1_2_ПЛАНИРУЕМЫЕ_РЕЗУЛЬТАТЫ_ОСВОЕНИЯ_ОБУЧАЮЩИМИСЯ_ПРОГРАММЫ_ОСНОВ. 1 Планируемые результаты освоения учебного предмета Русский язык на уровне основного общего образования
Скачать 271.07 Kb.
|
1.2.12. Планируемые результаты «Основы духовно-нравственной культуры народов России»1.2.13. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство» на уровне основного общего образованияЛичностные результаты 1. Патриотическое воспитание Осуществляется через освоение школьниками содержания традиций, истории и современного развития отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, прикладном и изобразительном искусстве. Воспитание патриотизма в процессе освоения особенностей и красоты отечественной духовной жизни, выраженной в произведениях искусства, посвящённых различным подходам к изображению человека, великим победам, торжественным и трагическим событиям, эпической и лирической красоте отечественного пейзажа. Патриотические чувства воспитываются в изучении истории народного искусства, его житейской мудрости и значения символических смыслов. Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в процессе собственной художественно-практической деятельности обучающегося, который учится чувственно-эмоциональному восприятию и творческому созиданию художественного образа. 2. Гражданское воспитание Программа по изобразительному искусству направлена на активное приобщение обучающихся к ценностям мировой и отечественной культуры. При этом реализуются задачи социализации и гражданского воспитания школьника. Формируется чувство личной причастности к жизни общества. Искусство рассматривается как особый язык, развивающий коммуникативные умения. В рамках предмета «Изобразительное искусство» происходит изучение художественной культуры и мировой истории искусства, углубляются интернациональные чувства обучающихся. Предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты различных национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы, а также участие в общих художественных проектах создают условия для разнообразной совместной деятельности, способствуют пониманию другого, становлению чувства личной ответственности. 3. Духовно-нравственное воспитание В искусстве воплощена духовная жизнь человечества, концентрирующая в себе эстетический, художественный и нравственный мировой опыт, раскрытие которого составляет суть школьного предмета. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира учащегося и воспитание его эмоциональнообразной, чувственной сферы. Развитие творческого потенциала способствует росту самосознания обучающегося, осознанию себя как личности и члена общества. Ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность на занятиях по изобразительному искусству способствует освоению базовых ценно-стей – формированию отношения к миру, жизни, человеку, семье, труду, культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни. 4. Эстетическое воспитание Эстетическое (от греч. aisthetikos – чувствующий, чувственный) – это воспитание чувственной сферы обучающегося на основе всего спектра эстетических категорий: прекрасное, безобразное, трагическое, комическое, высокое, низменное. Искусство понимается как воплощение в изображении и в создании предметно-пространственной среды постоянного поиска идеалов, веры, надежд, представлений о добре и зле. Эстетическое воспитание является важнейшим компонентом и условием развития социально значимых отношений обучающихся. Способствует формированию ценностных ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, стремлению к их пониманию, отношению к семье, к мирной жизни как главному принципу человеческого общежития, к самому себе как самореализующейся и ответственной личности, способной к позитивному действию в условиях соревновательной конкуренции. Способствует формированию ценностного отношения к природе, труду, искусству, культурному наследию. 5. Ценности познавательной деятельности В процессе художественной деятельности на занятиях изобразительным искусством ставятся задачи воспитания наблюдательности – умений активно, т. е. в соответствии со специальными установками, видеть окружающий мир. Воспитывается эмоционально окрашенный интерес к жизни. Навыки исследовательской деятельности развиваются в процессе учебных проектов на уроках изобразительного искусства и при выполнении заданий культурно-исторической направленности. 6. Экологическое воспитание Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, воспитывается в процессе художественно-эстетического наблюдения природы, её образа в произведениях искусства и личной художественно-творческой работе. 7. Трудовое воспитание Художественно-эстетическое развитие обучающихся обязательно должно осуществляться в процессе личной художественно-творческой работы с освоением художественных материалов и специфики каждого из них. Эта трудовая и смысловая деятельность формирует такие качества, как навыки практической (не теоретико-виртуальной) работы своими руками, формирование умений преобразования реального жизненного пространства и его оформления, удовлетворение от создания реального практического продукта. Воспитываются качества упорства, стремления к результату, понимание эстетики трудовой деятельности. А также умения сотрудничества, коллективной трудовой работы, работы в команде – обязательные требования к определённым заданиям программы. 8. Воспитывающая предметно-эстетическая среда В процессе художественно-эстетического воспитания обучающихся имеет значение организация пространственной среды школы. При этом школьники должны быть активными участниками (а не только потребителями) её создания и оформления пространства в соответствии с задачами образовательной организации, среды, календарными событиями школьной жизни. Эта деятельность обучающихся, как и сам образ предметно-пространственной среды школы, оказывает активное воспитательное воздействие и влияет на формирование позитивных ценностных ориентаций и восприятие жизни школьниками. Метапредметные результаты Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении предмета «Изобразительное искусство»: 1. Овладение универсальными познавательными действиями Формирование пространственных представлений и сенсорных способностей: – сравнивать предметные и пространственные объекты по заданным основаниям; – характеризовать форму предмета, конструкции; – выявлять положение предметной формы в пространстве; – обобщать форму составной конструкции; – анализировать структуру предмета, конструкции, пространства, зрительного образа; – структурировать предметно-пространственные явления; – сопоставлять пропорциональное соотношение частей внутри целого и предметов между собой; – абстрагировать образ реальности в построении плоской или пространственной композиции. Базовые логические и исследовательские действия: – выявлять и характеризовать существенные признаки явлений художественной культуры; – сопоставлять, анализировать, сравнивать и оценивать с позиций эстетических категорий явления искусства и действительности; – классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей; – ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; – вести исследовательскую работу по сбору информационного материала по установленной или выбранной теме; – самостоятельно формулировать выводы и обобщения по результатам наблюдения или исследования, аргументированно защищать свои позиции. Работа с информацией: – использовать различные методы, в том числе электронные технологии, для поиска и отбора информации на основе образовательных задач и заданных критериев; – использовать электронные образовательные ресурсы; – уметь работать с электронными учебными пособиями и учебниками; – выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, в текстах, таблицах и схемах; – самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему в различных видах её представления: в рисунках и эскизах, тексте, таблицах, схемах, электронных презентациях. 2. Овладение универсальными коммуникативными действиями – понимать искусство в качестве особого языка общения – межличностного (автор – зритель), между поколениями, между народами; – воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения, развивая способность к эмпатии и опираясь на восприятие окружающих; – вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно, доказательно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления; находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов; – публично представлять и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта; – взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к задачам, своей роли в достижении общего результата. 3. Овладение универсальными регулятивными действиями Самоорганизация: – осознавать или самостоятельно формулировать цель и результат выполнения учебных задач, осознанно подчиняя поставленной цели совершаемые учебные действия, развивать мотивы и интересы своей учебной деятельности; – планировать пути достижения поставленных целей, составлять алгоритм действий, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных, познавательных, художественно-творческих задач; – уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам. Самоконтроль: – соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; – владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на основе соответствующих целям критериев. Эмоциональный интеллект: – развивать способность управлять собственными эмоциями, стремиться к пониманию эмоций других; – уметь рефлексировать эмоции как основание для художественного восприятия искусства и собственной художественной деятельности; – развивать свои эмпатические способности, способность сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других; – признавать своё и чужое право на ошибку; – работать индивидуально и в группе; продуктивно участвовать в учебном сотрудничестве, в совместной деятельности со сверстниками, с педагогами и межвозрастном взаимодействии. Предметные результаты Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Изобразительное искусство», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений. Модуль № 1 «Декоративно-прикладное и народное искусство»: – знать о многообразии видов декоративно-прикладного искусства: народного, классического, современного, искусства промыслов; понимать связь декоративно-прикладного искусства с бытовыми потребностями людей, необходимость присутствия в предметном мире и жилой среде; – иметь представление (уметь рассуждать, приводить примеры) о мифологическом и магическом значении орнаментального оформления жилой среды в древней истории человечества, о присутствии в древних орнаментах символического описания мира; – характеризовать коммуникативные, познавательные и культовые функции декоративно-прикладного искусства; – уметь объяснять коммуникативное значение декоративного образа в организации межличностных отношений, в обозначении социальной роли человека, в оформлении предметно-пространственной среды; – распознавать произведения декоративно-прикладного искусства по материалу (дерево, металл, керамика, текстиль, стекло, камень, кость, др.); уметь характеризовать неразрывную связь декора и материала; – распознавать и называть техники исполнения произведений декоративно-прикладного искусства в разных материалах: резьба, роспись, вышивка, ткачество, плетение, ковка, др.; – знать специфику образного языка декоративного искусства – его знаковую природу, орнаментальность, стилизацию изображения; – различать разные виды орнамента по сюжетной основе: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный; – владеть практическими навыками самостоятельного творческого создания орнаментов ленточных, сетчатых, центрических; – знать о значении ритма, раппорта, различных видов симметрии в построении орнамента и уметь применять эти знания в собственных творческих декоративных работах; – овладеть практическими навыками стилизованного – орнаментального лаконичного изображения деталей природы, стилизованного обобщённого изображения представителей животного мира, сказочных и мифологических персонажей с опорой на традиционные образы мирового искусства; – знать особенности народного крестьянского искусства как целостного мира, в предметной среде которого выражено отношение человека к труду, к природе, к добру и злу, к жизни в целом; – уметь объяснять символическое значение традиционных знаков народного крестьянского искусства (солярные знаки, древо жизни, конь, птица, мать-земля); – знать и самостоятельно изображать конструкцию традиционного крестьянского дома, его декоративное убранство, уметь объяснять функциональное, декоративное и символическое единство его деталей; объяснять крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры; – иметь практический опыт изображения характерных традиционных предметов крестьянского быта; – освоить конструкцию народного праздничного костюма, его образный строй и символическое значение его декора; знать о разнообразии форм и украшений народного праздничного костюма различных регионов страны; уметь изобразить или смоделировать традиционный народный костюм; – осознавать произведения народного искусства как бесценное культурное наследие, хранящее в своих материальных формах глубинные духовные ценности; – знать и уметь изображать или конструировать устройство традиционных жилищ разных народов, например, юрты, сакли, хаты-мазанки; объяснять семантическое значение деталей конструкции и декора, их связь с природой, трудом и бытом; – иметь представление и распознавать примеры декоративного оформления жизнедеятельности – быта, костюма разных исторических эпох и народов (например, Древний Египет, Древний Китай, античные Греция и Рим, Европейское Средневековье); понимать разнообразие образов декоративно-прикладного искусства, его единство и целостность для каждой конкретной культуры, определяемые природными условиями и сложившийся историей; – объяснять значение народных промыслов и традиций художественного ремесла в современной жизни; – рассказывать о происхождении народных художественных промыслов; о соотношении ремесла и искусства; – называть характерные черты орнаментов и изделий ряда отечественных народных художественных промыслов; – характеризовать древние образы народного искусства в произведениях современных народных промыслов; – уметь перечислять материалы, используемые в народных ху-дожественных промыслах: дерево, глина, металл, стекло, др.; – различать изделия народных художественных промыслов по материалу изготовления и технике декора; – объяснять связь между материалом, формой и техникой декора в произведениях народных промыслов; – иметь представление о приёмах и последовательности работы при создании изделий некоторых художественных промыслов; – уметь изображать фрагменты орнаментов, отдельные сюжеты, детали или общий вид изделий ряда отечественных художественных промыслов; – характеризовать роль символического знака в современной жизни (герб, эмблема, логотип, указующий или декоративный знак) и иметь опыт творческого создания эмблемы или логотипа; – понимать и объяснять значение государственной символики, иметь представление о значении и содержании геральдики; – уметь определять и указывать продукты декоративно-прикладной художественной деятельности в окружающей предметно-пространственной среде, обычной жизненной обстановке и характеризовать их образное назначение; – ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства; различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен и т. д.; – овладевать навыками коллективной практической творческой работы по оформлению пространства школы и школьных праздников. Модуль № 2 «Живопись, графика, скульптура»: – характеризовать различия между пространственными и временными видами искусства и их значение в жизни людей; – объяснять причины деления пространственных искусств на виды; – знать основные виды живописи, графики и скульптуры, объяснять их назначение в жизни людей. Язык изобразительного искусства и его выразительные средства: – различать и характеризовать традиционные художественные материалы для графики, живописи, скульптуры; – осознавать значение материала в создании художественного образа; уметь различать и объяснять роль художественного материала в произведениях искусства; – иметь практические навыки изображения карандашами разной жёсткости, фломастерами, углём, пастелью и мелками, акварелью, гуашью, лепкой из пластилина, а также использовать возможности применять другие доступные художественные материалы; – иметь представление о различных художественных техниках в использовании художественных материалов; – понимать роль рисунка как основы изобразительной деятельности; – иметь опыт учебного рисунка – светотеневого изображения объёмных форм; – знать основы линейной перспективы и уметь изображать объёмные геометрические тела на двухмерной плоскости; – знать понятия графической грамоты изображения предмета «освещённая часть», «блик», «полутень», «собственная тень», «падающая тень» и уметь их применять в практике рисунка; – понимать содержание понятий «тон», «тональные отношения» и иметь опыт их визуального анализа; – обладать навыком определения конструкции сложных форм, геометризации плоскостных и объёмных форм, умением соотносить между собой пропорции частей внутри целого; – иметь опыт линейного рисунка, понимать выразительные возможности линии; – иметь опыт творческого композиционного рисунка в ответ на заданную учебную задачу или как самостоятельное творческое действие; – знать основы цветоведения: характеризовать основные и составные цвета, дополнительные цвета – и значение этих знаний для искусства живописи; – определять содержание понятий «колорит», «цветовые отношения», «цветовой контраст» и иметь навыки практической работы гуашью и акварелью; – иметь опыт объёмного изображения (лепки) и начальные представления о пластической выразительности скульптуры, соотношении пропорций в изображении предметов или животных. Жанры изобразительного искусства: – объяснять понятие «жанры в изобразительном искусстве», перечислять жанры; – объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием произведения искусства. Натюрморт: – характеризовать изображение предметного мира в различные эпохи истории человечества и приводить примеры натюрморта в европейской живописи Нового времени; – рассказывать о натюрморте в истории русского искусства и роли натюрморта в отечественном искусстве ХХ в., опираясь на конкретные произведения отечественных художников; – знать и уметь применять в рисунке правила линейной перспективы и изображения объёмного предмета в двухмерном пространстве листа; – знать об освещении как средстве выявления объёма предмета; – иметь опыт построения композиции натюрморта: опыт разнообразного расположения предметов на листе, выделения доминанты и целостного соотношения всех применяемых средств выразительности; – иметь опыт создания графического натюрморта; – иметь опыт создания натюрморта средствами живописи. Портрет: – иметь представление об истории портретного изображения человека в разные эпохи как последовательности изменений представления о человеке; – сравнивать содержание портретного образа в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и Нового времени; – понимать, что в художественном портрете присутствует также выражение идеалов эпохи и авторская позиция художника; – узнавать произведения и называть имена нескольких великих портретистов европейского искусства (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Рембрандт и др.); – уметь рассказывать историю портрета в русском изобразительном искусстве, называть имена великих художников- портретистов (В. Боровиковский, А. Венецианов, О. Кипренский, В. Тропинин, К. Брюллов, И. Крамской, И. Репин, В. Суриков, В. Серов и др.); – знать и претворять в рисунке основные позиции конструкции головы человека, пропорции лица, соотношение лицевой и черепной частей головы; – иметь представление о способах объёмного изображения головы человека, создавать зарисовки объёмной конструкции головы; понимать термин «ракурс» и определять его на практике; – иметь представление о скульптурном портрете в истории искусства, о выражении характера человека и образа эпохи в скульптурном портрете; – иметь начальный опыт лепки головы человека; – приобретать опыт графического портретного изображения как нового для себя видения индивидуальности человека; – иметь представление о графических портретах мастеров разных эпох, о разнообразии графических средств в изображении образа человека; – уметь характеризовать роль освещения как выразительного средства при создании художественного образа; – иметь опыт создания живописного портрета, понимать роль цвета в создании портретного образа как средства выражения настроения, характера, индивидуальности героя портрета; – иметь представление о жанре портрета в искусстве ХХ в. – западном и отечественном. Пейзаж: – иметь представление и уметь сравнивать изображение пространства в эпоху Древнего мира, в Средневековом искусстве и в эпоху Возрождения; – знать правила построения линейной перспективы и уметь применять их в рисунке; – определять содержание понятий: линия горизонта, точка схода, низкий и высокий горизонт, перспективные сокращения, центральная и угловая перспектива; – знать правила воздушной перспективы и уметь их применять на практике; – характеризовать особенности изображения разных состояний природы в романтическом пейзаже и пейзаже творчества импрессионистов и постимпрессионистов; – иметь представление о морских пейзажах И. Айвазовского; – иметь представление об особенностях пленэрной живописи и колористической изменчивости состояний природы; – знать и уметь рассказывать историю пейзажа в русской живописи, характеризуя особенности понимания пейзажа в творчестве А. Саврасова, И. Шишкина, И. Левитана и художников ХХ в. (по выбору); – уметь объяснять, как в пейзажной живописи развивался образ отечественной природы и каково его значение в развитии чувства Родины; – иметь опыт живописного изображения различных активно выраженных состояний природы; – иметь опыт пейзажных зарисовок, графического изображения природы по памяти и представлению; – иметь опыт художественной наблюдательности как способа развития интереса к окружающему миру и его художественно-поэтическому видению; – иметь опыт изображения городского пейзажа – по памяти или представлению; – обрести навыки восприятия образности городского пространства как выражения самобытного лица культуры и истории народа; – понимать и объяснять роль культурного наследия в городском пространстве, задачи его охраны и сохранения. Бытовой жанр: – характеризовать роль изобразительного искусства в формировании представлений о жизни людей разных эпох и народов; – уметь объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись», «монументальная живопись»; перечислять основные жанры тематической картины; – различать тему, сюжет и содержание в жанровой картине; выявлять образ нравственных и ценностных смыслов в жанровой картине; – иметь представление о композиции как целостности в организации художественных выразительных средств, взаимосвязи всех компонентов художественного произведения; – объяснять значение художественного изображения бытовой жизни людей в понимании истории человечества и современной жизни; – осознавать многообразие форм организации бытовой жизни и одновременно единство мира людей; – иметь представление об изображении труда и повседневных занятий человека в искусстве разных эпох и народов; различать произведения разных культур по их стилистическим признакам и изобразительным традициям (Древний Египет, Китай, античный мир и др.); – иметь опыт изображения бытовой жизни разных народов в контексте традиций их искусства; – характеризовать понятие «бытовой жанр» и уметь приводить несколько примеров произведений европейского и отечественного искусства; – обрести опыт создания композиции на сюжеты из реальной повседневной жизни, обучаясь художественной наблюдательности и образному видению окружающей действительности. Исторический жанр: – характеризовать исторический жанр в истории искусства и объяснять его значение для жизни общества; уметь объяснить, почему историческая картина считалась самым высоким жанром произведений изобразительного искусства; – знать авторов, узнавать и уметь объяснять содержание таких картин, как «Последний день Помпеи» К. Брюллова, «Боярыня Морозова» и другие картины В. Сурикова, «Бурлаки на Волге» И. Репина; – иметь представление о развитии исторического жанра в творчестве отечественных художников ХХ в.; – уметь объяснять, почему произведения на библейские, мифологические темы, сюжеты об античных героях принято относить к историческому жанру; – узнавать и называть авторов таких произведений, как «Давид» Микеланджело, «Весна» С. Боттичелли; – знать характеристики основных этапов работы художника над тематической картиной: периода эскизов, периода сбора материала и работы над этюдами, уточнения эскизов, этапов работы над основным холстом; – иметь опыт разработки композиции на выбранную историческую тему (художественный проект): сбор материала, работа над эскизами, работа над композицией. Библейские темы в изобразительном искусстве: – знать о значении библейских сюжетов в истории культуры и узнавать сюжеты Священной истории в произведениях искусства; – объяснять значение великих – вечных тем в искусстве на основе сюжетов Библии как «духовную ось», соединяющую жизненные позиции разных поколений; – знать, объяснять содержание, узнавать произведения великих европейских художников на библейские темы, такие как «Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, «Возвращение блудного сына» и «Святое семейство» Рембрандта и др.; в скульптуре «Пьета» Микеланджело и др.; – знать о картинах на библейские темы в истории русского искусства; – уметь рассказывать о содержании знаменитых русских картин на библейские темы, таких как «Явление Христа народу» А. Иванова, «Христос в пустыне» И. Крамского, «Тайная вечеря» Н. Ге, «Христос и грешница» В. Поленова и др.; – иметь представление о смысловом различии между иконой и картиной на библейские темы; – иметь знания о русской иконописи, о великих русских иконописцах: Андрее Рублёве, Феофане Греке, Дионисии; – воспринимать искусство древнерусской иконописи как уникальное и высокое достижение отечественной культуры; – объяснять творческий и деятельный характер восприятия произведений искусства на основе художественной культуры зрителя; – уметь рассуждать о месте и значении изобразительного искусства в культуре, в жизни общества, в жизни человека. Модуль № 3 «Архитектура и дизайн»: – характеризовать архитектуру и дизайн как конструктивные виды искусства, т. е. искусства художественного построения предметно-пространственной среды жизни людей; – объяснять роль архитектуры и дизайна в построении предметно-пространственной среды жизнедеятельности человека; – рассуждать о влиянии предметно-пространственной среды на чувства, установки и поведение человека; – рассуждать о том, как предметно-пространственная среда организует деятельность человека и представления о самом себе; – объяснять ценность сохранения культурного наследия, выраженного в архитектуре, предметах труда и быта разных эпох. Графический дизайн: – объяснять понятие формальной композиции и её значение как основы языка конструктивных искусств; – объяснять основные средства – требования к композиции; – уметь перечислять и объяснять основные типы формальной композиции; – составлять различные формальные композиции на плоскости в зависимости от поставленных задач; – выделять при творческом построении композиции листа композиционную доминанту; – составлять формальные композиции на выражение в них движения и статики; – осваивать навыки вариативности в ритмической организации листа; – объяснять роль цвета в конструктивных искусствах; – различать технологию использования цвета в живописи и в конструктивных искусствах; – объяснять выражение «цветовой образ»; – применять цвет в графических композициях как акцент или доминанту, объединённые одним стилем; – определять шрифт как графический рисунок начертания букв, объединённых общим стилем, отвечающий законам художественной композиции; – соотносить особенности стилизации рисунка шрифта и содержание текста; различать «архитектуру» шрифта и особенности шрифтовых гарнитур; иметь опыт творческого воплощения шрифтовой композиции (буквицы); – применять печатное слово, типографскую строку в качестве элементов графической композиции; – объяснять функции логотипа как представительского знака, эмблемы, торговой марки; различать шрифтовой и знаковый виды логотипа; иметь практический опыт разработки логотипа на выбранную тему; – приобрести творческий опыт построения композиции плаката, поздравительной открытки или рекламы на основе соединения текста и изображения; – иметь представление об искусстве конструирования книги, дизайне журнала; иметь практический творческий опыт образного построения книжного и журнального разворотов в качестве графических композиций. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека: – иметь опыт построения объёмно-пространственной композиции как макета архитектурного пространства в реальной жизни; – выполнять построение макета пространственно-объёмной композиции по его чертежу; – выявлять структуру различных типов зданий и характеризовать влияние объёмов и их сочетаний на образный характер постройки и её влияние на организацию жизнедеятельности людей; – знать о роли строительного материала в эволюции архитектурных конструкций и изменении облика архитектурных сооружений; – иметь представление, как в архитектуре проявляются мировоззренческие изменения в жизни общества и как изменение архитектуры влияет на характер организации и жизнедеятельности людей; – иметь знания и опыт изображения особенностей архитектурно-художественных стилей разных эпох, выраженных в постройках общественных зданий, храмовой архитектуре и частном строительстве, в организации городской среды; – характеризовать архитектурные и градостроительные изменения в культуре новейшего времени, современный уровень развития технологий и материалов; рассуждать о социокультурных противоречиях в организации современной городской среды и поисках путей их преодоления; – знать о значении сохранения исторического облика города для современной жизни, сохранения архитектурного наследия как важнейшего фактора исторической памяти и понимания своей идентичности; – определять понятие «городская среда»; рассматривать и объяснять планировку города как способ организации образа жизни людей; – знать различные виды планировки города; иметь опыт разработки построения городского пространства в виде макетной или графической схемы; – характеризовать эстетическое и экологическое взаимное сосуществование природы и архитектуры; иметь представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры и школах ландшафтного дизайна; – объяснять роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в установке связи между человеком и архитектурой, в «проживании» городского пространства; – иметь представление о задачах соотношения функционального и образного в построении формы предметов, создаваемых людьми; видеть образ времени и характер жизнедеятельности человека в предметах его быта; – объяснять, в чём заключается взаимосвязь формы и материала при построении предметного мира; объяснять характер влияния цвета на восприятие человеком формы объектов архитектуры и дизайна; – иметь опыт творческого проектирования интерьерного пространства для конкретных задач жизнедеятельности человека; – объяснять, как в одежде проявляются характер человека, его ценностные позиции и конкретные намерения действий; объяснять, что такое стиль в одежде; – иметь представление об истории костюма в истории разных эпох; характеризовать понятие моды в одежде; объяснять, как в одежде проявляются социальный статус человека, его ценностные ориентации, мировоззренческие идеалы и характер деятельности; – иметь представление о конструкции костюма и применении законов композиции в проектировании одежды, ансамбле в костюме; – уметь рассуждать о характерных особенностях современной моды, сравнивать функциональные особенности современной одежды с традиционными функциями одежды прошлых эпох; – иметь опыт выполнения практических творческих эскизов по теме «Дизайн современной одежды», создания эскизов молодёжной одежды для разных жизненных задач (спортивной, праздничной, повседневной и др.); – различать задачи искусства театрального грима и бытового макияжа; иметь представление об имидж-дизайне, его задачах и социальном бытовании; иметь опыт создания эскизов для макияжа театральных образов и опыт бытового макияжа; определять эстетические и этические границы применения макияжа и стилистики причёски в повседневном быту. Модуль № 4 «Изображение в синтетических, экранных видах искусства и художественная фотография» (вариативный): – знать о синтетической природе – коллективности творческого процесса в синтетических искусствах, синтезирующих выразительные средства разных видов художественного творчества; – понимать и характеризовать роль визуального образа в синтетических искусствах; – иметь представление о влиянии развития технологий на появление новых видов художественного творчества и их развитии параллельно с традиционными видами искусства. Художник и искусство театра: – иметь представление об истории развития театра и жанровом многообразии театральных представлений; – знать о роли художника и видах профессиональной художнической деятельности в современном театре; – иметь представление о сценографии и символическом характере сценического образа; – понимать различие между бытовым костюмом в жизни и сценическим костюмом театрального персонажа, воплощающим характер героя и его эпоху в единстве всего стилистического образа спектакля; – иметь представление о творчестве наиболее известных художников-постановщиков в истории отечественного искусства (эскизы костюмов и декораций в творчестве К. Коровина, И. Билибина, А. Головина и др.); – иметь