Главная страница
Навигация по странице:

  • 38. Римские аттицисты. Цезарь, Саллюстий. Цезарь

  • 39. Изобразительные средства дидактической поэмы Лукреция «О природе вещей»

  • Античка. полные ответы. 1. Периодизация Древнегреческой и Римской литератур. Особенности эстетики античной литературы


    Скачать 392.5 Kb.
    Название1. Периодизация Древнегреческой и Римской литератур. Особенности эстетики античной литературы
    АнкорАнтичка. полные ответы.doc
    Дата16.12.2017
    Размер392.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаАнтичка. полные ответы.doc
    ТипЛитература
    #11743
    страница6 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    34. Культура Рима, ее отношения с греческой культурой, основные понятия и различия. Литература Республки. Первые римские поэты. В конце III в. до н.э. в Риме форми­руется латинский литературный язык и на его основе - эпическая поэзия. Появляет­ся целая плеяда талантливых поэтов и дра­матургов, которые обычно брали за образцы греческие трагедии и комедии. Одним из первых римских трагиков был отпущенник Ливий Андроник, грек по происхождению, переведший на латынь "Одиссею" (III в. до н.э.). Участник I Пунической войны Гней Невий прославился созданием так называемых паллиат и тогат - комедий из римской жизни. На италийской почве возникли ателланы (от названия кампанского города Ателла) с персонажами — масками: глупца, обжоры, плута, скряги и пр. Особенно зна­менитым было творчество двух крупнейших римских комедиографов – Тита Макция Плафта и Публия Теренция (III-II вв. до н.э. ). Они брали за основу греческие коме­дии, наполняя их множеством подробностей уже из римского быта, фольклора, судебной практики. Классиком римской литературы III II вв. до н.э. был Квинт Энний, воспевший военные победы Рима эпическим гекзаметром.Первым римским прозаиком считается Марк Порций Катон Старший (II в. до н.э.). В отличие от многим своих современ­ников, Катон крайне враждебно относился к греческой риторике, философии, поэзии и не считал их образцом для подражания. Он был известен как строгий цензор, ревни­тель римской старины и “нравов предков”. Из многочисленных сочинений Катона полностью сохранился лишь его труд “О сельском хозяйстве” (“De agri culfvra”).В последнее столетие Римской респуб­лики (I в. до н.э.) прославились своими ис­торическими сочинениями Гай Саллюстий Крисп и Гай Юлий Цезарь, которые (в чис­ле других историков) лучше отразили остро­ту политической борьбы в эпоху граждан­ских войн, Саллюстий дал великолепные портреты современных ему римских поли­тических деятелей. Юлий Цезарь, выдающий­ся политический деятель и полководец, вождь партии популяров в своих книгах “Записки о Галльской войне” и “Записки о гражданской войне” описал собственные деяния и политическую карьеру - Сочинения Цезаря являются образцом классической латыни, точного и лаконичного языка древних римлян. Одним из крупнейших римских философов был Тит Лукреций Кар (I в. до н.э.), автор знаменитой поэмы “О природе вещей”, выдающийся мыслитель-материалист, Лукреций Кар писал о естественном, т.е. без вмешательства богов, происхождении Вселенной, Земли, и всего живого.В I в. до н.э. в Риме наивысшего развития достигла риторика, искусство политического и судебного красноречия, что было связано с бурной общественной жизнью переходной эпохи от Республики к Империи.

    Наиболее оригинальным достижением римской художественной литературы являлась сатира, литературный жанр чисто римского происхождения. Ярчайшим его представителем был Луцилий (II в. до н.э.).

    35. Плавт и его литературное наследие. Анализ комедии "Клад"
    Тит Макций Плавт - виднейший римский комедиограф. Он родился в Умбрии (середина III в.- 184 г. до н.э.). О его жизни нет остоверных сведений. Плавту приписывали около 130 комедий, но в I в. до н.э. известный римский ученый и знаток литературы Варрон выделил из этого количества 21 комедию, считая их подлинно плавтовскими, и эти комедии дошли до нас.
    Наиболее популярны из них "Клад" (или "Горшок"), "Куркулион" (или "Проделки парасита"), "Менехмы" (или "Близнецы"), "Хвастливый воин", "Псевдол" (или "Раб-обманщик"), "Пленники" и "Амфитрион".В комедии "Клад" ("Aulularia") Плавт изобразил бедняка Евклиона, который нашел клад. Вместо того чтобы пустить деньги в дело, в хозяйство, он зарывает их и целые дни мучается, боясь, чтобы кто-нибудь не нашел его клада. Евклион стал скрягой.

