Зарубежка. 1. Олимпийская мифология. Основные сюжеты, функции, атрибутика богов
Скачать 170.65 Kb.
|
Драма. Жанр драмы несколько легче трагедии. Люди и боги в драме уже не противостоят друг другу, а гармонично дополняются. Хотя драма, как и трагедия, тоже всегда серьезное театральное представление, финал у нее был не всегда плох, а человеческие герои выступают мужественными творцами своей судьбы. Комедия. Самый легкий жанр древнегреческого театра, показывает жизнь как смешную и веселую игру, где люди и боги смеются и шутят друг над другом. №17. Театральное дело в Афинах V века до н.э. Слово «театр» от глагола «смотрю». Все античные греческие театры были построены по одному типу – под открытым небом и по склонам холмов. Первый каменный театр Древней Греции был построен в Афинах, и он послужил образцом для всех других театров: афинский театр располагался на юго-восточном склоне Акрополя. Его сооружение началось в 70-ю Олимпиаду (около 500 г. до н. э.), после того, как рухнули деревянные подмостки, установленные на центральной площади Афин, где в VI в. до н. э. происходили драматические представления. Древнейший театр состоял из круглой утоптанной площадки, в центре которой находился жертвенник Дионису, вокруг него ходил хор. Эта площадка называлась «орхестра», от глагола «танцевать». Места для зрителей шли подковой – полукругом, делились проходом на две части. Подкова делилась на клинья для прохода. На орхестре располагалась скена (в переводе – палатка), в ней переодевались, хранили реквизит, создавали шумы. Постепенно скена стала мала, к ней пристроили параскены. Передняя часть скены украшалась, Проходы назывались парады. Сначала их строили деревянными на пустырях, потом стали делать на склонах. В греческом театре главное – акустика. Все актеры играют в масках. Маска имеет большое значение. Содержание произведения – это всегда миф, причем известный всем. Но греков интересовал не результат, а мотивировка действия. Мотивы менялись. Трагики должны были быть изобретательными. Маска выполняла две функции: сразу вводила в курс дела и создавала эффект необычности. Актер играл на высоких деревянных сандалиях – котурнах. Маска давала типаж – жертва, царь, убийца. Еще одна функция – усиление голоса и его видоизменение. Хор в трагедии – 12-15 человек, выступал как нечто неделимое, как коллективный герой. Хор – повествователь, комментатор, занимал центральное место в повествовании. Актеров могло быть только трое, а сначала вообще один – протагонист (первый отвечающий), который выделился из запевалы хора. Второй отвечающий – девтерагонист, его ввел Эсхил. Они могли конфликтовать. Софокл ввел третьего актера – тритагониста, это вершина греческой трагедии. Больше нельзя из-за воспитательных целей – зрители могли рассредоточить свое внимание. Было регламентировано и количество действующих лиц – не больше шести. Чего добивались греки? Главная задача театра – катарсис (очищение). Очищение от снедающих человека страстей. Он должен был венчать трагедию. Гибель героя не должна была быть бессмысленной. Высший смысл – столкновение субъективных обстоятельств и объективной закономерности. Первое – это герои, втрое – высший закон олимпийских богов, судьба. Побеждает всегда судьба, хотя герой и благороден. Греки считали, что везде должна была быть гармония, а выступление героя нарушает гармонию, расплата за это – жизнь. Герой чаще всего погибает, и зрители ему сострадают. Жить всегда остаются спокойные, пассивные. Театральные представления в Афинах были организованы как состязания трагических и комических поэтов и их хоров на праздниках Великих Дионисий, продолжавшихся 6 дней. Задолго до праздника афинский архонт (одно из высших должностных лиц) знакомился с переданными ему рукописями и отбирал трех поэтов, каждый из которых представлял тетралогию (три трагедии и одну сатировскую драму). Трем поэтам архонт давал три хора. Участвовавший в состязании поэт был одновременно и режиссёром, учителем (по-гречески, διδάσκαλος), а в первое время и актёром: ещё Софокл играл в некоторых из своих пьес. Постановка драм в греческом театре требовала больших расходов, которые поочередно поручались трем богатым гражданам-хорегам (организаторам представления). Каждый из трех поэтов ставил в театре свою тетралогию в один из трех последних дней праздника, отведенных для театральных представлений. Тетралогия разыгрывалась с утра, а когда (в 80-х годах V в. до н. э.) появилась комедия как театральный жанр, представления стали длиться от зари до зари, так как вечером ставилась еще комедия. Таким образом, зрители проводили в греческом театре целый день, ели и пили в театре, приходили и уходили, когда хотели, громко выражали свое одобрение и порицание представляемому зрелищу, что, очевидно, не слишком мешало его восприятию, так как в греческих театрах была прекрасная акустика. Особенно понравившиеся места трагедии или комедии публика требовала повторить громкими криками αύθις («снова»). После окончания театрального представления выбранное из числа зрителей жюри (по одному человеку от каждого из 10 афинских округов) устанавливало первого, второго и третьего «победителей» трагического (а позже и комического) агона (состязания). Призы получали все три поэта и три протагониста (исполнителя главной роли). Получивший первый приз, вместе со своим хорегом и протагонистом, увенчивался плющом. Первоначально вход в греческий театр был открыт для всякого желающего бесплатно; допускались в театр мужчины и женщины, граждане и метеки (переселенцы из других городов). Позже была введена плата за место в театре (2 обола). Со времени Перикла городская казна выдавала афинянам деньги на посещение театра, а в IV веке до Р. Х. по предложению Эвбула в Афинах была создана особая театральная касса, пополнявшаяся из остатков государственных расходов. Греческие театры, в частности афинский, благодаря большим размерам и удобствам размещения публики часто являлись и местом народных собраний (см. экклесия). Драматические представления с конца IV века до Р. Х. утратили религиозный характер и тесную связь с праздниками Диониса. Театральными постановками отныне стали праздноваться все важные события общественной жизни. №18, 19. Эсхил. «Прометей прикованный», «Орестея». Эсхил (525–456 г. до Р. Х.) – знаменитый древнегреческий драматург, признаваемый отцом всей европейской трагедии. Большую часть своей биографии Эсхил провёл в Афинах. Считал, что вина предка ложится на потомков, опутывает их своими роковыми последствиями и влечет к неизбежной гибели. Соотношение между божественным воздействием и сознательным поведением людей, смысл путей и целей этого воздействия, вопрос об его справедливости и благости, о конечном торжестве Правды над «чрезмерностью» составляют основную проблематику творчества Эсхила, которая раскрывается в изображении человеческой судьбы и человеческого страдания. Ему свойственно религиозно-мифологическое миросозерцание. Материалом для Эсхила служат героические сказания. Увеличил количество актеров от одного до двух, уменьшил партии хора и придал первенство диалогу. Из кратких известий о биографии Эсхила известно, что он лично участвовал в греко-персидских войнах, сражался в Марафонской, Саламинской и Платейской битвах. Непосредственные впечатления от потрясающих событий тех лет усилили драматизм его пьес. Известны 82 заглавия написанных Эсхилом трагедий, но до нас дошло только 7 из них: «Персы», «Просительницы», «Семеро против Фив», «Прометей прикованный», «Агамемнон», «Хоэфоры» и «Эвмениды». Лишь три последние составляют полную трилогию. Эсхил создал 90 драматических произведений (трагедий и драм сатиров). Целиком сохранились только 7 трагедий, в том числе одна полная трилогия. Пьесы Эсхила проникнуты торжественностью и величием. Согласно духу и событиям эпохи, с которой была связана его биография, он изображал подлинно героические страсти, часто доводя своих персонажей до богоборчества, до вызовов моральным и метафизическим устоям миропорядка. В финале трагедий Эсхила герои осознают тщетность своих посягательств на святая святых, покоряясь – добровольно или путём принуждения – божественной мере. Такова главная идея эсхиловского творчества. «ПРОМЕТЕЙ ПРИКОВАННЫЙ» Эсхил описывает в своей трагедии, как Прометея, двоюродного брата царя богов Зевса, приковывают к скале, на краю тогдашнего культурного мира, в Скифии, за то, что Прометей выступил в защиту людей, когда Зевс, завладевший миром, обделил их и обрек на звериное существование. Прометей у Эсхила горд и непреклонен. Он не издает ни единого звука во время этой сцены и только после удаления своих палачей жалуется всей природе на несправедливость Зевса. Трагедия Эсхила состоит из сцен, изображающих посещение Прометея сначала дочерями Океана, Океанидами, выражающими глубокое сочувствие ему, потом и самим Океаном, предлагающим примириться с Зевсом, – Прометей это предложение гордо отвергает. Далее у Эсхила следуют длинные речи Прометея о своих благодеяниях людям и сцена с Ио, бывшей возлюбленной Зевса, которую его ревнивая жена Гера превратила в корову, преследуемую остро жалящим ее оводом. Обезумевшая Ио бежит неизвестно куда, наталкивается на скалу Прометея и выслушивает от него пророчества как о своей собственной судьбе, так и о будущем освобождении самого Прометея одним из великих ее потомков, Гераклом. Наконец, последнее явление: Гермес, угрожая новыми карами Зевса, требует от Прометея, как от мудрого провидца, раскрыть для Зевса важную для него тайну. О существовании этой тайны Зевс знал, но содержание ее ему было неизвестно. Прометей и здесь гордо отвергает всякое возможное общение с Зевсом и бранит Гермеса. За это его постигает новая кара Зевса: среди грома и молний, бури, смерчей и землетрясения Прометей вместе со своей скалой низвергается в подземный мир. Историческая основа и идейный смысл «Прометея прикованного» Исторической основой для эсхиловского «Прометея прикованного» могла послужить только эволюция первобытного общества, переход от звериного состояния человека к цивилизации. Трагедия хочет убедить читателя и зрителя прежде всего в необходимости борьбы со всякой тиранией и деспотией в защиту слабого и угнетенного человека. Эта борьба, по Эсхилу, возможна благодаря цивилизации, а цивилизация возможна благодаря постоянному прогрессу. Блага цивилизации перечисляются у Эсхила очень подробно. Это прежде всего теоретические науки: арифметика, грамматика, астрономия, затем техника и вообще практика: строительное искусство, горное дело, кораблевождение, использование животных, медицина. Наконец, это – мантика (толкование сновидений и примет, птицегадание и гадание по внутренностям животных). В «Прометее прикованном» Эсхил демонстрирует силу человека и в более широком смысле слова. Он рисует образ борца, морального победителя в условиях физического страдания. Дух человека нельзя ничем сломить, никакими страданиями и угрозами, если он вооружен глубокой идейностью и железной волей. Жанр «Прометея прикованного» «Прометей прикованный» Эсхила, в отличие от прочих его трагедий, поражает краткостью и незначительным содержанием хоровых партий. Это лишает его того широкого и грандиозного ораторного жанра, который присущ другим трагедиям Эсхила. В ней нет оратории, потому что хор здесь совсем не играет никакой роли. Драматургия «Прикованного Прометея» тоже очень слаба (только монологи и диалоги). Остается единственный жанр, великолепно представленный в трагедии, – это жанр декламации. Характеры «Прометея прикованного» Характеры «Прикованного Прометея» таковы, как и в ранних трагедиях Эсхила: они монолитны, статичны, однокрасочны и не отмечены никакими противоречиями. Сам Прометей – сверхчеловек, непреклонная личность, стоящая выше всяких колебаний и противоречий, не идущая ни на какое соглашательство и примиренчество. То, что с ним происходит, Прометей расценивает как волю судьбы (о чем заговаривает не меньше шести раз в трагедии: 105, 375, 511, 514, 516, 1052; об этом говорят и Океаниды – 936). В образе Прометея Эсхилом представлена та классическая гармония судьбы и героической воли, которая вообще является огромным и ценным достижением греческого гения: судьба все предопределяет, но это не ведет обязательно к бессилию, к безволию, к ничтожеству; она может вести и к свободе, к великим подвигам, к мощному героизму. В таких случаях судьба не только не противоречит героической воле, но, наоборот, ее обосновывает, возвышает. Таков Ахилл у Гомера, Этеокл у Эсхила («Семеро против Фив»), но в еще большей мере таков Прометей. Поэтому отсутствие обыкновенной бытовой психологии у Прометея возмещается здесь монолитностью мощных деяний героя, поданных хотя статистически, зато возвышенно, величественно. «ОРЕСТЕЯ» Проблеме трагической судьбы рода посвящено самое позднее произведение Эсхила «Орестея» (458 г.), единственная дошедшая до нас полная трагедия (3 части). Это классическая греческая трагедия. Каждая из трех частей состоит из пролога (актерская партия), парода (выход хора на орхестру), эписодиев (сцены, в которых принимают участие актеры), стасимов (хоровые партии) и эксода (выход хора с орхестры). Новаторство – использование третьего актера. В этой трагедии Эсхил насмехается над демократией. Сюжет «Орестеи» - судьба потомков Атрея, над которыми тяготеет проклятье за ужасное преступление их предка. Атрей, враждовавший со своим братом Фиестом, убил его детей и угостил Фиеста их мясом. Сын Атрея Агамемнон приносит в жертву Артемиде (блюстительница беременных, рожениц, контролирует распоясывание) дочь Ифигению, тем самым совершая кровно-родственное преступление. Жена Агамемнона Клитемнестра (дочь Леды, сестра Елены!) убивает мужа с помощью Эгисфа (любовник, оставшийся в живых сын Фиеста). Сын Агамемнона Орест мстит за отца, убивая мать и Эгисфа. За это его преследуют Эринии, богини мести. Особенности: Трагедия носит агональный характер. Агон (спор, битва) – быстрый переброс репликами, который приводит к решению конфликта. Принцип трагедии – тругре (проблема разных правд). Сюжет выходит за пределы компетенции героя – Агамемнона. Возникает апория – безвыходная ситуация. Двойной текст комедии – это не обман, а разговор на разных языках. Пример: «Как медный сплав подкрасить не сумела б я, измены так не ведаю». Хор слышит только одну составляющую текста. В тексте присутствует большое количество животных. По мере развития действия усиливается невменяемость, безумие. Особенно ярко это наблюдается на примере смены хоров. Первая часть трилогии – «Агамемнон». Хор – аргосские старцы. Действие происходит в Аргосе, перед дворцом Агамемнона. Троя побеждена (хотя фактически победа обращается поражение, так как Аякс Оилид изнасиловал Кассандру в храме), Атрид возвращается домой с пленной Кассандрой. Она предсказывает их смерть. Клитемнестра убивает их обоих. Орест в это время находится на воспитании у Строфия. Когда Агамемнон сходит на берег, Клитемнестра велит постелить ему пурпурный ковер. Ведь если он не ступит на землю и не смоет с себя кровь, он по-прежнему будет пребывать в статусе убийцы. Вторая часть трилогии – «Хоэфоры» («Плакальщицы»). Хор – плакальщицы, невольницы царского дома, совершающие надгробные возлияния и поминальные обряды. Орест возвращается в Аргос, чтобы по повелению Аполлона отомстить за смерть отца. Долг требует убийства матери. Встреча с сестрой Электрой. Орест убивает сначала Эгисфа, а затем Клитемнестру. После убийства матери его охватывает безумие и он убегает, преследуемый Эриниями. Третья часть трилогии – «Эвмениды». Хор – эринии (бабушки с собачьими головами, испачканы кровью). Эринии, «старые богини», сталкиваются здесь с «младшими богами», Афиной и Аполлоном. Сначала Эринии грозят Оресту в дельфийском святилище. Затем действие переносится в Афины, обе стороны обращаются к Афине. Афина (покровительница демократии) учреждает суд-ареопаг (Эсхил его возвеличивает). Аполлон выступает в качестве защитника Ореста. Фактически это борьба между принципами отцовского и материнского права. Эринии считают, что родство по материнской линии важнее, а Аполлон – наоборот. Голоса разделились поровну, и Афина проголосовала за оправдание Ореста. Эринии становятся Эвменидами («благосклонные богини»). Трилогия заканчивается прославлением Афин. Трагедия утверждает мудрость афинской государственной власти, суда, ареопага, защищающих закон, порядок. №20, 21. Софокл. «Царь Эдип», «Аякс». Наряду с Эсхилом и Еврипидом Софокл является одним из трёх главных античных трагиков. Он родился около 495 г. до Р. Х. в местечке Колоне, близ Афин. Эту свою малую родину Софокл потом воспел в трагедии «Эдип в Колоне». Софокл происходил из зажиточной семьи и получил хорошее образование. Он отличался веселым, общительным характером, не чуждался радостей жизни. Близкими друзьями Софокла были Перикл и знаменитый историк Геродот. Вместе с Периклом он даже командовал флотом во время войны с островом Самосом 440 года. Уже при постановке на сцене своей первой драматической тетралогии (469 или 468 г.) Софокл показал столько таланта, что одержал победу над прославленным Эсхилом. По числу побед в состязаниях трагиков Софокла потом никто не мог превзойти. Античные литературоведы приписывали около 130 трагедий. Софокл умер на 90-м году жизни (406 г. до Р. Х.). Земляки-афиняне после смерти поклонялись ему, как герою. Софокл произвёл важные реформы в области античной сценической постановки. Он увеличил число актеров с двух до трех, а состав выступавшего вместе с ними хора – с 12 до 15 человек. При этом Софокл сократил хоровые части трагедии в пользу актеров, усовершенствовал декорации и маски. Всё это придало греческой драме более напряжённое действие и усилило впечатление, производимое на зрителей. Сохранив древнюю суть трагедии