Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные теории общества

  • Понятие культуры в социологии

  • Основные формы социальных общностей

  • Список литературы

  • социология основные теории общества. Социология. 1. Основные теории общества


    Скачать 34.74 Kb.
    Название1. Основные теории общества
    Анкорсоциология основные теории общества
    Дата24.05.2023
    Размер34.74 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСоциология.docx
    ТипДокументы
    #1156750


    Содержание
    1. Основные теории общества...............................................................................3

    2. Понятие культуры в социологии.......................................................................8

    3. Основные формы социальных общностей........................................................11

    Список литературы.................................................................................................17


    1. Основные теории общества


    Общество неоднородно и включает ряд разнопорядковых явлений и процессов. Составными элементами общества являются люди, социальные связи и действия, социальные взаимодействия и отношения, социальные институты и организации, социальные группы, общности, нормы и ценности. Каждый из этих элементов находится в более или менее тесной связи с другими и играет специфическую роль в функционировании общества как целого. Именно благодаря своей структуре общество качественно отличается произвольного хаотического скопления людей. Социальная структурированность общественной жизни придает ей устойчивый, закономерный характер, порождает новое интегральное системное качество, не сводимое к качественной характеристике отдельных людей или их сумме.[2.с 34]

    Общество как социальная система – это такой социальный организм, который функционирует и развивается по своим собственным законам.

    Система – это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство.

    Социальная система – это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

    Социальная связь – это набор фактов, обусловливающих совместную деятельность в конкретных общностях в конкретное время для достижения тех или иных целей. Социальные связи устанавливаются не по прихоти людей, а объективно. Установление этих связей диктуется социальными условиями, в которых живут и действуют индивиды.

    Социальное взаимодействие – это процесс, в котором люди действуют и испытывают воздействие друг на друга. Механизм социального взаимодействия включает индивидов, совершающих те или иные действия, изменения в социальной общности или обществе в целом, вызываемые этими действиями, влияние этих перемен на других индивидов, составляющих социальную общность. Взаимодействие приводит к становлению новых социальных отношений. Социальные отношения - это относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами. Целостной системе присуще множество связей, взаимодействий и отношений.

    Структура общества может быть рассмотрена в разных ракурсах:

    выделение сфер (подсистем общества) общественной жизни: экономической, политической, социальной, духовной;

    выделение в общественной жизни процессов функционирования и развития: социализации, институционализации, социальной организации и контроля.

    В процессе становления социологической теории общества сложились три разные модели представления о нем.

    Номиналистическая; представляет общество как сумму индивидуумов, преследующих свои интересы и сознательно выбирающих себе правила поведения за их полезность в достижении желаемых результатов. Общество есть результат воображаемого договора между свободными и равными индивидами.

    Органическая; общество конструируют по образцу организма, элементы которого – люди, и способы их взаимодействия – органически взаимосвязаны и поддерживают внутри известное постоянство отношений. Динамика развития общества и законы его функционирования выводятся из целей и потребностей отдельных индивидов, а из логики их взаимодействия в рамках более широкого целого.

    Процессуарно-деятельностная; наиболее значимым продуктом общественной жизни выступают события, чередование и взаимодействие которых и определяют динамику общественного развития.[9.с 34]

    Процессуарно-деятельностная модель общества может быть выражена в следующей системе постулатов:

    • Социальная реальность это не статическое состояние, а процесс. Стремясь найти наиболее точную метафору общества, мы должны его представить не как материальный субстрат, а как сеть отношений, пронизанную напряжением и гармонией, конфликтами и сплоченностью;

    • Последовательность событий в пределах социального процесса имеет кумулятивный характер. Каждая фаза есть результат всех предыдущих фаз и в то же время отправная точка для следующего состояния. В каждый исторический момент открывается определенное поле возможностей выбора будущего курса, которые в значительной степени ограничены предыдущим развитием процесса;

    • Люди конструируют общество не «как вздумается», а лишь в данных структурных условиях, унаследованных от прошлого, созданных для них предшественниками, которые, с свою очередь, тоже были структурно ограничены;

    • Хотя действия социальных субъектов в преобладающей степени носят рациональный характер, их результат, ввиду множественности и разнонаправленности, не является предопределенным. Так что общество в значительной степени можно рассматривать как результат действия «невидимой руки»;

    • Сами принципы деятельности общества подвержены трансформации. Поэтому можно допустить, что где-нибудь в отдаленном будущем мера целенаправленности общественного развития значительно повысится;

    • Хотя фактор прогресса часто просматривается в истории – он не является предопределенным. Это попросту означает, что количество конструктивных социальных действий до настоящего времени значительно превышало количество деструктивных;

    • Бесполезно искать какой-то особый таинственный смысл в истории. Но людям дано право придать ей смысл, повышая меру разумности и конструктивности своих действий.

    Индустриализация – это социальный процесс, который характеризует превращение традиционных (аграрных) обществ в современные (промышленные) путем создания крупной машинной промышленности и производственных технологий. Задача индустриализации – улучшить жизненный стандарт с помощью самобалансирующейся в условиях рынка машины «экономического роста».[4. С 36]

    50-60-е годы ХХ века – эпоха тотальной индустриализации, в которой НТР выступила движущейся силой перехода цивилизации в новое качественное состояние.

    Единое индустриальное общество выступает в двух вариантах:

    1) капитализм и 2) социализм – как формы хозяйствования и специфические системы социальной организации.

    Основополагающие принципы индустриального общества:

    • частная собственность как основа экономического роста, личной свободы и защиты социального порядка. При этом связь между результатами работы и работниками осуществляется и через владение акциями;

    • бизнес как двигатель социального прогресса;

    • менеджеризм как форма управления;

    • плюралистическая демократия, ведущая к политическому консенсусу;

    • деидеологизация общественной жизнедеятельности;

    • корпоративизм как наднациональная форма развития общества.

    В рамках концепции «единого индустриального общества» получила развитие теория «конвергенции» (схождение в одной точке) – сближение разнотипных обществ с главной тенденцией движения к обществу потребления.

    В теории конвергенции выделяются две концепции. В одной (Р.Арон, У. Ростоу и др.) обосновывается прозападная ориентация: конвергенция ведет к насаждению западных идей в странах социализма с помощью процессов «индустриализации, демократизации, вестернизации» и т.п. Вдругой (З.Бжезинский, предприятие, Сорокин и др.) обосновывается параллельная эволюция, где имеют место заимствования соревнующимися социальными системами друг у друга сильных сторон, сглаживания своих различий и поворота в русле развитого индустриального общества.

    В теории конвергенции обуславливается идея, что индустриальное общество обладает потенциалом безграничного прогрессивного развития без радикальных преобразований и создания «мира без границ» – общего дома для человечества с приоритетом общечеловеческих ценностей.

    Теория социальной стратификации, выдвигающая те или иные критерии деления общества на социальные слои, группы, служит методологической основой для формирования теории социальной мобильности. Социальная мобильность – это изменение индивидом или группой социального статуса, места, занимаемого в социальной структуре общества. Социальная мобильность означает перемещение по социальной лестнице в двух направлениях: 1) вертикальном – движение вверх и вниз; 2) горизонтальном – передвижение на одном и том же социальном уровне.

    С решением проблемы социальной стратификации индустриального общества тесно связана теория «деидеологизации» - заката идеологической эры. На первый план выходят технико-рациональные аспекты функционирования общества, основанные на приоритете науки и культуры. Такое освобождение индустриального общества от влияния идеологии получило название «деидеологизации», выражающей принцип: «чем меньше идеологии, тем лучше» (Р. Арон, Д. Белл, Ж. Эллюль и др.)

    Переход к постэкономическому обществу не предвидел даже Всевышний, предрекая,человек вечно обречен в поте лица добывать хлеб свой насущный.

    1. Понятие культуры в социологии



    Культура – все результаты материальной деятельности, ценности, абстрактное понятие жизни (культурный = цивилизованный)

    Культура – созданное человеческой деятельностью, генетически не наследуема ( социальное = культурное)

    Культура – ценности и нормы, вся совокупность деятельности человека по формированию социального пространства, ценностно-ориентированная система общества.

    Социология культуры – социальной закономерности в культуре.

    Предмет: все факторы способствующие созданию, усвоению ценностей человеком

    Культура – как компонент к приспособлению к жизни.

    .  Функционализм  (Б. Малиновский, А.Ратклифф-Браун)  Каждый элемент культуры функционально необходим для удовлетворения определенных человеческих потребностей. [2. С 49]

    Элементы культуры рассматриваются с т.з. их места в целостной культурной системе.

    Система культуры - характеристика социальной системы. "Нормальное" состояние соц. систем - самодостаточность, равновесие, гармоническое единство. Именно с т.з. этого "нормального" состояния и оценивается функциональность элементов культуры.  Символизм  (Т. Парсонс, К. Гирц) 

    Элементы культуры - это прежде всего символы, опосредующие отношения человека с миром (идеи, верования, ценностные модели и т.д.)  

    Адаптивно-деятельностный подход  (Э. Маркарян)  Культура - способ деятельности, а так же система внебиологических механизмов, которые стимулируют, программируют и реализуют адаптивную и преобразующую деятельность людей. 

    Американский социолог Нейл Смелзер выделил четыре компонента культуры, определяющие ее содержание в социологии:

    1. Понятия и концепты — одна из форм отражения мира на ступени познания, содержащаяся в языке и помогающая людям организовать и упорядочить свой опыт.

    2. Отношения — момент взаимосвязи всех явлений, через которые человек при помощи понятий определяет как отдельные факты явления связанные друг с другом в пространстве, времени и по значению.

    3. Ценности — социально-одобряемые и разделяемые большинством людей убеждения, относительно целей к которым необходимо стремиться. В каждом обществе и в каждой группе общества существует своя система и иерархия ценностей. Ценности отдельных индивидов или групп и их иерархия могут не совпадать с ценностями других групп и общества в целом и их иерархиями.

    4. Нормы — элементы культуры, определяющие как должен вести себя человек, чтобы жить в соответствии с устоявшимися ценностями. Нормы включают в себя требования общества к поведению индивида в той или иной жизненной ситуации. Требования общества закрепляются в нормах и установках, содержащихся в морали и обычаях, и нормах-законах, содержащихся в системе законодательства.

    Исходя из такого понимания, Смелзер говорит: "Культура — это набор ценностей, представлений о мире и кодов поведения, общих для людей одного стиля жизни".

    Социологи, исследовав культуры различных обществ в различные исторические эпохи, выделили ряд элементов, которые наблюдаются практически повсеместно. Джордж Мердок назвал их культурными универсалиями.

    Культурные универсалии — такие нормы, ценности, правила и свойства, которые присущи всем культурам, независимо от географического места, исторического времени и социального устройства государства.

    После выделения культурных универсалий сформировалось две точки зрения по поводу содержания понятия общечеловеческая культура.

    • Первая точка зрения гласит, что общечеловеческая культура — это совокупность тех элементов, которые свойственны любому обществу.

    • Вторая точка зрения подразумевает под общечеловеческой культурой те ценности и нормы, на которые должны ориентироваться все современные общества.[6. С 48]

    Культура как социальный феномен обладает рядом функций. Социологи, по-разному определяют роль культуры и ее функции в общественной жизни. Наиболее распространенная классификация включает три основных функции:

    1. образовательно-воспитательная — культура дает человеку комплекс знаний, необходимых ему для интеграции в общество и нормального социального взаимодействия;

    2. интегративно-дезинтегративная — культура, с одной стороны — объединяет людей, предлагая им единую систему ценностей, норм, морали, обычаев, традиций, а с другой — обособляет людей, представляющих различные культуры;

    3. регулятивная — культура, через систему ценностей и норм, регулирует поведение индивида в соответствии с требованиями общества или той группы, членом которой является индивид.



    1. Основные формы социальных общностей


    Общество состоит также из множества подсистем, каждая из которых обладает особыми свойствами и качествами. Наиболее важны так называемые социальные общности. Этим термином обозначается большая или малая группа людей, обладающих общими социальными признаками, занимающих одинаковое социальное положение, объединенных совместной деятельностью, политическими, идеологическими и иными ценностными ориентациями. Общности являются самостоятельными субъектами социального действия и поведения.

    Социология обращает внимание на следующие особенности этого явления:

    • социальные общности не являются умозрительными конструкциями, они реально существуют, и их можно выявить наблюдением и специальными исследованиями;

    • социальные общности — не арифметические суммы людей, а целостные множества, обладающие как таковые особыми свойствами;

    • возникновение и деятельность социальных общностей управляется существующими социальными связями и взаимодействиями; вместе с тем они имеют собственные внутренние источники саморазвития. К числу таких источников относятся потребности, интересы и различные побуждения участников. [5. С 78]

    На практике встречаются следующие причины формирования социальных общностей:

    • сходство, близость условий жизни людей, порождающие различные формы коллективизма солидарности;

    • аналогичные потребности и интересы, осознание таких аналогий;

    • возникновение связей и хотя бы элементарных проявлений взаимодействий, ощущение пользы взаимосвязей, некоторых форм активности;

    • наличие и формирование некоторой общей «субкультуры», единства взглядов и подходов хотя бы по ограниченному кругу проблем;

    • развитие представлений о целях общности, становление элементов самоуправления и управления, а на этом основании возникновение элементов организованности и организации;

    • социальная самоидентификация участников общности, формальное или неформальное причисление к данной общности.

    Ранее говорилось о том, что общество представляет собой многомерное, сложное образование.

    В его состав входят отдельные индивиды, которые одновременно выступают и как члены или сторонники различных социальных групп и общностей. Более того, многие такие общности играют особую роль, являются одним из важных источников движения всего общества. Эти общности бывают крайне разнообразными. Социология проводит специальные исследования в этой области. Выявлено, что большинство граждан в каждой стране имеют отношения с различными общностями, с которым они взаимодействуют. Без учета этого обстоятельства часто бывает невозможно понять реальные интересы и мотивы поведения граждан, а также условия стабильности или, наоборот, нестабильности всего общества в целом.

    Социология выделяет два основных типа общностей: массовые и групповые. Массовые общности характеризуются следующими особенностями:

    • имеют неопределенную, можно сказать, аморфную структуру, неопределенные границы, неопределенный количественный и качественный состав, не имеют каких-либо формальных принципов вхождения человека в состав такой общности;

    • чаше всего возникают при появлении некоторых ситуаций, при исчезновении которых такая общность может исчезнуть. Вместе с тем, некоторые массовые общности обладают способностью приспосабливаться к изменившимся условиям;

    • им свойственна разнородность состава, межгрупповая структура; в них, как правило, нет каких-либо внутренних границ между классовыми, этническими, идеологическими, профессиональными, демографическими и иными группами;

    • как правило, не вступают в состав более широких общностей в качестве явных структурных единиц именно в силу своей аморфности и неопределенности.

    К социальным общностям относятся этнические, профессиональные, территориальные, тендерные, возрастные, региональные, образовательные и т. п. В разнообразные общности входят люди по некоторым общим признакам: наемные работники, крупные, средние и мелкие предприниматели, сельскохозяйственные фермеры, защитники окружающей среды, противники военных авантюр. Это относительно большие группы.[1. С 50]

    Так, например, в Великобритании численность членов профсоюзов достигала в разные периоды от 7 до 12 миллионов. Во Франции численность активных сторонников основных профсоюзных центров в 20-30 раз превышает число членов этих профцентров. Одновременно с крупными в каждой стране существуют множество малых социальных общностей. К ним относятся семьи, работники цеха, трудовые коллективы, сотрудники отдела в государственных учреждениях, научных и учебных заведениях.

    В последнее время большую популярность приобрела такая общность, как выпускники школьных классов и курсов вузов. К таким малым общностям относятся также комитеты жителей городских домов. В некоторых зарубежных странах (Бельгия, Италия, Франция, Чили) такие общности по месту жительства играют важную роль в таких вопросах, как квартплата, поддержание жилого фонда, благоустройство населенных пунктов и т. п. Эти общности отличаются высокой активностью и устойчивостью.

    Так, в Чили «советы соседей» сохранились и вели активную работу даже в период фашистской диктатуры Пиночета. Интерес для социологии такие общности представляют потому, что в ряде случаев именно на основе малых общностей возникают крупные массовые общественные организации и движения, играющие важную роль в демократизации общественных отношений. В качестве примера приведем Ассоциации квартиросъемщиков и налогоплательщиков, к голосу которых прислушиваются домовладельцы и правительства.

    Практика показывает, что отношение гражданина к существующим общностям является показателем его гражданской активности и демократизма. Более того, исследования показали, что в демократических странах гражданин состоит в нескольких общностях (в большинстве случаев — в трех-четырех). Такие граждане политически более активны и осознанно участвуют в решении общественных вопросов. Социальная общность — не арифметическая сумма граждан, а новая система, структура, для которой характерны специфические функции, возможности и правила деятельности. В практике социологических исследований принято классифицировать социальные общности по разным основаниям.

    Это:

    • базовые признаки — этнические, территориальные, демографические, гражданские, политические, социально-трудовые;

    • структурные признаки — формальное членство, степень организованности, иерархия, территория: • количественный фактор — десятки участников, сотни, тысячи, миллионы;

    • признак устойчивости, саморегулирования и самообновления;

    • продолжительность функционирования.

    Научная классификация необходима для того, чтобы установить фактические особенности и роль общностей и прогнозировать их будущее, что необходимо для принятия политических решений. Особое внимание обращает социология на большие социальные общности, поскольку они обладают значительным влиянием. К особенностям таких общностей относится значительная численность (многие тысячи и сотни тысяч), распространение влияния на значительные территории. Как общее правило, сторонников таких общностей объединяет ограниченное число характеристик и целей.[6. С 39]

    Это могут быть социально-трудовые, территориальные, профессиональные, этнические, идеологичекие, конфессиональные и тому подобные интересы. Среди больших социальных общностей встречаются малоорганизованные и жестко организованные. К малоорганизованным общностям относят, например, избирателей какой-либо партии, участников общественных движений, демонстраций, митингов. Общности такого типа возникают для совместного решения ограниченной задачи. Такие общности могут быстро возникнуть и так же быстро прекратить свое существование.

    В ряде случаев, однако, под влиянием множества обстоятельств, которые тщательно исследуются социологией, такие общности приобретают организованный характер, более четкую программу, руководящие органы, преемственность деятельности. Такие общности превращаются в общественные движения. Более того, известно немало случаев, когда организованные общности превращались в политические партии, завоевывали депутатские места в парламенте и входили в состав правительства (движение «зеленых» в Германии).

    Этнические общности являются очень распространенными в большинстве стран. Социология различает понятие нации и понятие этноса. Понятие нации имеет политическое содержание и практически совпадает с понятием гражданства. Так, все жители Франции, имеющие французский паспорт, имеют французскую национальность. Такая концепция зафиксирована в законодательстве большинства западноевропейских стран.

    Другое дело — понятие этноса. Оно характеризует, можно сказать, биологическую особенность человека, унаследованную от родителей: русский, чех, татарин, таджик и т. д.

    Таким образом, этническая общность — это относительно устойчивое множество людей, отличающихся общей культурой, языком, некоторыми свойствами психологии, традициями, осознающих свое отличие от других общностей аналогичного рода. Для понимания этнической принадлежности иногда большое значение имеет самосознание человека и общности, то есть субъективное ощущение такой принадлежности. В отечественной науке и практике длительное время термин «этнос» не применялся. Вместо него использовался термин «нация».

    В ряде случаев это создавало странные ситуации. Так, в советское время в заграничном паспорте требовалось указать национальность. Приходилось писать: «национальность — советская», то есть указывать именно гражданство. В настоящее время практически не осталось моноэтнических стран. В некоторых случаях этнические общности весьма многочисленны: турецкая община в Германии насчитывает около пяти миллионов человек, арабская община во Франции составляет почти 20 % населения страны.

    Многочисленна русскоязычная община в США. Множество этнических общин существуют и в нашей стране. Значительные перемещения населения в последней трети XX века и в настоящее время создают множество сложных проблем, исследование которых находится в центре внимания отечественной социологии.

    Список литературы
    1. Пригожин А.Современная социология организаций - М.,2019.

    2. Смелзер Н. Социология. - М., 2019.

    5. Кравченко А. Социология. - М.,2020.

    6. Гумилев Л. Этногенез и биосфера земли. - М.,2021.

    7. Шилз 3. Общество и общества. Америк, социология - М., 2020.

    8. Сорокин П. Социальная и культурная динамика. В кн. Человек. Общество. Цивилизация - М., 2019.

    9. Штомпка П.Социология социальных изменений - М., 2019



    написать администратору сайта