Главная страница
Навигация по странице:

  • 3.Чувство присущей разуму собственной потребности.

  • 4.Право потребности разума как субъективного основания предпосылать или предполагать

  • 5.Вера разума

  • вера разума.

  • 6.Чистая вера разума – способность ориентироваться в сфере сверхчувственных предметов

  • 7.Последствия неизбежности неприкосновенности свободы мысли

  • 8.Проявление свободы разума, как дерзкой уверенности вне зависимости от его способности от каких-либо ограничений – единоличное господство спекулятивного разума

  • Таким образом, свобода в мышлении, если она хочет действовать независимо от законов разума, разрушает в конце концов саму себя.

  • Фил.Кант.Ориент. в мышлении. 1. Определенные максимы Понятие самоориентации, расширенное и уточненное


    Скачать 17.96 Kb.
    Название1. Определенные максимы Понятие самоориентации, расширенное и уточненное
    АнкорФил.Кант.Ориент. в мышлении
    Дата20.11.2020
    Размер17.96 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФил.Кант.Ориент. в мышлении.docx
    ТипДокументы
    #152298

    1.Определенные максимы
    2.Понятие самоориентации, расширенное и уточненное

    «Ориентироваться — значит в собственном смысле слова следующее: по данной части света. я ориентируюсь географически при всех объективных данных небосвода все же только с помощью субъективного основания различения. 
    Это географическое понятие метода ориентирования я могу теперь расширить и разуметь под ним следующее: ориентацию в данном пространстве вообще, т.е. чисто математически.»

    3.Чувство присущей разуму собственной потребности.
    «Наконец, я могу еще более расширить данное понятие так, что оно будет теперь состоять в способности ориентироваться не только в пространстве, т.е. математически, но и о мышлении вообще, т.е. логически. Можно по аналогии легко догадаться, что делом чистого разума будет управление своим применением в тех случаях, когда он, отталкиваясь от известных предметов (опыта), захочет перешагнуть все границы опыта и не найдет в созерцании ни одного объекта, а всего лишь пространство для них; в этом случае при определении своей собственной способности суждения он оказывается совершенно не в состоянии подводить свои суждения под какую-либо максиму, исходя из объективных оснований познания, а исключительно лишь на основе субъективного различения <3>.
    Данное субъективное средство, выделяющееся в качестве остатка, есть не что иное, как чувство присущей разуму собственной потребности. Избежать заблуждения можно прежде всего тогда, когда не берешься судить там, где неизвестно столь много, сколько необходимо для определяющего суждения. Таким образом, незнание само по себе является причиной лишь ограниченности, но не заблуждения нашего познания».

    4.Право потребности разума как субъективного основания предпосылать или предполагать
    «Но здесь вступает в силу право потребности разума как субъективного основания предпосылать или предполагать то, что ему не позволено знать, исходя из объективных оснований, следовательно, право ориентироваться в мышлении, в этом неизмеримом и покрытом для нас сплошным мраком пространстве сверхчувственного, только в силу своей собственной потребности. Разум испытывает потребность положить понятие неограниченного в основание всего ограниченного и вместе с этим всех других вещей»

    5.Вера разума
    «Но так как выражение «изречение здравого разума» в данном вопросе остается все еще двусмысленным и может быть понято либо, что ошибочно было принято и Мендельсоном, — как суждение разумного постижения, либо, так трактует, по-видимому, автор «Результатов», как суждение разумного вдохновения, то представляется необходимым дать этому источнику оценки другое название, и нет более подходящего для него, чем вера разума.  Всякая вера, в том числе и историческая, хотя и должна быть разумной, но только вера разума не основывается ни на каких других данных, кроме тех, которые содержатся в самом чистом разуме. Любая вера является здесь субъективно достаточной, но объективно в сознании недостаточной инстанцией истины. Следовательно, она противопоставляется знанию. Чистая вера разума даже при наличии всех естественных данных и опыта не может никогда превратиться в знание, потому что основание для полагания истины в этом случае только субъективно, а именно является .лишь необходимой потребностью разума..»


    6.Чистая вера разума – способность ориентироваться в сфере сверхчувственных предметов
    «Понятие Бога и сама уверенность в его бытии могут существовать исключительно лишь в разуме. Никто не может быть убежден в существовании Бога, в первую очередь, с помощью какого-либо созерцания. Вера разума должна предшествовать, и лишь тогда известные явления или откровения могли бы дать повод для исследования вопроса о том, вправе ли мы принимать за божество то, что говорит или представляется нам для того, чтобы затем подтвердить эту веру по усмотрению. Итак, если у разума будет отниматься его законное право первого голоса в том, что касается таких сверхчувственных предметов, как Бог или будущее мира, то тем самым будут открыты ворота всякой экзальтации, суеверию и даже атеизму.»

    7.Последствия неизбежности неприкосновенности свободы мысли

    «Вы, мужи духа и широкого образа мыслей! Я преклоняюсь перед вашими талантами и уважаю ваше человеческое чувство. Но отдаете ли вы себе отчет в том, что делаете и куда могут завести ваши нападки на разума? Вы, без сомнения, хотите, чтобы свобода мысли осталась в неприкосновенности, так как без нее наступил бы конец свободному полету даже вашего гения. Давайте посмотрим, что неизбежно станет с этой свободой мысли, если возьмет верх то, за что вы принимаетесь.
    Во-первых, свободе мысли противопоставлено гражданское принуждение. Хотя и утверждается, что властями может быть отнята свобода говорить или писать, но не свобода мыслить, но только сколько и насколько правильно мы мыслили бы, если бы не думали как бы сообща с теми, с кем обмениваемся своими мыслями!
    Во-вторых, свобода мысли берется также в том значении, что ей противопоставляется принуждение в вопросах совести, а именно когда без внешнего насилия в делах религии одни граждане берут на себя роль опекунов над другими и вместо аргументов с помощью предписанных и сопровождаемых страхом перед опасностью собственного исследования символов веры стараются заблаговременным воздействием на умы запретить всякую проверку разума.
    В-третьих, свобода в мышлении означает также подчинение разума лишь таким законам, которые он дает себе сам. Итак, неизбежным следствием объявленного внезакония мышления (освобождение от ограничений с помощью разума) будет следующее: свободе мыслить в конце концов будет нанесен ущерб и по вине не то чтобы несчастья, а настоящего высокомерия она будет в буквальном смысле слова утрачена.

    8.Проявление свободы разума, как дерзкой уверенности вне зависимости от его способности от каких-либо ограничений – единоличное господство спекулятивного разума
    «Но так как человеческий разум все еще стремится к свободе, то, если только он разорвет когда-либо свои оковы, его первые шаги применения давно ставшей непривычной свободы должны выродиться в злоупотребление и дерзкую уверенность вне зависимости его способности от каких-либо ограничений, в убежденность в единоличном господстве спекулятивного разума, который решительно отвергает все, что не может быть оправдано объективными основаниями и догматической убедительностью.
    Таким образом, свобода в мышлении, если она хочет действовать независимо от законов разума, разрушает в конце концов саму себя.


    написать администратору сайта