Античка. полные ответы. 1. Периодизация Древнегреческой и Римской литератур. Особенности эстетики античной литературы
Скачать 392.5 Kb.
|
1. Периодизация Древнегреческой и Римской литератур. Особенности эстетики античной литературы. Литература есть отражение народной жизни. Появившись, она воздействует в том или ином направлении на жизнь народа.=>чтобы понять ант. лит., необходимо знать и понимать жизнь тех народов, которые её создали. Народы эти - Др.Г. и Др. Р. Первые письменные памятники Г.Л. относятся к VIII в до н.э., первые Р.Л к III в. до н.э. Падение Западной Римской Империи и Р.Л так же как и Г. Л (античной в целом) приходится на V в н.э. (период в 1200 лет).Antiques - "древний". Но когда говорят об А.Л. имеют ввиду древнюю литературу Европы: Г. и Р. Первый период., который можно назвать до классическим или архаическим, охватывает собой длинный ряд веков устного народного творчества и заканчивается в течении первой трети первого тысячелетия до н.э. Это творчество до нас не дошло, и о нем мы имеем представление лишь на основании более поздней А.Л. Целиком до нас дошло только 2 памятника Г.Л., записанных в VI в до н.э., это героические поэмы Гомера "О" и "И". Второй период. Это период становления и расцвета греческого классического рабовладения, занимающего собой века VII-VI до н.э. Этот период обычно называется классическим. В связи с развитием личности появляются многочисленные формы лирики и драмы, а также богатая прозаическая литература, состоящая из произведений Гр. философов, историков и ораторов. Третий период. Эллинистический период. Он возникает на новой ступени античного рабовладения, а именно крупного рабовладения. Вместо полисов возникают огромные военно-монархические организации, а вместе с тем появляется и большая дифференциация субъективной жизни человека, резко отличная от простоты, непосредственности и строгости классического периода. В следствии этого Э.П. часто трактуется как период деградации классической литературы, хотя этот процесс длится вплоть до конца античного мира. => этот после классический период занимает огромный промежуток времени - с III в до н.э. и кончая V в н.э. К этому периоду А.Л. относится и Р.Л., почему его часто и наз. Э.П. Возникшая в III в до н.э. (у. нар. творч., как и в Греции сущ. уже задолго до того), Р.Л. переживает свой архаический период в первые два века своего существования. I в до н.э. обычно считается периодом расцвета римской литературы, т.е. периодом классическим. Последние же века Р.Л., а именно I-V в н.э наз. после классическим периодом. В связи с гибелью рабовладельческой формацией и наступлением средневекового феодализма VI в н.э. можно считать гранью между А. и средневековой Л. Периодизация римской литературы. Так же как и греческую литературу, римскую литературу необходимо делить на периоды доклассический, классический и послеклассический. 1. Доклассический период уходит в глубь веков и характери зуется сначала, как и в Греции, устной народной словесностью, а также началом письменности. До половины III в. до н. э. этот период называется обычно италийским. В течение его Рим, первоначально маленькая городская община, распространил свою власть на всю Италию. С середины III в. возникает письменная литература. Она развивается в эпоху экспансии Рима в страны Средиземноморья (включительно по первую половину II в.) и начавшихся граждан ских войн (вторая половина II в. 80-е годы I в. до н. э.). 2. Классический период римской литературы это время кри зиса и конца республики (с 80-х годов до 30 года I в. до н. э.) и эпоха принципата Августа (до 14 года I в. н. э.). 3. Но уже в начале I столетия н. э. вполне отчетливо наме чаются черты упадка классического периода. Этот процесс деграда ции литературы продолжается до падения Западной Римской импе рии в 476 г. н. э. Это время можно назвать послеклассическим периодом римской литературы. Здесь следует различать литера туру расцвета империи (I в. н. э.) и литературу кризиса, падения империи (II V вв. н. э.). Особенности Г и Р л. 1. Обе они вырастают на почве двух первых общественно - экономических формаций, поэтому весьма близки к земным потребностям человека и лишены того нематериального, исключительно духовного, или, как говорят, спиритуалистического характера. Для обеих литератур, последней реальностью явл. космос, одушевленный, но обязательно материальный и чувственно воспринимаемый. Все их демоны, боги явл. порождениями земли, и им свойственны любые пороки, слабости и даже злодеяния, что и самым обыкновенным людям. Этот земной характер отличает обе античных л. , какие бы различия между ними не были. 2. Обе литературы проходили одинаковые периоды социального развития. Общинно-родовая формация (устная словесность), рабовладельческая, республиканская, военно-монархическая, императорская. Отличительные черты Р.Л. 1. Р.Л более поздняя, поэтому более зрелая. Рим воспользовался уже готовыми результатами лит. развития Греции. На этой основе они создавали свою литературу. Заметно влияние Греции на Рим. 2. Она расцветает в тот период, когда у Греции был уже период упадка. Это был период эллинизма. Черты универсализма и индивидуализма с большой дифференциацией духовных способностей человека и интенсивным развитием этих способностей, сквозь призмы которых часто рассматривался мир. 3. Р.Л воспроизводила эллинизм чрезвычайно интенсивно, в крупных и широких масштабах и в гораздо более драматических, горячих и острых формах. Здесь велики натурализм и сатирическое изображение жизни. Огромный драматизм. 2.Понятие мифа. Мифологическое создание. Характерологические черты греческой мифологии и периоды ее исторического развития. Древнегреческая литература выросла на основе мифологии, которая теснейшим образом связана с периодом общества доклассового, с жизнью первобытного коллектива. Древнегреческая мифология отличается от религии, которая сопутствует ей, тоже основана на вере в сверхъестественную божественную силу, но опирается на систему культов и обрядов, на древние ритуальные установления, хотя и не обладает законодательно закрепленной догматикой. Миф нельзя подменять также сказкой или легендой. В сказке есть вымысел, который обусловлен заранее и прекрасно понимается рассказчиком и слушателями. В легенде присутствует память о неких событиях прошлого, изложенных с определенной целью и даже тенденцией, часто общественно-политической (например, легенды об основании тех или иных городов). Мифология есть определенный тип мышления на ранней ступени человеческого развития, а мышление невозможно без обобщения. Кроме того, мышление находится в единстве с языком, а всякое слово тоже есть некоторое обобщение. "Миф" по-гречески и значит не что иное, как "слово". Следовательно, миф тоже есть то или иное обобщение; и те живые существа, о которых повествует мифология, всегда являются тем или иным обобщением, поскольку им, как чему-то общему, всегда подчиняется определенная область действительности как совокупность того или иного множества или даже бесконечного числа частных явлений. Но род еще не мыслится здесь отвлеченно, то есть дифференцированно-логически. Род тут пока еще самый настоящий человеческий род, то есть бесконечное объединение предков и потомков. Перенесенный в таком виде на природу и мир (и в то же самое время играющий роль логического общего понятия), он и является мифологией, то есть тем или иным богом, демоном или героем, которые оказываются обобщением определенной области действительности и которым так или иначе подчиняются все частные явления. 3. Поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея": сюжет и композиция, главные образы. Композиция. "И" была написана раньше. Оба произведения написано на ионийском диалекте. Оба произ. были созд. в устной традиции. К III в до н.э. складывается традиция изучения произведений Гомера. Каждое произведение делиться на 24 песни по кол-ву букв Г. алфавита. В "И" действие расширяется за счет воспоминаний. Реально описанные события идут 2 месяца. Есть анахронизмы (вставки из прошлых войн для худ. выразительности). Действие идет последовательно, нет одновременности. В "И" несколько главных и ярких героев, в "О" центральный герой - одиссей. В "О" композиция более сложная. Она включает в себя ректросперсию (взгляд в прошлое). Одиссей вспоминает свое прошлое. По композиции "Одиссея" сложнее "Илиады". Сюжет "Илиады" подан в линейной последовательности, в "Одиссее" эта последовательность сдвинута: повествование начинается со средины действия, а о предшествующих событиях слушатель узнает лишь позже, из рассказа самого Одиссея о его странствиях. Центральная роль главного героя выдвинута в "Одиссее" резче, чем в "Илиаде", где одним из организующих моментов поэмы являлось отсутствие Ахилла, его безучастное отношение к ходу военных действий. В "Одиссее" отсутствием героя определяется только первая линия рассказа (кн. 1 4), показ обстановки на Итаке и путешествие Телемаха, а с 5-й книги внимание концентрируется почти исключительно вокруг Одиссея: мотив неузнаваемости возвращающегося мужа использован, как мы видели, в той же функции, что и отсутствие героя в "Илиаде", а между тем слушатель не теряет Одиссея из виду, и это также свидетельствует о совершенствовании искусства эпического повествования. Главные герои. "И": Действие происходит в 2 мирах: мир Богов и мир Людей обрисованы реально. Боги несут f психологии героев. Человек очень целен. Внутр. мира у человека нет, все фиксируется внешним миром. Боги могут чувств., сопереживать. Боги не могут властвовать над судьбами людей. Почти все герои сильны, красивы, благородны; они тое "божественные", "богоравные" или по крайней мере ведут свое происхождение от богов. Ахилл - это грозный герой, самоуверенный и преданный родине и народу. Чрезвычайно упрям и груб, сварлив и несговорчив. Из-за Брисеиды оставляет поле сражения. И возвращается только ради мести. Он беспощаден к Гектору, отказывает ему в предсмертной просьбе и с бессмысленной жестокостью и надругательством, влачит его тело вокруг Трои 10 дней. Но он умеет благородно и снисходительно относится к побежденному врагу и даже питать к нему гуманные чувства (Приам). Он искренне любит Брисеиду, Патрокла, свою мать и отца. Он знает о своей близкой гибели, его образ исполнен трагической скорби. Героический фатализм - характерная черта для всех героев Греции. Ахилл - единственный "получеловек". Ем открыта его судьба, у него есть вещий конь, доспехи Гефеста и волшебное копье. Мать подкармливает его пищей Богов. Мечтая отомстить Гектору, Ахилл приближает свою смерть. Безудержная ненависть- движущая сила. У него нет нравственности и каких-либо моральных качеств. Жажда славы влечет Ахилла. Агамемнон - деспотичен и бесчеловечен, жаден и труслив. Но он от души скорбит по поводу поражений своего войска, сам бросается в бой и получает ранение. Он не лишен нежных чувств к пленнице Кассандре. Агамемнон может злоупотреблять своей властью, антипатичная фигура для автора. Диомед - энтузиаст ( в нем прибывает божество). Ему дано право ранить Бога. Он всегда доброволец. Гектор - безупречный герой и защитник своей родины, идеальный вождь для своего племени, свободный от мелких слабостей Ахилла и Агамемнона. Он настойчив, часто принимает необдуманные решения, не всегда умен и сообразителен. Он храбр, отважен и бескорыстен. Гектор - человек городской цивилизации. Равенство и любовь в семье между ним и Андромахой. Симпатия автора к герою. Парис - любимое оружие лук. Решает проблемы, не подходя к ним близко. Тщеславен, боязлив, прообраз рыцаря-служителя в взаимоотношениях с Афродитой. Приам - царь Трои. Он предчувствует гибель Трои и своих детей. Трагический персонаж. Смелый и чувственный. Мудрый и справедливый. Одиссей - умный, хитрый, дипломатичный. Владеет ораторским искусством, находит выход из любой ситуации. Одиссей предан интересам своей Родины и не забывает о ней в течении 20 лет. Отказывается от счастливой жизни, которую ему предлагает Калипсо. Одиссей невероятно и бесчеловечно жесток. Он перебивает всех женихов и вешает всех служанок. Патологическое хладнокровие. Он идет непроходимыми путями. Он отважный дерзкий, бесстрашен перед смертью. Терпеливость к вечным страданиям. 4. Эпический стиль Гомера. Гомеровский вопрос. Это вопрос об авторстве Гомера, о происхождении гомеровских поэм. Сами Греки знали о Гомере немного. В античной литературе имеется 9 биографий поэта. Никто не знает точного времени его жизни. Общее мнение - старый и слепой певец, который вел скитальческий образ жизни. До конца XVIII века господствовало мнение, что Гомер - единоличный автор поэм. Но некоторые говорили, что один человек не может столько создать и запомнить. Была версия, что поэмы - это труд, народного происхождения, а Гомер один из тех, кто работал над их созданием. (Вольф). Была теория "малых песен". Раздроблявшая эпос Гомера на отдельные песни, а в последствии соединенных рукой какого-то писателя. "теория зерна" - Гомер создал начало. все остальное написали другие. Была теория коллективного творчества. В наше время, самый распространенной версией является та, что настоящим автором поэм является греческий народ. Нисколько не отрицая аналитических подходов к творчеству Гомера, мы должны выдвинуть на первый план народность гомеровских поэм, которая является основным ответом на гомеровский вопрос. Такой подход нельзя назвать ни единоличным, ни коллективным. Обе точки зрения являются подчиненными и второстепенными в сравнении с проблемой народности у Гомера. 5. Творчество Гесиода (на примере "Теогонии" или поэмы "Труды и дни"). Гомер и Гесиод. Родился Гесиод в Киме, но его бедный отец переехал со своими двумя сыновьями, Гесиодом и Персом, в Беотию. Он занимался крестьянством у подножья горы Геликон. Рассказывали о явлении к Гесиоду Геликонских муз, якобы призывавших его от пастушеской жизни к поэзии и проповеди правды. С раннего детства Гесиод был хорошо знаком со всеми видами земледельческого труда. После смерти отца, браться не поладили и Перс отнял у Гесиода его часть хозяйства при помощи неправых судей, но вскоре разорился. Гесиод написал свою поэму "Труды и дни" в наставление Персу. "Труды и дни". Гесиод - представитель дидактического и генеалогического эпоса. Дидактизм его произведений был вызван потребностями времени. Это время - конец всей эпической эпохи, когда героические идеалы иссякали и превращались в поучение, наставление, мораль. В то время сохраняется мнение, что зародившееся классовое противоречие можно потушить или ослабить учением о правде, справедливости или разного рода увещеваниями. Таков Гесиод в своей поэме "Труды и дни". Эта поэма - образец дидактического эпоса, развивает несколько тем. 1. построена на проповеди правды, со вставкой эпизодов о Прометее и о пяти веках. Гесиод говорит об обязанности сильных уважать правду: тут - апофеоз труда и справедливости. 2. Посвящена тема полевым работам, земледельческим орудиям, скоту, одежде, пищи и т.д. В этих стихах говорится о счастливых и несчастных днях для работы (13 день - нельзя начинать сев, но для посадки растений этот день хорош). Вся поэма присыпана разнообразными наставлениями, рисующими перед нами образ крестьянина, знающего как устроить выгодно свои дела, сметливого, расчетливого, которого трудно провести. Начинает он с обзаведения домом, женой и коровой; любит он во всем "порядок и точность"; знает, когда можно "вино попивать"; батраки и батрачки у него всегда бездетные, т.к. "прислуга с соусником неудобна"; жену надо выбирать не сластену, работящую; надо трудиться, чтобы была хорошая репутация. Гесиоду хочется быть богатым, т.к. "взоры богатого смелы". Словом, это человек с мещанской идеологией, не идущий дальше устроения ближайших хоз. дел. Очень консервативен и по умственному горизонту достаточно узок. Это делает его образ мысли довольно патриархальным, слишком расчетливым и практическим. Гесиод отличается большой наблюдательностью: он вводит живые описания природы, жанровые картины, умеет приковывать внимание читателя яркими пластическими образами. Гомер и Гесиод. Произведения Гомера относятся к героическому эпосу. Поэмы Гесиода - дидактический генеалогический эпос. На Гесиоде, так же как и на Гомере, можно наблюдать исторические сдвиги и противоречия. Гесиод поражает обилием разного рода противоречий, которые тем не менее сливаются у него в органическое целое, хотя это последнее здесь уже совсем иное, чем у Гомера. Если единство стиля у Гомера обнаруживается в переходном характере его творчества накануне рабовладения, то Гесиода тоже можно найти единство стиля, но оно определяется переходным периодом уже после наступления рабовладельческого строя. Идеалы Гесиода связаны с обогащением. Вся поэзия у Гесиода переполнена моральными и хозяйственными указаниями. Обе поэмы Гесиода - это эпос с его отличительными чертами (гекзаметр, стандартные выражения, ионийский диалект). Эпос здесь не героический, а дидактический: ровное эпическое повествование прерывается неведомым Гомеру драматизмом мифологических повествований; а язык обнаруживает всякого рода простонародные элементы, традиционные формулы оракулов и вполне прозаическую мораль. 6. Общая характеристика и основные направления древнегреческой лирической традиции. Лирика появилась сразу после эпоса - "голоса коллектива", приходят к голосу личности. Термин "лирика" не принадлежит рассматриваемой нами эпохе; он создался уже позже, во времена александрийских филологов, заменив собою более ранний термин "мелика" (от melos "песня"), и применялся по отношению к тем видам песен, которые исполнялись под аккомпанемент струнного инструмента, в первую очередь семиструнной лиры, изобретение которой миф приписывает богу Гермесу. Однако античные различения песенных жанров по характеру их музыкального исполнения, несмотря на свой кажущийся чисто внешний характер, имеют историческое основание, так как в греческой поэзии жанры и их стили действительно были тесно связаны с определенными стихотворными размерами и с определенным музыкальным сопровождением. Возникая из культовой и обрядовой фольклорной песни, греческая лирика в течение долгого времени сохраняла тесную связь песенного содержания с традиционным ритмико-мелодическим типом песни и характером ее исполнения. Следуя античной классификации, необходимо различать: Декламационную лирику (+ флейта текст от музыки был автономным) 1) элегию (размер; чувства переживания, философия, природа), 2) ямб (жанр; стихи шутливой и сатирической направленности) и 3) мелику (песенная лирика (+ кифара или лира 1 чел. статус песенной поэзии), или лирику в тесном смысле слова; эта последняя в свою очередь имеет многочисленные подразделения в зависимости от содержания или культового задания песни, но основным является ее разделение на две категории монодийную (сольная) лирику, исполняемую отдельным певцом, и хоровую лирику (специфическое греч. явление. особый культурный механизм сплочения полиса. Хоры объединялись по возрастному и половому признаку. Каждый человек входил в несколько хоров. Также шло разделение по географическому признаку). Различие между всеми этими видами обусловлено было тем, что они возникали из различных типов фольклорной песни, получали свое литературное развитие в разных областях Греции и в различной классовой обстановке, и каждый жанр имел свою тематику, свои стилистические и стиховые особенности и сохранял даже диалект той области, в которой он впервые литературно оформился. Жанры развивались самостоятельно и очень редко скрещивались между собой. > Поэт был помещен в "особую среду". Вокруг его жизни и смерти складывались легенды. > Для греков лирика - единство 3-х элементов: текст, танец, музыка. До нас дошло около 10% всей греч. лирики. Поэтому сохр. материал весьма фрагментарен. Однако видна яркая индивидуальность целого ряда поэтов того времени. > Декламационная лирика: (элегический дистих; гекзаметр и пентаметр) > Элегия: > Элегия общественная: 1) общегражданская: Солон Афинский. 2) военно-патриотическая: Калин (Иония), Тиргей (Спарта). > Элегия личностных настроений: (любовная элегия): Мимнерм. > Элегия дидактическая: Архилох, Симонид. > Ямб: Симонид Аморгский и Гиппонакт Клазоменский. (служанка царя Клея - Ямба рассмешила Деметру неприличными шутками). Ямбы применялись в момент праздничной процессии, когда требовалось выразить что-то насмешливо и шутливо. > Мелика: > Монодийная (сольная): > Лесбосская: Алкей, Сапфо. > Сицилийский мелос: Стесихор. > Странствующие поэты: Анакреонт, Ивик. > Хоровая: > Общегреческая: Симонид Кеосский. Пиндар, Вакхилид. > Аттическая (Афины): Тимофей Милецкий. > Дорийская (Спарта): Терпандр. Алкман. |