корр2 12801 Церковь и государство аспекты взаимодействия. Церковь как субъект гражданского общества и объект государства 6
Скачать 0.7 Mb.
|
Оглавление Введение 3 Глава 1. Церковь как субъект гражданского общества и объект государства 6 1.1. Роль и статус Русской Православной Церкви в социально-политической структуре государства 6 1.2. Участие Русской Православной Церкви в политической жизни российского общества 12 Глава 2. Разработка и принятие «Основ социальной концепции Русской православной церкви» как новый этап развития государственно-конфессиональных отношений 22 2.1. Принципы взаимодействия Церкви и государства 22 2.2. Значение «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви». 26 Заключение 32 Список источников и литературы 34 ВведениеАктуальность темы исследования. В России в конце XX в. сложились определенные экономические, политические и духовные основы гражданского общества. В современном российском обществе многие элементы гражданского общества существуют лишь формально и не наполнены реальным содержанием. С одной стороны, слабость институтов гражданского общества обусловлена слабостью и непоследовательностью демократических преобразований в экономической, политической и духовной жизни, отсутствием должной ответственности государственной власти за нарушения ею прав и свобод человека, низким уровнем политической и правовой культуры граждан. С другой стороны, сказываются неизбежные издержки сложного процесса освобождения сознания россиян от деформаций, порожденных гнетом государственной бюрократии. Процесс становления гражданского общества в России имеет свои особенности и сложности. Это закономерно, поскольку «перестройка общества – это грандиозное мероприятие, которое многим и надолго неизбежно доставит неудобства» [6, c. 201–202]. Защиту прав и свобод человека и гражданина в современной России, бесспорно, должно взять на себя государство. Но все же такая защита не должна сводиться только лишь к государственным мерам. Государственные гарантии должны дополняться общественной самодеятельностью населения через общественные структуры и формы практической деятельности. Общественные объединения способствуют эффективности и стабильности демократической власти в двух смыслах: внутренне, воздействуя на отдельных людей, и внешне, влияя на политику государства. С одной стороны, само общество испытывает потребность в самоорганизации, в выражении своих интересов через общественные гражданские институты, которые должны быть признаны государством и защищены правом. С другой стороны, создающееся демократическое государство выступает в роли реформатора, стремится преобразовать общественные отношения, что можно осуществить, лишь опираясь на общественную поддержку, в сотрудничестве с гражданским обществом, когда его институты и структуры выступают заинтересованными партнерами государства в решении социальных задач. В каждой демократической стране организаций гражданского общества насчитывается множество. Они организуются во всех сферах общественной жизни, в связи с конкретными проблемами региона и даже отдельного города, в связи с профессиональными, культурными, духовными интересами. Духовная сфера гражданского общества призвана обеспечить свободу мысли, слова, реальную возможность публично высказать свое мнение, самостоятельность и независимость творческих объединений. Она непосредственно связана с образом жизни людей, их нравственностью, научным творчеством, духовным совершенствованием. В этой сфере действуют общественные объединения деятелей культуры, образовательные, творческие союзы, объединения по интересам, религиозные организации. Проблема исследования заключается в том, что формирование гражданского общества наиболее успешно осуществляется в условиях светского государства, в котором ни одна религия не провозглашается в качестве официальной или обязательной. Отделение церкви от государства должно предусматривать нейтралитет государства в вопросах веры, невмешательство органов государственной власти во внутрицерковные дела и, соответственно, невмешательство церкви в дела государства. Свобода религии как элемент свободы совести подразумевает право человека выбирать и исповедовать любую религию. Возможно формирование гражданского общества и в клерикальном государстве, однако ни при каких условиях гражданское общество не может возникнуть в теократическом государстве. Цель данной работы – провести анализ взаимодействия Церкви и государства. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи: Рассмотреть роль и статус Русской Православной Церкви в социально-политической структуре государства. Проанализировать участие Русской Православной Церкви в политической жизни российского общества. Рассмотреть принципы взаимодействия Церкви и государства. Рассмотреть значение «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви». Объект исследования - «Основы социальной концепции Русской православной церкви». Предмет исследования – Церковь как субъект гражданского общества и объект государства. Работа состоит из введения, 2 основных глав, заключения, библиографического списка. |