Главная страница
Навигация по странице:

  • 22, 23. Театральное новаторство Еврипида. «Медея», «Ипполит».

  • Драматурга волновали судьбы живых людей

  • Еврипидовский герой сам принимает решение

  • 24. Афинская культура V – IV веков до н.э. Греческое рабовладельческое общество переживает в V веке

  • Художественным, а впоследствии и философским центром Греции становятся Афины

  • Слабеет традиционная религия

  • Изобразительное искусство

  • Зарубежка. 1. Олимпийская мифология. Основные сюжеты, функции, атрибутика богов


    Скачать 170.65 Kb.
    Название1. Олимпийская мифология. Основные сюжеты, функции, атрибутика богов
    АнкорЗарубежка
    Дата04.08.2020
    Размер170.65 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаZarubezhnaya_literatura.docx
    ТипДокументы
    #135179
    страница7 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Предмет трагедии «Аякс» или «Безумие Аякса» заимствован из предания о Троянской войне. Её герой Аякс, после гибели Ахилла рассчитывал, как самый доблестный после погибшего воин эллинской армии, получить ахилловы доспехи. Но они были отданы Одиссею. Аякс, считая эту несправедливость происками главного греческого вождя, Агамемнона, и его брата, Менелая, задумал убить их обоих. Однако богиня Афина с целью помешать преступлению помутила рассудок Аякса, и вместо своих врагов он перебил стадо овец и коров. Придя в себя и осознав последствия и позор своего безумия, Аякс решил совершить самоубийство. Жена его Текмесса и верные воины (которые в трагедии Софокла составляют хор) стараются удержать Аякса от его намерения, внимательно следя за ним. Но Аякс ускользает от них на берег моря и там закалывает себя. Поссорившиеся с Аяксом Агамемнон и Менелай не желают хоронить его тело, однако по настоянию брата Аякса, Тевкра, и проявляющего теперь благородство Одиссея, тело всё же погребают. Дело, таким образом, кончается нравственной победой Аякса.

    В унизительном состоянии безумия Аякс является у Софокла лишь при самом начале драмы; главное её содержание составляют душевные страдания героя, печалящегося о том, что опозорил себя. Вина, за которую наказан Аякс безумием, состоит в том, что он, гордясь своею силою, не имел должного смирения перед богами. Софокл в «Аяксе» следовал Гомеру, из которого заимствовал не только характеры действующих лиц, но и выражения. Разговор Текмессы с Аяксом (стихи 470 и след.) – очевидное подражание гомеровскому прощанию Гектора с Андромахой. Афинянам очень нравилась эта трагедия Софокла, отчасти потому, что Аякс саламинский был один из их любимых героев, как предок двух знатных афинских родов, а во-вторых, потому, что речь Менелая казалась им пародией на отсталость понятий и надменность спартанцев.
    22, 23. Театральное новаторство Еврипида. «Медея», «Ипполит».

    Еврипид (480-406 гг. до н.э.) – современник Софокла, афинский патриот и враг Спарты. Кризис традиционной полисной идеологии и поиски новых мировоззренческих путей нашли в трагедиях Еврипида очень яркое и полное отражение. В отличие от Софокла, человека с общественными интересами, Еврипид занимался только театром. Он привнес много нового в драматургию, при этом отказавшись от традиционных принципов. Но получилось у него это благодаря мощной базе, которую разработали Эсхил и Софокл. Своим творчеством Еврипид знаменовал завершение эволюции трагедии классического типа и поворот ее к более «земным» проблемам. Драматурга волновали судьбы живых людей, нравственные проблемы (эгоизм, коварство, измена, двуличие), те, что до него считались не всегда достойными воплощения на сцене.

    Еврипид был близок софистам, кругу философов в Афинах V в. до н. э. Они открыли новый метод познания, основанный на субъективности представления мира. Они считали, что об истине можно договориться, представив хорошую аргументацию, победив оппонента в красноречии. Такая философия проявилась в трагедиях Еврипида, в которых не было заведомо верных концепций. Идея трагедии заключалась в поиске правды. У каждого героя Еврипида была своя правда и право на ее отстаивание. Не было правых и виноватых. У Эсхила и Софокла хор был всегда выразителем общественного мнения, единственно существующей правды. У Еврипида хор потерял такую функцию, его роль была снижена. Песни хора как бы самостоятельные лирические партии. Они излагают действие, придают ему определенную тональность. Впервые в трагедии зрителям не говорилось, как надо было поступить в этой ситуации, что правильно, а что нет. Еврипидовский герой сам принимает решение, а его действия мотивированы его характером, а не волей богов. Драматург уделяет большое внимание личности человека со всеми ее противоречиями и страстями.

    Еврипид брал сюжет обычного мифа для своих трагедий, но при этом «снижал» его, приближая к жизни. В то время как Эсхил и Софокл устраняли или «смягчали» грубые черты мифологического предания, Эврипид часто подчеркивает эти черты и сопровождает критическими замечаниями. Многочисленные возражения вызывает у него нравственное содержание мифов. Изображая традиционных богов, он подчеркивает их низменные страсти, капризы, произвол, жестокость по отношению к людям. Если Софокл показывал героев такими, какие они должны быть, то Еврипид – такими, какие они есть. Именно поэтому его герои очень понятны нам. Человек у него формируется, вырастает в трагедии, на глазах зрителей, а не входит на сцену уже готовым. Если у Софокла Эдип не меняется кардинально, меняется лишь его судьба, то у Еврипида герои меняются разительно.

    «МЕДЕЯ»

    Одна из самых замечательных трагедий Еврипида – «Медея» поставлена на афинской сцене в 431 г. Сюжетом этой драмы Еврипида послужил миф об аргонавтах. Чародейка Медея – дочь колхидского царя, внучка Солнца, полюбившая Ясона, одного из аргонавтов, приехавших в Колхиду за золотым руном. Ради любимого человека она оставила семью, родину, помогла ему похитить у отца золотое руно, совершила преступление, приехала вместе с ним в Грецию. К своему ужасу, Медея узнает, что Ясон хочет бросить ее и жениться на царевне, наследнице коринфского престола. Ей это особенно тяжело, потому что она «варварка», живет на чужбине, где нет ни родных, ни друзей. Медею возмущают ловкие софистические доводы мужа, который пытается убедить ее, что в брак с царевной он вступает ради их маленьких сыновей, которые будут царевичами, наследниками царства. Оскорбленная в своем чувстве Медея понимает, что движущей силой поступков мужа является стремление к богатству, к власти.

    Медея хочет отомстить Ясону, безжалостно разбившему ее жизнь, и губит и соперницу, посылая ей со своими детьми отравленный наряд. Она решает убить и детей, ради будущего счастья которых, по словам Ясона, он вступает в новый брак.

    Медея, попирая мораль, идет на преступление, считая, что человек может поступать так, как ему диктуют его личные стремления, страсти. В трагедии Еврипида это – отражение софистической теории о том, что «человек есть мера всех вещей».

    Как глубокий психолог Еврипид не мог не показать бурю терзаний в душе Медеи, задумавшей убить детей. Как всегда он не только изображает страсти, но проводит их глубокий анализ. В Медее борются два чувства: ревность и любовь к детям, страсть и чувство долга перед детьми. Ревность подсказывает ей решение – убить детей и этим отомстить мужу, любовь к детям заставляет ее отбросить ужасное решение и принять иной план – бежать из Коринфа вместе с детьми. Эта мучительная борьба между долгом и страстью, с большим мастерством изображенная Еврипидом – кульминационная точка всего хора трагедии. Медея ласкает детей. Она решила оставить им жизнь и уйти в изгнание:

    ...Чужая вам,

    Я буду дни влачить. И никогда уж,

    Сменивши жизнь иною, вам меня,

    Которая носила вас, не видеть...

    Глазами этими. Увы! Увы! Зачем

    Вы на меня глядите и смеетесь

    Последним, вашим смехом?.. (1036-1041).

    Но этими как будто бы невольно вырвавшимися словами «последним смехом» Еврипид даёт намёк, что в тайниках души Медеи созрело другое, страшное решение – убить детей. Однако Медея, растроганная их видом, старается убедить себя отказаться от жуткого намерения, продиктованного безумной ревностью, но ревность и оскорбленная гордость берут верх над материнским чувством. А через минуту перед нами снова мать, которая сама себя убеждает отбросить свой замысел. И тут же пагубная мысль о необходимости отомстить мужу, снова буря ревности и окончательное решение убить детей...

    ...Так клянусь же

    Аидом я и всей поддонной силой,

    Что не видать врагам моих детей,

    Покинутых Медеей на глумленье... (1059-1063).

    Несчастная Медея в последний раз ласкает своих детей, но понимает, что убийство неотвратимо:

    ...О сладкие объятия,

    Щека такая нежная, и уст

    Отрадное дыханье... Уходите...

    Скорее уходите... Силы нет

    Глядеть на вас... Раздавлена я мукой...

    На что дерзаю, вижу... Только гнев

    Сильней меня, и нет для рода смертных

    Свирепей и усердней палача (1074-1080).

    Еврипид раскрывает душу человека, истерзанного внутренней борьбой между долгом и страстью. Анализируя без прикрас этот трагический конфликт, великий драматург показывает в «Медее», как страсть способна взять верх над живейшими родственными привязанностями, разрушая тем самым человеческую личность.

    Впервые главным героем трагедии становится женщина. Она имеет двойственность характера – и оплакивает-жалеет детей, и убивает. Если Софокл строил драматическое действие на столкновении противостоящих друг другу личностей, то у Еврипида нередко конфликт разгорается в душе человека. Трагедия начинается с двух рабов, которые обсуждают, что творится в доме. Впервые второстепенные герои имеют свою точку зрения. Хор – женщины, которые пришли проведать Медею. Они тоже ей сочувствуют.

    «ИППОЛИТ»

    Благодарный материал для изображения страстей Эврипид находит, используя тему любви. Особенно интересна в этом отношении трагедия «Ипполит». Миф об Ипполите — один из греческих вариантов широко распространенного сюжета о коварной жене, которая клевещет перед мужем на целомудренного юношу, не пожелавшего разделить ее любовь (ср. библейское сказание об Иосифе). Федра, жена афинского царя Фесея, влюблена в своего пасынка Ипполита, страстного охотника и почитателя девственной богини Артемиды, избегающего любви и женщин. Отвергнутая Ипполитом, Федра возводит на него поклеп и обвиняет его в попытке обесчестить ее; исполняя просьбу разгневанного отца, бог Посидон посылает чудовищного быка, который наводит ужас на коней Ипполита, и он гибнет, разбившись о скалы. Конфликт между поздней страстью Федры и строгим целомудрием Ипполита Эврипид изобразил дважды. В его первом «Ипполите» Федра сама открывалась пасынку в любви, а затем, когда уже после гибели Ипполита обнаруживалась его невинность, кончала жизнь самоубийством. Трагедия эта показалась публике безнравственной, и Эврипид счел нужным дать новую редакцию «Ипполита», в которой образ героини значительно смягчен. Только эта вторая редакция (428 г.) и дошла до нас целиком. Картина любовных мучений Федры нарисована с большой силой. Новая Федра томится от страсти, которую она тщетно пытается побороть: чтобы спасти свою честь, она готова пожертвовать жизнью. Лишь против ее воли старая кормилица, выпытав тайну своей госпожи, открывает эту тайну Ипполиту. Отказ возмущенного Ипполита заставляет Федру осуществить план самоубийства, но теперь уже с целью сохранить свое доброе имя с помощью предсмертной клеветы на пасынка. Федра-обольстительница первой трагедии превращается здесь в Федру- жертву. Это подчеркнуто уже в прологе, из которого зритель узнает, что катастрофа Федры и Ипполита является местью Афродиты. Ипполита богиня ненавидит за то, что он ее не почитает, но при этом должна погибнуть и невинная Федра.

    Эта мстительность, приписываемая Афродите, — один из обычных у Эврипида выпадов против традиционных богов. Покровительствующая Ипполиту богиня Артемида появляется в конце трагедии, чтобы открыть Фесею истину и утешить Ипполита перед смертью; оказывается, она не могла своевременно придти на помощь своему почитателю, так как «меж богов обычай — наперекор друг другу не идти».

    Афинский зритель не мог понять трагедии Еврипида, новых героев, отличных от мифологических, отсутствие единственного правильного пути. Поэтому Еврипид не был принят современниками. Он поистине опередил свое время.
    24. Афинская культура VIV веков до н.э.

    Греческое рабовладельческое общество переживает в V веке период своего наивысшего расцвета – экономического, политического, художественного. Расцвет этот неразрывно связан с последовавшим за греко-персидскими войнами возвышением Афин и развитием афинской демократии.

    Иония, передовая область предшествующего периода греческой истории, стала утрачивать свое ведущее культурное значение. Художественным, а впоследствии и философским центром Греции становятся Афины. В сфере литературы преобладание Афин настолько значительно, что V и IV вв. могут быть названы аттическим периодом греческой литературы (Аттика – область, центром которой являлись сами Афины).

    Афинская демократия – классический пример общества, основанного на «совместной частной собственности активных граждан государства». Она отнюдь не являлась строем всеобщего равенства. Афины были рабовладельческой демократией; «равноправие» афинских граждан возможно было лишь в силу того, что от пользования благами демократии устранены лишенные гражданских прав элементы – рабы и метэки (иноземцы, переселившиеся в Аттику на постоянное жительство), составлявшие в действительности большинство населения. Афинский «демос» составлял поэтому своеобразный привилегированный коллектив.

    Время наибольшего могущества афинской державы и вместе с тем завершения демократизации гос. строя Афин падает на 50-30 гг. V в.; это так называемый «век Перикла», который Маркс считал эпохой высочайшего внутреннего расцвета Греции. Наступившая в конце «Периклова века» Пелопоннесская война вскрыла все противоречия рабовладельческого полиса. Вся полисная система стала клониться к упадку.

    Возвышение и кризис афинской демократии сопровождались заметными переломами в общественном сознании.

    У аттических писателей эпохи роста демократии божественное управление миром не вызывает еще ни малейшего сомнения. Однако религиозные представления принимают все более и более отвлеченный характер. Божество теряет свою сверхъестественность, растворяется в природе и обществе. Тенденция к пантеизму (обожествлению природы в целом) наблюдается во всех областях греческой мысли. Для этого времени пантезим был явлением прогрессивным, шагом вперед к освобождению от мифологического миросозерцания.

    Не менее характерным для идеологии рассматриваемого периода является оптимистический взгляд на культуру, вера в силу человека и человеческого разума. Эта вера поддерживается ростом материального благосостояния основной массы граждан и техническими успехами, достигнутыми в мореплавании, кораблестроении, металлургии, строительном деле, ремеслах. Выдвигается мысль о прогрессирующем развитии человека от звероподобного состояния к культурной и нравственной жизни. Человек начинает осознавать свое господство над природой.

    Проблема человека и его задач в обществе равных ему людей занимает одно из центральных мест в аттической литературе V века. Хозяйство, государство, нравственность, воспитание, все стороны общественной жизни становятся предметом практического обсуждения и теоретических размышлений. Этим было положено начало общественным наукам.

    К концу V в. Афины сделались центром, привлекавшим к себе философов со всех концов Греции; но еще до этого они стали важнейшим центром греческого искусства. При Перикле шла интенсивная строительная деятельность, направленная к укреплению и украшению Афин. В это время были воздвигнуты значительнейшие памятники греческой архитектуры, такие, как Парфенон, Пропилеи, Эрехфион, которые в своем ансамбле должны были образовать художественное оформление афинского акрополя; эти здания были украшены скульптурами Фидия и его школы. Греки считали «век Перикла» периодом величайшего расцвета искусства: «в это время, - пишет Плутарх (около 100 г. н. э.), - создавались произведения, необычайные по своему величию и неподражаемые по простоте и изяществу». Строительная деятельность демократических Афин финансировалась государством и была направлена к сооружению и убранству не частных домов, а зданий общественного значения, главным образом храмов. Все искусство этого времени имеет ярко выраженный монументальный характер. В скульптуре основной темой является изображение мифологических фигур богов и героев, но в них воплощено представление об идеальных человеческих образах. В искусстве, как и в других областях греческой идеологии, проблема человека становится центральной. Художники пишут идеальные пропорции тела, не выходящие за нормальные рамки человеческого образа, но лишенного индивидуальных отклонений. Нормализированный человеческий образ господствует и в живописи. Искусству эпохи расцвета чуждо стремление к портретности, оно появится позже, в период кризиса полиса. Образы V в. являются обобщенными, но вместе с тем и живыми, не переходящими в простое выражение отвлеченной идеи. Демократические Афины вырабатывают художественный идеал, основанный на принципах меры и гармонии. Фидий и его школа – виднейшие выразители этого идеала в сфере изобразительных искусств.

    Одно из ведущих мест в идейном движении Афин V в. занимает поэзия, которая в дософистический период оставалась основным орудием литературной трактовки проблем, встававших перед общественной мыслью. Афинская демократия создает литературу, отличную от той, которая развивалась в аристократических общинах или при дворах тиранов. Аттическая литература эпохи роста демократии обращена к народу, к коллективу афинских граждан, и разрабатывает вопросы, порожденные социальной и политической жизнью афинского полиса. Показ путей человеческого поведения в существенных вопросах полисной жизни – основная тема аттической литературы эпохи расцвета; близость к народу, глубокая насыщенность актуальной проблематикой, монументальность, человечность – основные ее черты.

    В этих условиях лирика, важнейший лит. жанр предшествующего периода, не могла сохранить своей ведущей роли. На бесчисленных греческих праздниках продолжали исполняться хоровые гимны, но этот вид творчества уже не привлекал к себе крупных талантов. Развитие хоровой лирики шло по линии усложнения и обогащения ее музыкальной стороны, по сравнению с которой словесный текст имел лишь второстепенное значение. Не играл сколько-нибудь значительной роли в рассматриваемый период и эпос.

    Центральное место в литературе V в. занимает драма, изображение конфликта, «действия». Драма V в. является, наряду с гомеровским эпосом, самым значительным вкладом греков в мировую литературу. Впоследствии, в период софистики, начинается быстрый рост художественной прозы, расцвет которой относится к IV в.

    Распад полисной системы (IV в. до н. э.)

    IV в. – период распада полиса. Все греческие общины вышли из Пелопоннесской войны ослабевшими и разоренными. В экономически развитых частях Греции невозможность территориальных захватов приводит к интенсификации производства, рабский труд все более вытесняет свободных ремесленников и т.д. Почти всюду происходит ожесточенная борьба между беднотой и богатыми слоями населения, и борьба эта, в сущности, является совершенно безысходной.

    Характерная черта эпохи – резкое падение полисного патриотизма. Наемный солдат, поступающий на службу в чужое государство, - типичная фигура для Греции в конце V и в IV в.

    Распад полисных связей, отрыв индивида от полиса ощущаются во всех областях идеологии. Слабеет традиционная религия с ее богами, покровителями полиса. В философии вырабатывается идеал мудреца-созерцателя, далекого от общественной жизни и строго сохраняющего невозмутимость своего душевного спокойствия; для философских проектов переустройства полиса характерна полная отрешенность от политической практики. Изобразительное искусство теряет народность и монументальность. В архитектуре преобладает теперь частный заказ, строительство роскошных зданий для богачей; скульптура и живопись отходят от идеальных фигур в сторону изысканной патетики или приближения к быту. Искусство ставит своей задачей более глубокое развитие субъективного мира, изображение душевных аффектов и индивидуальных характеров. Развивается искусство индивидуального портрета, и, наряду со статуями богов и героев, появляются скульптурные изображения философов и поэтов, государственных деятелей и коммерсантов, вплоть до работорговцев и гетер.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта