Главная страница
Навигация по странице:

  • Основными функциями философии являются мировоззренческая, методологическая, познавательная, ценностная, логическая

  • 4. Основной вопрос философии и его современное понимание.

  • Эпоха Нового времени

  • философия 3-4. 3. Предмет и функции философии. Взаимосвязь философии и частных наук


    Скачать 16.55 Kb.
    Название3. Предмет и функции философии. Взаимосвязь философии и частных наук
    Дата29.12.2021
    Размер16.55 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия 3-4.docx
    ТипДокументы
    #321569

    3. Предмет и функции философии. Взаимосвязь философии и частных наук.

    Предмет философии — все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство. Предметом философии является отношение человека к миру. Предмет философии исторически менялся в процессе развития человеческой цивилизации и самого человека, его знаний, интересов и значения самой философии в системе общего знания.

    Создавая целостное представление о мире, философия выполняет важные функции в жизни общества. Основными функциями философии являются мировоззренческая, методологическая, познавательная, ценностная, логическая:

    Мировоззренческая функция философии заключается в том, что она помогает изменять, корректировать, уточнять существующие в обществе взгляды, идеи, мировоззрение в целом в соответствии с новыми данными науки и историческим опытом человечества.

    Методологическая функция проявляется в том, что философия открывает методы, способы исследования действительности, которые применяются во всех науках. Они не подменяют собой методы частных наук, но являются необходимым условием истинного познания.

    Выполняя познавательную функцию, философия выявляет наиболее общие идеи, представления, формы опыта на которых основывается культура. Их называют универсалиями культуры. Важное место среди них занимают философские категории, такие, как причина и следствие, необходимость и случайность, материя, сознание, бытие, возможность и действительность и др. Ни один ученый не может обойтись без этих понятий. Используются они и в обыденной жизни. Поэтому их относят к предельным основаниям; универсальным формам культуры.

    Ценностная функция осмысливает и обосновывает значимость ценностей, формирует систему ценностей.

    Логическая функция осмысливает и формулирует общие законы рационального мышления.

    Взаимосвязь философии и частных наук – одна из важнейших закономерностей развития науки. В основе этой взаимосвязи лежит взаимосвязь всеобщего, являющегося предметом философских наук, и особенного, служащего предметом частных наук.

    Философия не имеет никакого другого первичного материала, из обобщения которого она могла бы выводить свою теорию, кроме совокупного фактического и теоретического материала естественных, общественных и технических наук, прежде всего – фундаментальных наук. Частнонаучное мышление, выполняя свои собственные функции в познании частных областей действительности, вместе с тем подготавливает появление философских абстракций. Философия идет дальше, формулируя понятие о всеобщих чертах, свойствах, законах реального мира.

    4. Основной вопрос философии и его современное понимание.

    Основной вопрос философии — метафилософская и историко-философская концепция в марксистской философии, согласно которой основной проблемой философии на протяжении всей её истории является вопрос об отношении сознания к материи, мышления к бытию, духа к природе. Существует две стороны основного вопроса философии, над решением которых размышляют философы – онтологическая и гносеологическая. Первая сторона подразумевает определение первичности бытия и сознания. Вторая сторона – соотношение наших мыслей и окружающего мир. Это вопрос не только о соотношении бытия и сознания, а вопрос о соотношении человека, природы и мышления – трех систем. Философы по-разному трактуют эти системы, их соотношение, местонахождение и вовлеченность мышления в движение. Так, Платон считает, что идеи находятся вне вещей, по мнению Аристотеля, – идеи находятся в действительности, по мнению Канта, – мышление в голове человека, а Гегель утверждал, что идеи перемещаются – в природу, далее в человека и возвращаются в исходное состояние Абсолютной Идеи. (Горелов А.А.)

    Эпоха Нового времени привнесла более глубокое содержание в понимание проблемы бытия, выделив такие философские категории, как "субстанция" (некая сущность, лежащая в основе миропонимания, относительно устойчивая и самостоятельно существующая).Р. Декарт под субстанцией имел в виду Бога. Но он разделил мир, созданный Богом на два рода субстанций - духовную и материальную. Б. Спиноза противопоставлял принципу дуализма Декарта принцип монизма. Бог, идеальное и материальное слилось у Спинозы в единую субстанцию. Он утверждал, что существует единая, находящаяся вне сознания субстанция, которая является причиной самой себя и не нуждается ни в каких других причинах.

    XX в. предельно расширил трактовку бытия, связав его понимание с историзмом, человеческим существованием, ценностями и языком.


    написать администратору сайта