тгп вопросы сессия. 1. Основные теории происхождения права общая характеристика 3
Скачать 123.38 Kb.
|
1. Основные теории происхождения права: общая характеристикаТеологическая – объясняет происхождения права божественным промыслом, а правовые нормы называет правилами жизни, исходящими от Бога (Фома Аквинский). 5 доказательств существования Бога Фомы Аквинского: 1. Доказательство через движение означает, что всё движущееся когда-либо было приведено в действие чем-то другим, которое в свою очередь было приведено в движение третьим. Именно Бог и оказывается первопричиной всего движения; 2. Доказательство через производящую причину — это доказательство схоже с первым. Так как ничто не может произвести самого себя, то существует нечто, что является первопричиной всего — это Бог. 3. Доказательство через необходимость — каждая вещь имеет возможность как своего потенциального, так и реального бытия. Если мы предположим, что все вещи находятся в потенции, то тогда бы ничего не возникло. Должно быть нечто, что способствовало переводу вещи из потенциального в актуальное состояние. Это нечто — Бог. 4. Доказательство от степеней бытия — люди говорят о различной степени совершенства предмета только через сравнения с самым совершенным. Это значит, что существует самое красивое, самое благородное, самое лучшее — этим является Бог. 5. Доказательство через целевую причину. В мире разумных и неразумных существ наблюдается целесообразность деятельности, а значит, существует разумное существо, которое полагает цель для всего, что есть в мире, — это существо мы именуем Богом. 2) Естественно – правовая – возникла в Древней Греции и Древнем Риме. Основные идеи были разработаны голландским юристом и философом Г.Гроцким. Естественно – правовая школа исходит из существования 2 систем права: - Естественное право – совокупность основополагающих принципов и прав, вытекающих из природы человека, не зависящих от гос-ва и действующих в нем юр. норм; - Позитивное право – официально признанное, действующее в государстве право, получающее выражение в законах и иных правовых актов гос. власти 3) Историческая. Основатель исторической школы – немецкий юрист Густав Фан Гуго. Отрицал возможность сущ-ия единого для всех народов права. Исходил из того, что у всякого народа есть свое, свойственное ему право, не похожее на право какой – либо иной страны и определяемое присущим ему народным духом (Г. Гуго, Ф. Свиньи, Ф. Пухта) 4) Психологическая – наиболее основательно разработана в дореволюционной России Петражицким. Он различал позитивное право, офиц. действующее в гос-ве, и интуитивное право, истоки которого коренятся в психике людей (Г. Ф. Кнапп, Л.И. Петражицкий) 5) Нормативистская (абстрактно – нормативная) – берет начало от «категорического императива» И. Канта как общеобязательного требования чистой воли, не зависимо от каких – либо внешний явлений. Данная правовая школа претерпела существенные изменения в ХХ в., главенствующее место в ней заняло так называемое чистое учение о праве, наиболее видным представителем которого был Г. Кельзен. Возражая против теории естественного права, Г. Кельзен утверждал: «никакого иного, кроме опирающегося на государство, права не существует; обязательность правовых норм проистекает не из нравственности, а из государственного авторитета» (И. Кант, Г. Кельзин) 6) Марксистская - основывается на материалистической философии и рассматривает право как часть надстройки над экономическим базисом общества. Объясняет процесс возникновения права развитием производства и переходом от присваивающей экономики к производящей, появлением нового типа общественных отношений, нуждающихся в нормативном регулировании. В «Манифесте Коммунистической партии» Маркс и Энгельс утверждали, что право есть возведенная в закон воля господствующего в данном обществе класса. Для марксистской теории характерно рассмотрение права в тесной связи с государством, которое не только формирует, но и поддерживает право в процессе его реализации. Марксистская теория права оказала существенное влияние на развитие материалистического понимания права. (К. Маркс, Ф. Энгельс) 7) Юр. позитивизм – признание в качестве правовых норм только нормы естественного права (Джон Остин) 2. Теологическая теория происхождения права. Правовые воззрения Фомы Аквинского.Теологическая теория объясняет появление права божественным промыслом, а правовые нормы называет правилами жизни, исходящими от Бога. Наибольшее распространение теория получила в период развития феодализма. Известный ученый-богослов Фома Аквинский (1225-1274) считал, что миром управляет Божественный разум, а право – это высшая справедливость, которая имеет божественное происхождение. Утверждал, что существует Вечный закон, который управляет вселенной, а от него производны и все другие законы. Эта теория была распространена в Средние века. В XV—XVIII вв. теологическую теорию использовали для обоснования неограниченной власти монарха. 5 доказательств существования Бога Фомы Аквинского: 1. Доказательство через движение означает, что всё движущееся когда-либо было приведено в действие чем-то другим, которое в свою очередь было приведено в движение третьим. Именно Бог и оказывается первопричиной всего движения. 2. Доказательство через производящую причину — это доказательство схоже с первым. Так как ничто не может произвести самого себя, то существует нечто, что является первопричиной всего — это Бог. 3. Доказательство через необходимость — каждая вещь имеет возможность как своего потенциального, так и реального бытия. Если мы предположим, что все вещи находятся в потенции, то тогда бы ничего не возникло. Должно быть нечто, что способствовало переводу вещи из потенциального в актуальное состояние. Это нечто — Бог. 4. Доказательство от степеней бытия — люди говорят о различной степени совершенства предмета только через сравнения с самым совершенным. Это значит, что существует самое красивое, самое благородное, самое лучшее — этим является Бог. 5. Доказательство через целевую причину. В мире разумных и неразумных существ наблюдается целесообразность деятельности, а значит, существует разумное существо, которое полагает цель для всего, что есть в мире, — это существо мы именуем Богом. Теологическая теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации этой божественной воли. В то же время она отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимость самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные органы. Теологическую теорию нельзя доказать, равно как и опровергнуть: вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего Разума, т.е. это в конечном счете вопрос веры. В основе теологической теории лежат реальные факты: первые государства имели религиозные формы, поскольку представляли собой правление жрецов, божественное право придавало государственной власти авторитет, а решениям государства — обязательность. |