как акта чествования богов, священнослужения, призванного будить в душах зрителей глубокие нравственные чувства, Софокл очеловечил греческую драму сильнее, чем его предшественник, Эсхил. Продолжая черпать сюжеты из древних мифов, Софокл стал глубже раскрывать душевные борения и страсти их героев, сближая своих персонажей с обыкновенными смертными. В этом направлении двигался уже Эсхил в его образах своих Прометея и Ореста. Но Софокл пошел здесь гораздо дальше. В трагедиях Софокла главным является не внешний ход событий, а внутренние терзания героев. Общий смысл сюжета Софокл обычно объясняет сразу. Внешняя развязка фабулы у него почти всегда легко предугадывается. Запутанных осложнений и неожиданностей Софокл тщательно избегает. Его основная черта – склонность изображать людей, со всеми присущими им слабостями, колебаниями, ошибками, порой и преступлениями. Персонажи Софокла – не общие отвлечённые воплощения тех или иных пороков, добродетелей или идей. Каждый из них обладает яркой индивидуальностью. Софокл почти лишает легендарных героев их мифической сверхчеловечности. Как Сократ свел философию с неба на землю, так афинские трагики (даже раньше Сократа) низвели полубогов с их пьедесталов, а богов устранили от непосредственного вмешательства в людские судьбы, оставив за ними лишь роль верховных нравственных арбитров. Катастрофы, постигающие героев Софокла, подготовлены свойствами их характеров и обстоятельствами, но они всегда являются расплатой за вину самого героя, как в «Аяксе», или его предков, как в «Царе Эдипе» и «Антигоне». По Софоклу, человек подвластен судьбе, которая часто подвергает его тяжким испытаниям и страданиям. Но боги милосердны к тем, кто даже в невзгодах не покидает личного достоинства, не перестаёт держаться высоких моральных идеалов. Софокл склонен придавать личной человеческой воле большую свободу, нежели Эсхил. Неспособная изменить внешние обстоятельства, эта воля определяет меру стойкости, проявляемой человеком в бедствиях, его способность преодолевать низменные порывы. Она не зависит от богов – те лишь дают моральную оценку выбора, сделанного человеком, и в соответствии с этим определяют кары и награды. «ЦАРЬ ЭДИП» В трагедии «Царь Эдип» Софокл ставит один из важнейших вопросов своего времени – воля богов и свободная воля человека. Софокл использовал в сюжете своей драмы миф о несчастном царе Эдипе в целях показа столкновения воли богов и воли человека. В трагедии «Царь Эдип» Софокл поднимает человека на еще большую высоту. Он показывает силу характера, стремление человека направить жизнь по собственному желанию. Пусть человек не может избежать бед, предназначенных богами, но причина этих бед – характер, который проявляется в действиях, ведущих к исполнению воли богов. Свободная воля человека и обреченность его – главное противоречие в трагедии «Царь Эдип». Софокл рассказывает здесь о судьбе Эдипа, сына фиванского царя Лая. Лаю, как это известно из сюжета мифа, была предсказана смерть от руки собственного сына. Он приказал проколоть ноги младенцу и бросить его на горе Киферон. Однако раб, которому было поручено убить маленького царевича, спас ребенка, и Эдип (что в переводе с греческого значит «с опухшими ногами») был воспитан коринфским царем Полибом. Уже будучи взрослым, Эдип, узнав от оракула, что он убьет отца и женится на матери, ушел из Коринфа, считая коринфских царя и царицу своими родителями. По дороге в Фивы он в ссоре убил неизвестного старика, который оказался Лаем. Эдипу удалось освободить Фивы от чудовища – Сфинкса. За это он был избран царем Фив и женился на Иокасте, вдове Лая, то есть на собственной матери. В течение многих лет царь Эдип пользовался заслуженной любовью народа. Но вот в стране случился мор. Трагедия Софокла начинается как раз с того момента, когда хор молит царя Эдипа спасти город от страшной беды. Дельфийский оракул объявил, что причина этого несчастья в том, что среди граждан есть убийца, которого следует изгнать. Эдип всеми силами стремится найти преступника, не зная, что им является он сам. Когда же Эдипу стала известна истина, он ослепил себя, считая, что это заслуженная кара за совершенное им преступление. «Царь Эдип» Софокла – не только «трагедия рока», а трагедия, где хотя и признается зависимость человека от воли богов, но вместе с тем провозглашается идея духовной свободы человека, которую он обретает, проявляя мужество посреди ударов судьбы. «АЯКС» |