Главная страница
Навигация по странице:

  • Содержание письма характеризуется следующим

  • Ф.славянофилов А.С. Хомяков. Христианский гуманзм. Свобода и необходимость в истории. Проблема исторической судьбы.

  • Философия Древнего Востока: проблемы первоначала, человека и общества в индийской и китайской философии (по выбору).

  • Основные философские школы Древнего Китая.

  • конфуцианство

  • моизм

  • школа имён

  • 1. Понятие Ф. специфика Ф. сравнительно с другими типами мировоззрения. Взаимосвязь философии и медицины


    Скачать 200.89 Kb.
    Название1. Понятие Ф. специфика Ф. сравнительно с другими типами мировоззрения. Взаимосвязь философии и медицины
    Анкорotvety_na_filosofiyu.docx
    Дата16.01.2018
    Размер200.89 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаotvety_na_filosofiyu.docx
    ТипДокументы
    #14275
    страница6 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    21)”Философические письма” П.Я. Чаадаева. Метафизические основание истории. Историческая судьба России. Философия представляет собой ядро национальной культуры, интегрирует и рефлексирует её, это своего рода стремление культуры осуществить анализ своих собственных оснований, закономерностей своего развития, его целей и этапов. Философия возникает на довольно высоком этапе развития национальной культуры. Национальный опыт философствования представляет собой диалектику общего и особенного. С одной стороны в ней отражается особенность культурного и исторического образа народов. Опыт национального ф. изначально универсален, так как через призму национально особенного, неповторимого, философия обращается к вечным, общечеловеческим проблемам, вопросам. Ф традиция на Руси формировалась в рамках развития национальной культуры. Это развитие определялсоь очень важным этапом в истории россии, а именно принятием православной формы кристианства. Русская Ф как амостятельная, как достаточно оригинальное течение мировой Ф возникло достаточочно поздно. Наиболее её зрелые черты появились только 1820-1830х. Духовная предпосылка: высокий уровень духовности русской культуры, который был присущ ей на протяжении 10-18 веков. В литературе формировались ф запросы, определённые проблемы, требующие ф осмысления. По мере развития литературы этих запросов становаилось больше и для осмысления проблем литературы было недостаточно, возникла философия. Возникла в 19 веке в условиях подъёма духовной культуры, свидетельством была русская литература. Кроме духовного подъёма исторической предпосылкой явилась победа в войне с наполеоном, это событие имело несколько судьбоносных значений:1)Победа подняла национальное самосознание русского народа на небывалую высоту.2)В ходе зарубежных походов, связанных с окончательным разгромом, произошло массовое знакомство передовой части русского общества с европейской культуро, образом жизни. Стало очевидно, что приобретённый в ходе заграничного поххода опыт ытия европейского общества резко контрастировал с условиями крепостнической России Становилось всё более очевидно что крепостничество – тормоз на пути развития России. Передовая часть русского общества начала размышлять над историческими судьбами россии и всего человечества. Чаадаев 1794-1856. Родился в богатой, знатной семье, участвовал в войне с наполеоном. В 21-м бросил военную службу. В 28-30-м написал трактат «Философические письма». 8 штук написал, издано одно, после этого журнал «телескоп» закрыт, редактор сослан, цензор отстранён от должностей, Чаадаев объявлен сумасшедшим. На отсутствие независимого от власти общественного мнения Первое письмо посвящено России, в нём даётся негативная оценка духовному состоянию её. Обращает внимание на низкий уровень духовности русского общества, на духовно-нравственную глухоту большей части населения, в том числе образованной части. Пишет «Мы пробел в нравственном порядке, враждебный всякому общественному прогрессу. Населению присуща неосмысленность существования, отсутствие стремления увидеть и понять смысл собственного бытия» Обратил внимание на отсутствие независимого от власти общественного мнения. «Атмосфера удушливости, фальши и лицемерия в обществе». Заимствованный и подражательный характер культуры. «присмотритесь хорошенько и вы увидите, что каждый важный факт нашей истории был нам навязан извне, почти каждая новая идея была заимствована». Пушкин солидарен. «Отсутствие общественного мнения, равнодушие, циничное презрение к человеческой мысли и достоинству, могут привести к отчаянию. Содержание письма характеризуется следующим: Дает крайне негативную оценку истории России, не видит в ней никаких достижений и заслуг, осуждая современно состояние России, особенно крепостничество, искал объяснение этому в русской истории, пришёл к выводу, что для неё характерно: отсутствие связи между этапами развития, между социальными и культурными традициями, и характерен отказ от принципов европейской цивилизации. Обидные слова, Россия как бы отпала от человеческого рода, в значительной мере это произошло вследствие изоляционистской политики православия, которая в противоположность католицизму не сумела объединить национальные культуры. «Прошлое России пусто, настоящее невыносимо, а будущего у неё нет.» Достоевский «Раз уж Бог создал Россию, только исключительно как пример, чтобы преподать миру какой-то важный урок». Пушкин негодуя, «что касается истории, то не согласен. У нас в истории было особое предназначение, наполнено глубоким и важным содержанием».

