Главная страница
Навигация по странице:

  • Облик средневековых городов

  • В городе обычно находится

  • Романский стиль (11-12в)

  • Готический стиль (12-16в).

  • 4.Главные черты средневековой архитектуры и ландшафтного искусства Китая и Японии. Современные сады в японском стиле.

  • Ландшафтное искусство Китая

  • Ландшафтная архитектура Японии.

  • 5.Архитектура, градостроительство и ландшафтное искусство эпох Возрождения и Барокко. Сады эпохи Возрождения в Италии. Регулярные сады барокко во Франции, Германии, Голландии.

  • 2 блок. 1. Основные понятия архитектурного и ландшафтного проектирования. Объекты ландшафтного проектирования. Понятие стиля в архитектуре и садовопарковом искусстве


    Скачать 4.49 Mb.
    Название1. Основные понятия архитектурного и ландшафтного проектирования. Объекты ландшафтного проектирования. Понятие стиля в архитектуре и садовопарковом искусстве
    Анкор2 блок.doc
    Дата04.05.2017
    Размер4.49 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла2 блок.doc
    ТипДокументы
    #6843
    страница2 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    3.Облик средневековых городов западной Европы. Романский стиль, готика. Ландшафтное искусство средневековой Европы и государств ислама.
    Алгоритмы возникновения средневековых городов:

    1. Спонтанное происходит под воздействием благоприятных факторов. Этот тип возникновения городов чаще наблюдался в ранний период развития.

    2. Планируемое развитие происходит по воле и под наблюдением какой-либо организации или отдельного лица, часто отделено от других городов.
    Облик средневековых городов:

    Изначально укреплениями городов были естественные преграды. Основные признаки городов: удобство, безопасность, особенности ландшафта местности. Позже появились оборонительные сооружения (стены, башни, рвы, валы и тд).

    Города устраивали близко к источникам сырья, с удобством коммуникаций (гавань). Они органически вписывались в ландшафт, приспосабливаясь к нему, и как следствие имели многообразие и неповторимость форм, неправильность, иррегулярность, незавершенность и противоречивость застройки.

    В городе обычно находится кафедральный собор, один или несколько рынков, укреплённый центр (бург, ситэ), здания городской администрации, дворцы-замки знати. На начальном этапе существования города, рынок собирался вдоль главной улицы, позднее прямоугольные рынки обособились в центре города, на пересечение главных путей. Также в городе были специализированные рынки ремесленников. К городу примыкают торгово-ремесленные предместья и сельские округа. Порой и внутри городских стен есть небольшие пахотные участки, виноградники и огороды. Важнейший компонент города – стены. Они имели двое ворот (на главной магистрали) или 4 (на выходе из города двух важнейших улиц).

    Наиболее распространенные формы города– прямоугольник и окружность. Здания внутри города могут быть расположены хаотично. Так же внутренняя застройка может быть привязана к нескольким главным улицам, от центра к стенам.
    Романский стиль (11-12в) опирался на древнеримскую архитектуру. Здесь использовались полуциркульные арки, своды, сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки. Здание тщательно вписано в окружающую природу и выглядит особенно прочным и основательным, за счет того, что имеют массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами.

    Основные постройки: храм-крепость и замок-крепость.

    Главный элемент композиции – башня (донжон). Вокруг неё расположены остальные постройки, составленные из простых геометрических форм (кубов, призм, цилиндров).
    Готический стиль (12-16в). Основные архитектурные постройки этого времени - храмы, соборы, церкви, монастыри.

    Черты стиля: легкие и возвышенные формы, арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль. Высокие здания строятся без внутренних промежуточных стен с большими оконными проемами и стоят устойчиво благодаря специальным опорам и приспособлениям для укрепления конструкции (в особенности аркбутаны).

    Смена архитектурных стилей существенно не отражается на паркостроении, поскольку в этот период садово-парковое искусство, являющееся самым уязвимым из всех видов искусства и более других требующее для своего существования мирной обстановки, приостанавливает свое развитие. Оно существует в виде небольших садов при монастырях и замках, т. е. на территориях, относительно защищенных от разрушения. Средневековый сад меньше античного сада по размерам. Стиль сада – регулярный, с разбивкой участка на квадраты и прямоугольники. Сады преимущественно утилитарного назначения. Здесь выращивают лекарственные растения и плодово-ягодные культуры.
    Монастырский тип садов характеризуется регулярной планировкой. Основная его черта – уединенность, тишина, утилитарность.

    По назначению монастырские сады делятся на:

    - плодовые сады,

    - огороды,

    - виноградники,

    - сады цветов для церковных служб,

    - аптекарские сады.

    Планировка была простая, геометрическая, с бассейном и фонтаном в центре. Часто две крестообразно пересекающиеся дорожки делили сад на четыре части; в центре этого пересечения, в память о мученической смерти Христа, устанавливался крест или высаживался куст роз. Основной чертой монастырского типа садов были их уединенность, созерцательность, тишина, утилитарность. Некоторые монастырские сады оформлялись трельяжными беседками, невысокими стенами для отделения одного участка от другого. Среди монастырских садов особенно славился Санкт-Галленский сад в Швейцарии.

    Сад-лабиринт - прием, сформировавшийся в монастырских садах и занявший прочное место в последующем паркостроении. Первоначально лабиринт представлял собой узор, рисунок которого вписывался в круг или шестиугольник и сложными путями подводил к центру. В раннем средневековье этот рисунок выкладывали на полу храма, а позднее перенесли в сад, где дорожки разделялись стенами стриженой изгороди. Впоследствии сады-лабиринты получили широкое распространение в регулярных и даже пейзажных парках. В России такой лабиринт был в Летнем саду (не сохранился), регулярной части Павловского парка (восстановлен) и парке Сокольники, где его дороги имели вид переплетенных эллипсов, вписанных в еловый массив (утрачен).
    Феодальный тип садов Сады при замках устраивали внутри их территории. Они были небольшими и замкнутыми. Здесь выращивали Цветы, имелся источник - колодец, иногда миниатюрный бассейн и фонтан и почти всегда скамья в виде выступа, покрытого дерном, - прием, получивший широкое распространение в парках. В садах устраивались крытые аллеи из винограда, розарии, выращивались яблони, а также цветы, высаживаемые в клумбы по специальным рисункам. Из подобных садов наиболее прославились кремлевский сад Фридриха II (1215-1258 гг.) в Нюренберге и королевский сад Карла V (1519-1556 гг.) с плантацией вишен, лавровых деревьев и цветников из лилий и роз.

    Сады делились на утилитарные и потешные. Потешные сады украшались газонами, цветами, невысокими деревьями, птицами и зверинцем.

    Появляются такие декоративные элементы, как цветники, трельяжи, перголы и др . При замках крупных феодалов создаются более обширные сады - прато, не только утилитарного назначения, но и для отдыха.
    Мусульманские сады. В странах арабского Востока, в Иране, Индии человек с древних времен бережно относился к воде как самой большой драгоценности. Поэтому центром мусульманских садов часто становились небольшие капельные водопады - полная противоположность буйных средиземноморских каскадов. Не менее важным символом сада служит священное дерево жизни: согласно легендам, в Египте это сикаморовая фига, в Палестине - гранат, в Иране - миндаль.

    Мусульманские сады легко узнаются по отчетливой геометричности плана. Так называемая структура "чор-бак" ("четыре сада") формируется из нескольких квадратов. Большой делится на четыре маленьких, которые, в свою очередь, могут дробиться на еще более мелкие. Это членение создается не только дорожками и высаженными в ряд растениями, но и при помощи узких и неглубоких каналов с водой, используемых для орошения сада.
    Мавританский тип садов. Наружные сады не отличались роскошью и были предназначены для хозяйственных нужд. Они засаживались плодовыми деревьями и шелковицей. В центре садов располагался фонтан. Внутренние сады со всех сторон окружены зданиями и красивыми пристройками в виде аркад и галерей. Деревья и кустарники не подвергались стрижке. Дно фонтана оформлялось орнаментом мозаикой. Самым известным примером являются сады Альгамбры в Испании. Ядро композиции – 2 дворика, украшенные аркадами с типичным «мавританским» орнаментом. В центре Львиного двора – фонтан с фигурами львов, вода попадает в кольцевой бассейн и растекается по четырем канальцам, образуя в плане разновидность каменного чор-бака. В миртовом дворике по продольной оси лежит бассейн, с двумя рядами фонтанчиков, окружённый плотным невысоким кольцом стриженных миртовых кустов

    4.Главные черты средневековой архитектуры и ландшафтного искусства Китая и Японии. Современные сады в японском стиле.
    Японские и китайские сады издавна отличались от европейских своей пейзажностью, утонченностью и изяществом. Главным принципом создания этих садов являлось отсутствие прямых линий. Плавность и изогнутость линий способствовала умиротворению и спокойствию, чем издавна славились японская и китайская нации. Главным принципом паркостроения было умение в «меньшем видеть большее». Каждый элемент в саду несёт определённую смысловую нагрузку и является определенным символом. Свободная планировка сада прекрасно сочетается с симметричными композициями двор­цовых построек и прямоугольных дво­ров. Скульптуры в садах можно встретить довольно редко, в основном это изображения птиц или животных (аист, дракон, черепаха). Символизм послужил возникновению типичного для этих садов «Сухого пейзажа», который содержал «водные потоки» из гальки и каменные водопады.
    Ландшафтное искусство Китая длительное время существовало изолированно.

    В Китае существовало 6 типов садов:

    - при императорских дворцах,

    - при императорских гробницах,

    - при храмах,

    - сады естественных пейзажей,

    - домашние сады,

    - сады ученых.

    Так же в стране существовало 2 школы (направления) планирования садов:

    Южная школа – миниатюрные сады, внутри – архитектурные сооружения, мостики, водоемы, скалы, гроты (Сады в Шанхае, Су-Чжоу).

    Северная – на обширных пространствах, крупные формы рельефа и огромные водоемы (парк Ихэ-юань, под Пекином).

    По определению создателей древнейших пейзажных ландшафтов, китайских садов, они похожи на картину, в которой гармонично сочетаются цветы, деревья, камни и вода. Если японский сад - это, прежде всего, место для раздумий и философствования, то китайский создан и для развлечений. И, в противоположность японскому, созерцаемому отстраненно, со стороны, в китайском человек погружается в пространство сада, ощущает его вокруг себя и наслаждается ландшафтом "изнутри".

    Китайский сад наполнен цветом - мостики, черепица на крышах и беседки окрашены в яркие оттенки оранжевого, красного или "императорского" желтого. Еще один популярный цвет - лазурь.

    Дорожки выложены цветной галькой с изображениями животных - драконов, павлинов, осьминогов, рыб.

    В китайском ландшафте много воды, спокойной и тихой, - буйство фонтанов Европы здесь заменяет плоская, ровная гладь озера. Основные видовые точки часто расположены на воде и подразумевают путешествие на лодке - от острова к острову, от одного залива к другому. Заливы и острова имеют свое символическое значение, например, остров черепахи ассоциируется с древней легендой о сотворении мира.

    Наиболее характерные для китайского сада растения - астры, хризантемы, глицинии, ивы, кипарисовики и яблони. На севере страны также распространены кедры и березы.

    Китайские архитекторы увлекались созданием пейзажей настроения. "Смеющийся" построен на умелой игре на контрастах: из темной мрачной пещеры попадаешь на солнечный берег живописнейшего озера. Строгая вертикаль остроконечного кипарисовика здесь соседствует с нежными плакучими ивами, архитектор постоянно использует игру тени и света. В пейзаже "очарования" растения подобраны так, чтобы создавать романтическое настроение и навевать легкую грусть.

    Китайские архитекторы также увлекаются рукотворными лабиринтами из камня. 
    Ландшафтная архитектура Японии.

    Восточным народам свойственно особое уважение к природе, ее красоте, разумности и одухотворенности. По мнению японцев, все "рукотворные" ландшафты человек создает в соавторстве с природой: она дает художнику сада свои "слова", он пользуется ими и выражает новое, человеческое содержание.

    Композиция японских садов отличается сдержанностью и лаконизмом, как и характер их создателей. Каждый элемент, будь то растение, вода или камень, наполнен символическим смыслом. Так, сосна олицетворяет долголетие, бамбук - стойкость и благородство. В почете многовековые камни и мхи - согласно синтоистской религии, распространенной в Японии еще до принятия буддизма, они являются жилищами различных духов. Для японца сад - это уменьшенная модель мира, своего рода микрокосм, который, кроме внешнего содержания, наполнен еще и очень глубоким философским смыслом. Сад предназначен для спокойного созерцания, раздумий, медитации и создания безмятежного настроения.

    Островное расположение и горный рельеф Японского государства способствовали определению главных элементов национального садового искусства. Это камень ("скелет" природы, символ светлого мужского начала янь) и вода ("кровь" природы, символ темного женского начала инь). Вода очищает, наполняет ручьи и реки, обрушивается водопадами или заключена в специальное водное устройство цукубай. Оно представляет собой каменную чашу с выдолбленной в верхней части нишей, где скапливается вода, падающая из расположенной выше бамбуковой трубочки. Для омовения рук и лица, для приготовления чая воду зачерпывают специальным бамбуковым ковшиком. Другое водное устройство, соцу, напоминает водные качели. Стекающие с гор капли ручья наполняют бамбуковый стебель, полый с одной стороны. Он тяжелеет и медленно опускается, а противоположный конец стебля поднимается вверх. Это происходит до тех пор, пока вода резко не выльется из трубочки и "качели" не вернутся в исходное положение. Периодический стук бамбука о лежащий внизу камень способствует отпугиванию диких зверей - вот почему устройство назвали "оленьим пугалом".

    Для японских садов характерны символические "сухие" водоемы из гальки или песка. При обустройстве "сухих" водопадов подбирается контрастная по цвету галька, которая в лучах закатного и рассветного солнца блестит как живая вода. При создании "сухих" ручьев и рек имитируются круги на воде - для этой цели используют инструмент, напоминающий грабли.

    Не менее важная составляющая японского сада - камни, заменяющие скульптурный декор. Они подбираются по форме (статуя, низкая вертикаль, плоский, лежачий, изогнутый), цвету, фактуре и соответствию всех этих качеств общему характеру сада. Существует целое искусство расположения камней - сутэ-иси. Камни подчеркивают изгибы береговой линии, акцентируют острова, формируют дорожки. Последние намеренно делают "разрывными", чтобы злые духи (в соответствии с древним синтоистским преданием) не смогли пройти по пустоте. Из камня изготавливаются фонари и скамейки.

    Традиции японского сада во многом заимствованы из более древнего китайского пейзажного сада. Так, окружающий ландшафт активно вовлекается в создание образа сада. И если с его главных точек видна горная цепь, мастер непременно превратит ее в естественную ограду.

    В японских садах сравнительно мало цветов, преобладают вечнозеленые деревья и кустарники (сосна черная, вечнозеленые дубы, азалии), которые символизируют вечное постоянство рая. При выборе других растений учитывается время их цветения и изменения окраски листьев, чтобы сад был красив в каждое время года. Весна - пора беззаботной радости и наслаждения цветущей сакурой. Летом зреют травы и распускаются камелии и рододендроны. Красоту увядающей осени оттеняют красные листья японского клена (в средней полосе можно заменить на клен Веерный, Приречный, Гинала) и нежные хризантемы. Суровой зимой настоящее наслаждение испытываешь, созерцая причудливый рисунок ветвей деревьев и мужественную красоту бамбуковых стеблей. При проектировании сада в условиях Москвы вместо бамбука применимы лишь невысокие виды филостахиса и сазы.
    Сегодня сад в японском и китайском стиле так же многолик, но подвержен европейскому влиянию. Не тронуты старые, знаменитые сады, ставшие национальным достоянием, при храмах, в монастырских комплексах, чайные сады Философский смысл сегодня уступает место эстетической ценности, сад становится декоративным дополнением архитектуры. Принципы построения сада же остались прежние: асимметричность композиции, свободное пространство и минимализм. Расширился ассортимент материалов (стал использоваться металл и пластик). Появилась абстрактная скульптура, геометрические формы, далёкие от природных.

    Наибольшее применение городском озеленении:

    - растения в контейнерах;

    - сады на крышах;

    - балконные сады.

    5.Архитектура, градостроительство и ландшафтное искусство эпох Возрождения и Барокко. Сады эпохи Возрождения в Италии. Регулярные сады барокко во Франции, Германии, Голландии.

    Стиль эпохи Возрождения зародился в Италии 15 в. Архитектура этой эпохи характеризуется простотой и спокойствием объемов, форм и ритма. Для неё характерны цилиндрические и крестовые своды. Очень много элементов заимствовано из античной архитектуры, а именно – ордерная система, основные её элементы: колонна, пилон, пилястра, архитрав, архивольт и свод.

    В градостроительстве этот стиль характеризуется городами в виде архитектурного единого целого по заранее составленному плану. Вместо узких и кривых переулков средневековых поселений появляются прямые более широкие улицы, застроенные крупными зданиями.

    В эпоху Возрождения очень важным является изменение характера пространства - вместо вдохновенного готического пространства, устремленного в бесконечность, появляется рациональное с визуально четкими границами. Наиболее подходящим примером этой перемены являются площади Итальянского возрождения, имеющие тип замкнутой структуры, основанной на пространстве, ограниченном во всех направлениях по горизонтали. Например, площадь Анунциаты во Флоренции имеет симметричную прямоугольную форму, служившую открытым двором перед обрамляющими ее зданиями. В это время было реконструировано несколько старых городов по новым принципам градостроительства: в основном дворцы находятся на центральных площадях, представляющих иногда начало трехлучевых композиций.

    Введены новые элементы – аркады. В Париже в 17 в. появляются аллеи, стриженая зелень, цветниковые партеры. Общественные сады в большинстве европейских городов появляются только в конце 18 в. Начинается строительство мостов и сооружение набережных. Так же постепенно устраняются высокие средневековые крыши. Ренессансные здания завершались крышами с аттиками и балюстрадами. На изменение облика городов большое влияние оказали сады и парки, деревья которых в значительной мере скрывают застройку. Строятся сады при виллах аристократии и высшего католического духовенства, сады при учебных заведениях.

    Ранние сады Возрождения – регулярные, но свободно решенной планировки без осевых доминант. Кульминационные центры – дворцы и виллы, не занимали непременного господствующего места (вилла Медичи во Фьезоле). Сады 16в. (Сады Боболи во Флоренции). Им присуще террасное построение: на террасах – небольшие регулярные партеры или боскеты. Обязательные элементы – фонтаны, водопады, каскады, бассейны, питаемые водой многочисленные ключи. Виллы Ланте и виллы Капраролы (Джакомо Виньолой) представляют собой строго симметричные планы, вытянутые вдоль главной оси, расположение зданий в средней части сада.
    Стиль барокко появился в Италии в результате эволюции Возрождения (кон 16в). В каждой из стран свои особые национальные черты. В итальянской архитектуре барочная стилистическая характеристика распространялась и на внешний, и на внутренний облик зданий. Во французской – в фасаде преобладают классицистические начала, внутри – барочные. Архитектура отличается мощным пространственным размахом, сложностью беспокойных, как бы текучих форм, криволинейностью планов и очертаний, связью с окружающим пространством.

    Основные черты садов:

    - геометричность планов с преобладани­ем осевой композиции,

    - доминирова­ние дворца над садом,

    - парадность и пышность композиции, приобретающей все больший размах.
    Итальянским садом обычно называетсятеррасный сад, организованный ступенями на склоне холма. Кульминация пейзажа - возведенная на самой вершине холма вилла, которая "парит" над окрестностями и из которой открывается вид на море или долину. Террасный сад имеет относительно регулярное планирование. Правая и левая части сада обычно имеют лишь приблизительную симметрию относительно основной оси. Индивидуальный стиль итальянского ландшафта создают вечнозеленые пирамидальные кипарисы (в российских климатических условиях их можно заменить узко колонновидными формами туи и можжевельника обыкновенного) и оливковые деревья (в России - облепиха и лох серебристый). Скамейки и каменные балюстрады полускрыты вьющимися растениями. Дикие горные речки оформляются как водопады. Итальянским садам характерные шумные водные потоки - буйство, шум, брызги и всплески. Ярким примером итальянского сада является вилла Ланте, построенная на контрастном рельефе, огромную роль которой играют водные устройства (каскады, каналы, фонтаны, бассейны). Архитектурная составляющая итальянского сада обычно преобладала над растительной.
    Голландские сады (ансамбль Хетт-Лоо): дворец часто располагался не по центру, фасад скрывался за кронами деревьев. Сады замыкались густыми посадками деревьев и кустарников, поэтому виды на окружающие ландшафты ограничивались определенными точками. Сады здесь носили более «домашний» характер и имели меньшую площадь. Скульптурное убранство и использование камня более скромное, чем в итальянских садах. Растительность превалировала над архитектурной составляющей. Именно в этот период расцвело топиарное искусство. Появились оранжереи с экзотическими растениями. Огромное внимание стало уделяться цветам, причем предпочтение отдавалось душистым.
    Французский сад - это классический пример регулярной планировки ландшафта. Такой принцип сформировался в XVII в., в эпоху абсолютистского правления монархов, и был призван отражать идею всеобщего порядка: здесь есть главный элемент и целая иерархия подчиненных. Обычно главным элементом, основной осью парка была центральная дорожка, проходящая через весь участок и заканчивающаяся скульптурой, фонтаном, водоемом или скамейкой. В саду вода находится преимущественно в спокойном состоянии, в отличие от сада итальянского, где вода играет роль шумового фона, что достигается обилием водопадов и шумных фонтанов. Именно в это время возникает понятие «водных партеров». Дорожки, расположенные перпендикулярно центральной, делят сад на небольшие участки геометрических форм. Дорожки имеют четкие границы, их края обычно обрамляются низкорослыми или среднерослыми подстриженными кустарниками – самшитом, тисом, (в современных садах нередко используются кизильник, барбарис, спиреи, туя западная). Перед домом разбит парадный цветник-партер, яркий и помпезный. Величие французского сада легче всего оценить с верхней просмотровой точки, например с балкона.

    Наиболее известны такие сады как Версаль, Во-ле-Виконт, Марли близ Лондона, создателем которых был Андре Ленорт. В Во-ле-Виконт видна сильная композиционная ось, рельеф выражен мало, композиция носит плоскостной характер (чему способствуют обширные водные площади).

    Версаль поражает огромными абсолютными масштабами, широким применением фигурной стрижки зеленых стен, коридоров. Он создан на низком болотистом месте, и позиционируется как творение человеческих рук и противопоставление природе (в чем заключается философия французского сада, в противовес японской, где главной задачей было единение с природой). Знаменитая трехлучевая композиция парка - это не просто архитектурный прием, но и определенный символ. Аллеи лучами расходятся от площади "солнечного" бога Аполлона, своего рода ипостаси "короля-солнца" Людовика XIV. Версаль развивается с востока на запад, и в утренние и вечерние часы солнце отражается в ровной глади водоема - в это время посетитель может увидеть знаменитую "золотую ось" Версаля. Отдельные приемы построения партеров, зеленых насаждений Версаля ис­пользуют и в наше время.
    На территории Германии и Австрии композиции парков были выразительны, но просты. Они локализованы в пределах единой одноосевой системы, границы нередко очерчивались в форме правильного прямоугольника. Характерны зеркальные плоские бассейны и протяженные каналы.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта