марксизм о развитии истории. реферат. 1 Основные положения естественноисторического подхода к развитию общества
Скачать 31.07 Kb.
|
Содержание
Введение Современные реалии российского бытия, анализ событий, происходящих на мировой арене заставляют все чаще задумываться о наличии причинно-следственных связей между мероприятиями различных масштабов, объединяющих их в единую цепочку исторического процесса. Есть ли какая-либо закономерность, определяющая череду стадий развития человеческого общества, смену стран-лидеров мирового развития, утрату главенствующего положения одними государствами и возвышения других? Возможно ли выявить законы общественного развития? Эти вопросы сегодня как никогда актуальны. И вместе с ними становится насущной потребностью обращение к философскому опыту объяснения закономерностей исторического процесса, представленного еще в XIX веке классиками марксизма. Таким образом, актуальность тематики данной работы определяется сложностью анализа и восприятия современности, поиском закономерностей и перспектив развития общества. Целью исследования является изучение и анализ марксистского подхода к проблеме истории человечества, а именно характеристика естественно-исторического процесса. Задачи работы могут быть определены как: - рассмотрение составляющих аспектов учения об естественно-историческом процессе; - анализ места человека как индивида в марксистской концепции естественно-исторического процесса; - изучение вопросов практического применения философской концепции естественно-исторического процесса, а именно анализ отдельных составляющих социально-экономического учения Маркса; - изучение взаимосвязи формационного подхода и теории естественно-исторического процесса. Предмет данного исследования - общественные отношения, складывающиеся в процессе его становления и развития. Объект – философские взгляды марксизма, раскрывающие сущность исторического развития общества на основе объективных законов. Методы, использованные в настоящей работе - это сравнительно-обобщающий метод, исторический, анализ, синтез имеющейся информации в первоисточниках и научных работах по данной тематике. Кроме того, применялись собственно философские методы работы над исследованием – диалектические и герменевтические. Для раскрытия цели работы и выполнения ее задач необходим правильный подбор литературы. В работе были использованы как труды основоположников марксизма – К. Маркса и Ф. Энгельса, так и следующих авторов: Л.А. Мусаеляна, А.И. Ракитова, А.И. Колганова, М.К. Мамардашвили, Г.С. Цветкова. 1 Основные положения естественно-исторического подхода к развитию общества 1.1 Понятие об естественно-историческом процессе развития общества Основоположники марксизма уверенно утверждали: законы общественного развития действуют так же объективно и неизбежно, как законы природы. Анализируя происходящие в природе события, Маркс пришел к выводу, согласившись со многими своими предшественниками: природа развивается по своим правилам, законам. Человеку не всегда дано понять их, а если и наступает понимание, то это совсем не означает, что он может оказать влияние на природные процессы, поскольку они в большинстве своем не зависят от воли и сознания людей. Они являются объективными или естественными. Поэтому и законы, управляющие явлениями природы, объективны. Размышляя далее, классики марксизма задаются следующим вопросом: могут ли существовать объективные законы развития общества, то есть законы, не зависящие от воли и сознания людей? Ведь сама деятельность людей имеет две взаимосвязанные стороны — материальную и духовную. Проанализировав развитие общества, на данный вопрос авторы отвечают утвердительно. Именно поэтому они называли развитие общества естественно - историческим процессом. Таким образом, естественно-исторический процесс развития общества – это становление общества согласно объективным, не зависящим от воли людей обстоятельствам. Однако согласно концепции марксизма, человек является одновременно и активным творцом истории. В то же время люди могут не понимать, не осознавать, что их деятельность в конечном счете, помимо их воли и намерений, подчиняется объективным социальным законам. В таких случаях говорят, что развитие общества происходит стихийно. Проблема в том, что на стадии стихийного развития люди осознают и формулируют лишь непосредственные личные и групповые цели и выбирают средства для их решения, не опираясь на знание законов общественного развития. В этом случае результаты их деятельности могут оказаться не соответствующими поставленным целям. Гораздо перспективнее развитие того общества, в котором люди осознают подлинные закономерности общественного развития, то их деятельность в подлинном смысле слова является сознательной. Получается, что объективные законы развития общества и деятельность людей развиваются, направлены в одном векторе. На стадии сознательной общественной деятельности ее результаты полнее соответствуют поставленным целям и приводят к их достижению. И это вполне объяснимо, так как цели общественного развития изначально ставились с учетом законов естественно-исторического процесса. Осознание объективной социальной реальности и понимание закономерностей ее развития очень сложное и длительное по времени развития явление общественной жизни. Такое осознание редко бывает всесторонним, полным, глубоким и, как правило, происходит в длительной и сложной борьбе. Помимо фактора стихийности, Маркс выделяет еще одно препятствие на пути гармоничного развития общества. Это явление он называет «ложное сознание». Смысл его в следующем: реальные, живые люди в повседневной жизни преследуют свои личные или групповые цели. Они думают в основном о событиях и обстоятельствах сегодняшнего дня и ближайшего будущего. Их мыслями и действиями управляют различные желания, намерения, увлечения, страсти. Ввиду этого осознание социальной реальности подвержено самым разным, подчас прямо противоположным влияниям, затрудняющим такое осознание, а то и приводящим к его прямому искажению. Именно поэтому так важно уяснить себе, какие факторы и механизмы являются определяющими в процессе осознания социальной реальности и ее закономерностей. «История» не есть какая-то особая личность, которая пользуется человеком как средством для достижения своих целей. История — не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека».1 1.2 Развитие материальной сферы жизнедеятельности – основа развития общества. Марксизм показал, как именно производство реализует свой определяющий характер в жизни человеческого общества. Эти производственные отношения люди не выбирают по собственному произволу. Характер производственных отношений зависит не от воли и сознания людей, а является объективным, поскольку определяется данным, наличным уровнем развития материальных условий производства, то есть уровнем развития производительных сил человеческого общества. Производительные силы являются той внешней средой для производственных отношений, изменение которых приводит либо к их модификации (частичному изменению), либо к полному уничтожению (замене старых на новые, что всегда сопровождается социальной революцией). Стадии развития производительных сил первоначально различали по основным материалам, из которых изготавливались орудия труда. Другим важным критерием, позволяющим различать стадии производительных сил, служило также выделение господствующих технологий производства, то есть определенной комбинации элементов производительных сил (простых элементов процесса труда) и характера их взаимодействия в процессе производства. На основании классификации по уровню развития производительных сил марксизм выделяет следующие ступени развития общества: каменный век, медный век, железный век. Применяя опять же естественно-исторический метод, Маркс дает характеристику каждой стадии как сточки зрения развития экономики, так и духовной сферы жизнедеятельности человека. Таким образом, идея марксизма о подчинении развития человеческого общества объективным законам рассматривается и с позиций смены ведущих производительных сил, дополняя и делая еще более четкой всю структуру представлений об естественно-научном процессе развития истории. 2 Взаимосвязь естественно-исторического процесса развития общества с социально-общественными воззрениями марксизма 2.1 Формирование человека с позиций естественно-исторического процесса развития общества. Говоря о роли человека в естественно-историческом процессе, Маркс писал: «История не делает ничего, она не сражается ни в каких в битвах! Не «история», а именно человек, действительный живой человек – вот кто делает все это, всем обладает и за все борется»2. Иначе говоря, с точки зрения основоположников марксизма, человек является не только объектом, но и подлинным субъектом исторического процесса. Практическая направленность и творческий характер философии Маркса обусловлены тем, что в центре ее внимания находится человек и его жизненные условия.3 С выдвижением человека в качестве центральной проблемы философии связан субстанциональный подход Маркса к историческому процессу, который позволил ему последовательно провести в своей теории принцип материализма и гуманизма одновременно. По Марксу, люди выступают подлинной субстанцией истории. Субстанциональная сущность людей проявляется в их способе существования. Какова жизнедеятельность индивидов, таковы и они сами. То, что они собой представляют, совпадает как с тем, что они воспроизводят, так и с тем, как они производят. Для Маркса и Энгельса человек – субъект, предмет (объект) и одновременно результат общественного производства. По Марксу, люди сами творят свою историю, являясь одновременно и актёрами (объектами) и авторами (субъектами) всемирно-исторической драмы, творя историю в революционной практической деятельности на основе существующих объективных условий в системе общественных производственных отношений4. Поскольку производство материальной жизни является предпосылкой истории, то понятно, что те же самые реальные индивиды являются субъектом, объектом и результатом, а на определенном этапе развития и целью исторического процесса Среди разнообразных видов деятельности человека, с точки зрения основоположников марксизма, определяющее значение в жизни людей имеет труд, поскольку в нем прежде всего проявляется родовая социальная сущность человека. Природа и человек также взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга. Отсюда и мысль основоположников марксизма о существовании единой науки истории, состоящей из взаимосвязанных историй природы и истории людей. И опять же, если допустить и утверждать о существовании единой истории природы и истории людей, то, соответственно, возможно утверждать, что история общества подчиняется объективным законам, сродни законам природы. 2.2 Учение о формациях как поступательном развитии общества в условиях естественно-исторического процесса Категория «общественно-экономической формации» Маркса, вместе с материалистическим пониманием истории, явилась, пожалуй, главным «системным продуктом» конкретного научного анализа различных типов общества с их историзмом и целостностью охвата5 Согласно определению, общественно-экономическая формация — общество, находящееся на определенной ступени исторического развития. Основой каждой формации является способ производства, представляющий собой единство базиса (экономики) и надстройки (политической и духовной сферы). В зависимости от способа производства Марксом выделяется пять общественно-экономических формаций: 1) первобытнообщинная, для которой характерно отсутствие частной собственности, разделения труда и равенство; 2) рабовладельческая формация: появление неравенства, зависимости одного индивида от другого, распространение государств. Основной производитель – раб, труд которого примитивен и не способствует успешному развитию прогресса; 3) феодализм — способ производства, основанный на эксплуатации лично и поземельно зависимых непосредственных производителей земельными собственниками. 4) капиталистическая формация. Главный способ производства – промышленное, основной производитель – наемный рабочий, получающий средства к существованию от продажи своей рабочей силы. Прибыль собственника – капитал, которая часто вкладывается в развитие производства. 5) коммунистическая формация – равенство на более высокоорганизованной материальной основе. Учение о существовании социально-экономических формаций явилось, таким образом, реализацией представлений об естественно-научном процессе развития общества, переложенном на экономическую почву, поскольку функционирование и смена формаций подчиняется общим законам, связывающим их в единый процесс поступательного движения человечества. Переход от одной формации к другой, способной создать более высокие производственные мощности, более совершенную систему экономических, политических и духовных отношений, составляет содержание исторического прогресса. Заключение Подводя итоги данной работы, хочется еще раз отметить ее значимость и актуальность на сегодняшний день. Марксистская теория естественно-научного процесса развития общества оказалась проверена временем и посему имеет право на существование наряду со многими другими теориями развития общества, будь то теория пассионарности Л. Гумилева либо цивилизационный подход Тойнби. Преимущества данного взгляда на процесс исторического развития – в признании законов развития, зачастую не зависящих от воли и сознания человека. Однако человек, или индивид в марксовом учении не является бездушным винтиком, подчиняющимся законам природы. Двойственность и единство подхода к роли человека как творца истории и действующего лица данного спектакля мирового масштаба – еще одна отличительная черта естественно-научного подхода к развитию общества. Уже в работах переходного периода основоположники марксизма достаточно четко определили в качестве главной проблемы своей философии проблему человека. Основоположники марксизма определили основными моментами своей концепции исторического развития следующее: человек, материализм, гуманизм, ориентация на практическое решение важнейших проблем эпохи. У Маркса и Энгельса в качестве предельного основания социального бытия выступают индивиды. Эти индивиды являются носителями определенных свойств (сущностных сил), через которые проявляется их социальная сущность. Последняя, как уже отмечалось, обнаруживает себя в способе существования. В основе понимания истории общества как естественно - исторического процесса лежит определяющая роль материальной стороны человеческой деятельности. Вместе с тем при этом учитывается, что духовная сторона этой деятельности играет важную активную роль. Она может оказывать заметное влияние на материальную сторону, хотя само это влияние определяется и ограничивается материальными условиями жизнедеятельности людей. Естественно-исторический процесс развития общества рассматривается классиками марксизма как взаимосвязанное взаимодействие материальной и духовной сфер жизни человека при сохранении ведущей роли первой. Материализм марксистских взглядов также объективен и доказан на практике. Естественным ход истории делает развитие производительных сил, складывающиеся на той или иной ступени человеческого развития производственные отношения. Производственные отношения — отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ под воздействием характера и уровня развития производительных сил. Они возникают между большими группами людей, занятыми в общественном производстве. Производственные отношения, образующие экономическую структуру общества, определяют поведение и действия людей, как мирное сосуществование, так и конфликты между классами, возникновение социальных движений и революции. В «Капитале» К. Маркс доказывает, что производственные отношения определяются в конечном счете уровнем и характером развития производительных сил. Еще одно преимущество естественно-исторического взгляда на развитие общества – тесная взаимосвязь теории и практики. Основоположники марксизма не просто заявляют свои философские взгляды на теоретическом уровне, а развивают их в других общественно важных концепциях и науках – учении об общественно-экономической формации, социально-экономической теории. Таким образом, естественно-научный подход к развитию общества становится стройной продуманной и обоснованной системой взглядов. Хочется отметить, что марксистские взгляды на развитие общества, а конкретно естественно-научные законы развития истории получили свое развитие и в наши дни. Современные исследования тенденций развития постиндустриальных стран (Д. Белл, В.И. Иноземцев) подтверждают во многом утверждения Маркса о закономерностях общественного развития. Поэтому есть все основания полагать, что интерес к Марксу будет возрастать. Таким образом, согласно Марксу, исторический процесс есть выражение развивающейся сущности, подчиняющейся объективным законам реальности. Смысл и «цель» исторического процесса – всестороннее, свободное развитие человека в ходе прогресса, будь то развитие производительных сил либо производственных отношений. Развитие современной цивилизации, трудности и порой критические моменты ее все чаще и чаще заставляют обратиться современников к философским взглядам Маркса как проверенной временем и научно обоснованной теории. Список использованной литературы 1. Андерсон П. Размышления о западном марксизме / П. Андерсон. – М., 1991. 2. Колганов А.И. Что такое социализм? Марксистская версия. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. — 616 с. (Размышляя о марксизме.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nlr.ru/domplekhanova/dep/artupload/dp/article/93/NA675.pdf. – 26.11.2021. 3. Мамардашвили, М.К. Классика и современность; две эпохи в развитии буржуазной философии / М.К. Мамардашвили, Э.Ю. Соловьев, B.C. Швырев // Философия в современном мире. Философия и наука. – М., 1972. 4. Маркс, К. К критике политической экономики. Предисловие / К. Маркс, Ф. Энгельс // Сочинения: в 50 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. – М., 1985. – Т. 13. 5. Мусаелян Л. А. Концепция исторического процесса К. Маркса: человеческий контекст // Философия и общество. 2007. Выпуск №3(47) С. 64-80. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.socionauki.ru/authors/musaelyan_l_a/. – 25.11.2021. 6. Мусаелян Л. А. Марксово учение об историческом процессе и теория постиндустриального общества// Философия и общество.2005. № 2. С. 39-59. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/marksovo-uchenie-ob-istoricheskom-protsesse-i-teoriya-postindustrialnogo-obschestva. – 25.11.2021. 7. Ракитов А.И. Марксистско-ленинская философия.— 2-е изд., переработ. и доп. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fil.wikireading.ru/hxWs1bG9qz. – 24.11.2021. 8. Цветков Г.А. Марксизм и системные аспекты истории современного общества // Наука, образование и культура. 2019. № 7. С.29-39. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/marksizm-i-sistemnye-aspekty-istorii-sovremennogo-obschestva. – 26.11.2021. 1 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 2, с. 102. 2 Маркс, К., Энгельс, Ф. Соч. – Т. 2. – С. 102. 3 Мусаелян Л. А. Концепция исторического процесса К. Маркса: человеческий контекст // Философия и общество. 2007. Выпуск №3(47) С. 64-80. 4 Цветков Г.А. Марксизм и системные аспекты истории современного общества // Наука, образование и культура. 2019. № 7. С.29-39. 5 Цветков Г.А. Марксизм и системные аспекты истории современного общества // Наука, образование и культура. 2019. № 7. С.29-39. |