    Ф.славянофилов А.С. Хомяков. Христианский гуманзм. Свобода и необходимость в истории. Проблема исторической судьбы. Философия западников. Отношение к культурному наследию и соц. Опыту Западной Европы. Славянофилы - представители одного из направлений русской общественной мысли в 40-50-х гг. 19 века, выступившие с обоснованием самобытного пути исторического развития России, принципиально отличного от пути западноевропейского. Самобытность России, по мнению Славянофилов в отсутствии в ее истории классовой борьбы в русской поземельной общине и артелях, в православии как единственно истинном христианстве, те же особенности развития Славянофилы. усматривали и у зарубежных славян, особенно южных, симпатии к которым были одной из причин названия самого направления данного им западнгка.’ш. Взгляды Славянофилов сложились в идейньих спорах, обострившихся после напечатания «Философического письма» Чаадаева. Главная роль в выработке взглядов Славянофилов сыграли литераторы, поэты и учёные А. С. Хомяков, И. В. Киреевский (написанные в 1839 и предназначавшиеся для печати статьи Хомякова «О старом и новом» и И. В. Кчреевского «В ответ А. С. Хомякову»), К. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин. Видными С. были П. В, Киреевский, А. И. Кошелев, И. С. Аксаков, д. А. Валуев, Ф.В. Чижов, И. д. Беляев, А. Ф. Гильфердинг, позднее — В.И. Ламанский. Центром Славэшофилов в 40-х гг. была Москва, литературные салоны А. А. и А. П. Елагиных, д. Н. и Е. А. Свербеевых, Н. Ф. и К. К. Павловых. Здесь Славянофилы общались и вели споры с западшками. Многие произведения Славянофилов подвергались цензурным гтритеснениям, некоторые из Славянофiтлов состояли под надзором полиции, подвергались арестам. Постоянного печатного органа Славянофилы долгое время не имели, главным образом из-за цензурных препон. Печатались преимущественно в журнале «Москвитянин», издали несколько сборников статей в 40-х — нач. 50-х гг. После некоторого смягчения цензурного гнёта Славянофильи, в кон. 50-х гг. издавали журнал. «Русская беседа» (1856—60), «Сельское благоустройство» (1858—59) и газеты <Молва (1857) и «Парус» (1859). В 40—5О-х гг. по важнейшему вопросу о пути исторического развития России Славянофилы выступали, в противовес западникам, против усвоения Россией форм Зап. европейской политической жизни. В то же время они считали необходимым развитие торговли и промышленности, акционерного и банковского дела, строительства железных дорог и применения машин в сельском хозяйстве. Славянофилы выступали за отмену крепостного права «сверху» с предоставлением крестьянским общинам земельных наделов за выкуГт. Самарин, Кошелев и Черкасский были среди активных деятелей подготовки и проведения крест, реформы 1861. С. придавали большое значение обществ, мнению, под которым имелось в виду мнение ггросвещённых либеральне-буржуазные слоев, отстаивали идею созыва Земского собора из выборных представителей всех обществ, слоев, но возражали против конституции и к.л. формального ограничения самодержавия. С. добивались устранения цензурного гнёта, ус тановленюi гласного суда с участием в нём выборных представителей населения, отмены телесных наказаний и смертной казни. Философские воэзрения Славянофилов разрабатывались главным образом Хомяковым, И. В. Кiiреевским, а позже Самариным и представляли собой своеобразное религиозно-философские учение. Генетически философская концепция Славянофилов восходит к восточной патристике, в то же время во многом связана с Зап. европейским иррационализмом и романтизмом 1-й пол. 19 в. Односторонней аналитические рассудочности, рационализму, как и сенсуализму, которые, по мненшо Славянофилов, привели на Западе к утрате человеком душевной целостности, они противопоставили понятия «вопящего разума» и <юкивознашiя» (Хомяков): С. утверждали, что полная и высшая истина даётся не одной способности логических умозаключения, но уму, чувству и воле вместе, т. е. духу в его живой цельности. Целостный дух, обеспечивающий истинное и полное познание, неотделим, но мнению С., от веры, от религии. Истинная вера, лришедшая на Русь из его чистейшего источника — восточной церкви (Хомяков), обусловливает, по их мнению, особую история, миссию русского народа. Начало . (свободной общности), характеризующее, согласно С., жизнь восточной церкви, усматривалось ими и в русской общине. Русское общинное крест, землевладение, считали С., внесёт в науку политэкономии «новое оригинальное экономическое воззрение» (И. С. Аксаков). Православие и община в концепции С.— глубинные основы рус. души. В целом философская концепция Славянофилов противостояла идеям материализма. Историческим воззрениям Славянофилов была присуща в духе романтического историографии идеализация старой, допетровской Руси, которую Славянофилы представляли себе гармоническим обществом, лишённым противоречий, не знавшим внутреннее потрясений, являвшим единство народа и царя, «земщины» и «власти». По мнению С., со времён Петра 1, произвольно нарушившего органическое развитие России, государство стало над нарёдом, дворянство и интеляигенцшi, односторонне и внешне усвоив Зап. европейское культуру, оторвались от народной жизни. Цдеализируя патриархальность и принципы традиционализма, С. понимали народ в духе немецкого консервативного романтизма. В то же время С. призывали интеллигенцию к сближению с народом, к изучению его жизни и быта, культуры и языка.


    1. Философия Древнего Востока: проблемы первоначала, человека и общества в индийской и китайской философии (по выбору).


       В развитии философии Древнего Китая выделяют два основных этапа: 
    1) этап зарождения философских воззрений, охватывающий VIII - VI вв.   до н.э. 
    2) этап расцвета философской мысли, который относят к VI - III вв. до н.э. и называют «золотым веком китайской философии». 
    Именно на второй этап падает формирование китайских философских школ - конфуцианства, даосизма, моизма, легизма, оказавших огромное влияние на все последующее развитие китайской философии. В это время зарождаются те проблемы, те понятия и категории, которые затем становятся традиционными для всей последующей истории китайской философии вплоть до новейшего времени. 
    Основными категориями, при помощи которых древнекитайские философы пытались осмысливать мир, были такие понятия, как у син - «пять первоэлементов» (металл, дерево, вода, огонь, земля), ци (воздух, эфир), инь и ян (пассивное и активное начало в природе), дао (путь, закономерность вещей). Эти категории возникли в результате обобщения многовекового трудового опыта и наблюдений за явлениями природы.
    Подобно философии других народов, древнекитайская философия зарождалась в недрах мифологических представлений, использовала их материал. Связь философии с мифологией имела здесь некоторые особенности. Китайские мифы предстают прежде всего как исторические предания о первопредке, о прошлых династиях, о «золотом веке» и т.д. Такие культурные памятники, как «И цзин» («Книга перемен»), «Ши цзин» («Книга песен»), «Шу цзин» («Книга истории»), содержат большое количество ссылок на древние мифы. Причем китайские мифы содержат сравнительно мало материала, отражающего взгляды китайцев на становлением мира и его закономерности, взаимосвязь с человеком. 

    Натурфилософские идеи не занимали в китайской философии главного места. В большинстве философских школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Это почти целиком относится к конфуцианству, моизму и легизму, мировоззренческие основания политико-этических учений которых были или слабы, или заимствованы из других школ, например из даосизма как наиболее философичной школы. Древнекитайская философия малосистемна, что обусловлено как слабой связью с естествознанием, так и слабым развитием древнекитайской логики. Древнекитайская философия была также слабо рационализирована, а сам китайский язык затруднял выработку абстрактного философского языка. Все это нашло яркое воплощение в развитии основных философских школ.
    Основные философские школы Древнего Китая.

    В древней китайской философии (до VII века до н. э.) господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Одной из отличительных черт китайских мифов был зооморфный характер действующих в них богов и духов: многие из них имели явное сходство с животными, птицами или рыбами, были полуживотными — полулюдьми. Древние китайцы полагали, что всё в мире зависит от предопределения неба и что «воля неба» постигается через гадания, а также предзнаменования.
    Важнейшим элементом древнекитайской религии был культ предков, который строился на признании влияния духов умерших на жизнь и судьбы потомков. В это же время, согласно древнейшим письменным памятникам Китая, некоторые мыслители высказали ряд философских идеи и выдвинули термины, которые впоследствии стали важнейшими понятиями китайской философии. Например, Ши Бо (VIII век до н. э.), историограф династии Чжоу, выдвинул понятие гармонии (хэ), глава придворных летописцев и астрономов царства Цзинь Ши Мо (Цай Мо) (VIII век до н. э.) выдвинул идею «парности всех вещей», сановник (дафу) царства Чжоу Бо Янфу (VIII век до н. э.) объяснял происшедшее в 780 году до н. э. землетрясение нарушением взаимодействия сил инь и ян.
    В VII—VI вв. до н. э. некоторые философы Древнего Китая стремились объяснять мир уже исходя из непосредственного созерцания природы. Судя по книге Ши-цзин, в этот период в китайской философии господствует культ Неба, который не только объясняет движение звёзд закономерностями естественных процессов, но и связывает их с судьбами государств и отдельных людей, а также с заповедями морали.
    Глубокие политические потрясения в VII—III вв. до н. э. — распад древнего единого государства и укрепление отдельных царств, острая борьба между крупными царствами — нашли своё отражение в бурной идеологической борьбе различных философско-политических и этических школ. Период Чжаньго в истории Древнего Китая часто называют «золотым веком китайской философии». Именно в этот период зарождаются понятия и категории, которые затем станут традиционными для всей последующей китайской философии, вплоть до новейшего времени.
        В этот период свободно и творчески существовало шесть основных философских школ:
    ·        конфуцианство: правитель и его чиновники должны управлять страной по принципам справедливости, честности и любви. Представители: Конфуций, Мэн-цзы, Сюнь-цзы;
    ·        даосизм: Вселенная является источником гармонии, поэтому всё в мире, от растения до человека, прекрасно в своём естественном состоянии. Лучший правитель — который оставляет людей в покое. Представители: Лао-цзы, Чжуан-цзы, Ян Чжу;
    ·        моизм: Представители: Мо Ди; Мэн Шэн.
    ·        школа законников («фа-цзя», по-европейски — легизм). Представители: Ли Куй, У Ци, Шан Ян, Хань Фэйцзы; Часто также сюда относят Шэнь Дао.
    ·        школа имён (мин цзя). Представители: Дэн Си, Хуэй Ши, Гунсунь Лун;
    ·        школа «инь-ян» (инь ян цзя) (натурфилософы). Представители:Цзы-вэй, Цзоу Янь, Чжан Цан; Древневосточная философия представляет собой большую культурную ценность для всего человечества. Её идеи были интегрированы в духовную среду Запада. Известные литераторы Европы и России неоднократно обращались к ней исключительно в положительном смысле. Можно утверждать, что философская культура Древнего Востока не замкнулась в себе и проложила дорогу на Запад. 
    Философская, общественно-политическая мысль Китая издавна привлекает внимание обществоведов. Особый интерес к этому предмету объясняется той исключительной ролью в развитии китайской цивилизации в целом, которую играет эта философия. Она – своеобразный ключ к пониманию специфики и системы ценностей китайской цивилизации.  Поэтому практически ни одни китаевед будь то историк, археолог, экономист, географ, не обходил и не может  обойти стороной  китайскую философию.
    Древнекитайскую философию отличает следующее. Выйдя из глубин мифологически-религиозного мировоззрения, она сохранила его общие структуры и стабильный круг проблем и понятий. Философские размышления носили отчетливо выраженный практический характер, они были сориентированы на решение морально-этических и социально-политических проблем. 
    Есть, однако, у Древневосточной философии и другая сторона. Как и каждая далёкая от нас философия прошлого, она несёт неразгаданные идеи, значение которых раскрывается порой неожиданно в связи с гораздо более поздними находками человеческой мысли, открытиями в науке, поисками смысла бытия. 
    Китайская философия отражает историю развития воззрений китайского народа на природу, общество, на взаимоотношения человека с природой и с обществом. Особое внимание в мировоззренческих подходах китайцев занимает проблема отношений человека и неба.
    Китайский народ создал свою оригинальную систему взглядов на природу и человеческое общество, на историю развития культуры. В размышлениях китайских мудрецов с древности до наших дней неизменно важное место занимают рассуждения о природе человека, о сущности знания и методах его достижения, о взаимоотношении человеческого знания и действия, о влиянии познания и действия на его нравственный облик. 
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта