2 блок. 1. Основные понятия архитектурного и ландшафтного проектирования. Объекты ландшафтного проектирования. Понятие стиля в архитектуре и садовопарковом искусстве
Скачать 4.49 Mb.
|
6.Стилистические особенности архитектуры, градостроительства и ландшафтного искусства классицизма. Пейзажные сады классицизма и романтизма в Англии, Франции, Германии. Классицизм возник в середине 17 века в противовес барочной пышности абсолютизма. Здесь выдвигались идеи классической простоты, обращения к природе, романтизации мифических времен золотого века античности. Процесс перемен в искусстве и архитектуре протекал постепенно. Черты уходящего барокко и нарождавшегося классицизма сосуществовали в творчестве многих ведущих мастеров конца XVII — начала XVIII в. Исключением явилось садово-парковое искусство. Разница между садами барокко и садами классицизма состоит в том, что симметрия, соподчинение частей, строгость и стройность форм в классицизме сочетались в с яркой и простой композицией плана. Главные архитекторы: Сервандони, Габриэль, Суффло. У истоков классицизма лежало несколько факторов. Прежде всего это была идеализация античности и развитие зарождавшихся еще в древности натуро-философских идей. Они подготовили почву привезенным в XVII в. из Китая принципам формирования пейзажных садов. Немаловажным был и фактор роста промышленных городов, становившихся символом грозных сил, противопоставленных природе. Антитезой дымящих труб мануфактур и фабрик становилась романтическая природа. Еще в XVII в. начался расцвет романтического пейзажа в живописи, немало способствовавший триумфальному развитию романтических пейзажных садов. Творчество Рейсдаля, Пуссена, Клода Лоррена, а позднее Гюбера Робера имело самое непосредственное отношение к формированию идеалов нового направления в садово-парковом искусстве. Наиболее интенсивно новые идеи романтизма начали развиваться в Англии, где и природа, и история способствовали возникновению романтизма, где к началу XVIII в. создались благоприятные социально-экономические условия для его развития. Из всех стилей садово-паркового искусства романтизм, может быть, больше всего способствовал выявлению эстетической стороны природного материала. На смену четко, регулярно распланированным партерам, боскетам, бассейнам пришла планировка без прямых линий, сад, в котором все его элементы, детали, были как бы созданы самой природой. Если в барочных садах и в садах классицизма большое значение имели античная мифология и символика, то в романтизме их роль ослабляется. Совпадения в мироощущении, настроении, движениях природы и души — вот что главное в романтизме. Природа и пейзаж ценны постольку, поскольку они истолковывают состояние души. В пейзажном саду отсутствует геометрическая правильность, живописные группы деревьев свободно размещаются на полянках и лужайках, извилистая дорожка напоминает зарастающую тропинку в диком лесу. Водоемы максимально приближены к природным: маленький пруд, спускающийся по камням водопад или ручеек, бегущий вдоль деревьев и огибающий беседку. В месте его пересечения с дорожкой устраивается небольшой мостик. В таком саду цветущая лужайка как будто запущена, хотя деловитый садовник ежедневно навещает ее со своими ножницами. Пейзажный сад может ввести в заблуждение относительно своей "культурности" зарастающими уголками, заброшенными прудами, заболоченными участками и "дикими" скалами. Хотя о присутствии человека забыть сложно: нет-нет да и появится за поворотом деревянная скамейка, мостик или беседка. Именно такие сюрпризы и укромные уголки являются характерными чертами романтизма. Отчасти благодаря культу меланхолии, в романтических парках не было места иронии, шутке. Размышление было в романтических садах связано не столько с «бесстрастным» «научным» изучением мира и удивлением перед мудростью и разнообразием природы, как в садах барокко, сколько с чувствительностью, не терпящей ни смеха, ни даже улыбки. Вместе с этим в романтических садах совершенно исчезает «кабинетность», которая была столь характерна для всего предшествующего развития садоводческого искусства, начиная со средневековья. Принципы построения пейзажного парка эпохи романтизма: 1.Подчеркивание естественной красоты ландшафта, скрывание недостатков. 2.Свободная планировка. 3.Иллюзия естественного происхождения парковых пейзажей, 4.Все элементы подчинены целому. От английского сада остается ощущение свободы и естественности, непринужденности и нерегулярности. Но он обманчив в своей простоте: на самом деле его композиция строго продумана, стиль выдержан очень тонко. . Разноцветные декоративно-лиственные деревья обычно преобладают над хвойными породами, распространены цветущие кустарники (чубушник, который у нас часто именуют жасмином, гортензия и сирень), миксбордеры (подбираются растения с листьями разнообразных форм и оттенков - барбарис, свидина, бузина). Английский цветник не блещет яркими контрастами и не так эффектен, как французский, - он нежен и ненавязчив. Предпочтение в нем отдается полевым и лесным многолетникам. В пейзажных парках Англии архитекторы умело используют отражающую способность воды. И если в саду присутствует пруд, то при посадке деревьев обязательно учитывается точка обзора на противоположном берегу. Мосты над ручьями и речками имеют форму арки, которая вместе со своим отражением создает гармоничную круговую фигуру. Английский парк всегда полон сюрпризов. Один из них - это "хо-хо": парковые ограждения в виде скрытых от глаз широких траншей с изгородью на дне, которые совершенно неожиданно пересекают ваш путь и заставляют поменять маршрут прогулки. Существует и второе направление английского стиля - усадебные сады. Они организуются в строгом закрытом пространстве с прудиком и несколькими ярусами растительности (высокие деревья, декоративные кустарники, цветы). Регулярность здесь более ярко выражена. На чугунных фонарях и калитках почти всегда присутствует изображение родового герба хозяев. Парк Бленхэйм в графстве Оксфордшир: облик парка, первоначально созданного в стиле барокко кардинально изменён. Были оставлены только дворец, монументальный мост и протяженная аллея от деревни ко дворцу. Вместо барочных партеров перед дворцом поставлена изгородь «ха-ха»; трасса дороги уведена в сторону вдоль живописной ложбины. Риджент-парк (арх. Рептон, Нэш) в Лондоне. Представляет собой острое сочетание прямолинейных осей и окружности со свободной пейзажной планировкой воды и зелени. Кью (арх. Чемберс), берег Темзы. Сейчас это один из самых известных в Европе ботсадов; отличительная особенность – дорожки, покрытые газоном. Одним из первых ландшафтных парков Франции был парк Эрменонвиль, созданный Морелем в 1760 г. и принадлежавший де Жирардеру. Парк был устроен вокруг старинного замка. Выше замка располагалось озеро, ниже замка протекала река, впадающая в большое озеро. Река и озеро были окружены лугами, рощами, лесом, лесистыми холмами. Одним из достоинств ландшафтного парка являлось то, что здесь главным элементом стала растительность. ландшафтный тип планировки позволял показать красоту дерева. Французское садово-парковое строительство этого времени имеет как положительные, так и отрицательные стороны. К положительным сторонам относятся грандиозность и смелость замысла, для осуществления которого зодчие имели неограниченные финансовые возможности; достаточная оснащенность материалами; высокую степень совершенства в устройстве водопадов, скал, утесов, пещер; акклиматизация и интродукция в парках иноземных растений и т. д. К отрицательным сторонам относятся отход от естественного природного характера местности, насыщение ее насыпанными горами, театральность, эталонная обработка парка цветочными и декоративно-лиственными растениями в виде крупных масс в ущерб их естественному расположению, которое наблюдается в природной обстановке. Ландшафтные парки Германии. В 19 в. на первый план выдвинулась немецкая школа. Дворцовый парковый ансамбль Сан-Суси (Постдам) объединяет террасированный партер 16 в. перед дворцом и цепочку пейзажных садов начала 19в. К нач. 19в. складывается пейзажно-реалистическая тенденция. Действительно естественный пейзаж, сохранение существующего ландшафта. Складывается структура парка, широко используемая в наши дни: разбивка регулярных композиций около главного здания и пейзажная обработка естественного ландшафта с максимальным использованием декоративных свойств рельефа, существующей растительности растительности. Также широко известен ландшафтный парк Дессау-Верлиц. Весь парк, имеющий площадь территории 142 кв. км, вписывается в пойменный ландшафт рек Эльбы и Мульде. Здесь расположены дворцы, различным образом оформленные садово-парковые ландшафты, скульптуры и множество парковых павильонов. Для оформления парка широко использовался натуральный камень - в частности, для укрепления берегов водоемов и для мощения дорожек использовался речной камень разных фракций, также на территории парка можно встретить живописный валун, заросший мхом или лишайником. Замечательный памятник садово-паркового искусства находится в городе Бад-Мускау – это парк князя Пюклера. Идеи английских ландшафтных дизайнеров вдохновили князя на создание собственного сада, где бы он мог осуществить свои фантазии, работы начались в 1815 году. Ансамбль имеет площадь в 830 га, состоит из нескольких частей, расположенных на берегах реки Лаузицер-Найсе. На правом берегу находятся дворцовый, курортный и горный парки, на левом – террасный и верхний парки, дендрарий и Браунсдорфские поля, в центре расположен дворец Мускау, также на территории находится искусственный водоем Германнайсе, названный в честь князя. 7.Особенности ландшафтной организации, планировки и облика русских городов XII-XVII вв. Ландшафтное искусство допетровского времени. Древнерусский город подчинен ландшафту в планировочном и пространственном отношении. В границе русских городов на протяжении долгого времени сохранялись большие массивы рощ, луга, пустоши. Между стенами укреплённого города и посадом оставляли незастроенным обширный луг. Планировка была свободной, учитывала особенности рельефа, подчинялась определённому порядку. При градостроительстве сохраняли «прозоры» на храмы, озера, холмы, монастырские сады, городские въезды и ворота. В структуру городов входили крепость, торг, посады и слободы. Крупнейшие города Руси 10-13 вв. имели сложную планировку, органически объединяли несколько укреплённых частей, иногда расположенных на другом высотном уровне (у реки). Киев: сквозные магистрали (вдоль берега Днепра или перпендикулярно к нему) связывали 3 центра города: резиденцию митрополита и вечевую площадь с княжеским двором и далее с торгом и гаванью. Новгород: планировка ориентирована на главную транспортную магистраль – реку Волхов. Каждая городская улица выходила за город через каменную проездную башню, благодаря системе водных рвов и естественных протоков обеспечено дренирование городской территории и зарезервированы участки для дальнейшего развития. Планировка улиц в малых древнерусских городах. Связующее звено – улица по внутреннему периметру оборонительных сооружений. Одни ворота, от которых отходили 1-2 улицы, пересекавшие город. Т.е. все дворы получали свободный выход на улицу. Иногда устраивались дополнительные переулки от основных улиц (Минск, Торопец). Среди малых городов, находившихся на мысах при слиянии двух рек, оказались будущие крупные центры позднего средневековья с радиально-кольцевой планировкой. Естественная точка роста – детинец (кремль), зажатый в треугольнике между двумя водными преградами (Москва, Псков). В 16в. Москва приобретает 3 пояса оборонительных стен (Китайгородская стена – каменная, стена Белого города, Земляной вал – дубовая) вокруг жилой застройки. Они обозначили радиально-кольцевую планировку современной Москвы. Широкий размах строительства кремлей это 15-17 вв. Многие русские города сначала строились как крепости для обороны, управления и торговли. Начало декоративного садоводства. Древнерусские сады носили утилитарный характер. Главное место в них отводили плодовым деревьям и огородам, но со временем появились и декоративные деревья: липа, лещина, рябина и др. древнерусские сады располагались на возвышенностях, обносились живой изгородью или деревянной оградой. Обязательной принадлежностью сада был пруд, который служил для полива, купания катания на лодках и для разведения рыбы. До XIV века были распространены монастырские сады, например известный сад митрополита Алексея, разбитый на южном склоне Кремлевского холма у Москвы-реки. В конце XVI века появились так называемые аптекарские огороды или сады, в которых выращивались различные лекарственные растения. Кроме утилитарных садов, в XVII веке развиваются и декоративные увеселительные - красные сады. Такие сады разбивались при царских дворцах в Коломенском и Измайлове. В самом Кремле существовали Нижний и Верхний Набережные сады, лежавшие на искусственных террасах перед дворцом. Любопытны висячие или верховые Кремлевские сады. Для их устройства на террасы верхних этажей кремлевских зданий укладывали слой гидроизоляции из листового свинца. Сохранившиеся дворцово-парковые ансамбли Москвы. Коломенское: ландшафтная композиция формировалась вокруг церкви Вознесения; она гармонично сочетается с пейзажем. Здесь существовали общественные плодовые регулярные сады ( об этом свидетельствуют 600-летние дубы). Измайлово – самый крупный культурный сад; комплекс усадьбы создавался как пример ведения с/х (в 17 в. были устроены сады, пасеки, «аптекарский огород», поля, система рыбоводных и оросительных прудов); декоративные сады были вставлены в нетронутый природный пейзаж. Позднее этот сад служил Петру I базой для организации садов в других городах. Коломенское и Измайлово – типично русское явление: усадьба — организованная хозяйственная единица – очаг развития национальной культуры. 8.Регулярное градостроительство в России п. п. XVIII в. Регулярные дворцово-парковые ансамбли пригородов Петербурга и Москвы. Строительство Петербурга. Первоначально застройка велась у Петропавловской крепости со свободной планировкой искривленных улиц с разбросанными слободами. В 18 в. из группы низменных островов надо было создать единый городской организм. Это был первый город нового типа с регулярным планом, без обязательных для того времени оборонительных сооружений, с обширными городскими открытыми пространствами. Проектный план составлен под руководством архитектора Квасова. Здесь была использована трехлучевая планировка систем улиц на левом берегу Невы (Невский и Вознесенский проспекты, Гороховая улица), расходящихся от Адмиралтейства. В течение первого года строительства определились основные центры города: Петропавловская крепость, Адмиралтейство, стрелка Васильевского острова. Затем появился план Васильевского острова (Трезини). В основе плана этого района прямоугольная сетка улиц-каналов. Кульминационные точки были закреплены адмиралтейским шпилем, зданиями Петропавловского собора и 12 коллегий (Трезини), Летним садом, Александро-Невской Лаврой, Галерной гаванью. Реки использовали как связующие элементы городов, а в благоприятных условиях — и в качестве композиционных осей. Обширные территории в центре города оформлялись Росси: Главный штаб, Сенат и Синод, Александринский театр и Михайловский дворец. В застройке Петербурга сочетаются прямоугольная и лучеобразная система улиц, создаются ансамбли на площадях. Главные черты: сочетание регулярной планировки с широтой пространственных композиций, тонкое чувство природной среды (особенностей ровного рельефа, зеркала рек), устройство и оформление каналов с учетом общей композиции города. Пригороды Петербурга (Стрельна, Петергоф, Ораниенбаум) трудно делить на регулярные или пейзажные. Общие особенности: - наличие морских каналов вдоль главных композиционных осей ансамблей от моря к дворцам (в Стрельне 3 параллельных и 2 поперечных канала); - террасное построение и наличие у каждого из них «верхнего» и «нижнего» садов, разделенных зданиями дворцов. Архитекторы были приглашены из-за рубежа. И тем не менее, дворцовые ансамбли существенно отличались от французских, итальянских, немецких прототипов. Прежде всего из-за влияния своеобразия природного окружения, близости моря, особенностей строительных материалов и неизменное присутствие русских традиций декора в деталях композиций. Стрельна (Леблом и Макетти) – барочная, регулярная композиция, однако имеет элементы свободной планировки. Вдохновленный живописными окрестностями Стрельны, Петр задумал создать здесь, как и в Петергофе, загородную резиденцию, которая по великолепию должна была превзойти известнейшие резиденции европейских монархов. Планировалось возвести в Стрельне роскошный дворец, устроить каскады, гроты, разбить огромный сад. Проекты будущей резиденции разрабатывались знаменитыми архитекторами Жан-Батистом Леблоном и Бартоломео Растрелли, но, внимательно ознакомившись с обоими вариантами, Петр I предпочел более смелый проект Леблона. После смерти Петра Стрельна долгое время оставалась без должного внимания августейших особ. На протяжении 18 века царская резиденция использовалась под хозяйственные нужды. Образцовые Стрельнинские сады поставляли на стол монархов овощи, ягоды и фрукты, а в огромных подвалах дворца были устроены винные погреба. Ораниенбаум (Фонтана и Шедель) – загородная резиденция Меньшикова. В дворцово-парковый комплекс Ораниенбаума входят три ансамбля. Это ансамбль Большого дворца, ансамбль Петерштадт и ансамбль Собственная дача с ее главными постройками – Китайским дворцом и павильоном Катальной горки. В них ярко отражена архитектура барокко начала XVIII века и классицизма 60-70-х годом XVIII века. Барочные сады Стрельны и Ораниенбаума сохранились плохо. Петергоф (Браунштейн, Леблон, Микетти) – парадная резиденция. Система фонтанов работает от естественного напора воды. Основа композиции – верхний сад перед дворцом, это барочный партер с баскетами и небольшими фонтанами; нижний сад находится с другой стороны дворца на нижней терассе, выходящей к морю. Планировочная композиция основана на пересечении двух трехлучевых систем, насыщенных фонтанами, парковыми павильонами и другими сооружениями. Центральное место занимает каскад с фонтаном «Самсон» (скульптор Козловский). Лучевые аллеи соединяют его с ансамблями Монплезира и Эрмитажа. Центр второй трёхлучевой системы – маленький дворец Марли и окружающий его ансамбль с Марлинским каскадом, прудами и прогулочной аллеей вдоль моря. Центральная Марлинская аллея акцентировалась фонтанами Адам и Ева, стоящими на диагональных лучах, идущих от Самсона. Малибанская аллея приводила к Монплезиру, третья, Берёзовая аллея приводила к ансамблю Руинного каскада (Шахматной горы). Пригороды Москвы. Усадьба Кусково (Аргунов и Миронов) французский регулярный парк украшен скульптурами и включает в себя основной архитектурный ансамбль с павильонами Грот и Оранжерея, Итальянский и Голландский домики и Эрмитаж. Французский парк - это единственный пример садового искусства, который уцелел в Москве с 18 века. Мы видим цветники партера и зал торжеств под открытым небом, точные линии зеленой архитектуры и каменную оранжерею. В восточной и западной частях парка находятся небольшие пруды. А рядом на берегах находятся два небольших ансамбля — Итальянский и Голландский. Главными сооружениями английского парка Гай был Дом Уединения, служивший жильем графской семье. В Запрудном парке располагался зверинец. Архангельское, в котором партер перекликается с Зеленым ковром Версаля. Останкино (Миронов). Анненгоф (Растрелли) не сохранился. Студенец (Жилярди) – частично сохранилась система каналов. Небольшие регулярные сады с цветочными партерами возникали в большинстве русских усадеб. От 17 в. русская барочная усадьба унаследовала традицию включения в структуру ансамбля церкви, обычай иметь вид из окон дворца или господского дома на широкую гладь озера (Кусково и Останкино) или на перспективы речных долин (Архангельское). Общие принципы построения барочных садов: - дворец или главный дом усадьбы – доминанта ансамбля, отделен от улицы парадным двором. - усадебный сад за домом начинается регулярным французским партером, за которым – английский пейзажный парк, часто выходящий к реке или прудам. - в планировке на прямоугольную сетку дорог и боскетов накладываются лучевые системы аллей, широко используются трельяжи и шпалеры, увитые зеленью, стриженые деревья, в саду – скульптуры, балюстрады, вазы. Русский усадебный парк всегда пространственно связан с пейзажем, его формы близки к природным и соразмерны человеку. |