Главная страница
Навигация по странице:

  • 29) Принцип детерминизма. Категории детерминизма: «причина–следствие», «возможность–действительность», «необходимость–случайность». Их методологическое значение для медицины. Индетерминизм.

  • 1. Понятие Ф. специфика Ф. сравнительно с другими типами мировоззрения. Взаимосвязь философии и медицины


    Скачать 200.89 Kb.
    Название1. Понятие Ф. специфика Ф. сравнительно с другими типами мировоззрения. Взаимосвязь философии и медицины
    Анкорotvety_na_filosofiyu.docx
    Дата16.01.2018
    Размер200.89 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаotvety_na_filosofiyu.docx
    ТипДокументы
    #14275
    страница8 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    28) Структура мира, его единство и целостность в категориях диалектики: «часть – целое», «форма-содержание», «сущность – явление», «общее – особенное – единичное». Их методологическое значение для медицины.

    Термин “диалектика” был введен в философию Сократом и означал искусство обнаружения истины путем столкновения двух противоположных мнений (греч. dialektike techne – искусство беседы). Современное содержание диалектики, разумеется, не ограничивается первоначальным значением, а отражает длительный путь своего развития.

    Основные законы диалектики. 

    1)Закон единства и борьбы противоположностей.Этот закон является «ядром» диалектики, т.к. определяет источник развития, отвечает на вопрос, почему оно происходит.Содержание закона: источник движения и развития мира находится в нем самом, в порождаемых им противоречиях. Противоречие – это взаимодействие противоположных сторон, свойств и тенденций в составе той или иной системы или между системами. В развитии противоречий можно выделить несколько этапов: тождество – различие – противоположность – противоречие – разрешение противоречия – новое тождество - ... Понятие «тождество» обозначает одинаковость предмета или явления по отношению к самому себе или к другому предмету или явлению. Различие – это первый этап развития противоречия, это отношение нетождественности объекта самому себе или другому объекту. Различия бывают внешнимии внутренними несущественными) и существенными. Следующая ступень развития противоречия – противоположность – это предельный случай существенных различий. Поэтому наличие противоположностей делает неизбежным их столкновение, т.е. переход к следующему этапу – противоречию. Чтобы стать источником развития, противоречие должно разрешиться. Основные формы разрешения противоречий: -компромисс борющихся сторон, их адаптация или взаимопереход друг в друга на более высоком уровне, -победа одного и уничтожение другого, -гибель обеих противоположностей и коренное преобразование системы.

    2)Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.Этот закон определяет механизм развития, отвечает на вопрос, каким образом оно происходит.Содержание закона: развитие представляет собой единство количественных и качественных изменений; на определенном этапе количественные изменения приводят к качественным, а новое качество порождает новые возможности для количественных изменений. Качество – это совокупность всех свойств объекта в их целостности, определяющая его функциональное назначение. Свойство – это способ проявления определенной стороны объекта по отношению к другим объектам, с которыми он взаимодействует. Количество – это совокупность однородных элементов, составляющих в своей целостности определенное качество. Качество и количество образуют неразделимое единство. Это единство выражается в понятии Мера – это границы, в пределах которых при количественных изменениях предмет или явление сохраняет свое качество. Процесс развития представляет собой процесс взаимного перехода количественных и качественных изменений. В системе происходит постепенное накопление количественных изменений (это может быть:  -изменение числа элементов в системе, -изменение скорости движения,-изменение объема информации,-изменение степени проявления какого-л. качества и т.д.) В границах определенной меры качественная характеристика объекта сохраняется. Однако на определенном уровне изменений количественные изменения переходят границу меры – это приводит к возникновению нового качества. Процесс перехода от одной меры к другой, превращения старого качества в новое называется «скачок». (Пример: при 1000 количественные показатели этих свойств переходят границу меры и происходит скачок – вода переходит из жидкого в парообразное состояние.) Существуют различные виды скачков: -постепенный - длительный во времени, его границы не имеют четкого выражения (*возникновение жизни на земле, *происхождение человека, образование новых видов растений и животных и т.д.); -мгновенный - характеризуется быстрыми темпами, высокой интенсивностью и четко выраженными границами. Процесс развития представляет собой единство прерывного и непрерывного. Непрерывные изменения – это постепенные количественные изменения и связанные с ними изменения отдельных свойств в рамках данного качества. Непрерывность в развитии выражает относительную устойчивость мира. Прерывность означает переход в новое качество и выражает изменчивость мира.

