1 Особенности литературного процесса на рубеже 1819 веков Основная проблематика и основные темы
Скачать 1.01 Mb.
|
Где преступленья лишь да казни, Где страсти мелкой только жить, Где не умеют без боязни Ни ненавидеть, ни любить. Бог незримо присутствует в поэме, он действующее лицо, хотя и эфемерное. О нем постоянно говорят, вспоминают, обвиняют в преступлениях, совершаемых на земле, так как он сотворил преступников: Азраил, как и Демон,— изгнанник, «существо сильное, но побежденное». Он наказан не за бунт, а только за «мгновенный ропот». Ему было скучно одному (так как был создан раньше людей). Он упрекнул Бога в этом и был наказан Демон же наказан не только за ропот: — за бунт. И его наказание страшнее, изощреннее, чем наказание Азраила. Бог испепелил страшным проклятием душу Демона, сделав ее холодной, мертвой. Он не только изгнал из рая, но и опустошил его душу. Но и этого мало. Всесильный деспот возложил на Демона ответственность за зло мира. По воле Бога Демон -орудие зла. В этом страшная трагедия героя Лермонтова. Любовь, вспыхнувшая в душе Демона, означает для него возрождение. В возрожденной душе проснулись мечты, забытые чувства. Демон хотел, чтобы душа его жила, откликалась на впечатления жизни и могла общаться с другой, родной душой, испытывать большие человеческие чувства. Жить! Ощутив любовь к Тамаре, Демон почувствовал любовь ко всему живому, потребность творить добро, восхищаться красотой мира — все, чего лишил его «злой» Бог. Что же так привлекло Демона в Тамаре? Она не просто красавица, этого было бы мало для любви. Он почувствовал в ней душу, способную понять его. Волновавшая Тамару мысль о «судьбе рабыни» была протестом против этой судьбы, и этот бунт ощутил в ней Демон. Именно на такую душу, «полную гордыни», и мог наложить свою печать Демон. Между героями существует некоторая родственность характеров. Философская поэма «Демон» в то же время и психологическая. В ней заложен и громадный социальный смысл. Герой поэмы носит в себе черты живых людей, современников поэта. Передовые люди 30-х годов XIX века страстно искали истину, резко критиковали самодержавно-крепостническую действительность с ее рабством, жестокостью, деспотизмом. Но они не знали, где найти правду. Выросшие и воспитанные в крепостнической стране, они были и сами во многом отравлены ее пороками. Черты одиноких страдальцев-бунтарей Лермонтов и отразил в образе Демона. Это бунтовщик без положительной программы, гордый и отважный мятежник, возмущенный несправедливостью законов Вселенной, но не знающий, что этим законам противопоставить. Демон рвется к людям и презирает их. Демон не может освободиться от отравившего его зла, и не виновен в нем. Но Демон так же образ символический. Он — образ ломки старого мира, крушения старых понятий добра и зла. Поэт отразил в нем дух критики и революционного отрицания Общие вопросы человеческого бытия – проблемы добра и зла, свободы личности и её самоопределения, проблемы познания, возможностей и пределов его. Демон предстаёт как сложное философское воплощение двух мировых начал – добра и зла. из великой любви Демона к Тамаре – субъективного блага для героя – рождается «злая» месть её жениху. Сама любовь Демона, желанная и спасительная для героя, несет Тамаре гибель, т. е. оказывается для неё злом . В «Демоне» Лермонтов соединил две линии философско-символической поэмы, ранее существующие раздельно: любовь к свободе и любовь к женщине Одно из основных художественных средств, используемых Лермонтовым в поэме «Демон» , – это антитеза (противопоставление) . Можно сказать, что поэма построена на антитезах. В ней есть противостоящие друг другу герои: Бог и Демон, Ангел и Демон, Демон и Тамара; есть полярные (противоположные) сферы: небо и земля, жизнь и смерть, идеал и действительность; есть контрастные социальные и этические категории: свобода и тирания, любовь и ненависть, борьба и гармония, добро и зло, утверждение и отрицание. Характеризуя персонажей поэмы, изображая пейзаж, Лермонтов широко использует метафоры и массу других средств художественной выразительности. «Демон» (1829 — 1839) принадлежит к числу наиболее загадочных и противоречивых произведений поэта. Сложность анализа заключается, в частности, в том, что в поэме существует несколько планов восприятия и истолкования текста: космический, включающий отношения Демона к Богу и вселенной, философский, психологический, но, конечно, не бытовой Лермонтов, разумеется, не мог не учитывать уже существующую традицию, но он был вполне оригинален и в сюжете своей поэмы, и в трактовке главного образа. В лермонтовском Демоне сочетаются огромные внутренние силы и трагическое бессилие, стремление преодолеть одиночество, приобщиться к добру и недостижимость этих стремлений. Это мятежный протестант, который противопоставил себя не только Богу, но и людям, всему миру. Бунтарские, протестующие идеи Лермонтова прямо проявляются в поэме. Демон — гордый враг небес, «царь познанья и свободы». Это воплощение мятежного восстания против всего Однако такое всеобщее отрицание означает не только силу Демона, но и его слабость. Демон страдает в своем надменном уединении и тоскует о связях с миром и людьми. Ему наскучило «жить для себя, скучать собою». Любовь к земной девушке Тамаре должна была стать для него началом выхода из угрюмого одиночества к людям. Но и поиски гармонии, недостижимы для Демона: «Богатство философско-этического содержания поэмы определяет и ее художественное своеобразие. Ярчайший образец романтизма, поэма «Демон» вся построена на антитезах. Мощная поэтическая фантазия, глубокая нравственно-философская проблематика, пафос отрицания и сомнения, высокий лиризм, простота и пластичность эпических описаний, даже некоторая загадочность — все это сделало лермонтовского «Демона» одним из вершинных явлений в истории мировой романтической поэмы. . Духовный мир Демона невозможно наблюдать в состоянии покоя, ибо лермонтовский герой охвачен беспрерывным — внутренним и внешним — движением, он как бы воплощает в себе сам принцип движения. Другое свойство внутренней жизни Демона — жажда знания, стремление понять и осмыслить цель и задачи своего бесконечнего движения в пространстве и времени. Демона угнетает, что он движется, «не зная назначенья», «без цели и следа». И поэт наделяет его могуществом мысли, бьющейся над осознанием смысла и цели этого вечного движения. Стремление Демона к познанию жизненных закономерностей и законов мироздания выделено в поэме крупным планом. «лермонтовский герой, восстав против божества, становится «царем познанья и свободы». Глубина натуры и гордость духа, неудовлетворенная жажда познанья, причиняющая страдания герою, — все эти психологические особенности, воплотились в характере лермонтовского героя В поэме Лермонтова существуют два контрастных по своей сущности и по своему образному воплощению мира: мир Демона и мир Тамары — земной природы, радости, красоты, исполненный живого, чувственного блеска. И трагедия Демона — в разобщенности этих двух миров, мира «чистого разума» и живой, реальной действительности. В конечном счете эта разобщенность порождает ту катастрофу, которой завершается поэма. Тамара. Обольщенная Демоном, Тамара перестает воспринимать природу непосредственно. Тяготясь внутренней борьбой , она предчувствует свою гибель («О, пощади! Какая слава? На что тебе душа моя?») и просит Демона отступиться, но его соблазны оказываются сильнее.Проникшись глубоким сочувствием к страданиям духа зла, Тамара отвечает ему любовью и приносит свою жизнь в жертву этой любви. Душа усопшей Тамары еще полна сомнений, на ней запечатлелся «след проступка», но ее спасает от власти Демона-искусителя ангел, смывающий слезами знаки зла с грешной души. Оказывается, Бог послал «испытания» Тамаре, которая, преодолев страдания и пожертвовав собой, полюбила Демона, чтобы тот обратился к добру. Поэтому она достойна прощения: 39 Поэтизация свободолюбия и героизма в поэме Лермонтова «Мцыри» «Мцыри», одна из поздних кавказских поэм Лермонтова и один из последних классических образцов русской романтической поэзии. Поэма «Мцыри», романтическое произведение, и ее герой — романтический герой. Наличие одного-единственного героя, в котором воплощен абстрагированный от конкретной социально-исторической действительности «любимейший идеал» — человек, рвущийся к свободе, типизация путем раскрытия его внутренних переживаний, условный сюжет, развернутый патетический монолог, напряженность, гиперболичность переживаний, резко волевая интонация — все это определяющие черты именно романтической поэмы. фабульная линия поэмы — бегство в далекий, манящий призраком свободы край; неудача, гибель — все это может быть понято только на фоне типично романтического развертывания конфликта. В основе сюжета поэмы лежит история мальчика. Он был пленен русским генералом. По дороге он заболел и был оставлен в мужском монастыре. Однако его тяга к родине не покидала его. Постепенно он обосновался у монахов и хотел принять постриг. Здесь он вырос. Но в семнадцатилетнем юноше возникает душевный порыв, Мцыри начинает скучать по своей семье и пытается сбежать. После побега он истощен духовно и хочет умереть. Перед смертью он рассказывает своему духовному наставник все его приключения на воле. У него была только одна страсть, которую он перенес в течение всей жизни – страсть к свободе. Свобода для него представлялась в виде Родины, родной речи, друзей. Он не хочет умирать одиноким и сиротой. Для него было важно увидеть свои родные просторы, горы, которые окружали всю его жизнь. Мцыри-это образ человека, для которого смысл жизни – это борьба. Он чеченец, он свободолюбив. Борьба за свою родину для него это героизм, который воплощается в его стремлении к воле, свободе. Монастырь не стал преградой, наоборот, он разжег в нем силу сражаться. Он хочет преодолеть тюремные стены, чтобы узнать насколько другой мир лучше или хуже: Во время своего пути он заблудился. Заблудился в своем сердце, в своей израненной душе. Мцыри не знал как ему поступить в сложившейся ситуации. В этот момент ему встречается барс и разворачивается борьба между сильными детьми природы. Два свободолюбивых существа решают между собой, кто из них сильнее, кому властвовать в этом мире. Побеждает наш герой, но судьба играет с ним злую шутку: Он оказывается после схватки в монастыре. Его судьба приводит к «тюрьме», которая спасла ему жизнь в глубоком детстве. Она делает это и сейчас. Но Мцыри больше не хочет сражаться. Его только волнует, он хочет умереть на своей родине Кавказе. Родине, которая дала ему жизнь: Он не умирает сломленным человеком. Мцыри не вернулся в свой край, но он не оставил надежду снова оказаться там, возможно в ином мире после своей кончины. Он умирает с признательностью к Кавказу, который дал ему силы выполнить свои цели: «Мцыри» - это лучшая поэма М.Ю. Лермонтова. В ней поэт продемонстрировал свое стихотворное мастерство и выразил идеи, которые были близки его мятежной натуре. Страсть и сила, с которой Михаил Юрьевич описывал страдания юноши, способного на великие свершения, но вынужденного прозябать в тишине монастырских стен, безусловно, выражают сокровенные переживания самого автора- Мцыри — высокий мятежный герой, ищущий пути из своего заточения на родину, в мир свободы, борьбы и любви. Воспоминания Мцыри о родине и духовная связь его с нею и являются источником естественных человеческих чувств и представлений, которые составляют самую основу личности героического юноши. Родина для Мцыри — сфера дружелюбия, приязни, душевной легкости, сердечности И вместе с тем в поэме говорится о «могучем духе» отцов Мцыри, о их «гордом и непреклонном взоре», о «битвах чудных», которые они вели, и о «воле дикой» — поэтической основе их существования. «родина» — это помимо всего знак и символ абсолютной свободы, Мцыри — герой-борец, протестующий против насилия над личностью. Мцыри – типичный романтический герой, в личности которого сочетаются сила и слабость. Огненная страстность, жизненность, свободолюбие, непреклонная воля Мцыри неотделимы в нем от его физической хилости и болезненности – наследства монастырского режима. Но личность Мцыри не исчерпывается волей, гордостью, страхом. В ней есть что-то еще: горячее, трепетное, нежное, проявляющееся в сцене встречи с грузинкой. Но в его душе преобладают мужественные, действенные силы. Юноша с любовью относится к природе, становясь как бы ее частью. Ему предлагается один путь: на волю. Но какие реальные пути к светлой цели лермонтовский герой еще не знает и об этом почти не задумывается. Он ищет пути, предлагаемые самой жизнью. Мцыри близок Лермонтову и передовым людям его эпохи – страдающим, непокорным, рвущимся к свободе.». Дни побега – воля для героя. Только вне монастыря он живёт, а не прозябает, только в это время испытывает настоящее блаженство. Свободолюбивый патриотизм Мцыри меньше всего похож на мечтательную любовь к родным красивым пейзажам и дорогим могилам, хотя герой тоскует и о них. Именно потому, что он истинно любит отчизну, юноша хочет сражаться за её свободу. Поэт с несомненной симпатией воспевает воинственные мечты героя. О своём отце и знакомых Мцыри вспоминает прежде всего как о воинах, не случайно ему снятся сражения, в которых он побеждает, недаром мечты влекут его в «чудный мир тревог и битв». Он убеждён, что мог бы быть « в краю отцов не из последних удальцов». Всем своим существом Мцыри – воин. Возврат в монастырь – это продолжение прежних страданий, поэтому смерть не страшит Мцыри. Он опечален лишь тем, что его не похоронят в родной земле. Увидев красоту жизни, почувствовав вкус свободы, Мцыри не жалеет, что осуществил попытку вырваться из пут. И не его вина, что ему не удалось сделать это. Дух его не сломлен, а мужество, героизм, воля героя могут являться примером для тех, кто страстно стремится к достижению поставленной цели. Он учит нас не бояться и делать решительные шаги, позволяющие строить такую жизнь, какую жаждет наше сердце и душа. Поэму Лермонтова «Мцыри», с полным правом, можно считать героической поэмой, в которой звучит исповедание могучего мятежного духа, осознавшего неисчерпаемость богатырских сил, ищущих своего приложения. Романтична символика поэмы, романтичен её образ , но как реален он в своём значении и как глубоко и полно вложил поэт в него земное, народное содержание. Образ героя, человека готового, «как брат», обняться с бурей, - этот образ пройдёт через всё творчество Лермонтова, его подхватят потом Некрасов и Горький, он войдёт в жизнь нашей поэзии и в поэзию нашей жизни. 40 Романтический герой в драме Лермонтова маскарад Эта социально-психологическая романтическая драма, основной сюжетной линией которой является конфликт лирического героя с обществом, условностями окружающей обстановки, а также с самим собой. Герой драмы Арбенин наделён мятежным духом, умом, сильной волей и средствами. Но, будучи связанным с великосветским обществом рождением и воспитанием, он напрасно стремится обрести независимость и свободу. Он живёт по законам этого общества и, пытаясь защитить свою честь, ослеплённый ревностью и самолюбием, совершает убийство своей жены. Игра в карты.. Арбенин спасает честь князя Звездича. Оттуда они едут на маскарад, куда поехала и супруга Арбенина, Нина. Звездич заигрывает с дамой, которая ведёт себя распущенно. Это знакомая Нины. Князь не видит её лица. Дама отдаёт ему случайно найденный ею браслет на память. На самом деле это браслет Нины. Дома Арбенин видит пропажу браслета с руки жены и считает, что та дама была она, и что она изменяет ему со Звездичем. Нина встречается с Баронессой. Арбенин читает письмо, адресованное Нине Звездичем, он тоже считает, что та женщина за маской была Нина, а не Баронесса. Это ещё больше поджигает Арбенина. О якобы измене знает уже весь Петербург. Арбенин хочет заколоть Звездича, но, считая это слишком мягким наказанием, лишает того чести перед всеми. Арбенин обещает отомстить и жене. На балу Арбенин подмешивает в мороженое жены яд,. В их спальне происходит сцена объяснения Арбенина с женой. Он до безумия любит её, но ослеплён ревностью и не слышит ни мольбы невиновной жены о помощи Нина умерла. К Арбенину приходят Неизвестный и Звездич. Оба хотят отомстить. Они приносят ему письмо Баронессы, где та оправдывает Нину. Понимая, что убитая им Нина была не виновата, он сходит с ума Не только Арбенин виноват в смерти жены. Виноваты также Казарин, Шприх, Баронесса и многие другие — все они, желая достигнуть своих целей, не сказали в своё время правды или, наоборот, подлили масло в огонь. Об этом и говорит нам автор, дав название пьесе «Маскарад». Единственная пьеса, написанная Лермонтовым именно для сцены, так и не была поставлена при жизни автора, Пьеса содержит в себе огромное количество монологов, каждый из которых может служить отдельным, целостным произведением. Арбенин — главный герой произведения. Он игрок — как по своей натуре, Арбенин сожалеет о том, что его никто не смог уберечь от подобной жизни. Для общества того времени это было падение Однако, разбогатев с помощью карт, Арбенин решает перестать заниматься игрой, жениться и стать добропорядочным семьянином. он сумел полюбить, и весьма сильно, свою юную жену. Здесь Лермонтов раскрывает одну из основных мыслей, которая обозначена во многих произведениях. Это преображение человеческой натуры из-за любви, которая облагораживает героя. Маскарад — это демонстрация откровенности, настоящих чувств и действительности, не ограниченных этикетом и моралью. Но, с другой стороны, маска скрывает личность человека, дает ему возможность действовать не от своего имени, а инкогнито. Главный герой Арбенин появляется на маскараде вместе с Звездичем. Он явно чужой здесь. Лермонтов, чтобы подчеркнуть это, даже не надевает на героя маску. Но и Арбенин невольно втягивается в круговорот маскарада. Именно с этого вечера начинается разлад его с Ниной, появляется мучительное чувство ревности, которое впоследствии привело к несчастью. Именно здесь впервые появляется Неизвестный — загадочный персонаж, предрекающий Арбенину несчастье в праздничную зимнюю ночь. Звездич, напротив, попадает в любовную интригу. Незнакомка дарит ему браслет в знак своей глубокой душевной привязанности. В дальнейшем перед читателем стремительно, сменяя одну сцену за другой, разворачивается вся интрига. Звездич, уверенный, что загадочная дама — это Нина, решает написать ей письмо, скандальное содержание которого узнает почти весь светский Петербург. Арбенин еще больше убеждается в своих подозрениях. Все эти понятия света о чести и долге — тот же маскарад. Люди, подчиняясь различным условностям, делают вид, что ничего не произошло, надевают маску безучастности.. Но Арбенин не таков. Он игрок и не подчиняется правилам света. Для главного героя итог печален — попытка изменить свою судьбу, найти новый смысл жизни — рухнула. Он лишается не только любимой жены и своего статуса в обществе. Арбенин теряет самое ценное для человека — разум. Отношения А. с миром не бытовые, он решает вечные проблемы бытия. Богоборческие мотивы, традиционные для романтиков Познав ад существования, А. перед злом не преклонился. Больше того — потенциально А. открыт для добра. Женившись на Нине случайно, он сознательно порывает с прошлым. Нина возрождает в нем надежду на возможность божественной гармонии здесь, на земле, веру в справедливость миропорядка. Любовь А.— это возможность преодоления ситуации разлада с миром, залог примирения с Богом. И потому так трагично для А. прозрение (мнимое); герой мстит не только за обманутые иллюзии, оскверненную честь, разрушенное счастье. А. желает отомстить за поруганную веру, красоту, гармонию. Арбенин несет в себе черты личности, наделенной незаурядными деятельными силами, направленными не на общественно полезное дело, а на спасение себя от духовной смерти в бездуховной порочной среде Арбенин «странствовал, играл, был ветрен и трудился, Постиг друзей, коварную любовь...». Презирая чины, он добился богатства удачливой и ловкой карточной игрой (годы употребив на «упражненья рук»). Мотив потерянной безделушки (браслета Нины) предшествует трагической развязке сюжета. Читатель или зритель заранее знает о заблуждении Арбенина — и это в значительной степени снижает трагизм ситуации. Язык страстей теряет свою первозданную красоту и правду, ревность не оправдывает возмездия. Наоборот, страсти предстают силой губительной и ненужной в мелком, лукавом, ханжеском