 2016. – 576 с. 8.Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и её проблемы. М.: Мысль, 2014. – 271 с. |