Главная страница
Навигация по странице:

  • Уложение признавало за

  • А. Причины церковной реформы. Филарет и патриарх Никон

  • Б. Церковные реформы Никона

  • В. Раскол в Русской православной церкви. Старообрядцы

  • История. Материал к экзамену. 1 Племена восточных славян в VIII


    Скачать 0.6 Mb.
    Название1 Племена восточных славян в VIII
    АнкорИстория. Материал к экзамену.docx
    Дата25.04.2017
    Размер0.6 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстория. Материал к экзамену.docx
    ТипДокументы
    #4864
    КатегорияИстория
    страница16 из 50
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   50

    21)правление царя Алексея Михайловича. Основные направления перемен в политическом строе России. Соборное Уложение 1649г. Патриарх Никон. Церковный раскол.


    Соборное уложение

    Первого сентября 1648 г. начал работу Земский собор, и в январе 1649 г. он принял Соборное Уложение.

    Соборное Уложение по своему содержанию было крепостническим и отражало победу дворянства. В этом документе провозглашалась отмена "урочных лет" и установление бессрочного сыска беглых крестьян и посадских людей. Собственностью феодала становился не только крестьянин со своей семьей, но и его имущество.*

    *"Соборное Уложение" завершило долгий процесс складывания крепостного права, прошедший ряд этапов. Со времен Киевской Руси существовали различные категории несвободных крестьян (закупы, радовичи).

    Судебник 1497 г. ограничил переход крестьян на другие земли двумя неделями в году (до и после Юрьева дня), ввел плату "за пожилое", которую крестьянин, уходя, должен был уплатить феодалу. В 1581 г. были впервые введены "заповедные лета", когда переход запрещался безусловно. В 1592 г. закончено составление писцовых книг. В 1597 г. был введен пятилетний срок сыска крестьян, бежавших после 1592 г. В 1607 г. был введен пятнадцатилетний срок сыска. Наконец, в 1649 г. было окончательно оформлено крепостное право. Как указывалось выше, крепостное право — это зависимость крестьянина от феодала (или от феодального государства) в личном, земельном, имущественном, юридическом отношениях, основанная на прикреплении крестьянина к земле.

    Уложение признавало за дворянином право передачи поместья по наследству при условии, что сыновья будут служить, как и отец. Таким образом, две формы феодальной собственности — вотчина и поместье — сближались. Было ограничено церковное землевладение. Создание Монастырского приказа ставило церковное землевладение под контроль государства. Белые слободы были ликвидированы. Их население обязано платить тягло. Посадские люди также прикреплены к общине, как крестьянин к феодалу. Служилые люди по прибору — стрельцы и др. — со своих торгов и промыслов обязаны были платить государственные налоги.

    Принятие Соборного Уложения, направленного против трудового люда города и деревни, обострило классовую борьбу. В 1650 г. вспыхнули восстания горожан в Пскове и Новгороде. Государству нужны были средства на содержание государственного аппарата и войска ( Россия вела войну со Швецией в 1656-1661 гг. и с Польшей в 1654-1667 гг.). На содержание войска тратилось до 67% государственных средств. Стремясь увеличить доходы казны, правительство с 1654 г. начало вместо серебряной монеты чеканить медную по той же цене. За восемь лет их было (в том числе и фальшивых) выпущено столько, что они просто обесценились. Это привело к росту цен. Серебряные деньги исчезали, а налоги государство принимало только ими. Росли недоимки. Взвинчивание цен привело к голоду. Отчаявшиеся посадские люди Москвы в 1662 г. восстали (Медный бунт). Восстание было жестоко подавлено, но медные деньги перестали чеканить.

    А. Причины церковной реформы. Филарет и патриарх Никон

    1. Русская православная церковь играла значительную роль в жизни России. С одной стороны, она поддерживала царскую власть, с другой — часто конфликтовала с ней:

    > казна и дворяне пытались присвоить огромные церковные богатства;

    > церковь пыталась оказывать влияние на государственные дела.

    Поэтому на Руси постоянно существовала проблема: что выше — «священство или царство», т. е. духовная или светская власть.

    2. При царе Михаиле Романове страной фактически управлял патриарх Филарет. Был проведен учет земельного фонда, постоянно взимались налоги, укреплен суд, уменьшен произвол властей в центре и на местах, уменьшены привилегии монастырей. Филарет выступал против взяток, вольнодумства, распущенности, в церковной жизни стало больше спокойствия и порядка. Но после его смерти в церкви начались бурные события.

    3. Многих церковных деятелей тревожило то, что в церковных книгах накопилось много неточностей. Во время церковных служб одновременно священник читал свою молитву, дьячок — свою, а хор пел псалмы. Прихожане не могли ничего разобрать, во время службы разговаривали.

    4. В это время в Москве сложился Кружок ревнителей древнего благочестия, в который вошли известные деятели церкви: Никон, Аввакум, царский духовник Вонифантьев и др. Их возмущали нравы, царившие в среде духовенства: невежество, пьянство; они выступали за «исправление» церковных служб, разночтений в богослужебных книгах.

    Иерусалимский патриарх Паисий потребовал от царя Алексея привести все цер-ковные книги и обряды в соответствие с греческими образцами. Царь и часть духовен-ства поддержали Паисия. Но многие священники считали, что исправления надо вно-сить согласно древним русским рукописям и решениям Стоглавого собора (1551). При изучении рукописей выяснилось, что в них много ошибок и исправлений. Тогда реши-ли обратиться к греческим церковным книгам. Реформатором Русской православной церкви выступил патриарх Никон.

    Б. Церковные реформы Никона

    1. По поручению Алексея Михайловича в 1653 г. Никон начал проводить в жизнь церковную реформу. Ее основное содержание сводилось к следующему:

    > устанавливался единый для всех церквей культ богослужения по греческому образцу;

    > вводилось крестное знамение тремя перстами, двуперстие было предано про-клятию;

    > земные поклоны заменялись поясными;

    > устанавливалось единоголосие во время церковной службы;

    > во время крестного хода теперь двигались навстречу солнцу;

    > иначе стали писать имя Христа — Иисус вместо старого Исус;

    > «Аллилуйя» стали произносить трижды, а не дважды;

    > заново были переведены с греческого богослужебные книги, в которые вноси-лись исправления.

    > для богослужения допускались иконы только греческого письма.

    2. Фактически реформы Никона не затронули каноны Русской церкви, вводились лишь уточнения, единообразие. Изменились лишь обряды. Церковную реформу Никона поддержали царь, его окружение, представители высшего духовенства и православные патриархи. Вместе с тем реформа сразу же встретила жесткое сопротивление со стороны многочисленных противников. К ним относились разные группы людей. Одни были недовольны не столько содержанием реформы, сколько формой и методами ее проведения. Их раздражали высокомерие, жестокость и непримиримость Никона ко всем непослушным. Многочисленную группу недовольных составили малограмотные и неграмотные служители церкви. Они с трудом разбирались в старых книгах и тем более не были готовы для работы с новыми исправленными книгами. Были и идейные противники — упорные блюстители старины вообще, непримиримые защитники старой веры. Они требовали, чтобы исправления производились не по греческим образцам, а по старинным русским книгам.

    3. Многие верующие выступали против нарушения старых догматов, троеперстие называли дьявольским. Никона обвиняли в «латинстве» и греческой ереси. Главным противником Никона стал протопоп Аввакум, человек фанатичный, нетерпимый.

    4. В 1654 г. по требованию Никона церковный Собор одобрил все реформы, а Собор 1656 г. отлучил от церкви всех сторонников старых обрядов. Аввакум с женой и четырьмя детьми был сослан в Тобольск за «многое бесчинство». О своих страданиях и борьбе Аввакум написал в своем знаменитом «Житии...». В 1666 г. протопоп был привезен на Собор в Москву, где был расстрижен, проклят и сослан на север, в Пустозерск. Здесь он прожил 14 лет, но продолжал писать и обличать самого царя. В 1682 г. Аввакум был заживо сожжен «за великие на царский дом поношения».

    5. Но главной целью всей жизни Никона было осуществление первенства «свя-щенства над царством», что означало подчинение царской власти власти патриаршей. Постепенно в боярской среде сложилась оппозиция Никону, которая сумела поссорить патриарха с царем. Алексей Михайлович перестал посещать службы, которые вел пат-риарх, не приглашал его на прием во дворец. В 1658 г. Никон отказывается от патри-аршества и уезжает в Новоиерусалимский Воскресенский монастырь на реке Истре. Он рассчитывал вернуть расположение царя. Этого не произошло. Царь выжидал более восьми лет. В 1666—1667 гг. по инициативе царя в Москве заседал Собор с участием вселенских патриархов — Паисия Александрийского и Макария Антиохийского. На нем обсуждался вопрос о соотношении «царства» и «священства». В результате горячих прений было принято решение: «царь имеет преимущество в делах гражданских, а патриарх — в делах церковных». Церковный Собор вынес приговор о низложении Никона и ссылке его простым монахом в Белозерский Ферапонтов монастырь. Через 15 лет, при царе Федоре, ему было разрешено вернуться в основанный им подмосковный Воскресенский монастырь, но Никон был тяжело болен и по дороге скончался под Ярославлем.

    В. Раскол в Русской православной церкви. Старообрядцы

    1. В 1667 г. церковный Собор проклял всех защитников старых обрядов — старо-обрядцев. Собор официально признал, что реформа не есть личное дело Никона, а дело царя, государства и церкви. Поэтому все, кто выступал против реформы, стали врагами царской власти. Царь издал ряд указов, которые предписывали воеводам разыскивать и жестоко наказывать старообрядцев. Началась кровавая борьба государства и церкви со всеми сторонниками старой веры. Они жестоко преследовались, их сжигали на кострах. Так произошел раскол в Русской православной церкви. Возникнув на почве религиозного разногласия, он превратился в одну из форм социального протеста народных масс.

    2. Сторонники старой веры бежали на север, в Заволжье, где не подчинялись ни власти, ни официальной церкви, создали свою церковную организацию. Раскольники создавали свои общины (скиты), изолированные от мира. Тысячи семей уходили в рас-кол. В рядах старообрядцев оказались люди из самых разных социальных слоев. Ос-новную массу составляли крестьяне.

    3. Раскольники сохранили до наших дней много древних книг, часть из них были вновь переписаны. В среде раскольников осуждалось пьянство, курение табака, почи-талась семья. Сложилась особая мораль, основанная на почитании старших, скромно-сти, честности и труде. Многие русские капиталисты вышли из старообрядческих се-мей.
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   50


    написать администратору сайта