Главная страница
Навигация по странице:

  • Образование этого древнего гос-ва связано с греческим героем Тезеем

  • Новое законодательство . Законы Драконта

  • 1. Основные этапы в истории Древнего Египта. Общественный и государственный строй в эпоху Нового царства. 5


    Скачать 486.01 Kb.
    Название1. Основные этапы в истории Древнего Египта. Общественный и государственный строй в эпоху Нового царства. 5
    Дата05.12.2021
    Размер486.01 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаEkzamen_IGPZS.docx
    ТипЗакон
    #292569
    страница7 из 47
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   47

    8. Образование Афинского государства. Реформы Тезея. Органы власти. Законодательство Драконта.


    Древние Афины - город-государство в Аттике, которое с 5 века до н. э играло наряду со Спартой ведущую роль в истории Древней Греции. В Древних Афинах сформировалась демократия. В социальном отношении каждое племя состояло из больших кланов, которые разделялись на больших семей-родов. Семьи в произвольном порядке группировались во фратрии - особые религиозные объединения со своими культовыми праздниками и церемониями. Фратрии складывались в филы, которые после стали чисто территориальными подразделениями общей территории полиса, причем не только город, но и вся Аттика соответственно делилась на 4 филы.Территорию Аттики населяло в конце 2 тыс до н.э. 4 племени, каждое из которых имело свои народное собрание, совет старейшин, выборного вождя – базилевса. Переход к производящей экономике с индивидуальностью труда привел к разделу общинной земли на участки с общественным владением, к развитию имущественной дифференциации и постепенному выделению родовой верхушки и массы свободных общинников. Эти процессы ускорялись развитием ремесла, торговли, чему способствовала приморское положение Афин. Богатые семьи стали первыми собственниками рабов. Первобытное об-во превращалось в совет старейшин. Географические условия, развитие связей между племенами – все это предпосылки для объединения Аттики под единой властью. В микенскую эпоху афиняне платили позорную дань юношами и девушками критскому царю Миносу. От нее их освободил выходец из пенелопского города Тесей. Именно ему приписывается слияние отдельных поселений Аттики в город Афины. И после Тесея продолжительное время Афины управлялись царями. Одному из них, Кодру, удалось, пожертвовав жизнью, защитить город от вторгшихся в Аттику воинственных дорийцев.После этого решено было больше царей не иметь, ибо на появление лучшего, чем Кодр, не надеялись. Общество состояло из:1)эвпатриды – монополия на занятие государственных должностей.2)Геоморы – землевладельцы , ремесленники, метеки – выходцы из других общин.


    Высшая власть принадлежала археопагу, заменив совет старейшин. Дальнейшее развитие связано с борьбой широких народных масс с господством родоплеменной аристократии. Решающим этапом стали реформы Солона – отмена долгового рабства, изменение политической структуры общества.Произошло разделение на 4 категории: пятисотники – занимали любые должности, всадники, зевгиты- не могли избираться лишь в архонты и феты могли только избирать. Клисфен – демократизация афинского политического строя. Было изменено административное деление, в основе лежал территоривальный принцип. Новые государственные органы – совет, коллегитя стратегов. Сложилось рабовладельческое государство в форме демократической республики. Право участия в политике имели все полноправные граждане, не моложе 20 лет: они обсуждали вопросы законодательства, внутренную политику, международные отношения, выборы должностных лиц. Совет 500 являлся исполнительным органом. Избирался путем жребия от 30-50. Срок полномочий – 1 год: привлечение к суду долж лиц, заслуш их отчеты


    Образование этого древнего гос-ва связано с греческим героем Тезеем. Знаменитые реформы Тезея были проведены в 13 веке до н.э.Одной из основных нововведений было объединение всех частей Аттики в единое целое – с центром в Афинах. Этот процесс получил название «синойкизм». В основе объединения лежали две основные причины: экономическая и внешнеполитическая; во-первых, с развитием частной собственности началось развитие ремёсел и отделение ремесла от земледелия, что в свою очередь вызвало рост торговли. В этих условиях члены родов, фратрий и племён должны были перемешиваться друг с другом, а во-вторых необходимо было противостоять внешней агрессии против дорийцев во второй половине II тыс. до н.э. Была создана единая система управления – Совет. Также всё население страны было разделено на три категории: эвпатриды – родовая знать, геоморы – земледельцы, демиурги – ремесленники. Реформы Тезея способствовали: 1) Созданию центрального управления, в рассмотрении которого оказались дела, до того находившиеся в ведении племён; 2) Была предпринята первая попытка разорвать родовые связи путём деления населения на привилегированное и непривилегированное; 3) Возникает «общеафинское народное право», возвышающееся над обычаями отдельных племён. Несмотря на это дальнейшее развитие было обусловлено усилением родоплеменной знати, власть сосредоточилась в руках 9 архонтов (после 683 года), что привело к сильному социальному «перекосу» в пользу эвпатридов, также серьёзные изменения происходили в городе. Благодаря развитию ремёсел, стала складываться городская рабовладельческая знать, что привело к новому роду противоречий. Между родовой и городской знатью. Огромное количество противоречий социально-экономического характера привело к реформам Солона.

    Новое законодательство . Законы Драконта

    После Килоновского заговора, который в случае победы мог бы привести к власти тиранов, эвпатриды были обязаны хоть как-то продемонстрировать свою государственную деятельность. Именно поэтому афинское право было решено усовершенствовать. Эту работу поручили одному из шести архонтов-фесмофетов. Выбор пал на Драконта, так как он пользовался большим уважением в обществе и был добросовестным и энергичным человеком. Всю необходимую работу он проделал в течение 621 г. до н. э. И как результат, на свет появились законы Драконта.

    До сих пор считается, что этот документ был первым письменным судебным правом, действующим на территории Афин. Хотя это утверждение весьма спорно. Было бы правильнее сказать о первом дошедшем до наших дней письменном законодательстве, так как обычно любые правила являются лишь переработкой уже когда-то существовавших до этого норм. Примером в данном случае может послужить утверждение Аристотеля, что еще в 80-х годах того же столетия архонты-фесмофеты уже занимались подобной работой.

    Главным достижением обновленных норм стали более четко сформулированные обязанности чиновников, а также принципы и порядок их избрания на должности. Хотя свод законов Драконта и содержал в себе некоторые статьи о политической структуре государства, однако они не были главными в данном сборнике, о чем говорит и его название – «Обычаи».

    Основой новых норм являлись более четко прописанные штрафные санкции за разного рода правонарушения. Некоторые законы Драконта, вне всякого сомнения, выглядят излишне жестокими. Взять хотя бы такой невинный проступок, как кража фруктов или овощей, а ведь за него полагалась смертная казнь! А вот убийство вора, совершенное с целью самозащиты или возврата своего имущества, преступлением и вовсе не считалось. Смертная казнь полагалась за убийство, поджог и осквернение святыни. Драконт даже предусмотрел такую норму, которая кажется совершенно бессмысленной, - наказание за убийство неодушевленных предметов.


    Как известно, законы Драконта стали отражением прогресса в развитии, которое происходило в то время в афинском обществе. Впервые появилось четкое разделение убийств на непредумышленные, предумышленные и совершенные в процессе обороны. Отдельно рассматривались преступления, касающиеся лишения жизни соблазнителей сестер, жен, дочерей и матерей. В эту же категорию попадали и убийства, совершенные во время спортивных соревнований, а также в результате различных несчастных случаев.

    Прерогативой археопага было рассмотрение исключительно умышленных преступлений, повлекших за собой человеческие жертвы. Наказанием за совершение таких убийств была смертная казнь. Неумышленными же занимались специальные коллегии, состоящие из эфетов, возраст которых превышал 50 лет. Непредумышленные убийства обычно наказывались изгнанием виновного. Различного рода штрафы, к примеру быками, применялись по отношению к гражданам, совершившим ряд других преступлений.

    Надо сказать, что законы Драконта в Афинах действовали эффективно и были в значительной степени направлены на преодоление обычной в то время кровной мести, так как строжайше запрещали чинить самосуд. В этом случае ответственность за убийство ложилась только на того, кто его совершил, а не на всю семью, как раньше. Кроме того, нес наказание и тот человек, который подстрекал к убийству.

    Одобренные афинским обществом законы Драконта, характеристика которых была приведена выше, явно свидетельствовали о том, что оно стремилось избавиться от устаревших родовых обычаев и внедрить в свою жизнь обновленную модель государственных и классовых отношений.

    Несмотря на эти довольно жесткие законодательные акты, развитие греческого права все же продвинулось на шаг вперед. С момента написания новых норм аристократы, заседавшие в судах, были ограничены в своих действиях четко прописанными правилами, исполнение которых можно было легко проверить.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   47


    написать администратору сайта