Главная страница
Навигация по странице:

  • Ландшафтная архитектура

  • Основные понятия, используемые в ландшафтном проектировании

  • Закон воздушной перспективы

  • Основные понятия архитектурного проектирования

  • Пространство

  • Основные компоненты ландшафтного проектирования

  • Стиль

  • Архитектурный стиль

  • Постмодерн

  • 2.Древнейшие памятники ландшафтного искусства и градостроительства. Архитектура и ландшафтное и искусство Древнего Рима и Греции. Эпоха бронзы

  • Менгиры

  • Государства Ассирии и Вавилонии (Двуречья)

  • Периоды архитектуры.

  • 2 блок. 1. Основные понятия архитектурного и ландшафтного проектирования. Объекты ландшафтного проектирования. Понятие стиля в архитектуре и садовопарковом искусстве


    Скачать 4.49 Mb.
    Название1. Основные понятия архитектурного и ландшафтного проектирования. Объекты ландшафтного проектирования. Понятие стиля в архитектуре и садовопарковом искусстве
    Анкор2 блок.doc
    Дата04.05.2017
    Размер4.49 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла2 блок.doc
    ТипДокументы
    #6843
    страница1 из 10
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    1.Основные понятия архитектурного и ландшафтного проектирования. Объекты ландшафтного проектирования. Понятие стиля в архитектуре и садово-парковом искусстве.
    Ландшафтное проектирование – комплекс архитектурно-планировочных и объемно-пространственных решений для разработки методов художественного оформления открытого пространства.

    Ландшафтная архитектура – архитектура открытых пространств.

    Сфера деятельности:

    - садово-парковое искусство,

    - озеленение и благоустройство жилых территорий, улиц и дорог, городских центров, промышленных районов, с/х предприятий, исторических ландшафтов, охраняемых территорий.

    Ландшафтное проектирование должно опираться на такие качества как:

    - функциональность (удобство, польза),

    - конструктивность (прочность, экономичность),

    - эстетичность,

    - долговечность.
    Основные понятия, используемые в ландшафтном проектировании:

    Композиция – расположение различных форм в пространстве в сочетании друг с другом, при котором создается единое целое.

    Виды композиции:

    - фронтальные- основные элементы декора расположены на одной линии в ширину и хорошо просматриваются с первого взгляда, при этом не в глубину участка, ни в высоту композиция не продлевается.

    - объемные- элементы дизайна представлены во всех трех плоскостях.

    - глубинно-пространственные-во всей композиции присутствует глубокая перспектива, то есть внешний вид ландшафта изменяется по ходу движения по участку.

    К основным приемам формирования композиции относятся: симметрия и асимметрия, нюанс (тонкий переход от одних форм и красок к другим) и контраст, ритм.
    При создании планировочной композиции ландшафта важен учет закономерностей его зрительного восприятия. К ним относятся:

    Закон линейной перспективы. Как правило предметы выглядят лучше, если расположены либо на горизонтальной поверхности, либо на поверхности с небольшим подъемом.

    Но некоторые объекты проектирования наиболее интересны при рассмотрении сверху или снизу. В частности, планировочные элементы ландшафта (водоемы, лужайки и др.) выглядят наиболее выигрышно при рассмотрении их сверху, а некоторые объемные элементы (деревья с архитектурной или шаровидной формой кроны) более эффективно смотрятся на фоне неба, поэтому на них лучше смотреть снизу.

    Кроме этого, расстояние между зрителем и отдаленным предметом оптически сокращается, если скрыть лежащую между ними местность (кулисами кустарников понижением рельефа). Глаз наблюдателя в данном случае не имеет масштаба для сравнения, поэтому интересный пейзаж окружающей местности будет зрительно включаться в культурный ландшафт.

    Закон воздушной перспективы имеет большое значение для ландшафтного дизайна.

    Чем дальше от наблюдателя располагается предмет, тем больше смягчаются его окраска и очертание. Скажем, использование на значительном удалении от зрителя древесно-кустарниковой растительности с мягкими очертаниями крон и синеватым оттенком листвы и хвои значительно усиливает впечатление глубины пейзажа. Расположение насаждений с серебристой, пестролистной и светлоокрашенной листвой на переднем плане будет оптически приближать их к наблюдателю.

    Пространственные изменения цвета называют также цветовой (колоритной) перспективой.

    В отличие от живописи с ее условным изображением природы в ландшафтном искусстве глубина пространства — это реальность, и использование законов перспективы (уменьшение величины предметов с их отдалением, смягчение контраста света и тени, изменение насыщенности цвета и появление голубой дымки, окутывающей задний план пейзажа) помогает созданию необходимой иллюзии углубления или, наоборот, сокращения пространства.
    Основные понятия архитектурного проектирования:

    Социальный заказ – конкретная общественная потребность, актуальная для общества в целом или для определённой его части.

    Пространство – арена действий, общий контейнер для рассматриваемых объектов, сущность некоторой системы.

    Функция – принцип работы и задача того или иного элемента, помещения, здания, пространства, отражающиеся в большей или меньшей степени на его форме. Архитектурные формы – первоэлементы, отражающие в себе все особенности архитектуры: функцию, конструкцию, эстетическую выразительность.
    Основные компоненты ландшафтного проектирования:

    - здания – формируют центр ландшафтного проекта, основная цель ландшафтного дизайна здесь: сгладить неестественность геометрически правильных конструкций, смягчить их давление на окружающую природу, убрать строительный мусор, замаскировать дефекты и изъяны.

    - газонное покрытие - придаёт завершённость облику сада.

    - зелёные насаждения: отдельные деревья, кустарники, цветы, их комбинаций и ансамбли (сад, клумба, рабатка и тд)

    - различные крупные декоративные элементы (озеро, пруд, ручей, камни, МАФ).
    Стиль – это единство морфологических особенностей, отличающее искусство одной эпохи, цивилизации и т.д. от другой.
    В ландшафтной архитектуре выделяют 2 направления:

    Регулярный стиль сада , которому присуща симметрия, строгость и четкость геометрических форм. Здесь мы можем увидеть прямые дорожки, встречающиеся в центре участка, чаще возле дома. Деревья и кустарники обычно подстрижены, так как именно этому стилю присуще топиарное искусство. Характерными чертами регулярного стиля планировки так же считаются парадные цветники и большие площади газонов. Можно обнаружить газонный, цветочный и кружевной партер. (сады Версаля, С-Петербурга)

    Пейзажный стиль обладает бОльшей свободой и изысканностью. Здесь главными чертами является асимметрия, плавность и изогнутость линий. Данный стиль не делает дом центром притяжения, а гармонично встраивает его в окружающий пейзаж. Озеленение максимально приближено к естественному. (Англ-е усадьбы, построенные в старину).
    Архитектурный стиль создается совокупностью признаков, типичных для искусства определенной эпохи. Можно выделить:

    Романский стиль– (10-13 вв.) Главную роль играют монастыри, церкви и замки. Для него характерны массивные стены и тяжеловесные башни с узкими проемами бойниц. В декоре используется несложный геометрический орнамент, стилизованные изображения растений или животных.

    Готический стиль – (12-16 вв.) Ведущий тип здания – собор. Для стиля характерны такие черты как устремленность вверх, сложные ажурные конструкции, стрельчатые арки, развитой декор с широким использованием скульптуры.

    Возрождение (ренессанс) – (Западная и Центр. Европа. Италия. 14-16 вв) Этот стиль является переходным от средневековой культуры к культуре нового времени. Главным трендом становится возрождение античности. Ведущую роль стали играть не церковные, а светские сооружения. Ордерное членение стены, арочные галереи, колоннады и другие формы античного зодчества придают величественную ясность, гармоничность и соразмерность человеку.

    Барокко – (Европа: кон. 16 – сер. 18 в, Россия: 18 в). Ему характерна упругость криволинейных форм. Трансформированная ордерная система здесь сочетается с обилием декоративных деталей, со скульптурной лепкой и резьбой. Русское барокко 1ой трети 18 в., которое сформировалось в процессе строительства Петербурга, называют петровским барокко. Так же для русской архитектуры характерен такой термин как и нарышкинское барокко – (кон 17 – нач 18 вв) которое характеризуется симметричностью композиции, свободной трактовкой ордера, заимствованной из западноевропейской архитектуры, пышный белокаменный декор (гребни, разорванные фронтоны).

    Рококо – (Европа 1-я пол. 18 в). Стиль с утонченным, изящным и усложненным декором; резными и лепными узорами, завитками, разорванными картушами, рокайлями (раковинами). В России распространен в сер. 18 в. В качестве отделки дворцовых зданий, преимущественно интерьеров эпохи барокко.

    Классицизм – (Европа: 17 – нач. 19 вв; Россия: с 60-х 18 в. по 40-е 19 в). Характерно творческое заимствование форм античности и итальянского Возрождения, уравновешенность симметричных композиций, использование ордерной системы, в пропорциях и формах более близких античности.

    Ампир– (1 треть 19 в). в рамках позднего классицизма. Ориентируется также на античность, но включает наследие архаичной Греции, императорского Рима и Др. Египта, мотивы для воплощения величественной мощи и воинской силы, формы массивных портиков (дорического и тосканского ордеров).Характерна военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре, большие нерасчлененные плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объемы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и тп.

    Эклектика – (сер 19 – нач. 20 в.) – это соединение разностилевых элементов или стилизация в духе архитектуры прошлого. В России выделяются: русско-византийский стиль (сер 19 в) и русский стиль (преобладание элементов древнерусской архитектуры 17 в).

    Для обобщенного названия ретроспективно ориентальных стилистических направлений сер. 19 – нач 20 вв. применяют термины историзм или ретроспективизм.

    Неоклассицизм – (кон. 19 – 1 пол 20 вв.) - обращение к античности, классицизму или Ренессансу (неоренесансу). При доминировании форм ампира его можно назвать как неоампир. Характерна парадная представительность и подчеркнутая монументальность сооружений.

    Модерн – (кон 19 – нач 20 вв). Создаются новые формы (эркеры, фонари верхнего света, карнизы-козырьки), используются новые отделочные материалы (керамика, большие площади остекления), свободная планировка для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий.

    Конструктивизм – (1920 – нач 30-х,) “конструирование” окружающей среды. Создание форм с четкими геометрическими контурами, обнажение конструкций, подчеркивание функций частей здания. В градостроительстве – принципы функционального зонирования, свободная планировка, обилие зелени и спорт сооруженийй.

    Постмодерн – (посл. четв 20 – нач. 21 в),возник как отрицание функционализма. Характерны контекстуализм – подчинение зданий сложившемуся контексту места, аллюзия – введение в композицию исторических ассоциаций, орнаментализм – декорация со смысловым значением.

    2.Древнейшие памятники ландшафтного искусства и градостроительства. Архитектура и ландшафтное и искусство Древнего Рима и Греции.
    Эпоха бронзы (2 тысячелетие до н.э.) начинают появляться сооружения из огромных каменных глыб. В это время нет понятия архитектуры как искусства, создается мегалитическая архитектура –выражение идеологических, духовных и эстетических потребностей на примитивном уровне. Наиболее характеры для этого времени такие сооружения как менгиры, дольмены и кромлехи.

    Менгиры – вертикально поставленные, необработанные камни – место общественных церемоний.

    Дольмены – 2-4 вертикальных камня, перекрытые грубо обработанным каменным блоком – место захоронения членов рода.

    Кромлех (Стоунхендж) – каменные плиты или столбы по кругу, соединены положенными на них каменными блоками, имеющие ритуальное, возможно астрономическое назначение. Они имеют центричную и осевую планировочную композиции. Так же создаются циклопические крепости. ородища.
    Древний Египет – характерны грандиозные монументальные сооружения, возвеличивающие фараонов. Наиболее древние памятники находятся в дельте Нила, что обуславливается тем, что начало египетской цивилизации было положено именно в этом месте. Строительными материалами в Египте служили обмазанные глиной тростники, кирпичи из нильского ила с соломой, в монументальных сооружениях использовался камень. Художественные формы и изобразительные мотивы были взяты египтянами у природы: солнце, лотос, папирус, пальма, львы, имели в основном культовое назначение. Памятники арх-ры Древ-го царства (28–23вв до н.э.) – пирамиды фараонов и гробницы знати, храмы с лотосовидными, пальмовидными, папирусообразными колоннами (Пирамиды в Гизе: Хеопса, Хефрена и Микерина. Среднего царства (21–18вв до н.э.) – скальные гробницы, декорированные росписями на традиционные сюжеты. Формы храмов с двумя рядами колонн и повышенной средней частью. Нового царства (16–11 вв до н.э.) – храмы состоят из святилища, крытого колонного зала и замкнутого двора, обнесенного глухой стеной.

    Сады в этом времени носят регулярный характер: обычно это квадратный участок, обнесенный стеной, по его периметру высажены деревья, в центральной части находится виноградник; так же здесь расположены прямоугольные бассейны для содержания рыбы и водоплавающих птиц.

    Для древнеегипетского сада было характерно органичное слияние религиозных, утилитарных и эстетических функций.

    В целом в Древнем Египте сформировалось садовое искусство с четкими композиционно-планировочными канонами:

    - регулярным планом, включающим осевое построение композиции и использование симметрии;

    - формирование замкнутых композиций;

    - наличие водоемов как неотъемлемой, а часто и главной части сада;

    - использование ритма как композиционного приема;

    - применение аллейных и рядовых посадок;

    - использование экзотов в ассортименте древесных растений.

    Государства Ассирии и Вавилонии (Двуречья)(8-7 вв до н.э). Основным материалом для строительства является непрочный сырцовый кирпич. Города создаются округлой, а позднее прямоугольной формы, окруженные двойным или тройным кольцом крепостных стен. В основе планировки Ва­вилона лежит 8 широких улиц, ведущих к городским воротам. От них к определенному храму ведет широкая улица .

    Дворцы – изолированные городки с мощными стенами, запутанной планировкой для обороны.

    Храмы – второстепенные элементы композиции. Строительство на террасах применялось для храмов-зиккуратов, имеющих вид ступенчатых башен. На их нижних платформах по периметру высаживали растения в ямы с растительной землёй.

    «Висячие сады» Семирамиды располагались во дворе дворца царя Навуходоносора и представляли собой ряд возвышающихся террас: на нижних находились деревья, на верхних – кустарники и цветы. Существовали и обширные парки для охоты и прогулок верхом. (прообраз современных лесопарков).

    Имеются также скупые сведения об обширном парке, созданным ассирийским царем Саргоном II в VIII в. до н.э. близ г. Хорсабада, в котором произрастали деревья, вывезенные из других стран: кипарисы, кедры, платаны, ивы, тополя, лавр, самшит, плодовые. Имеются также сведения об обширных парках, или лесах, предназначенных в основном для охоты и прогулок верхом. Эти массивы считают прообразами современных лесопарков.
    Древняя Греция. Характерными зелеными насаждениями в Древней Греции являлись Священные рощи (герроны),которые носили мемориальный характер, со временем превратились в спортивные парки.

    Философские сады, планируемые для ученых бесед.

    Городские площади озеленяли рядовыми посадками вдоль дорог.

    Частновладельческие сады носили утилитарный характер и озеленялись в основном цветами. Сады подчинены законам пропорции, равновесия, ритма и симметрии.

    Периоды архитектуры.

    1. Гомеровский. Фундаменты жилых домов и храмов строились из камня, стены из кирпича. Здания были прямоугольные в плане. Вход в дом/храм представлял собой двухколонный портик. Типичными были двускатные крыши, образующие на торцовых сторонах фронтоны.

    2. Архаический. Характерным признаком этого периода является стоечно-балочная конструкция – ордер (колонна, антаблемент (ба­лочное перекрытие), основание – стереобат)упорядоченная система несущих и ненесущих частей сооружения, колонн и перекрытий.

    Типы ордеров:

    Доричес­кий – характерна простота и строгость форм, массивность.

    Ионический – характерна легкость, стройность, изящество.

    Коринфский – характерна большая декоративность.

    В период классики (5-4 вв до нэ) утверждают канонический тип храма: по числу колонн, про­порциям, архитектурной образности. Древнейшие греческие города не имели общую градостроительную идею. Позднее планировка имела регулярную прямоугольную структуру (основателем в Греции считают Гипподама из Милета). "Агора" – площадь, естественный центр города. "Гимнасий" – учебное здание. Спортивные сооружения – стадионы для бега; ипподромы.

    3. Эллинистический – пропаганда греческой архитектуры. Появляются новые типы сооружений – монументальные алтари и богатые перистильные жилые дома с росписью по штукатурке.

    Новое в садах Греции по сравнению с Египтом - их террасообразное, уступчатое решение, более свободная композиция, декоративность, нагромождение зеленых масс, обилие украшений, витые лестницы. На террасах - посадки больших деревьев, Цветы и фонтаны, приводимые в действие сложными гидравлическими машинами.
    Древний Рим. Архитектура сформировалась в 4-1 вв до нэ. Здесь строго продуманна схема городской планировки. Общественные сооружения: базилики, термы (общественные бани), театры, амфитеатры, цирки, библиотеки, рынки. Культовые: храмы, алтари, гробницы. Введены инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости, каналы) Оборонительные сооружения – крепости, состоящие из стен, укреплений и боевых башен.

    Наибольшего расцвета садово-парковое искусство Древнего Рима достигло в период с I в. до н.э. до I в. н.э. Климат Апеннинского полуострова средиземноморский, но более мягкий и менее засушливый, чем в Греции.

    Характерны обилие воды в виде рек и ручьев, гористый рельеф, наличие ценного строительного материала (мрамора и известняка) и широкий ассортимент древесно-кустарниковых и цветочных растений.

    Здесь произрастают различные виды сосен, дубов, кипарис, платан, земляничное дерево, тополь, каштан съедобный, гранат, маслина, плодовые. Имеются виды, хорошо поддающиеся стрижке - буксус, лавр, мирт. Из цветочных - лилии, левкои, ирисы, тюльпаны, нарциссы, фиалки, гвоздики и др.
    В целом для садово-паркового искусства Древнего Рима характерны следующие черты:

    - совершенствование приемов античной Греции и создание своих (фигурная стрижка, использование скульптуры в убранстве садов, пергол, аллей);

    - создание новых типов садов (общественные сады, сады-перистили, сады при виллах, сады-ипподромы);

    - отсутствие композиционного единства в садах.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта