1. Понятие Ф. специфика Ф. сравнительно с другими типами мировоззрения. Взаимосвязь философии и медицины
Скачать 200.89 Kb.
|
23) Философское учение о бытие. Многообразие подходов к проблеме бытия. Виды(формы)бытия. Учение о б. - онтология - одна из центр. проблем ф. В самом широком смысле слова Б. есть всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Первый аспект проблемы Б. - ответы на вопросы “Что существует? - Мир. Где сущ.? - Здесь и везде. Как долго? - Теперь и всегда: мир был, есть и будет. Как долго сущ. отд. вещи организмы, люди, их жизнед-сть?” Второй аспект связан с вопр. о единстве мира: мир сущ. как непреход. единство вне и независ. от воли ч-ка. Третий аспект связ. с тем, что мир в целом и все, что в нем сущ., - это дейст-сть, кот. имеет внутр. логику своего сущ-я, Формы Б., например, звезды, растения, животные, как бы возникают из небытия и становятся наличным актуальным Б. Но Б. сущего сколько бы оно ни продолжалось приходит к концу и возвращается в небьттие, уграчивая данную форму Б. Выделяют след. различающиеся, но и взаимосвяз. осн. формы Б.: 1) 6. вещей (тел), процессов, кот. в свою очередь дел. на: б. вещей, процессов, сос-г. природы, б. природы как целого, б. вещей и пр-сов, произвед. ч-ком; 2) 6. человека, кот. делится на б. ч-ка в мире вещей и специф. чел. бытие; 3) 6. духовного (идеального), кот. дел. на индия. дух. и объективиров. (вНешптдивид.) духовное; 4) б. социального, кот. дел. на индия. бытие (б. отд. ч-ка в о-ве и пр-се истории) и б. о-ва. Возникновение той или иной формы Б. есть результат перехода от одной формы Б. в другую. Какие бы формы Б. мы не рассматривали все они имеют своим предельным основанием, своей субстанцией материю. доп. по 1 виду б.: все вещи, пр-сы, состояния, целостность б. природы сущ. до, вне и незав. от соэн. ч-ка - в этом ее отличие. Первая природа - реальность особого типа, объ. и первичная. Д прир. существовать не означает восприниматься ч-ком, а ч-к с его сознанием только одно из поздних звеньев в цепи единого бытия. 24) Понятие материи, ее основные свойства. Материя как субстанция и субстрат. Уровни организации материи. Самоорганизация и системность материи. Синергетика- наука о самоорганизации. Категория «материя» введена в ф-ю для обозначения объективной реальности. Существует множество определений этой философской категории, в качестве исходного: Материя — это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им. На пути своего формирования понятие «материя» прошло несколько этапов; на первом этапе материя отождествлялась с той или иной природной стихией (огонь — у Гераклита, вода — у Фалеев, воздух — у Анаксимандра и тд.); на втором этапе материя отождествлялась с атомами, веществом, с комплексом их свойств (Демокрит, Гольбах, Гельвеций); на третьем — с объективной реальностью (В. И. Ленин). В философском понимании категории «материя» можно вы делить и четвертый этап, где эта категория предстает как совокупность многих и многих атрибутов и (в определенной мере) в «снятом» виде содержит указанные ее трактовки. Это так называемое субстанциально-аксиологическое представление о материи, которое берет свое начало в середине нашего столетия. На разных этапах развития научного познания существовали различные модели материи. Наиболее известными из них являются: • атомистическая модель (демокрит); ‘эфирная модель (декарт); вещественная модель (Гольбах). Понятие «материя», отражая предельно общие свойства объективного мира, является абстракцией. Не существует материя вообще, как не существует человек вообще, стол вообще, белизна вообще и т.д. Однако категория «материя» имеет под собой объективное основание: существование многообразной действительности НЕЗАВИСИМО от сознания и воли человека. Материя - это единственно существующая субстанция. Она вечна и бесконечна, несотворима и неуничтожима. Все эти свойства неотделимы от материи и потому называются атрибутами. Известны, и такие ее свойства, как отражение и движение, пространство и время, причинность и взаимодействие, качество и количество и др. Кроме атрибутов, неразрывно связанных с материей, различают еще и ее модусы — такие свойства отдельных видов материи, которые характеризуют их различные состояния или структурные уровни развития (теллопроводность и электропроводность, получение или передача информации и т.