2 блок. 1. Основные понятия архитектурного и ландшафтного проектирования. Объекты ландшафтного проектирования. Понятие стиля в архитектуре и садовопарковом искусстве
Скачать 4.49 Mb.
|
9.Градостроительные преобразования в России эпохи классицизма. Дворцово-парковые комплексы и пейзажные усадебные сады пригородов Петербурга и Москвы XVIII - XIX веков. Во второй половине XVIII в. декоративный стиль барокко уступил место классицизму. Классицизм – стиль, заимствовавший формы, композиции и образцы искусства античного мира и эпохи итальянского возрождения. В условиях огромного для своего времени строительства архитектурные приемы и сложные формы барокко оказались неприемлемыми из-за значительных материальных затрат и большого количества квалифицированных мастеров. Стилю характерны геометрически правильные планы, логичность, уравновешенность симметричных композиций, строгая гармония пропорций, реалистичность, ярко выраженные национальные черты, региональное разнообразие и широкое исп-ние ордерной тектонической системы. Оштукатуренные фасады окрашивали в жёлтые, оранжевые, серые, красные и синие цвета; на фоне их чётко выделялись белые колонны и прочие архитектурные детали. Осуществлялось золочение церковных куполов, шпилей и крестов. Быстро росли города, прежде всего за счет жилой застройки усадебного типа. Для руководства повсеместной градостроительной деятельностью была учреждена комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы, вскоре руководившая всем градостроительством в стране. Типичные постройки того времени: гостиные дворы, рынки, ярмарки, складские сооружения; биржи и банки; губернаторские дома, больницы, тюремные замки, казармы: учебные заведения, академии, институты, театры и библиотеки. Главные градоформирующие факторы: водные и сухопутные магистрали, сложившиеся административные и торговые площади, четкие границы городов. Происходит упорядочение городской планировки на основе геометрически правильной прямоугольной системы. Главные улицы и площади должны были застраиваться образцовыми домами, поставленные вплотную друг к другу. Фасады домов простые, их плоскости оживляли фигурные повторяющиеся обрамления оконных проемов. Жилая застройка имела 1-2 этажа, лишь в Петербурге до 3х-4х. Баженов первым из русских архитекторов стал мыслить постройку в её связи с окружением, как объёмную композицию, активно организующую пространство города – строительство Большого Кремлевского дворца и здания коллегий на территории московского Кремля. По этому проекту Кремль – грандиозный общественный форум с главной овальной площадью, к которой сходились основные радиальные улицы, вынос главного фасада дворца на линию кремлёвских стен. В 1775 воплощение проекта прервала Екатерина II, дабы возвеличить Москву. Для Москвы в 1775 году был составлен новый генплан, сохранявший радиально-кольцевую структуру и наметивший систему площадей полукольцом охвативших Кремль и Китай-город. В начале XIX в. господствующим стилем стал ампир. Характерные особенности русских усадебных садов определились в конце XVIII и начале XIX в. Происхождение их было в России не столько английское, сколько немецкое. Вблизи дома владельца располагался цветник. Цветник с его обычно архитектурным построением связывал архитектуру дома с пейзажной частью парка. Обязательным было выращивать в цветнике, наряду с яркими цветами,- душистые. Цветник мог представлять собой остатки регулярного сада. На русские помещичьи сады из регулярных стилей садоводства особенно повлияло голландское барокко (с середины XVII в. и до середины первой половины XVIII в.) и рококо с его полупейзажной буколичностью. Французский классицизм не прижился - ни в царских парках, ни тем более в садах среднего дворянства. Помпезный французский классицизм требовал слишком больших пространств перед домом и служил не столько для отдыха, сколько для пышных приемов. Деревья в России перестали стричь очень рано, и если в конце XVIII и начале XIX в. еще стригли кусты, то только вблизи дома. Если сад и парк разбивали в конце XVIII и начале XIX в.- в эпоху Романтизма, то вблизи дома кое-какие намеки на регулярность сохраняли: считалось неудобным непосредственно переходить от архитектуры к свободной природе. Около дома сажались цветы в правильно оформленных клумбах. Мало этого, прямые и узкие аллеи углублялись от дома на значительное расстояние и составляли обычно его самую характерную особенность - прямые, но нестриженые и с такой тесной посадкой лип, к какой обычно в Западной Европе не прибегали. Делалось это в русских усадебных парках, чтобы дать спокойный приют птицам. Аллеи лип бывали действительно темные и прохладные. Кроме аллеи, устраивались и "зеленые гостиные": липы тесными рядами сажались вокруг площадки, где можно было поставить стол и скамейки-"сиделки". Исключение делалось только для широких подъездных дорог, которые обсаживались не только липами, но и дубами. Пригороды Петербурга XVIII - XIX веков. В Царском селе переплетаются борокко, классицизм, романтические стили. Два основных парка Царского села – Екатерининский и Александровский представляют единое композиционное целое. На главной оси Екатерининского парка – огромный Екатерининский дворец, фасад которого смотрит в регулярный сад с баскетами В его планировке можно обнаружить черты различных парковых стилей. Регулярная часть парка находится между Екатерининским дворцом, Большим прудом и Каскадными прудами. Над её планировкой трудились садовники Я. Розин и И. Фохт. Исторически она носит название Старого сада, заложенного в самом начале XVIII века перед дворцом Екатерины I. В 1750-ые годы парк украсили многочисленные увеселительные павильоны. Пейзажная часть создана во второй половине XVIII века и расположена за Камероновой галереей. Парк одновременно наполнялся архитектурными сооружениями, воскресившими формы военных памятников Древнего Рима и стиль средневековых зданий, а также повторяющими китайские мотивы. "Большой каприз", соединяет Екатерининский и Александровский парки После строительства Александровского дворца (Кварнеги) завершается формирование Александровского парка. Александровский парк площадью 188 гектар делится на регулярный (Новый сад) и пейзажный парк. Первый создан по проекту Н.Жирара, работами руководили садовые мастера К.Шредер и М.Кондаков. Пейзажный парк расположен на месте бывшего Зверинца (лесного массива для содержания диких зверей) и создан по аналогии с английскими пейзажными парками, пришедшими на смену регулярным. Проект парка создан А.Менеласом и И.Ивановым. Парковую среду заполнили декоративные постройки в духе средневековой готики.. Гатчина (Ринальди) и Павловск (Камерон) расположены на берегах небольших рек и озёр; с живописными очертаниями берегов, с извилистыми дорожками. Гатчина оставляет ощущение таинственности и мистики и состоит из комплекса парков. Дворцовый парк.Основой Дворцового парка является пейзажный Английский сад с Белым и Серебряным озерами. К нему примыкают регулярные сады: прямо у стен дворца – Собственный сад, затем Нижний и Верхний Голландские сады, Липовый, Нижний и Верхний Ботанические сады, сад Ботанической горки, Водный и Лесной лабиринты, сад на острове Любви. Собственный садВ. Бренна устроил в 1797 году на насыпной террасе, поэтому для него пришлось соорудить каменную подпорную стену. Сад примыкает к Арсенальному каре и Часовой башне дворца, в него можно было попасть из личных комнат Павла I на первом этаже Главного корпуса. Сад нес на себе типичные черты регулярных садов: здесь были деревья с кронами правильной геометрической формы, боскеты, трельяжи, увитые цветами, система аллей; установили четырнадцать мраморных статуй, в центре – статуя Флоры работы итальянского мастера Фабио Медико, окруженная гермами (скульптурный бюст, венчающий четырехугольный столб, сатиров и вакханок. Возле центрального корпуса дворца соорудили (1794 г.) террасу, перед ней стояли два крылатых сфинкса, высеченных из местного пудостского камня. Нижний садраспланировали по образцу голландских садов с цветочными партерами, окаймленными низко подстриженным кустарником, и тремя привезенными из Италии мраморными статуями (копия с «Амазонки» Поликлета, «Молодой сатир» и «Марс»). В конце XIX века партеры сада засадили кустами лиловой сирени, она росла еще в 1950-е годы, затем начались работы по восстановлению участка в первоначальном виде. В Верхнем Голландском саду,куда ведет каменная лестница из Нижнего, на круглой площадке в центре стояла статуя Афины (итальянский мастер, XVIII век). Широкая каменная лестница спускается к Карпину пруду. Липовый садраскинулся вдоль Екатеринвердерского проспекта и отделяется от Голландских садов рвом. Здесь росли по краям дорожек аллейные липы, а также шпалерные (подстриженные, в ряду с кустарником) и штамбовые, стоящие отдельно на газонах. Ботанический садсоздавался под наблюдением мастера Ф. Гельмгольца. Он предполагался как питомник различных растений, там находились каменные оранжереи и теплицы, позднее разрушенные (на месте этих оранжерей сейчас находится типография), вдоль центральной аллеи были вырыты пруды – Круглый и Восьмигранный, землю использовали для насыпки Цветочной горки. На трех ее ярусах в XVIII веке выставлялись экзотические южные растения. Еще в 1950 годах на Цветочной горке выращивалась замечательная коллекция георгин и других цветов. На дорожках Ботанического сада были высажены деревья, необычные для северного климата, – вяз, тис, бук и другие, замененные потом липами и дубами. Особенность Павловска в том, что о нем в течение почти полувека заботилась одна и та же владелица — императрица Мария Федоровна. Здесь работали выдающиеся мастера своего времени, вышедшие как из английской, так и из итальянской школ паркостроения, — Ч. Камерон, В. Бренна, П. Гонзаго. Создавая пейзажный парк в новом художественном вкусе, его авторы выработали определенные критерии ландшафтной архитектуры, которые позволили выявить особую неповторимость Павловска: максимальное использование естественных особенностей рельефа местности; необходимые вырубки лесного массива в соответствии с замыслом архитектора; посадки деревьев и кустарников в соответствии с их биологическими особенностями и эстетическим восприятием. В парке обнаруживается особенно удачное сочетание различных принципов планировки в одну художественную композицию. Живописные куртины разной величины и солитеры с искусным подбором деревьев и кустарников создают прекрасные пейзажи. Особую красоту парку придают многочисленные искусственные пруды с плотинами, река Славянка с перекинутыми через нее декоративными мостиками, протекающая через весь парк. Павловский парк можно условно разделить на семь основных районов, каждый из которых имеет свои, присущие только ему, особенности. Прямые как стрелы лесные дороги Большой Звезды приводят на холмистые берега Долины реки Славянки; узкие аллеи Старой Сильвии, украшенные бронзовой скульптурой, соседствуют с таинственной лесной глушью Новой Сильвии; эффектные композиции Парадного поля сменяются ширью лесов и полей Белой Березы. И совершенно не похож ни на один из районов Центральный, или Придворцовый, район, старейший по времени устройства. Главное архитектурное сооружение этого района — дворец, монументальному облику которого подчинены окружающие посадки. Непосредственно прилегающая к нему часть парка принимает вид регулярного «французского» сада со стрижеными деревьями и кустарниками, газонами и дорожками четкой геометрической формы, партерными цветниками и лабиринтами, обильно украшенными скульптурой Москва и пригороды. Царицынский пейзажный парк начал складываться ещё в 1775 году. Почти сразу же после покупки Екатериной II усадьбы Кантемиров в парке были высажены лиственницы и сибирские Кедры. Обустройством парка занимался Василий Баженов на всём протяжении своего руководства царицынским строительством. Известно, что основу регулярного парка в усадьбе Кантемиров составляли берёзы (Берёзовую перспективу, аллею усадьбы, Баженов использовал в качестве одной из главных осей дворцового ансамбля). Архитектор, работая над устройством пейзажного парка, рачительно относился к тем посадкам, которые остались со времён прежних хозяев усадьбы. В основной части парка, раскинувшегося южнее дворцовой части ансамбля, Баженов сохранил трёхлучевую композицию аллей, расходящихся от дворцов, и широкую прямую аллею, перпендикулярно пересекавшую «лучи» (два из трёх «лучей» — в парке до сих пор, как и пересекающая их аллея, известная впоследствии как Липовая). Основными деревьями баженовской композиции были берёзы и сосны — то есть деревья со светлой окраской зелени, не образующие густой тени. Местами, в соответствии с принятой тогда модой, Баженов устроил посадки из деревьев с тёмной окраской листвы — лип и дубов. Таким способом к светлым насаждениям формировался контраст на дальних планах «из тёмной дичи, сбитых в кучу групп или густых и непрозрачных рощей». Баженов существенно расширил парк, обозначив новые границы берёзовыми рощами. В 1784 году в Царицыно прибыли выписанные из Англии садовые мастера Фрэнсис Рид и Ион Мурно. Видимо, между ними и Баженовым возникали трения: англичане предложили частичную вырубку парка и его перепланировку. Это предложение было продиктовано традиционным подходом к устройству классического английского пейзажного парка: в нём не было места прямым аллеям и густым посадкам. Однако русские пейзажные парки XVIII века нередко сохраняли элементы регулярной планировки — в этом было их своеобразие, другой их особенностью являлась намеренная загущенность. Дальнейшие парковые работы носили компромиссный характер — партерный сад и прямые аллеи не изменялись. С помощью английских мастеров были раскрыты некоторые наиболее выигрышные виды и обустроены новые аллеи и дорожки в стиле английских парков. В 1784 году Баженов также занимался Верхним Царицынским прудом — эти работы были непосредственно связаны с обустройством парка. Сооружались новые плотины речек Язвенки и Городенки (в результате зеркало пруда увеличилось на треть); на появившиеся живописные заливы и искусственные острова раскрывались видовые картины из парка. Баженов их акцентировал павильонами и другими парковыми постройками. Примерно в эти же годы в парке появилась созданная Фрэнсисом Ридом Утренняя дорожка — одна из самых красивых аллей парка, начинающаяся за Виноградными воротами и вьющаяся по склону холма вдоль берега пруда; с неё открываются наиболее эффектные пейзажные виды. В начале XIX века парк стал популярным местом гуляний у московской привилегированной публики. В то время он представлял собой чередование светлых посадок с многочисленными открытыми полянами и лужайками; лишь местами они акцентировались группами деревьев с тёмной листвой. В конце XIX века парк стал превращаться в лес; за ним почти перестали ухаживать. Постепенно образовались многочисленные кустарниковые заросли и самосевные чащобы. В XX веке временами проводились паркоустроительные работы и частичные вырубки, но делалось это нерегулярно. Сад Пашкового дома (Баженов) выходил к Кремлю, к реке Неглинке. Сад Голицынской больницы (Казаков) террасами спускался к прудам и выходил к Москве-реке, завершаясь двумя беседками (общественный сад). 10.Принципы размещения и формирования основных функциональных зон города в ХХ в. Системы озелененных территорий города. С середины XIX века производственные предприятия начинают играть роль главных градообразующих факторов. Именно вокруг производственных предприятий начинают развиваться новые городские структуры. В этот переходный период российское градостроительство испытывало определенные сложности, которые заключались в том, что стали терять актуальность разработанные ранее генеральные планы для большинства российских городов. Техническая революция внесла серьезную корректировку в генеральные планы российских городов во всех этнокультурных территориальных комплексах. Новая эпоха в градостроительстве начинает самостоятельно формировать новую пространственную и эстетическую оболочку российских городов, опираясь на складывающиеся закономерности социально-экономического развития общества в конце XIX века. Рост городского населения более чем в два раза в рассматриваемый исторический период привел к естественному зонированию городских территорий. В городах происходила, с одной стороны, централизация структуры, а с другой стороны, ее дифференциация на - селитебные, - промышленные, - транспортные, -складские, - рекреационные зоны. Складывавшиеся в большинстве случаев стихийно, производственные зоны охватывали города, часто вклиниваясь в селитебные районы. Быстрые темпы роста городов к концу XIX века привели к тому, что промышленные предприятия, в том числе крупные, оказались окруженными жилой застройкой. Городские кварталы развивавшихся российских промышленных центров «нарастали» на существующие структуры генеральных планов, разработанных в эпоху русского классицизма. Городские кварталы нового поколения успешно использовали уже сложившуюся ранее уличную сеть. Основным направлением практического градостроительства в Российском государстве в конце была реконструкция крупных российских городов и приспособление их к новой роли промышленно-торговых общероссийских центров. Эту задачу можно было решить только при условии проектирования новых городских структур, сочетающихся с ранее сложившейся исторической застройкой городов. Общей тенденцией в градостроительном проектировании конца была разработка городов-спутников для крупных промышленных центров, а также новых городских районов непосредственно в составе исторически сложившихся городских структур. Города-спутники и новые городские районы отвечали широко распространенной в это время в Европе идее «города-сада», ставшей отчасти идеалистической. Основным содержанием этих градостроительных проектов была комплексная застройка городских территорий с тщательно разработанными элементами инженерного обустройства, благоустройства и озеленения. Наиболее яркими примерами таких реализованных проектов является поселок Прозоровка под Москвой, запроектированный по заказу Российского императорского министерства путей сообщения; Блица-Парк под Санкт-Петербургом, жилой район «Сад-город» в составе города Барнаула, а также жилые районы-сады под Харьковом, Одессой, Владивостоком. Системы озеленённых территорий города: В зависимости от градостроительных и природных условий, система озеленения города может быть представлена в виде: - равномерно разбросанных по территории города зеленых «пятен»; - нескольких крупных зеленых массивов клиньев, проникающих в центр города; - водно-зеленого диаметра (системы парков, бульваров, набережных, открытых простр-тв вдоль поймы реки, пересекающей город); - одной или нескольких полос зеленых насаждений, протянувшихся вдоль застройки, иногда полосы располагаются поперечно, деля город на отрезки (при линейном развитии города); - озелененных территорий, окружающих отдельные городские районы (при децентрализованной схеме планировки города). Зеленые насаждения, органично включенные в композицию застройки, улучшают структурно-планировочные и архитектурно-художественные достоинства города, помогают созданию его выразительного объемно-пространственного облика, живописного силуэта. Система озеленения города должна обеспечить относительно равномерное размещение насаждений на селитебных территориях, в жилых районах и микрорайонах, в общественных и культурных центрах, в промышленных и санитарно-защитных зонах. На формирование системы городских зеленых насаждений влияют: - соотношение застроенных и открытых городских территорий; - удельный вес существующих насаждений, их качество и место в планировочной структуре города; - величина и дробность отдельных озелененных участков, их функциональная роль; - ландшафтные особенности; - транспортная и пешеходная доступность. |