Курсовая работа, новая. Потребностная сфера личности
Скачать 173.76 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ГОУВПО «АмГУ») Факультет Социальных наук Кафедра Психологии и педагогики Направление подготовки 37.03.01-Психология КУРСОВАЯ РАБОТА На тему: «Потребностная сфера личности» По дисциплине: «Человек и его потребности» Исполнитель Студент группы 964-узб1 ___________________ Н.Н. Буторина (подпись, дата) Руководитель __________________ В.С. Клеменс (подпись, дата) Нормоконтроль _________________ Л.В. Сидоров (подпись, дата) Благовещенск 2020 СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 1Теоретические основы изучения потребностной сферы личности 5 Понятие потребностной сферы личности в психологии 5 Классификация потребностей 10 Факторы, влияющие на потребностную сферу личности 14 2 Исследование потребностной сферы личности 19 Организация и методы исследования 19 Анализ результатов исследования 22 Заключение 32 Библиографический список 34 Приложение 36 ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования обусловлена тем, что профессиональное развитие, успешная профессиональная самореализация определяются психологическими особенностями личности, в первую очередь потребностными характеристиками. Потребностная сфера является ядром личности, так как именно мотивы и потребности обуславливают поведение и деятельность личности. История развития человека и становления его как личности, социализирующейся в обществе, тесно связана с историей развития его потребностей. Все потребности человека обусловлены процессом его исторического развития, включены в него и в ходе его развиваются и претерпевают изменения. Потребности человека безграничны, на смену одних приходят другие, более важные в конкретный период времени. Человек всё время испытывает нужду в чём либо, ищет способы усовершенствовать свою жизнь и получить от неё всё. Потребности являются побуждающим фактором, дающим толчок к действиям. Люди не всегда могут с легкостью удовлетворить какую-либо потребность, для исполнения некоторых из них они должны действовать. Создавая в процессе производства различные и более совершенные средства для их удовлетворения, человек находил способы разрешения элементарных, а позже и более высоких потребностей. Возникновение новых потребностей побуждало человека к разносторонней деятельности, направленной на удовлетворение этого нескончаемого потока возникающих желаний и нужд. Изучением особенностей потребностной сферы личности занимались такие исследователи, как А. Маслоу, К.П. Альдерфер, Д.К. Макклелланд, В.И. Тарасенко и В.Г. Подмарков, и др. Тем не менее, в настоящее время отмечается недостаток исследований, посвящённых изучению потребностной сферы личности, что определяет актуальность данного исследования. Целью исследования является – изучение особенности потребностной сферы личности. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: Изучить особенности формирования потребностей личности. Проанализировать возникновение, развитие и изменение потребностей. Выявить факторы, влияющие на потребностную сферу личности. Эмпирически исследовать особенности потребностной сферы личности. Объектом исследования являются потребности человека. Предметом исследования являются особенности потребностной сферы личности. Гипотеза исследования: развитие технологий, экономики, межкультурной коммуникации и других факторов оказывают влияние на потребности личности, которые, под воздействием всё больших возможностей человека в современном мире, растут. Методы исследования: Теоретический анализ научной литературы. Изучение особенностей потребностной сферы личности с помощью психодиагностических методик. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что данная работа даёт возможность расширить научные представления об особенностях потребностной сферы личности. Практическая значимость исследования заключается в разработке психодиагностического инструментария для изучения особенностей потребностной сферы личности. Полученные данные могут лечь в основу развивающейся программы, направленной на развитие знаний о потребностях человека. Структура исследования. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения. Во введении представлена актуальность рассматриваемой проблемы, цель, задачи, гипотеза, объект, предмет, методы, теоретическая и практическая значимость исследования. Первая глава посвящена теоретическим аспектам изучения потребностной сферы личности. Во второй главе представлено исследование особенностей потребностной сферы личности. В заключении изложены результаты исследования. Библиографический список содержит перечень использованной в ходе исследования литературы, состоящей из 25 наименований. В приложении отображены схемы и тесты исследования. 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ Понятие потребностной сферы личности в психологии Относительно природы ценностей, их роли, значимости для различных сторон жизнедеятельности и поведения людей существуют самые разнообразные точки зрения в науках, так или иначе связанных с их изучением. М. Рокич и другие авторы, отмечали, что ценности давно являются центром пересечения исследовательских интересов многих дисциплин -- философии, общественных наук, экономики, а также психологии и социологии. Все эти дисциплины характеризуются общим интересом к ценностям, последствиям организации и изменения ценностей. Обычно акцент делается на изучении той стороны понятия «ценность», которая в большей степени соответствует интересу данной науки, хотя интересы эти часто пересекаются. Особенно важными являются вопрос места и роли ценностей в генезе личности, процесс освоения личностью социальных ценностей, роль ценностей в познании человеком социального мира, а также процесс ценностного регулирования социального поведения.[2, с.192] Первый, кто дал определение понятию ценностей был польский психолог Флориан Знанецкий. Оллпорт также упоминает категорию «ценностей», утверждая, что изучение их наиболее плодотворно, если исходить из концепции 6 основных интересов или мотиваций личности: теоретической, экономической, эстетической, социальной, политической и религиозной. В качестве основной Ф.З. Оллпорт выделял когнитивную установку и понятие ценностей прежде всего связывал с ней. Главной жизненной задачей индивида Ф.З. Оллпорт считал необходимость упорядочить и систематизировать наше знание о мире.[26, с.345] Ценность - значимость для людей тех или иных материальных, духовных или природных объектов, явлений. В.А. Петровский и А.В. Петровский отмечают связь ценности и мотива. Под ценностями понимаются некие идеальные цели общества, социальных групп или личности. Таким образом, ценности задают направление действиям и помыслам людей, служат эталонами для оценки и сравнения желаемого и действительного. По мнению Б. Г. Ананьева, ценности - это переживания, отношения. Ценности, по его мнению, определяют мотивы поведения и формируют склонности и характер. С. Л. Рубинштейн под ценностями понимал значимость для человека чего-то в мире. С точки зрения Б. С. Братуся, ценность - это осознанный и принятый человеком общий смысл его жизни. По видению А. Лэнгле, ценности - это результат чувственного восприятия влияния чего-либо или кого-либо на жизнь субъекта. Специфика восприятия ценностей, по мнению автора, заключается в том, что их нельзя «думать», их можно только чувствовать. Обзор определений ценностей свидетельствует о том, что ценности могут быть рассмотрены и как элементы когнитивной сферы личности, и как элементы её аффективной сферы. В. Н. Карандашев выделяет ценности двух типов: 1) ценности общества и социальных групп, так называемые социальные ценности; 2) ценности личности, то есть индивидуальные ценности. Наряду с понятием «ценность» существует ряд схожих понятий, так или иначе выделяющих определенную сторону или функцию, выполняемую ценностью. Прежде всего, это - социальные и личностные ценности, а также ценностные ориентации. В понятиях «социальные ценности» и «личностные ценности» подчеркивается их принадлежность некоторой общности людей (обществу в целом, социальной группе) или же собственно личности. Социальные ценности, выступающие как некоторые общественные идеалы, выработанные общественным сознанием, усваиваются индивидом в процессе социализации и образуют ценностные структуры личности, т.е. превращаются в личностные ценности. Д. А. Леонтьев выделяет четыре вида соотношений личностных и социальных ценностей в связи со степенью их совпадения. Каждый из этих видов соотношения личностных и социальных ценностей связан с различными вариантами социализации индивида. 1) конформное развитие (максимальное совпадение ценностного ядра и периферии индивидуальной ценностной структуры с ядром и периферией ценностной структуры, распространенной в данном социуме). 2) вариативное развитие (явное совпадение ядер индивидуальной и общественной ценностных структур и расхождение их периферий). 3) маргинальное развитие (некоторое, незначительное совпадение ядер индивидуальной и общественной ценностных структур и сильное расхождение периферий). 4) девиантное развитие (некоторое, незначительное совпадение периферий индивидуальной и общественной ценностных структур и полное несовпадение ценностных ядер). Психологическая модель строения и функционирования мотивации человека и ее развития в процессе социогенеза конкретизирует понимание личностных ценностей как источников индивидуальной мотивации, функционально эквивалентных потребностям. В современных отечественных исследованиях, в частности, в работах Б.С. Братуся, Г.Е. Залесского, Е.И. Головахи, Г.Л. Будинайте и Т.В. Корниловой, Н.И. Непомнящей, С.С. Бубновой и др., личностные ценности рассматриваются как сложная иерархическая система, которая занимает место на пересечении мотивационно-потребностной сферы личности и мировоззренческих структур сознания, выполняя функции регулятора активности человека.[10, с.124] Рассматривая ценностные ориентации, выдающийся советский психолог А.Н. Леонтьев отмечал: «… - это ведущий мотив - цель возвышается до истинно человеческого и не обосабливает человека, а сливает его жизнь с жизнью людей, их благом… такие жизненные мотивы способны создать внутреннюю психологическую оправданность его существования, которая составляет смысл жизни». Н.Ф. Наумова также выделяет ценностные ориентации как один из механизмов целеполагания, так как они ориентируют человека среди объектов природного и социального мира, создавая упорядоченную и осмысленную, имеющую для человека значение картину мира. Разными авторами называются и такие функции ценностных ориентации, как отображение и защита идеала человека, определение цели жизнедеятельности, ведущих принципов жизни. С точки зрения В. Г. Алексеевой, ценностные ориентации представляют собой определенную форму включения общественных ценностей в механизм деятельности и поведения личности. По ее словам, система ценностных ориентации - это «основной канал усвоения духовной культуры общества, превращение культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения людей».[4, с.15] Д.А. Леонтьев определяет ценностные ориентации как осознанные представления субъекта о собственных ценностях, о ценном для него - то, что выявляется с помощью любых вербальных методов, как социологических, так и психологических. В качестве еще одной категории ценностных представлений Леонтьев Д.А. выделяет ценностные идеалы. Смысл понятия ценностных идеалов состоит в том, что человек является не пассивным объектом собственной ценностной регуляции, а субъектом, который способен оценивать собственные ценности и проектировать в воображении собственное движение к ценностям, отличающимся от сегодняшних. Ценности могут быть рассмотрены и как элементы когнитивной структуры личности, и как элементы ее мотивационно-потребностной сферы, т.е. ценности выполняют двойную функцию. С точки зрения В. Франкла, автора концепции логотерапии, ценности выполняют роль смысла человеческой жизни. В. Франкл утверждает, что смысл не может быть «придуман» человеком -- он должен быть «найден». Но смысл не может быть и дан «извне». Б.С. Братусь определяет личностные ценности как осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни. Он проводит разделение личных ценностей как осознанных смыслов жизни и декларируемых, «назывных», внешних по отношению к человеку ценностей, «не обеспеченных «золотым запасом» соответствующего смыслового, эмоционально-переживаемого, задевающего личность отношения к жизни, поскольку такого рода ценности не имеют по сути дела прямого касательства к смысловой сфере. Г.Л. Будинайте и Т.В. Корнилова также подчеркивают, что личностными ценностями становятся те смыслы, по отношению к которым субъект определился, акцентируя внимание на необходимости не только осознания смыслов, но и решения об их принятии или непринятии. Внутреннее принятие осознанных личностью смыслов выступает, таким образом, необходимым условием образования личностных ценностей. В. Я. Ядов объединяет все регулятивные образования как диспозиции, т. е. «предрасположенности». В.А. Ядовым разработана теория иерархической системы диспозиций. Низший ее уровень составляют фиксированные установки, которые формируются на основе витальных потребностей в простейших ситуациях. Второй уровень составляют социально фиксированные установки, или аттитюды, формирующиеся на основе потребности человека во включении в конкретную социальную среду. Третий уровень системы диспозиций - базовые социальные установки - отвечает за регуляцию общей направленности интересов личности в тех или иных конкретных сферах социальной активности человека. Высший уровень диспозиций личности представляет собой систему ее ценностных ориентации, соответствующую высшим социальным потребностям и отвечающую за отношение человека к жизненным целям и средствам их удовлетворения. Таким образом, можно сделать вывод, что уровни регуляции поведения в диспозиционной концепции В. Я. Ядова различаются долей биологических и социальных компонентов в их содержании и происхождении. Ценностные ориентации как высший уровень диспозиционной системы, по В. Я. Ядову, тем самым полностью зависят от ценностей социальной общности, с которой себя идентифицирует лично. Именно ценностные ориентации, считает В. А. Ядов, выступают критериями принятия жизненно важных решений в ситуациях морального выбора. Можем сделать вывод, что теоретические концепции второй половины XX века и, прежде всего, отечественная традиция раскрывают психологическую природу ценностей через введение практически тождественных понятий «ценностные ориентации личности» и «личностные ценности», которые различаются, по существу, лишь отнесением ценностей скорее к мотивационной либо смысловой сферам. Таким образом, можно сделать вывод, что ценности - это приобретённое, усвоенное из опыта, обобщённое и стабильное понятие о том, что является желательным; выработанное отношение к миру и его составляющим. Главный смысл человеческого бытия составляют те или иные ценности. Структурный характер системы ценностных ориентации личности, ее многоуровневость и многомерность определяют возможность реализации ею целого ряда разноплановых функций. Система ценностных ориентации личности, занимая промежуточное положение между внутренними установками и нормами социальной среды, между мотивационно-потребностной сферой и системой личностных смыслов, обеспечивает взаимодействие этих элементов более общей системы «человек». Классификация потребностей Во всем многообразии человеческих потребностей можно выделить две основные группы: первичные и вторичные потребности. Первичные (врожденные) потребности человека относятся к области физиологии и необходимы для выживания и воспроизводства организма: это потребности в еде, воде, сне, убежище, отдыхе, безопасности и т. п. Как правило, они возникают на уровне бессознательного и носят иррациональный характер. Вторичные (приобретенные) потребности относятся к области психологии: потребности в общении, социальных связях, внимании со стороны других людей, самоуважении, творческой самореализации и т. п. Вторичные потребности также называют приобретенными, потому что процесс духовного становления человека, формирования его личности связан с развитием его интереса и способностей к социальному взаимодействию и культурной деятельности. Таким образом, духовное взросление человека сопровождается возрастанием роли вторичных потребностей, удовлетворение которых превращает его в социальное существо и выделяет из мира живой природы. Например, в суфийской модели человека их относят к второму уровню и считают их «представителями» общества в человеке.[9, с.768] В науке существует и более дробная классификация потребностей человека. Первичные потребности подразделяются на: биологические, или материальные органические потребности (пища, дыхание, жилище и т. п.), экзистенциальные (связанные с чувством безопасности, уверенностью в будущем, гарантиями благополучного существования и обеспечения биологических потребностей). Среди вторичных потребностей выделяют: социальные потребности (связанные с чувством принадлежности к обществу), престижные потребности (связанные с оценкой деятельности человека, уважением и самоуважением, общественным признанием его успехов в карьере и творчестве, достижением авторитета), духовные, или идеальные, познавательные потребности (познание мира, самовыражение, самореализация, творческая деятельность личности, направленная на создание прекрасного). К ним относятся и потребности, связанные с религиозной верой человека. Также можно разделить потребности человека на три основные группы: естественные (биологические), социальные и духовные (культурные) потребности. |