    3)Закон отрицания отрицания. Этот закон определяет направленность развития, выражает преемственность в развитии, определяет связь нового и старого. Содержание закона: в процессе развития каждая новая ступень отрицает старую и в то же время воспроизводит на более высоком уровне черты исходной ступени развития. При метафизическом подходе отрицание понимается как простое уничтожение старого новым. В диалектике отрицание рассматривается как необходимый момент развития, условие качественного изменения объекта. Отрицание отрицания, или двойное отрицание представляет собой снятие – т.е. сохранение некоторых элементов или свойств старого объекта в составе нового. Впервые закон отрицания отрицания был сформулирован Гегелем, который представил его в виде триады: тезис – антитезис – синтез. Антитезис отрицает тезис, а синтез объединяет тезис и антитезис на более высоком уровне. Синтез является началом новой триады, т.е. становится новым тезисом.(Пример почка цветок, плод. ) Появление нового одновременно и отрицает старое, и утверждает его через снятие, т.е. сохранение положительного, необходимого для существования нового. В этом состоит преемственность в развитии. Мир в настоящем есть результат прошлого и основа для будущего. Социальная форма преемственности, форма передачи человеческого опыта называется традицией.

    Принципы, категории, законы диалектики
    Принципами диалектики являются: признание развития во всем его бесконечном многообразии и всеобщей связи всего со всем. Диалектическое мышление со времени своего появления противостоит догматизму, который отводит изменениям и всесторонним связям между явлениями и предметами мира второстепенную роль. Догматическое, метафизическое видение мира искажает реальную картину действительности; оно не в состоянии воспроизвести процесс развития сущего во всем его многообразии, неповторимости, всеобщности.
    Способность диалектики во всестороннем познании мира проявляется через систему категорий – философских понятий, раскрывающих универсальные связи бытия. Традиционно категории подразделяются на две группы. Первая делает акцент на рассмотрении “организованности”, “упорядоченности”, “системности” бытия. К ним относятся: “система – элемент – структура, “единичное – общее , “часть – целое , “форма – содержание”, “конечное – бесконечное” и другие. Вторая анализирует детерминацию (самодетерминацию) в различных формах через категории: “причина – следствие”, “явление – сущность”, “случайность – необходимость” и другие.
    Коротко рассмотрим содержание категорий.
    Система – элемент – структура. Система (греч. systema – целое, составленное из частей) – множество взаимосвязанных элементов (компонентов системы, не подлежащих дальнейшему разложению, делению), образующих определенную целостность. Устойчивые, существенные связи между элементами образуют структуру определенной системы.
    Современная наука выделяет материальные и абстрактные системы. К первым относятся различные системы неорганической (неживой) природы и органической (живой) природы, начиная от простейших биологических образований до социальных структур. К абстрактным системам относятся понятия, гипотезы, теории, различные знаковые системы (естественные, искусственные) и другие явления духовной культуры.
    Системы различаются также по силе и устойчивости своих внутренних связей, сложности структурной организации, характером отношений со средой (открытые и закрытые). Изучение системности как важнейшего свойства бытия осуществляется кибернетикой, лингвистикой, синергетикой, экономикой, социологией и другими науками в рамках системного подхода – важного методологического направления в современной науке и практике.
    Единичное – особенное – всеобщее. Категории характеризуют различные связи объективного мира и ступени его познания. Единичность означает неповторимость предмета или явления. Среди множества листьев, например, нельзя найти два абсолютно тождественных. Высшей степенью неповторимости является уникальность (произведения искусства, человеческая личность и т.д.)
    В тоже время предметы заключают в себе и некоторые общие признаки, свойства, позволяющие объединять их в классы, роды, виды. Иначе говоря, действительность характеризуется также и общностью (всеобщностью). Предмет, взятый в своей конкретной целостности, выступает как единство единичного и всеобщего, т.е. как особенное. Единичное – форма существования всеобщего в действительности; особенное – всеобщее, реализованное в единичном.
    Часть – целое. Категории, выражающие отношения между совокупностью предметов и объективной связью, которая их объединяет и выступает основой новых свойств и закономерностей. В качестве целого выступает связь между предметами, которые являются его частями. Целое не сводимо к простой сумме составляющих его частей, ибо оно порождает новые качества и свойства, которыми не располагают отдельные части. В качестве неорганического целого выступают атомы, кристаллы, планетарные системы, галактики и т.д. В живой природе целостностью обладают организмы, социальные общности и т.д. В живой природе целое характеризуется органичностью, т.е. не только обуславливает возникновение новых качеств, но и делает невозможным отдельное существование своих частей. Так, например, рука как важнейший компонент человеческого организма, совершающая сложнейшие операции и действия, в отдельности представляет лишь мертвое тело.
    Форма – содержание. Категории, которые использовались в философии с древнейших времен. Под содержанием понимается совокупность различных элементов, определяющих свойства и функции предметов. Содержанием картины является совокупность художественных образов, выражающих определенную тему, потребительской кооперации - взаимоотношения между кооперативными обществами, предприятиями и организациями. Форма – это определенная организация содержания. Каждый предмет относительно устойчив, имеет определенную структуру. Форма характеризует эту внутреннюю структуру, которая находит свое выражение и во внешним облике, внешней организации объекта. Как структура предмета форма есть нечто внутреннее, а как отношение содержания данного предмета к содержанию других – внешнее.
    Форма и содержание тесно связаны друг с другом. Так, содержанием экономической теории А.Смита являлись конкретные экономические отношения, существовавшие в Англии того времени. Но определенная организация материала составляет форму этой теории. Подчеркивая единство формы и содержания Гегель писал об “Иллиаде”, что ее содержанием “является Троянская война или, еще более определеннее, гнев Ахилла”, но этого мало, ибо то, что делает поэму саму собой есть ее поэтическая форма. Ведущей стороной является содержание, но форма оказывает влияние, сдерживая или, напротив, содействуя его развитию. Учет этих сторон чрезвычайно важен в практической деятельности. Содержание банковской деятельности тем более успешно, чем совершеннее ее организация, т.е. форма, соответствующая условиям и требованиям времени. Методологическое значение законов диалектики для медицинского познания. Основные законы и категории диалектики имеют важное методологическое значение как для построения системы теоретической медицины, так и для практической деятельности врача. Они являются теоретической основой для определения сущности здоровья и болезни, нормы и патологии, для формирования клинического мышления врача. Закон единства и борьбы противоположностей в медицинском познании проявляется в следующем: - на уровне взаимодействия организма и среды это состояние относительного равновесия организма с окружающей средой, «гомеостаз» (состояние равновесия организма, которое служит условием нормального режима жизнедеятельности, что клинически соответствует состоянию здоровья); - на уровне организма проявляется в таких явлениях, как ассимиляция (усвоение организмом внешних по отношению к нему веществ) и диссимиляция (распад веществ в организме), которые в единстве составляют обмен веществ. - на уровне психофизиологии это все явления, связанные с социально-биологической дисгармонией. Закон перехода количественных изменений в качественные проявляется при изучении соотношения здоровья и болезни. Философское понятие «мера» -«норма» (в состоянии здоровья, в подборе лекарственных средств и др.). Закон отрицания отрицания в медицинском познании проявляется в нескольких аспектах: - позволяет раскрыть тенденции развития болезни и выздоровления, последить взаимосвязь и преемственность различных этапов этих процессов.  «тезис – антитезис – синтез» -«здоровье – болезнь – выздоровление» или «естественная микрофлора человека – воздействие антибиотика – измененная микрофлора»; - связан с наследованной обусловленностью патологических процессов и заболеваний;- связан с процессом см
    29) Принцип детерминизма. Категории детерминизма: «причина–следствие», «возможность–действительность», «необходимость–случайность». Их методологическое значение для медицины. Индетерминизм.


    Рассмотрим диалектические категории, относящиеся к развитию и детерминации (самодетерминации) систем.

    Детерминизм (лат. determinare- определяю) – философское учение о всеобщей объективной закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений. Индетерминизм, напротив, отрицает всеобщий характер причинности.
    Причина – следствие. Категории, выражающие сущность причинности. В результате общественно-исторической практики постепенно складывалось понимание, что явление, порождающее или видоизменяющее другое, выступает как причина, а другое – как следствие. Взаимопереход этих явлений образует причинно-следственные цепи, не имеющие ни начала, ни конца. Всякая попытка определить абсолютно “первую” или “последнюю” причину ведет к признанию “беспричинных”, сверхъестественных сил. Физический смысл цепи причинения состоит в передаче от одного явления (причина) к другому (следствие) материи, энергии, информации. Существует многообразие причинных связей, различающихся как по результатам, так и по формам проявления. Связи причинения могут носить и обратный характер – взаимодействие. Подобные виды связи имеют широкое распространение в социальных системах (управление, образование, политика и т.д.). Причинная связь реализуется только при наличии определенных условий. Условия сами по себе не могут вызвать следствие, но тем не менее необходимы для его осуществления. Так, для успешного проведения экономических реформ требуются определенные социально-политические условия (согласие в обществе, ясное понимание последним целей и задач проводимых мероприятий и т.д.).
    Необходимо отличать от причины повод, который является внешним толчком, “последней каплей”, “стартером”, запускающим механизм причинения. Например, поводом первой мировой войны было убийство австрийского наследника. Повод по отношению к причине носит случайный характер (“была бы причина, а повод найдется”). Классическая физика исходила из механического понимания причинности. Предполагалось, что отношения между объектами строго однозначны в количественном отношении (лапласовский детерминизм). Однако возникновение квантовой механики расширило понимание причинности, которая может носить случайный и вероятностный характер (статистическая закономерность). В связи с этим важное значение в анализе детерминизма принадлежит таким категориям диалектики, как необходимость – случайность, возможность - действительность, закономерность и другие.
    Необходимость – случайность. Философские категории, выражающие два вида объективных связей материального мира. Необходимость проистекает из внутренней сущности явления. Необходимость – это внутренняя, существенная связь между явлениями. Это то, что должно обязательно произойти в данных условиях. Случайность – это несущественная связь между явлениями. В данных условиях она может быть или нет, может произойти так или иначе Случайность характеризуется множеством возможных следствий. Например, количество горошин в стручке, цвет глаз, альтернатива “орел-решка” и т.д. Следует учитывать, что случайность объективна и всегда имеет свою причину. Количественным анализом случайных явлений занимается раздел математики – теория вероятностей. Если событие никогда не произойдет, то его вероятность равна 0. Если же оно произойдет обязательно, то вероятность равна 1. Все случайные события характеризуются вероятностью, находящейся между 0 и 1. С понятием вероятности тесно связано понятие неопределенности. Когда степень неопределенности равна 0, вероятность равна 1. Когда степень неопределенности равна бесконечности, вероятность равна 0. Необходимое и случайное носит относительный характер и в определенных условиях переходят друг в друга. Существенные и несущественные связи между предметами и явлениями тесно переплетены, неотъемлемы друг от друга. В силу этого случайность дополняет необходимость, является формой ее проявления.
    Правильный учет случайных и необходимых факторов крайне важен в практической деятельности (научно-исследовательская работа, управление, предпринимательство и т.д.).
    Возможность – действительность. Категории, выражающие основные ступени развития предметов и явлений. Возможность – это потенциальная действительность. Например, желудь – возможность дуба. Действительность – это объективно существующий предмет как реализация (более или менее полная) некоторой возможности. В силу этого возможность и действительность образуют диалектическое единство. Следует различать возможности реальные (конкретные) и формальные (абстрактные). К реальным относятся возможности, выражающие закономерную, существенную тенденцию развития объекта и условия, способствующие их реализации. Каждый молодой человек имеет возможность получить высшее образование, но для тех, кто обучается в вузе, она является реальной. Формальная возможность отражает несущественную тенденцию в развитии объекта. Вероятность ее осуществления может быть ничтожно мала, но тем не менее для ее осуществления нет принципиальных препятствий. В этом коренное отличие возможности от невозможности. Невозможно конструирование вечного двигателя, обратного движения стрелы времени и т.д.
    Сущность – явление. Категории, связанные с осмыслением различных уровней действительности. Под сущностью понимается глубинная, внутренняя, существенная, относительно устойчивая сторона объекта, определяющая его природу, совокупность черт и другие характеристики. Явление – это внешние, наблюдаемые, подвижные характеристики объекта. Явление существенно, а сущность проявляется. Но эта взаимообусловленность не означает их совпадения, тождества. Напротив, явление иногда искажает сущность. Восход и заход солнца является как движение последнего вокруг земли. Но по существу дело обстоит наоборот. “Природа любит скрываться” – глубоко подметил еще Гераклит. В действительности явление выглядит всегда иначе, нежели вызвавший его глубинный процесс. Каким же образом в сознании человека происходит переход от явления к сущности? Кант отрицал саму возможность подобного перехода. Гегель разрешил эту проблему, показав пластичность, относительность понятий, явлений и сущности, выражающих собой ступени развития абсолютного духа.
    Реальная возможность перехода от явлений к сущности осуществляется в результате практической деятельности человека, через анализ явлений познания существенных связей между ними. Этот процесс познания бесконечен, в нем активно участвуют и другие диалектические категории.
    Дальнейшее рассмотрение диалектики связано с анализом закономерного характера развития. Понятия “закономерность”, “закон” отражают объективные, существенные связи между предметами и явлениями, осуществляющимися в процессе диалектического взаимодействия. По степени общности охватываемых явлений законы подразделяются на: 
    1. специфические, или частные;
    2. общие для больших групп явлений;
    3. всеобщие, или универсальные.
    Частные и общие законы исследуются конкретными науками, а всеобщие являются объектом внимания философии. Универсальные, всеобщие законы не имеют конкретной функциональной формы и не могут быть выражены математически потому, что они выступают как всеобщие принципы бытия, как то общее, что присутствует во всех видах законов и закономерностей. Таким образом, законы диалектики выражают всеобщие, объективные, существенные, необходимые, устойчивые, повторяющиеся связи между предметами, явлениями и системами в целом. Основными законами диалектики являются: переход количественных изменений в качественные и обратно; единство и борьба противоположностей; отрицание отрицания.

