реферат. дихотомия. 1. Определение понятия 4 Дихотомия человекприрода 4
Скачать 63.28 Kb.
|
Содержание Введение 3 1. Определение понятия 4 2. Дихотомия «человек-природа» 4 Заключение 7 Список литературы 8 Введение Современные науки имеют сотни инструментов для изучения и классификации окружающего мира. Существуют методики, уникальные для каждого вопроса и всеобъемлющие, описывающие любое понятие. Дихотомия - один из таких глобальных подходов. Надо сказать, что обычный человек соображает крайне дихотомически. Он производит деление там, где его вообще и быть не должно. На самом деле, дихотомическое мышление - самый простой способ нашего Ума обнаружить самого себя. Религиозные системы пронизаны парами понятий, которые мыслятся обывателем и неофитом крайне дихотомически, при этом таковыми не являясь, ибо обозначаемое ими не является полной противоположностью по отношению к друг-другу. Психологически дихотомия поддерживается эмоциями - "приятно - неприятно", "интересно - не интересно". И, по-сути, регулируется гормональными выбросами в кровь. Это самый простой способ управления человеком, который учатся преодолевать в себе всё глубокое. Актуальность данной темы заключается в том, что несмотря на изученность темы, все же остаются моменты, которые следует изучить Цель – описание дихотомии «человек –природа» 1. Определение понятия Дихотомия - это принцип парного деления, заключающийся в том, что каждый член пары не имеет общих признаков с другим. Термин произошёл от двух греческих слов «надвое» и «деление» и успешно применяется в различных областях знаний. В математике, лингвистике и подобных науках используется для деления крупных единиц на мелкие [4]. Принцип действует так: Берётся обобщённое понятие «школьник». Выделяется группа, объединённая признаком «отличники». Остаётся группа, в которой этого признака не наблюдается - «не отличники». Отличников можно разделить по принципу «посвящает всё время урокам» и «не посвящает всё время урокам». «Не отличники» разделятся сначала на «хорошист» и «не хорошист». И так до получения нужного результата. Система очень удобна для создания всевозможных классификаций, но в этом кроется её основной минус. Вторая группа становится слишком размытой. Так «не отличники», это и троечники и двоечники и хорошисты. Чтобы добраться до последнего звена, придётся перебрать огромное количество вариантов [5]. 2. Дихотомия «человек-природа» Из всех подразделов психологии самое активное и плодотворное применение нашёл принцип дихотомии в соционике. Это сравнительно молодое направление, возникшее на основе типологии Юнга. Учёный описал четыре основных, качества: мышление; чувство; ощущение; интуиция. Он ввёл для каждого из них значение интравертного, направленного внутрь себя, применения. Или экстравертного, направленного вовне. В этой системе использование дихотомии отличается от классического. Например то, что интуиция не является мышлением, лишь обозначает этот факт, не давая оценочной характеристики. В большинстве случаев, когда производится деление по принципу «объект» и «не объект», оценка присутствует, пусть и неумышленно[1]. Как и в соционике, дихотомия в философии это способ деления общего понятия на противоречащие друг другу определения. Но если в психологических науках дихотомическое мышление используется для описания и оба варианта равноценны, то в философии методом деления на две части выявляются пары антагонистов, из которых необходимо выбрать более значимый вариант. В ХХ веке такой подход к философским рассуждениям подвергся жестокой критике. Некоторые мыслители указывали, что дихотомия мышления и противопоставление понятий "субъект" и "объект" ведёт к излишней категоризации мышления. Одна из известных пар, в которой проявляется дихотомия в чистом виде - «добро» и «зло». Основные вопросы, возникающие при рассмотрении этой пары: Что есть добро/зло. Относительность добра и зла. Может ли существовать одно без другого [2]. Используя дихотомическое разделение и представляя добро как «не зло» или наоборот, мыслители тем самым заявили, что одно без другого невозможно. Это стало оправданием для морального релятивизма, то есть позиции, согласно которой, если свершение зла неизбежно, пусть оно послужит во благо определённой группе. Подобным принципом руководствовались, совершая кровавые революции и развязывая жестокие войны. В Азии от решения дихотомии добра и зла отошли сразу два философа. Принц Сиддартха Гаутама (впоследствии Будда) и китаец Лао Цзы. В буддизме идея неделения мира на хорошее и плохое и нейтральное отношение ко всему происходящему является главенствующей. Полное восприятие такого мироощущения ведёт к просветлению и выходу из колеса сансары. Лао Цзы создал более рационалистический подход. Он считал, что осознанное стремление сотворить как можно больше добрых дел в конечном итоге приведёт к размножению злых, так как без понятия не появится и его антагониста. Мыслитель призывал не бросаться в крайности и руководствоваться в поступках исключительно разумом. Лучше всего восточное отношение к противопоставлению добра и зла характеризует знак инь-янь (кажущаяся дихотомия души, в которой элементы на самом деле проникают друг в друга) [3]. Ещё одна пара антагонистов, с которой с давних пор знакомо человечество, - жизнь и смерть. Здесь всё наоборот. Если фраза «добро - это всё то, что не зло» верна далеко не всегда, то с утверждением «живо всё то, что не мертво» поспорить сложно. Так что основная проблема этой дихотомии в её неизбежности. Чтобы облегчить страх перед неотвратимостью прерывания бытия, дихотомия жизни и смерти в философии и религии обесценивается, теряет свою необратимость. Например для христианской философии это выглядит так: «для тела всё, что не жизнь — смерть, душа же бессмертна». Заключение Дихотомия – это принцип парного деления, заключающийся в том, что каждый член пары не имеет общих признаков с другим. Термин произошёл от двух греческих слов «надвое» и «деление» и успешно применяется в различных областях знаний. В философии дихотомия — это что-то, что всегда априори возможное, это аксиома, из которой состоит одна вещь и её противоположность (т. е. любой термин и его негативное обозначение). Название процесса дихотомии в результате противоречия — абсциссио инфинити (логичный процесс устранения, когда последовательно устраняются все неприменимые варианты). Этот метод практиковал философ Платон, а также французский философ и логик Пьер де ла Раме. Оба были его последователями, они же и довели его до педантизма. Список литературы Бочарникова И.В. Репрезентация системы отношений между компонентами концептуальной диады «жизнь — смерть» // Гуманитарные исследования. 2019. - №2. С. 26—35. Мельникова Л.Л. Бинарная оппозиция // Постмодернизм. Энциклопедия. Минск, 2018. - С. 81. Новоселов М.М. Дихотомия // Новая философская энциклопедия : в 4 т. М., 2020. - Т. 1. - С. 674—675. Попова Н.В. Дихотомия конфронтирующих категорий во фразеологических картинах мира немецкого и русского языков : дис. ... д-ра филол. наук. М., 2019. – 765 с. Агеев Н.Ю. Концепция «единства природы и человека» и коррелятивное мышление в древнем Китае, статья [Электронный ресурс] / Н.Ю. Агеев http://www.synologia.ru/a/%D0% 9A % D0% BE % D0% BD % D1% 86% D0% B5% D0% BF % D1% 86% D0% B8% D1% 8F_%C2% AB % D0% B5% D0% B4% D0% B8% D0% BD % D1% 81% D1% 82% D0% B2% D0% B0_%D0% BF % D1% 80% D0% B8% D1% 80% D0% BE % D0% B4% D1% 8B_%D0% B8_%D1% 87% D0% B5% D0% BB % D0% BE % D0% B2% D0% B5% D0% BA % D0% B0% C2% BB; |