практический опыт создания эскизов оформления спектакля по выбранной пьесе; уметь применять полученные знания при постановке школьного спектакля; – объяснять ведущую роль художника кукольного спектакля как соавтора режиссёра и актёра в процессе создания образа персонажа; – иметь практический навык игрового одушевления куклы из простых бытовых предметов; – понимать необходимость зрительских знаний и умений – обладания зрительской культурой для восприятия произведений художественного творчества и понимания их значения в интерпретации явлений жизни. Художественная фотография: – иметь представление о рождении и истории фотографии, о соотношении прогресса технологий и развитии искусства запечатления реальности в зримых образах; – уметь объяснять понятия «длительность экспозиции», «выдержка», «диафрагма»; – иметь навыки фотографирования и обработки цифровых фотографий с помощью компьютерных графических редакторов; – уметь объяснять значение фотографий «Родиноведения» С. М. Прокудина-Горского для современных представлений об истории жизни в нашей стране; – различать и характеризовать различные жанры художественной фотографии; – объяснять роль света как художественного средства в искусстве фотографии; – понимать, как в художественной фотографии проявляются средства выразительности изобразительного искусства, и стремиться к их применению в своей практике фотографирования; – иметь опыт наблюдения и художественно-эстетического анализа художественных фотографий известных профессиональных мастеров фотографии; – иметь опыт применения знаний о художественно-образных критериях к композиции кадра при самостоятельном фотографировании окружающей жизни; – обретать опыт художественного наблюдения жизни, развивая познавательный интерес и внимание к окружающему миру, к людям; – уметь объяснять разницу в содержании искусства живописной картины, графического рисунка и фотоснимка, возможности их одновременного существования и актуальности в современной художественной культуре; – понимать значение репортажного жанра, роли журналистов- фотографов в истории ХХ в. и современном мире; – иметь представление о фототворчестве А. Родченко, о том, как его фотографии выражают образ эпохи, его авторскую позицию, и о влиянии его фотографий на стиль эпохи; – иметь навыки компьютерной обработки и преобразования фотографий. Изображение и искусство кино: – иметь представление об этапах в истории кино и его эволюции как искусства; – уметь объяснять, почему экранное время и всё изображаемое в фильме, являясь условностью, формирует у людей восприятие реального мира; – иметь представление об экранных искусствах как монтаже композиционно построенных кадров; – знать и объяснять, в чём состоит работа художника-постановщика и специалистов его команды художников в период подготовки и съёмки игрового фильма; – объяснять роль видео в современной бытовой культуре; – приобрести опыт создания видеоролика; осваивать основные этапы создания видеоролика и планировать свою работу по созданию видеоролика; – понимать различие задач при создании видеороликов разных жанров: видеорепортажа, игрового короткометражного фильма, социальной рекламы, анимационного фильма, музыкального клипа, документального фильма; – осваивать начальные навыки практической работы по видеомонтажу на основе соответствующих компьютерных программ; – обрести навык критического осмысления качества снятых роликов; – иметь знания по истории мультипликации и уметь приводить примеры использования электронно-цифровых технологий в современном игровом кинематографе; – иметь опыт анализа художественного образа и средств его достижения в лучших отечественных мультфильмах; осознавать многообразие подходов, поэзию и уникальность художественных образов отечественной мультипликации; – осваивать опыт создания компьютерной анимации в выбранной технике и в соответствующей компьютерной программе; – иметь опыт совместной творческой коллективной работы по созданию анимационного фильма. Изобразительное искусство на телевидении: – объяснять особую роль и функции телевидения в жизни общества как экранного искусства и средства массовой информации, художественного и научного просвещения, развлечения и организации досуга; – знать о создателе телевидения – русском инженере Владимире Зворыкине; – осознавать роль телевидения в превращении мира в единое информационное пространство; – иметь представление о многих направлениях деятельности и профессиях художника на телевидении; – применять полученные знания и опыт творчества в работе школьного телевидения и студии мультимедиа; – понимать образовательные задачи зрительской культуры и необходимость зрительских умений; – осознавать значение художественной культуры для личностного духовно-нравственного развития и самореализации, определять место и роль художественной деятельности в своей жизни и в жизни общества. |