п.). Синергетика (от греч. «сии» — «со-», «совместно>) и < — <щействие»), созданное профессором Штутгартского университета Германом Хакеном междисцигiлинарное направление, которое занимается изучением систем, состоящих из многих подсистем различной природы (электронов, атомов, молекул, клеток, нейронов, механических элементов, органов животных, людей, транспортных средств и тд.), и выявлением того, каким образом взаимодействие таких подсистем приводит к возникновеншо пространственных, временных или гiространственно временных структур в макроскопическом масштабе. Возникновение синергетики было неоднозначно воспринято научным сообществом, 0 говорили о новой парадигме в естествознании, социальных и гуманитарных науках на базе кооперации фундаментальных наук и их методов; другие не видели в сшiергетике ничего нового по сравнению с современной теорией нелинейных колебаний и волн; третьи склонялись к мнению, что синергетика всего лишь объединяющий лозунг и ничего более, и высказьтвали недоумение по поводу нездорового, по их мнению, ажиотажа, вызванного новым направлением. Столь широкий разброс мнений связан с некоторыми необычными особенностями синергетики и ее взаимосвязями с другими науками. В отличие от наук, возникавшiiх на стыке двух дисциплин, например, физической химии или химической физики, одна из которых гiредоставляет новой науке предмет, а другая — метод исследования, синергетика опирается на методы, одинаково ггриложимые к различным предметным областям, и изучает сложные ( системы безотносительно к их природе. Ясно, что ученый, который знакомится с синергетикой с позиции той науки, которой он занимается, прежде всего обращает внимание на те ее аспекты, которые наиболее близки основным идеям знакомой ему области знания. Что же касается отличий синергетики от наук «со стажем», то они остаются в тени. Между тем такие отличия существуют. Синергетика обращает внимание на то, что при традиционном подходе остается за рамками рассмотрения. Например, тер модинамгика и теория информации изучают статику, тогда как для синергетики основной интерес представляет динамика. Неравновесные фазовые переходы синергетических систем, включающие в себя колебания, пространственно-временные структуры и хаос, отличаются несравненно большим разнообразием, чем фазовые переходы систем, находящихся в состоянии теплового равновесия. В отличие от кибернетики, занимающейся разработкой алгоритмов и методов, позволяющих управлять системой так, чтобы та функционировала заданным образом, синергетика изучает самоорганизацию системы при произвольном изменении управляющих параметров. В отличие от теории динамических систем, которая игнорирует флуктуации в точках бифуркации,сшiергетика занимается изучением стохастической динамики во всей ее полноте в подлространстве зависящих от времени управляющих параметров. Важная особенность синергетических систем состоит в том, что ими можно управлять извне, изменяя действующие на системы факторы. Например, скорость роста клеток можно регулировать извне, обрабатывая клетки различными химическими веществами. Параметры, описывающие действующие на систему факторы, называются управляющими. В процессе врёменной эволюции синергетическая система, находящаяся в одном состоянии, переходит в новое состояние (старое состояние уiрачивает устойчивость). При описании перехода из одного состояния в другое не все параметры состояния имеют одинаковое значение, и одни параметры состояния (быстрые переменные) можно выразить через другие (медленньте переменные), которые называются параметрами порядка, в результате чего количество независимых переменных уменьшается. Возможность представления быстрых переменных в виде функций параметров порядка составляет содержание синергетического принципа подчинения. Параметр порядка и принцип подчинения принадлежат к числу наиболее фундаментальных понятий синергетики. 25) Движение как способ существования материи. Формы движения материи, взаимосвязь между ними. Пространство и время атрибуты материи, их основные свойства. Субстанциональная и релятивистская концепция. Материя — это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им. Материя немыслима без движения точно так же, как движение немыслимо без материи. Если есть движение, то это движение «чего-то», а не движение «само по себе», движение «ничего». <движение, рассматриваемое в самом общем смысле слова т.е. понимаемое как способ существования материи, как внутренне присущий материи атрибут, обнимает собой все про исходящие во вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением» — писал Ф.Энгельс. Итак, движение — это всякое изменение вообще. Покой есть частный случай движения, его момент. Движение абсолютно, покой относителен. Не существует вечного состояния равновесия, состояния покоя. Это состояние когда-нибудь обязательно нарушается. движение существует в различных формах, которые кроме общих свойств имеют и весьма существенные качественные отличия. Можно выделить четыре основные формы движения материи, неразрывно связанные между собой: 1) ФИЗИЧЕСКАЯ Простое механическое перемещение, изменение местоположения объектов, движение элементарных частиц внутриатомные и ядерные процессы, молекулярное или тепловое движение, электромагнитные и оптические и др. процессы 2) ХИМИЧЕСКАЯ Неорганические химические реакции, реакции, приводящие к образованию органических веществ, геологические процессы и др. 3) БИОЛОГI4ЧЕСКАЯ Различные биологические процессы, явления и состояния: обмен веществ, размножение, наследственность, приспособляемость, рост, подвижность, естественный отбор, биоценоз и т.п. 4) СОЦИАЛЬНАЯ Материальная и духовная жизнь индивида и социума во всех ее многообразных проявлениях Особым видом движения, изменения является развитие. Развитие — это такое количественно-качественное изменение объекта или его состояния, которое характеризуется направленностью, определенными закономерностями и необратимостью. В мире все находится в движении, от атомов до вселенной. Все пребывает в вечном стремлении к иному состояншо, и не по ггринужденшо, а по собственной природе. Движ несотворимо и неуничтожимо. движение - это способ сущ материи. движ заключено в самой природе материи. Одни формы движ гтревращ в другие и ни один вид не берется ниокуда. движение материи - не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями. Основные типы движения: 1.- это движение, когда сохраняется качество предмета, 2.-тип движения, связанный с переходом от одного качества к другому, с изменением качественного состояния предмета. Это может быть разрушение предмета, распад его на составляющие элементы, кот. представляют особые кач-ва, возникающие в рез-те преобразования исходного предмета. Процессы, связанные с преобразованием кач-ва предметов, с появлением новых кач-ых состояний, характеризуются как развитие. Процесс развития - это всегда переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, новых типов организации, кот. рождаются из предшествующих им систем. две разновидности процессов развития: 1) процессы качественных превращений, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, опред-го уровня ее организации. 2) Процессы перехода от одного уровня к другому. В неживой природе ярким примером первой разновидности развития может служить эволюция звезд. Развитие, необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. В результате Р. возникает новое качественное состояние объекта, к-рое выступает как изменение его состава или структуры (те. возникновение, трансформация или исчезновение его элементов и связей). Способность к Р составляет одно из всеобщих свойств материи и сознания. 26) Понятие развития. Диалектика как теория и метод познания развивающегося мира. Этапы развития диалектики. Метафизика и диалектика, их значение для медицины. Первоначально термин диалектика раскрывался как «искусство вести спор». диалог Сократа строился по принципу диалектики. Уже в античности складывается диалектический подход к миру нынешнее рассмотрение термина диалектики раскрывается как учение о развитии и всеобщих связях стихийная форма диалектики. Гераклит не мог доказать, что мир находится в постоянном развитии, однако он высказал ряд гениальных догадок. Аристотель понимал метафизику иначе, чем мы. Его основной философский трактат назывался «метафизика>. Однако со времен Гегеля под метафизикой понимается метод познания метод подхода к действительности, противоположный диалектике. Пьер Абеляр «да и Нет». Систему диалектики создал Гегель «Логика». для Гегеля развитие лрисуще не миру, а идее мира и т.д. Существует диалектика процесса не в мире, а в нашем сознании. Гегель: разработка основных законов и категорий диалектики с идеалистической точки зрения. Середина 19 века ознаменовалась такими открытиями в области естествознании, которые сделали возможным диалектически рассмотреть мир. Природа есть камень диалектики. Основываясь на идеалистической диалектике Гегеля, марксисты создали материалистическую диалектику. ДИАЛЕКТИКА стихийная, идеалистическая, материалистическая С точки зрения материалистической диалектики, развиваются не понятия, а окружающий человека мир. Понятия являются отражением мира, не являясь при этом самостоятельными. ОСНОВНЫЕ Принципы МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОИ ДИАЛЕКТИКИ: 1. развития,, 2, всеобщей связи. Принцип развития заключается в таком подходе к миру, при котором он рассматривается как система, находящаяся в состоянии постоянного развития. Согласно принципу всеобщей связи, в мире нет явлений и процессов, которые не были, бы связаны друг с другом, причем эта связь может носить различный характер. Классики марксизма, материалистически изучив учение Гегеля, сформулировали учение о законах и категориях. 27) Законы диалектики: закон диалектической противоречивости, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания. Методологическое значение диалектических законов для медицины.Законы диалектики 1. Закон единства и борьбы противопоэтожностей вскрывает проблему источника, причины развития. Существовали теория перво идеи, первотолчка, однако, в конце концов, эти идеи приводили к Богу. В диалектике признается саморазвитие и самодвижение, т.е. каждый объект мира развивается не в силу каких-либо внешних причин, а в силу наличия в себе противоположных процессов. 2. Закон взаимно перехода количественных и качественных изменений вскрывает механизм диалектического развития, т.е. отвечает на вопрос: как, каким образом происходит развитие в природе и в человеческом сознании. Согласно этому закону, развитие происходит путем постепенных количественных изменений, а затем скачкообразного перехода к новому качеству. З. Закон отрицания отрицания показывает направленность развития. Согласно этому закону, развитие представляет собой процесс бесконечных отрицаний, в результате которых происходит поступательное развитие от простого к сложному, от низшего к высшему. Единство противоположностей, как правило, временно, преходяще, а борьба противоположностей абсолютна в том плане, что возникают все новые противоположности по отношению друг к другу. Эти три закона диалектики достаточно раскрывают принцип диалектического развития, охватывая его со всех сторон. Категории диалектики. Каждый из законов формулируется посредством ряда категорий. Понять закон - это, значит, раскрыть понятие тех категорий, через которые этот закон раскрывается. Первый закон: тождество, различие, противоречие, противоположность. Тождество - совпадение, сходство одного объекта с другим или состояний одного и того же объекта по отношению друг к другу. Существует тождество, которое всегда включает в себя развитие тождества, приводит его в состояние противоположности. Отношения между ними составляют диалектическое противоречие. диалектическое противоречие - это такое отношение противоположных моментов внутри системы, которое делает ее (систему) самодвижущейся и которое проявляется через взаимообусловленность этих моментов и одновременно их взаимно отрицание. Единство противоположностей, как правило, временно, преходяще, а борьба противоположностей абсолютна в том плане, что возникают все новые противоположности по отношению друг к другу. Мир соткан из противоположностей Этапы развития диалектического противоречия 1. зарождение различия между противоположностями 2. развертывание противоположностей. Поляризация сторон в рамках единого целого З. его разрешение Второй закон: качество, количество, мера, скачок - форма перехода из одного качества в другое. Третий закон: Необходимо выяснить саму суть диалектического отрицания Метафизика: отрицание является полным и абсолютным диалектика: характеризуется преемственностью. Любое отрицание предполагает удержание в самом себе самое главное и ценное, что может быть в развивающемся объекте. Одним из коренных вопросов мировоззрения и общей методологии является вопрос о том, следует ли искать источник движения и развит мира вне его или в нем самом. Этот источник нахлд в нем самомо, в порождаемых им противоречиях, что выражает в законе единства и борьбы противоположностей. который гласит, что развитие объект реальности и все формы чел деятельности осуществляется через раздвоение единого на противоположные составляющие, и взаимодействие этих противоположных характеризует определенную систему как нечто единое, а с другой стороны - составляет внутренний импульс ее изменения, развития. Особо важное методологическое значение имеет диалектическое представление о мере при познании исторического развития человечества. Экономисты знают, что не всякая произвольная сумма денег или величина стоимости может быть превращена в капитал, что, напротив, предпосылкой такого превращения является определенный минимум денег или меновых стоимостей в руках отдельного владельца денег или товаров. Этот факт подтверждает закон перехода количественных, изменений в качественные. Категории качества, количества, меры выступают не только как определенные характеристики предметов, явлений, процессов, но и как логические формы познания мира. Закон перехода количества в качество и обратно. Качественные изменения могут происходить лишь путем количественного убавления или увеличения материи или движения. |