    В медицине одной из конкретно-исторических форм детерминизма выступал монокаузализм (греч. mono - один, единственный и лат. causalis - причинность) как результат абсолютизации причинного фактора, сведение этиологии к учету только причины, без учета условий и факторов, их универсальной взаимосвязи и взаимодействия. Так, попадание бактерий в организм (причина) монокаузалисты считали равнозначным развитию аналогичной болезни (следствие). Многообразие связей между микроорганизмом и организмом, между микробом, больным организмом и окружающей средой они сводили к простому соприкосновению организма с микробом. Монокаузализм как механистическое течение мысли исходит из того, что болезнь обусловливается лишь воздействием одной причины. Проникший в организм микроб якобы адекватен возникновению болезни. Или «инфекционное заболевание порождается действием микробов» - не учитывает индивидуальную восприимчивость организма и исходит из того, что болезнь - это пассивный процесс.




    С точки зрения монокаузалистов, каждый микроб непременно порождает болезнь; болезней столько,сколько микробов. Условия при возникновении болезней, по их мнению, не играют никакой роли. Механистический детерминизм, положенный в основу монокаузализма, вел к фатализму и парализовал силы врачей, обрекая их на созерцательность и выжидание. Если каждый микроб, несмотря на состояние организма и характер окружающей среды, с неизбежностью порождает болезнь, то роль гигиенических и профилактических мероприятий, роль деятельности врача сводится на «нет».

    Практика опровергла умозрительные выводы монокаузалистов. Было научно доказано, что при проникновении инфекционного начала в организм не всегда возникает болезнь. Болезнь возникает тогда, когда инфекционный агент соответствующим образом преломится через внутреннее состояние организма, которое в конечном счете зависит от окружающих условий и прежде всего от социально-экономических факторов. Отечественные патологи и клиницисты, показывая несостоятельность монокаузализма как метафизики в медицине, развили важнейшие методологические проблемы этиологии заболеваний. Специфика болезни зависит не от одностороннего влияния условий и не от одноактного воздействия причинного фактора, а от взаимодействия ослабленного и, следовательно, предрасположенного к болезни организма с чрезвычайным, патогенным раздражителем и окружающей организм средой.




    Еще одним подходом к пониманию и оценке детерминизма и причинности в медицине явился кондиционализм (лат. condicio- условие) как позитивистское методологическое течение мысли, в принципе отрицающее объективность причинно-следственных связей. Являясь реакцией на засилье монокаузализма, кондиционализм впал в другую крайность - его последователи стали полностью отрицать роль причинного фактора в возникновении болезни. В борьбе между собой представители монокаузализма и кондиционализма обнаружили недостатки каждого из этих течений мысли в этиологии, что подтолкнуло ученых-медиков и философов медицины к дальнейшему развитию учения о детерминизме и причинности в медицинских науках и практической лечебной деятельности. Однако кондиционализм по сей день не сдает свои позиции.




    Рассматривая болезнь как сугубо внутреннее, эндогенное явление, кондиционалисты делали вывод, что для проявления болезни достаточно одних неспецифических воздействий извне, т.е. со стороны условий. Отрицанием специфического причинного фактора болезни кондиционалисты обезоруживали практическую лечебную медицину. Вполне очевидно, что без устранения причин болезни или их нейтрализации лечение больного не может быть успешным.

    Болезнь, по их мнению, возникает при наличии совокупности условий, а выявление главных и второстепенных условий - это якобы пустая трата сил. Правда, некоторые кондиционалисты, видя шаткость своих позиций, стали подразделять условия на главные и второстепенные, на предрасполагающие и детерминирующие. Практически всю проблему этиологии болезней кондиционалисты сводили к механическому набору массы условий, которые в определенном сочетании оказали неблагоприятное влияние на организм человека и породили болезнь. Условия, порождающие болезнь, рассматривались кондиционалистами с точки зрения функциональной математической зависимости чисел. Понятие функциональной зависимости из физикоматематических наук было перенесено Э. Махом и Р. Авенариусом в философию, из философии оно было перенесено кондиционалистами в медицину.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта