Главная страница

Лекции по философии. 1. Понятие философии, ее функции и роль в обществе


Скачать 0.73 Mb.
Название1. Понятие философии, ее функции и роль в обществе
АнкорЛекции по философии.doc
Дата27.12.2017
Размер0.73 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЛекции по философии.doc
ТипДокументы
#13206
КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
страница18 из 39
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   39

25.Проблема человека в философии марксизма. Понятие отчуждения.


Отчужденный труд Маркса рассматривается в 4 аспектах:

  1. 1.        Рабочий использует материалы, взятые у природы и получает в итоге нужные для жизни предметы, продукты труда. Ни исходный материал, ни продаваемый ему не принадлежат - они ему чужие. Чем больше рабочий работает, тем больше мир предметов, не принадлежащий ему. Природа делается для рабочего только средством труда, а предметы, которые создаются в производстве - средством жизни, физического существования. Рабочий полностью от них зависит.

  2. 2.        Процесс труда для рабочего принудителен. Но такой труд - это не удовлетворение потребности в труде, а только средство для удовлетворения других потребностей. Только вне труда рабочий распоряжается собой - т.е. свободен. Таким образом он свободен только осуществлять жизненные функции, общие у человека с животными. А труд - форма деятельности, специфическая для человека, для рабочего представляется унижением в себе человека.

  3. 3.        Труд подневольный отнимает у человека его “родовую” жизнь. Род человека живет в природе. Жизнь человека неразрывно связана с природой. Эта связь - деятельный контакт с природой, в которой главное - труд, производство: ”...производственная жизнь и есть родовая жизнь”. Но для рабочего труд - лишь средство для поддержания собственной жизни, а не рода. Род относится к природе и производству не как свободный человек, а как рабочий, т.е отчужденно. Это и значит,что у рабочего отобраны и родовая жизнь и человеческая сущность.

  4. 4.        Подневольный труд порождает отчуждение между людьми. Рабочие чужды друг другу, поскольку они конкурируют за возможность трудиться.

Не только рабочий, но и все люди являются отчужденными. Отношения между людьми тоже отчужденные и различия только в видах и уровнях отчуждения. Маркс указывает на существование первичных и вторичных уровней отчуждения. Почему же человек становится отчужденным?

Отчуждения труда равнозначно существованию частной собственности. Частная собственность - основа экономической жизни. На частнособственической экономике держится вся история. Это значит, что экономическая история - ключ к пониманию человеческой жизни как таковой. “Религия, семья, государство, право, мораль, наука, искусство... суть лишь особые виды производства и подчиняются его всеобщему закону”. Жизнь людей в условиях отчуждения калечит их, делает “частичными индивидами” или неразвитыми, недочеловеческими существами. “Чатсная собственность сделала нас настолько глупыми и односторонними, что какой-нибудь предмет является нашим лишь когда мы обладаем им... когда мы им непосредственно владеем, едим его, пьем - употребляем... Поэтому на место всех физических и духовных чувств стало простое отчуждение всех этих чувств - чувство обладания”.

Устранение отчуждения. Универсальный человек. Процесс, обратный отчеждению, - присвоение человеческой собственной подлинной сущности. Маркс связывает его с общественными преобразованиями, с освобождением которое в основе имеет уничтожение отчужденного труда. Что будет , если человек начнет производить как человек, т.е. не подневольно. В этом случае труд станет средством саморазвития человека, в реализацию человеком своих лучших сторон.

Характеристика присвоения человеческой собственной сущности, или превращения труда из принудительного в человеческий рассматривается Марксом по тем же параметрам, что и процесс отчуждения:

  1. 1.        По присвоению предметов труда и его результата;

  2. 2.        По освобождению самой деятельности;

  3. 3.        Присвоение человеком труда общей родовой сущности;

  4. 4.        Гармонизации отношений между людьми.

Здесь Маркс создает грандиозную по своему пафосу картину человечества, живущего в единстве с природой, преобразующего природу в соответствии с ее законами. Гармония с внешней природой осуществляется в деятельности, в которой человек реализует свои цели не по законам утилитарной пользы, а по законам красоты. Внутренняя природа человека также преобразуется. Вместо отчужденного недочеловека появляется чеовек, само природное развитие есть гармоничный результат всей истории человеческого общества. В человеке начнут реализовываться способности, пока еще реализующиеся не у всех (музыкальное ухо, художественно развитый глаз) - творческие способности.

Универсально развитый, живет в единстве и гармонии с внешней и внутренней природой человека - таков идеальный философский образ, рисующийся Марксу в качестве ядра коммунистического идеала. Уничтожение человеческой собственности необходимо, но недостаточно для присвоения людьми человеческой сущности.

 
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   39


написать администратору сайта