обществе, где семейные узы фальшивы, где женятся, «чтобы иметь святое право Уж ровно никого на свете не любить». Даже в лучшем, основанном на истинных чувствах браке любовь несет не возрождение, а гибель. Картежная игра, как и маскарад в Благородном собрании, вырастают в драме в грандиозный символ порочного общественного устройства. Люди — маски, потерявшие свое человеческое лицо; игроки — кучка негодяев на высшем социальном уровне. Это был неслыханной смелости выпад молодого писателя против нравственно растленного общества. Историко-литературное значение драмы «Маскарад» — в характере освещения центрального героя. Игрок Арбенин, противопоставленный толпе и вознесенный над толпой, — плоть от плоти породившей его среды. Арбенин — фигура трагическая: в отрицании сущего он готов принять на себя репутацию шулера, подлеца, он же убийца своей жены, — т. е. лицо, несущее разрушительное начало и в сфере государственного и в сфере семейного права. Но он является в драме и носителем положительного начала При всем эгоизме он мыслит в масштабах поколения: «Тебя, как и других, к земле прижал наш век». Арбенин осознает трагизм бесцельного существования, не приемлет компромиссов, трусливого равнодушия. В исторических условиях середины 30-х гг. это была прогрессивная идейная позиция, ориентированная на перспективное рассмотрение проблемы героя времени. 41 Особености композиции в Герой нашего времениОсновной идейный смысл романа Композиция в романе сложная и оригинальная. С одной стороны, в центре всех пяти новелл образ Печорина, с другой стороны, здесь нет обычного "наслоения" эпизодов, сцен, встреч главного героя с другими персонажами. Столкновение главного героя романа с другими персонажами образует несколько сюжетных линий, в основе которых разные конфликты: интимные, психологические, нравственные, философские, конфликты характеров: Печорин и Бэла, Печорин и Мери, Печорин и Вера, Печорин и Вернер, Печорин и Грушницкий, Печорин и Максим Максимыч, Печорин и «водяное общество» . Эти сюжетные линии, различные по протяженности во времени, дополняются скрытым подтекстом (конфликт Печорина и «власть имущих» , по воле которых он оказался на Кавказе, «правопорядок» которых герой не принимает) . Соединение сюжетных линий образует полифоническую структуру романа. Это, конечно, новаторское произведение в своей идейно-художественной основе. Первое-это нарушение хронологической последовательности в ходе повествования. Роман состоит из описаний различных эпизодов в жизни Печорина внешне практически не связанных между собой. Начинает роман повесть «Бэла» , далее следует «Максим Максимыч «, затем – «Тамань» , «Княжна Мери» и «Фаталист» , тогда как в жизни главный герой сперва едет на Кавказ и встречает контрабандистов -"Тамань» , потом приезжает в Пятигорск, где разворачивается действие "Княжны Мери": за дуэль с Грушницким Печорина посылают в отдаленную крепость, где он похищает черкешенку-"Бэла"; после истории с Бэлой герой живет некоторое время в казачьей станице, где происходят события, описанные в "Фаталисте"; наконец, Максим Максимыч и рассказчик встречают Печорина по дороге в Персию, где он впоследствии умирает-"Максим Максимыч". Сюжет и фабула несовпадают . Лермонтов нарушает естественную хронологию событий с тем, чтобы постепенно ввести читателя во внутренний мир Печорина, героя своего времени, который в результате раскрывается именно в последних трех главах романа через дневник главного героя. Именно композиция и стиль подчинены этой задаче: как можно глубже и всестороннее раскрыть образ героя своего времени, проследить историю его внутренней жизниОбраз Печорина раскрывается двояко: с точки зрения постороннего наблюдателя и в плане внутреннего его самораскрытия. Вот почему роман Лермонтова четко делится на две части; каждая из этих частей обладает внутренним единством. Первая часть знакомит читателя с героем приемами внешней характеристики. Вторая часть подготавливается первой. В руки читателя попадает "Журнал Печорина", в котором он рассказывает о себе. Роман Лермонтова «Герой нашего времени» стал первым социально-психологическим и реалистическим романом в русской литературе первой половины XIX века. Автор определил цель своего произведения как «исследование души человеческой». Структура романа своеобразна. Это цикл повестей, объединенных в роман, с общим главным героем, а иногда и рассказчиком. Лермонтов писал и публиковал повести отдельно. Каждая из них может существовать как самостоятельное произведение, имеет законченный сюжет, систему образов. Лермонтов сам был из этого несчастного поколения дворянской молодежи, которая не могла проявить себя служением на благо родины. Юность и пора возмужания этих людей проходила в условиях правительственной реакции после подавления восстания декабристов. Светлые идеалы были утрачены, жизненные цели отсутствовали. Как следствие такой общественной ситуации появляются герои с характером Печорина. В ходе работы над романом автор три раза редактировал свое произведение, меняя очередность глав. В третьей, окончательной, редакции повести следуют в таком порядке: «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». В главе «Тамань» начинаются записки Печорина, а в повести «Фаталист» заканчиваются. Такая композиция позволила автору воплотить философский смысл произведения. В романе есть два предисловия, содержащие комментарии для читателей и критиков. Одно написано к роману в целом, другое – к дневникам Печорина. Дневник можно отнести к жанровым компонентам. Основой повествования являются путевые заметки. Герои передвигаются по жизни и рассказывают о своих впечатлениях. Каждая повесть, вошедшая в роман, имеет свое заглавие и сюжет. В романе автор употребил «кольцевую композицию». Начинается он с середины событий и доходит до обыденной, негероической смерти героя. После этого события описываются от их начала к середине. Своеобразие композиции заключается еще и в том, что действие романа начинается в крепости и в ней же завершается. Мы знаем, что Печорин уезжает из крепости в Петербург, а потом в Персию, но сюжетно он вновь возвращается в крепость. Лермонтов строит свой роман в виде двух частей, которые противостоят друг другу и в то же время взаимосвязаны. В первой части героя характеризуют со стороны, а во второй – его образ раскрыт изнутри. Композиция образа главного героя также своеобразна. Автор представляет нам своего героя постепенно, раскрывая все новые его черты. В «Бэле» о нем рассказывает Максим Максимыч, человек порядочный, но простой. Для него Печорин – загадка, так как представителей высшего света с изломанной психикой он еще не встречал. Содержание следующей повести еще немного приподнимает завесу таинственности над личностью главного героя. Только дневник Печорина, его исповедь, дает, наконец, представление об истинных мыслях и чувствах этого противоречивого героя. Если бы автор придерживался хронологического принципа, главы в романе следовало разместить так: «Тамань», «Княжна Мери», «Бэла» или «Фаталист», «Максим Максимыч». Писатель показывает своего героя не по мере взросления, а в различных ситуациях с разными людьми. Моложе или старше герой в той или другой повести, не имеет принципиального значения для общей цели Лермонтова. Главное для автора – показать мир чувств Печорина, выявить его нравственные установки. Тем более что Печорин – сложившийся человек, он не меняется по ходу повествования, поскольку не делает выводов из происходящего с ним. Он эгоист и не изменится никогда, так как не может относиться к себе критически. Полюбить кого-нибудь, кроме себя, он тоже не в состоянии. У Лермонтова получился не роман-биография, а роман-портрет, причем портрет души, а не внешности. Автора интересовали нравственные изменения, происшедшие с людьми поколения 30-х годов, для которых в эпоху тотальных запретов и подавления время остановилось. Таким образом, роман Лермонтова отличается нарушением хронологической последовательности событий и тем, что по ходу повествования в нем несколько раз меняется рассказчик. Это сделало произведение оригинальным, новаторским и позволило автору глубоко проникнуть в духовный мир своего героя. |