тгп вопросы сессия. 1. Основные теории происхождения права общая характеристика 3
Скачать 123.38 Kb.
|
3. Сосуществование двух систем права в естественно-правовой теории (юснатурализм).Естественно-правовая школа исходила из существования двух систем права: естественного; позитивного. Естественное право – это совокупность основополагающих принципов и прав, вытекающих из природы человека, всеобщих нравственных идеалов и не зависящих от государства. Согласно естественно-правовой теории, человеку от рождения присуще естественное право, которое включает в себя право на жизнь, свободу, достоинство, неприкосновенность и частную собственность. Позитивное право – это официально признанное, действующее в государстве право, получающее выражение в законах и иных правовых актах государственной власти, в том числе санкционируемых ею обычаях. Естественное право служит критерием позитивного права с точки зрения его соответствия справедливости. Юснатуролизм (естественное право). 4. Историческая школа права. Саморазвитие права в учениях Г. Гуго и Ф.К. Савиньи.Историческая школа права отрицала возможность существования единого для всех народов права, исходило из того, что у всякого народа есть свое, свойственное ему право, не похожее на право какой-либо иной страны и определяемое исторически присущим ему народным духом. Сложилась в первой трети 19в. в Германии, в противовес теорией естественного права. Ее главой считается Ф. Савиньи. Право каждого народа и есть проявление этого народного духа, выражающее «общее сознание», «общее убеждение» народа. Оно результат исторического процесса. Передаваясь от поколения к поколению. право саморазвивается и постепенно складывается, подобно языку и нравам. Формирование права сравнивалось с правилами игры, которые устанавливаются постепенно на основе сложившейся практики. Соответственно закон – не только не единственный, но и не основной в ряду источников права. На первое место сторонники исторической школы права выдвигали обычаи, поскольку многие не знают предписаний закона, но каждому известен фактически сложившейся распорядок жизни. Как положительную сторону рассматриваемой школы следует отметить, что она привлекла к необходимости изучения истории права, его источников, и сама накопила связанный с этим обширный материал, особенно по истории римского права, хотя, к сожалению, не во всем смогла должным образом им распорядиться. Историческая школа права оказала известное воздействие на последующее развитие правовой мысли, особенно на психологическую и социологическую теории. Плюсы: 1. Обычай действительно предшествовал появлению права. 2.Верно указано на преемственность современного права и права предшествующих эпох: принимая законы, законодатель должен учитывать исторически сложившиеся культурные, общественные, межнациональные отношения. 3.Обращает внимание на исторические условия формирования права, особенности стран и эпох. Минусы: 1.Учение исторической школы противоречит исторической действительности: утверждая, что право развивается внутренними силами, мирным путём. 2.Не признает естественной природы прав человека. 3.Чрезмерно преувеличивает роль обычая в системе нормативного регулирования, который ставится над законом. 5. Психологическая теория происхождения права. Доктрина Л.И. ПетражицкогоНаиболее основательно и оригинально разработана в дореволюционной России Л.И Петражицким (1867-1931 гг.). Он различал позитивное право, официально действующее в государстве, и интуитивное право, истоки которого коренятся в психике людей. Интуитивное право развивается постепенно, не подвержено фиксированию и не зависит от чьей-либо воли или произвола. Оно подвижно и побуждает к переменам в позитивном праве, т.е. в законодательстве. Среди различных психологических состояний людей на первый план выдвигаются эмоции – импульсивные переживания, побуждающие человека совершать определенное действие. Плюсы данной концепции заключаются в том, что психологические закономерности — важный фактор, безусловно оказывающий влияние на социальные институты. Минусы в том, что психологические свойства личности не могут являться единственными причинами образования государства, так как психика человека формируется также под влиянием внешних (социально-экономических) факторов и т.д. |