    Колоритен язык героев Плавта - в нем много просторечных выражений, поговорок, пословиц. Так, Евклион говорит о своей
    служанке Стофиле: "Глаза и на затылке есть у бестии". Он же, не веря искренности богача Мегадора, говорит, обращаясь в
    сторону зрителей: "Кажет хлеб одной рукой, камень у него в другой". Ругая повара Конгриона за его неумение экономить, Евклион замечает с досадой: "Расщедришься ты в праздник нерасчетливо, придет нехватка в будни". Эта пословица аналогична с нашей: "И дурак праздник знает, да будней не помнит". Плавт нередко вносит в речи героев игру слов, что придает им комический характер, правда, порой трудно поддающийся переводу на русский язык.

    36. Комедии Теренция. "Свекровь". В комедии "Свекровь" изображен юноша Памфил, страстно влюбленный в гетеру Вакхиду. Отец все же заставляет его жениться на дочери соседа Филумене. Через несколько месяцев после свадьбы Памфил оценил кроткий характер своей жены, полюбил ее и бросил гетеру Вакхиду. Ему пришлось в связи со смертью родственника уехать из дома. Во время отсутствия Филумена уходит к своим родителям, так как она знает, что скоро у нее должен родиться ребенок, и ребенок не от мужа, а от неизвестного человека, который совершил над ней насилие и с руки стащил кольцо. Истинной причины ухода из дома мужа она никому не говорит, кроме своей матери, и мотивирует уход невозможностью жить со свекровью. Свекровь Филумены Сострата изображается не по традиции фольклора - злой, сварливой женщиной, наоборот, она воплощение материнской любви, воплощение хранительницы домашнего очага. Старуха делает все, что в ее силах, чтобы устроить счастье своего сына и его жены. Памфил по возвращении домой прежде всего побежал в дом тестя, чтобы встретиться с женой. Тут он узнал от тещи о рождении ребенка и о том, что ребенок не от него. Теща умоляла Памфила скрыть эту позорную тайну от людей, вопрос же о возвращении жены предоставила ему решать самому. Памфил - по характеру добрый, хороший человек, он умеет любить, и Теренций прекрасно раскрывает его психологию в тот момент, когда юноша дал слово теще скрыть от людей позор своей жены, но взять Филумену к себе, простив ей прошлое, он не может - мешает оскорбленное мужское самолюбие. Он нарочно лжет матери, что Филумена не хочет вернуться к мужу, потому что не может жить вместе со свекровью. Когда же мать говорит ему, что уедет в деревню, лишь бы Филумена вернулась в дом мужа, то Памфил возражает ей: "Мой сыновий долг внушает мне поставить выше мать". Очень живо изображены во всей этой ситуации старики - отцы Памфила и Филумены. Старики вызвали к себе бывшую любовницу Памфила гетеру Вакхиду и просили ее не принимать Памфила, чтобы не ломать его семейное счастье. Вакхида говорит Филумене, что Памфил уже давно порвал с ней связь и что, таким образом, за ним нет никакой вины перед ней. Во время этого разговора Миррина заметила на пальце Вакхиды кольцо своей дочки и спросила, как оно попало к гетере. Вакхида рассказала, что это кольцо подарил ей как-то пьяный Памфил, который после расспросов сознался, что он ночью совершил насилие "над девушкой какой-то и стащил в борьбе кольцо". Таким образом раскрылось, что жертвой Памфила была сама Филумена, его жена, и что этот ребенок родился от него. Теренций изображает в этой комедии гетеру Вакхиду умной, чуткой женщиной. Она не хочет мешать семейному счастью своего прежнего любовника. Она его уважает за добрый характер, помнит его былую любовь к ней и поэтому делает все, от нее зависящее, чтобы вернуть Филумену в дом мужа. Она сознает, что не всякая гетера поступила бы так. Эта комедия - по сути дела не комедия, а бытовая драма. В ней совсем нет комических образов. Пьеса раскрывает жизненный конфликт, и в ней хорошо подан характер пылкого Памфила, который, несмотря на юношеские увлечения, становится человеком, способным на глубокое чувство любви. Интересны характеры стариков отцов, Лахета и Фидиппа, любящих своих детей и прощающих им увлечения молодости. Особенно характерно замечание Фидиппа, отца Филумены. Он знает, что Памфил страстно любил гетеру Вакхиду, и старик даже не осуждает юношу, когда тот после женитьбы не сразу порывает связь с Вакхидой. Фидипп считает, что чувство любви быстро не вырвешь из сердца, и поэтому он говорит о Памфиле и его связях с гетерой Вакхидой.

    37. Цицерон как теоретик красноречия. Биография. Цицерон жил с 106 до 43 г. до н.э. Он родился в Арпине, к юго-востоку от Рима, происходил из сословия всадников. Цицерон получил блестящее образование, изучал греческих поэтов, интересовался греческой литературой. В Риме он учился красноречию у знаменитых ораторов Антония и Красса, слушал и комментировал выступавшего на форуме известного трибуна Сульпиция, изучал теорию красноречия. Оратору необходимо было знать римское право, и Цицерон учился ему у популярного в то время юриста Сцеволы. Зная хорошо греческий язык, Цицерон познакомился с греческой философией благодаря близости с эпикурейцем Федром, стоиком Диодором и главой новоакадемической школы Филоном. У него же он научился диалектике - искусству спора и аргументации.Литературная деятельность. Цицерон опубликовал более сотни речей, политических и судебных, из которых сохранились 58. До нас дошли также 19 трактатов по риторике, политике и философии, по которым учились ораторскому искусству поколения юристов. Также сохранились около 800 писем Цицерона, содержащих множество биографических сведений и массу ценной информации о римском обществе конца периода республики.Его философские трактаты, не содержащие новых идей, ценны тем, что излагают, подробно и без искажений, учения ведущих философских школ его времени: стоиков, академиков и эпикурейцев.Работы Цицерона оказали сильное влияние на религиозных мыслителей, в частности, Св. Августина, представителей возрождения и гуманизма (Петрарку, Эразма, Бокаччио), французских просветителей (Дидро, Вольтера, Руссо, Монтескье) и многих других.

    Стиль речей Цицерона.

    Для политического и особенно судебного оратора важно было не столько правдиво осветить суть дела, сколько изложить его так, чтобы судьи и публика, окружавшая судебный трибунал, поверили в его истинность. Отношение публики к речи оратора считалось как бы голосом народа и не могло не оказывать давления на решение судей. Поэтому исход дела зависел почти исключительно от искусства оратора. Речи Цицерона, хотя и были построены по схеме традиционной античной риторики, дают представление и о тех приемах, которыми он достигал успеха.Цицерон сам отмечает в своих речах "обилие мыслей и слов", в большинстве случаев проистекавшее от желания оратора отвлечь внимание судей от невыгодных фактов, сосредоточить его только на полезных для успеха дела обстоятельствах, дать им необходимое освещение. В этом отношении для судебного процесса имел важное значение рассказ, который подтверждался тенденциозной аргументацией, часто извращением свидетельских показаний. В рассказ вплетались драматические эпизоды, образы, придающие речам художественную форму.

    Применение этих приемов в соответствии с содержанием речей создает ораторский стиль. Живость его речи приобретается благодаря пользованию общенародным языком, отсутствию архаизмов и редкому употреблению греческих слов. Порой речь состоит из коротких простых предложений, порой они сменяются восклицаниями, риторическими вопросами и длинными периодами, в построении которых Цицерон следовал Демосфену. Они разделяются на части, обыкновенно имеющие метрическую форму и звучное окончание периода. Это создает впечатление ритмической прозы.

    38. Римские аттицисты. Цезарь, Саллюстий.

    Цезарь написал "Записки о Галльской войне", произведение, прославляющее его подвиги и завоевания в Галлии и даже фактически неудачные походы в Британию.

    Другое его произведение - "Записки о гражданской войне" - стремится убедить читателей в том, что гаржданская война вызвана исключительно действиями врагов Цезаря, и вместе с тем показать, что он только защищал права республики, попранные Помпеем и его сторонниками. Цезарь пишет свои записки в третьем лице, чтобы придать более объективный характер действиям и приказаниям "полководца - мудрого и любимого войсками, ведущего народ Рима к победам".

    Литературные труды Цезаря, по мнению Цицерона, отличаются строгой точностью и простотой - они восходят к школе Фукидида; им свойственна некая "чистота и знаменитая краткость". С них точно сорвана "одежда" словесных эффектов, фигур и др. Действительно, Цезарь в своих "Записках о Галльской войне" и "Записках о гражданской войне" дал классические образцы ясной, экспрессивной и предельно лаконичной латинской прозы, совершенной по грамматическому строю и очень изысканной по лексике. Он сам пишет, что основой красноречия является умелый выбор слов и что слов неупотребительных или малоупотребительных "надо избегать, как опасных утесов".

    В трудах Цезаря (в некоторых главах "Галльской войны", VI) встречаются художественные описания, например, грандиозных Гер-кинских лесов, полей, ландшафтов с могучими однорогими быками, лосями и зубрами.

    Замечательны описания жизни галлов, германцев, венетов, их прочнейших кораблей в "закрытом" море Севера (III). Цезарь старается везде выставить себя гуманным, милосердным вождем, который несет соседним с Римом племенам мир и помощь.

    Эти утверждения находились в полном противоречии с теми жестокостями, казнями, истреблением целых племен, которыми сопровождались завоевательные походы Цезаря.

    Цезарь пишет в строго деловом, фактическом плане о тех народах, в столкновение с которыми он приходит: о их военной силе, о знаменитых боях и труднейших победах римских легионов над могущественнейшими и сильнейшими "варварскими" племенами, угрожавшими свободе Рима и его провинций.

    С увлечением военного специалиста он пишет о крепостях, осадах, военных машинах, укреплениях. Со всеми техническими подробностями описывает он (кн. IV) знаменитый римский мост через Рейн, очень сложный по конструкции, который его воины построили в 10 дней.

    Описание осады Алезии (VII, 69-90) дает яркое представление о той войне, полной жестокостей, которую Цезарь вел в Галлии. Осажденные галлы сопротивлялись мужественно. Показательна приводимая в тексте речь одного из галльских вождей, призывающих не сдаваться в римское рабство, хотя бы пришлось питаться трупами стариков, как это делали осажденные предки.

    Жестокой была расправа с венетами: они сдались на "милость победителя". Цезарь же, чтобы научить их уважать послов Рима, казнил весь венетский сенат, а сдавшихся продал "с аукциона". Истреблены были и гельветы -их осталось 110 000 человек из 367 000.

    Отдавая должное героическому сопротивлению гельветов, Цезарь пишет: "В остром бою все шло с переменным успехом... За сутки мы не видели спины врага" (I, 26). Победа изменила Цезарю, по его признанию, в первом походе в неизведанную Британию (IV), но он сумел спасти римское войско, теснимое бриттами. Всего Цезарем было написано о Галльской войне семь книг (восьмая была написана соратником Цезаря - Гиртием).

    От Гая Саллюстия Криспа (86-35 гг. до н.э.) дошло полностью два сочинения - "Заговор Катилины" и "Югуртинская война" (история трудной войны римлян с ну-мидийским царем Югуртом II), а также "История" - изложение римской истории за 10 лет, начиная с 78 г., дошедшее лишь в отрывках.

    Саллюстий - талантливый мастер исторической прозы - происходил из плебейского рода, сначала был в рядах популяров, далее перешел к Цезарю; управляя провинцией Африкой, нажил большое состояние. Он противник аристократии и богачей и обличал их за то, что они не дают способным выходцам из других сословий достигать ответственных государственных должностей. В этом он видит причину разложения республики.

    Саллюстий стремился в "Заговоре Катилины" возможно полнее разоблачить пороки того общества, когда "на месте скромности, умеренности и нравственности царили дерзость, расточительство и корыстолюбие" и когда готовилось "невиданное... злодеяние и неизведанная дотоле опасность" нависла над'государством (Введение. С. П. Кондратьев).

    "...Побуждали его к тому же и извращенные нравы, царившие в государстве,- жертвы двух отвратительных, хотя и различных между собой зол: мотовства и жадности.

    В столь сильно испорченном государстве Катилине нетрудно было сгруппировать вокруг себя весь цвет позоров и преступлений" (гл. 5).

    В своем труде в оценке событий, в характеристиках Саллюстий очень тенденциозен, но все же, говоря о гибели Катилины, он отдает должное его мужеству (гл. 60).

    "...Когда же Катилина увидел, что его войска разбиты и что он остается лишь с незначительной кучкой людей, он, помня о своем происхождении и прежнем достоинстве, бросается в тесно сомкнутый строй врагов, здесь, сражаясь, он падает пронзенный" (С. П. Гвоздев).

    Саллюстий, подобно Фукидиду, вводит в текст речи героев исторические события. В сенате по делу Каталины выступает Цезарь - за смягчение приговора, Катон - с программной критикой равнодушного к народу сената.

    Саллюстий, ограниченный своими политическими симпатиями, не мог понять глубоких корней заговора Каталины. Несомненно, масса безземельных и задолжавших римских граждан еще со времени героических трибунов - Тиберия и Гая Гракхов - требовала новых законов о земле, о гражданстве, об оплате жилищ.

    Второе историческое сочинение Саллюстия - "Югуртинская война" - также отмечало порочность римского государственного строя. Причина, почему Рим долго не мог победить нумидийского царька Югурту, лежала в самой системе деятельности римского правящего нобилитета: нумидийцы, Югурта поняли, что можно подкупать, интриговать, взятками привлекать к себе римлян и парализовать их силы.

    Саллюстий в своих монографиях и в "Истории" во многом следует Фукидиду, восприняв от него интерес к установлению связи между событиями, идею исторического прагматизма. Вообще Саллюстий стремится не столько к полноте в передаче фактов, сколько к указанию их морального смысла и таким путем к поучению своих современников.

    Саллюстий создал жанр художественно-исторического трактата, яркий и характерный по языку, и подготовил путь Тациту.
    39. Изобразительные средства дидактической поэмы Лукреция «О природе вещей»

    Лукреций жил в первой половине 1 в до н.э., когда Рим мучительно переходил от республиканского строя к империи. Развивалось просветительство с его иллюзиями, думалось, что материалистическое учение сможет укрепить разбушевавшуюся социально-политическую стихию.Лукреций написал поэму из шести книг под названием "О природе вещей" . Поэма эта написана дактилическим гекзаметром - тоже по аналогии с греческими дидактическими поэмами. По-видимому, Лукреций не привел ее в окончательный вид, потому что много шероховатостей чувствуется и в середине поэмы, и самый конец отсутствует. Формально поэма Лукреция представляет собой, как это неоднократно признает и сам Лукреций, стихотворное изложение философии Эпикура. Поэт даёт резкую критику религии, учит о первичных субстанциях сущего, об атомах пустоте. Говорит, что материя беспредельна, ничто не появляется из ничего, и просто так не исчезает. Его философия вовсе не является полным атеизмом, он только отрицает воздействие богов на мир и необходимость культа мифа. Но он также и не отрицает мифологии в её абсолютном смысле, но понимает её аллегорически. Это избавляет его от религиозного признания, но даёт ему возможность находить в ней красоту и смысл отражения природы и общества. Лукреций изображает культ Великой Матери, как символ живой природы. Он пишет о мудрости и спокойствии человека, но что движение в мире постепенно замедляется и наступает вечная смерть мира. Лукреций излагает доказательство материальности духа и призывает сохранять полное спокойствие духа и отгонять от себя всякие страхи. Пишет он и о психических способностях, о познании вещей, о человеческих способностях. Содержание развивается весьма последовательно и логично от общего к частному. Мир для него является объективным бытиём, он управляется своими законами. Тела состоят из атомов, которые неразрушимы. Объяснение мира научно. У Лукреция нет полного атеизма, боги существуют, и состоят они из соответствующих атомов. Когда он говорит о развитии человеческого общества с первобытных времён до своей современности, он говорит о прогрессе культуры и цивилизации и учением активной и об активной борьбе человека за своё лучшее будущее.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта