1_2_ПЛАНИРУЕМЫЕ_РЕЗУЛЬТАТЫ_ОСВОЕНИЯ_ОБУЧАЮЩИМИСЯ_ПРОГРАММЫ_ОСНОВ. 1 Планируемые результаты освоения учебного предмета Русский язык на уровне основного общего образования
Скачать 271.07 Kb.
|
1.2.14. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка» на уровне основного общего образованияЛичностные результаты Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для основного общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части: 1. Патриотического воспитания: – осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов республик Российской Федерации и других стран мира; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировую музыкальную культуру; интерес к изучению истории отечественной музыкальной культуры; стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего края. 2. Гражданского воспитания: – готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; осознание комплекса идей и моделей поведения, отражённых в лучших произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения, отражёнными в них; активное участие в музыкально-культурной жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурно-просветительских акций, в качестве волонтёра в дни праздничных мероприятий. 3. Духовно-нравственного воспитания: – ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность воспринимать музыкальное искусство с учётом моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики; придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности, при подготовке внеклассных концертов, фестивалей, конкурсов. 4. Эстетического воспитания: – восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе; осознание ценности творчества, таланта; осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства. 5. Ценности научного познания: – ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной средой; овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как искусства интонируемого смысла; овладение основными способами исследовательской деятельности на звуковом материале самой музыки, а также на материале искусствоведческой, исторической, публицистической информации о различных явлениях музыкального искусства, использование доступного объёма специальной терминологии. 6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: – осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия произведений искусства; соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской деятельности; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные интонационные средства для выражения своего состояния, в том числе в процессе повседневного общения; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. 7. Трудового воспитания: – установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности. 8. Экологического воспитания: – повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; участие в экологических проектах через различные формы музыкального творчества. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: – освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы, сформированные в учебной исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; – стремление перенимать опыт, учиться у других людей – как взрослых, так и сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения различными навыками в сфере музыкального и других видов искусства; – смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом, воспитание чувства нового, способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход событий, обращать внимание на перспективные тенденции и направления развития культуры и социума; – способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный опыт, опыт и навыки управления своими психоэмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе. Метапредметные результаты Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении предмета «Музыка»: 1. Овладение универсальными познавательными действиями Базовые логические действия: – устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других элементов музыкального языка; – сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры и стили музыкального и других видов искусства; – обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей музыки друг на друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях; – выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе выразительных средств, используемых при создании музыкального образа конкретного произведения, жанра, стиля; – выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального звучания; – самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам проведённого слухового наблюдения-исследования. Базовые исследовательские действия: – следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать» звучание музыки; – использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; – формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения музыки; – составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных, в том числе исполнительских и творческих задач; – проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей музыкально-языковых единиц, сравнению художественных процессов, музыкальных явлений, культурных объектов между собой; – самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, слухового исследования. Работа с информацией: – применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; – понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями; – использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных произведений; – выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах; – использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей; – оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; – различать тексты информационного и художественного содержания, трансформировать, интерпретировать их в соответствии с учебной задачей; – самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, таблица, схема, презентация, театрализация и др.) в зависимости от коммуникативной установки. Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся, в том числе развитие специфического типа интеллектуальной деятельности – музыкального мышления. 2. Овладение универсальными коммуникативными действиями Невербальная коммуникация: – воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесного языка в передаче смысла музыкального произведения; – передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению; – осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении; – эффективно использовать интонационно-выразительные возможности в ситуации публичного выступления; – распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий уровень общения. Вербальное общение: – воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; – выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах; – понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; – вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать благожелательный тон диалога; – публично представлять результаты учебной и творческой деятельности. Совместная деятельность (сотрудничество): – Развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки; понимать ценность такого социально-психологического опыта, экстраполировать его на другие сферы взаимодействия; – понимать и использовать преимущества коллективной, групповой и индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи; – принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; – оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой. 3. Овладение универсальными регулятивными действиями Самоорганизация: – ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво продвигаться к поставленной цели; – планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного характера; – самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации; – выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях; – самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; – делать выбор и брать за него ответственность на себя. Самоконтроль (рефлексия): – владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; – давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; – предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; – объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности; понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому опыту; – использовать музыку для улучшения самочувствия, сознательного управления своим психоэмоциональным состоянием, в том числе стимулировать состояния активности (бодрости), отдыха (релаксации), концентрации внимания и т. д. Эмоциональный интеллект: – чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций в данной сфере; – развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в повседневной жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного общения; – выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативно-интонационную ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций. Принятие себя и других: – уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим предпочтениям и вкусам; – признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности; – принимать себя и других, не осуждая; – проявлять открытость; – осознавать невозможность контролировать всё вокруг. Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.). Предметные результаты Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством во всех доступных формах, органичном включении музыки в актуальный контекст своей жизни. Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»: — осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека, всего человечества, могут рассуждать на эту тему; — воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и самобытное цивилизационное явление; знают достижения отечественных мастеров музыкальной культуры, испытывают гордость за них; — сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной музыкальной идентичности (разбираются в особенностях музыкальной культуры своего народа, узнают на слух родные интонации среди других, стремятся участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции, понимают ответственность за сохранение и передачу следующим поколениям музыкальной культуры своего народа); — понимают роль музыки как социально значимого явления, формирующего общественные вкусы и настроения, включённого в развитие политического, экономического, религиозного, иных аспектов развития общества. Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений. Модуль № 1 «Музыка моего края»: – знать музыкальные традиции своей республики, края, народа; – характеризовать особенности творчества народных и профессиональных музыкантов, творческих коллективов своего края; – исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения композиторов своей малой родины. Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»: – определять на слух музыкальные образцы, относящиеся к русскому музыкальному фольклору, к музыке народов Северного Кавказа; республик Поволжья, Сибири (не менее трёх региональных фольклорных традиций на выбор учителя); – различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки; – определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударношумовых инструментов; – объяснять на примерах связь устного народного музыкального творчества и деятельности профессиональных музыкантов в развитии общей культуры страны. Модуль № 3 «Музыка народов мира»: – определять на слух музыкальные произведения, относящиеся к западно-европейской, латино-американской, азиатской традиционной музыкальной культуре, в том числе к отдельным самобытным культурно-национальным традициям ; – различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки; – определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударношумовых инструментов; – различать на слух и узнавать признаки влияния музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров). Модуль № 4 «Европейская классическая музыка»: – различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав; – определять принадлежность музыкального произведения к одному из художественных стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм); – исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторов-классиков; – характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения; – характеризовать творчество не менее двух композиторов- классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений. Модуль № 5 «Русская классическая музыка»: – различать на слух произведения русских композиторов- классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав; – характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения; – исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских композиторов; – характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений. Модуль № – «Образы русской и европейской духовной музыки»: – различать и характеризовать жанры и произведения русской и европейской духовной музыки; – исполнять произведения русской и европейской духовной музыки; – приводить примеры сочинений духовной музыки, называть их автора. Модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления»: – определять и характеризовать стили, направления и жанры современной музыки; – различать и определять на слух виды оркестров, ансамблей, тембры музыкальных инструментов, входящих в их состав; – исполнять современные музыкальные произведения в разных видах деятельности. Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»: – определять стилевые и жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств; – различать и анализировать средства выразительности разных видов искусств; – импровизировать, создавать произведения в одном виде искусства на основе восприятия произведения другого вида искусства (сочинение, рисунок по мотивам музыкального произведения, озвучивание картин, кинофрагментов и т. п.) или подбирать ассоциативные пары произведений из разных видов искусств, объясняя логику выбора; – высказывать суждения об основной идее, средствах её воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях музыкального произведения. Модуль № 9 «Жанры музыкального искусства»: – различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и симфонические, вокальные и инструментальные и т. д.), знать их разновидности, приводить примеры; – рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных для данного жанра; – выразительно исполнять произведения (в том числе фрагменты) вокальных, инструментальных и музыкально-театральных жанров. |