Главная страница
Навигация по странице:

  • Материалисты.

  • Лекции по философии. 1. Понятие философии, ее функции и роль в обществе


    Скачать 0.73 Mb.
    Название1. Понятие философии, ее функции и роль в обществе
    АнкорЛекции по философии.doc
    Дата27.12.2017
    Размер0.73 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛекции по философии.doc
    ТипДокументы
    #13206
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница19 из 39
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   39

    26.Специфические черты русской философской мысли. Основные этапы развития русской философии.


    Филфилософская мысль в России формировалась под влиянием общемировой философии. Однако специфика Русской философии во многом складывалась под влиянием социально - културных процессов, происходивших на Руси. Христианизация Руси сыграла огромную роль в становлении русской философской мысли.

    Первым русским мыслителем мирового уровня был конечно же Ломоносов (1711 – 1765 гг.) - гениальный ученый-энциклопедист.

    А.Н. Радищев (1749 – 1802 гг.) - отстаивал материалистические философские позиции, считая, что “бытие вещей независимо от силы познания о них и существует само по себе”. Впервые в русской мысли сиситематически разрабатывал проблему человека.

    Выдающимся русским философом и социальным мыслителем был П.Я. Чаодаев (1794-1856 гг.). Его общефилософская концепция - дуалистическая. Физический мир построен из атомов и молекул, т.е. элементов материальных, из которых образуются все тела. Тела существуют в пространстве, которая есть объективная форма внешнего мира, и во времени, которое субъективно. Движение и взаимодействие рассматривалось им в духе механисцизма, которое, однако, ограничивалось миром физических явлений. Сознание человека не подчинено механическим закономерностям природы, а является результатом божественного творения. Познание по Чаодаеву тоже дуалистично: в области естествознания действуют рационалистические и эмпирические методы, а в духовном мире, объекты которые обладают свободой, действует откровение.

    Человек есть объективное единство 2 миров - физического и духовного, как существо свободное, которое в своем историчесом бытиии подчинено диалектике необходимости и свободы. На понимании соотношения необходимости и свободы во многом строится и концепция философской истории Чаодаева, связанная прежде всего с заботой о судьбе России. Здесь его взгляды эволюционировали. В начальный период он считал необходимым тотальное единство рода человеческого (применительно к России - единение России с другими народами). Затем взгляды Чаодаева в отношении судеб России изменились. Он стал рассматривать оторванность России от мирового исторического процесса как преимущество, которое позволит быстро овладеть достижениями западной цивилизации, избегнув при этом присущих ей пороков.

    Своеобразным направлением в Российской философии явились воззрения славянофилов. А.С.Хомякова (1804-1860 гг.) и И.В.Киреевского (1806-1856 гг.). В центре их внимаия находятся судьбы России и ее роль в мировом историческом процессе. В самобытности исторического прошлого они видели залог всечеловеческого призвания России, тем более, что по их мнению, западная культура уже завершила круг своего развития и клонится к упадку, что выражается в порожденном ею чувстве обманутой надежды и безотрадной пустоты. Славянофилы развивали основанное на религиозных представлениях учение о человеке и обществе. Хомяков - учение об иеархической структуре души и ее “центральных силах”. Киреевский - “внутреннее средоточие духа”. Достижение целостности человека и связанное с этим обновление общественной жизни они видели в идее общины, духовная основа которой - церковь. Первоначало всего сущего - бог. Исторический прогресс связан с отысканием “духовного смысла”. Сущность мира может быть познана лишь синтезом всех духовных функций человека, так называемой “Разумной Зрячестью” или “живознанием”, исходное начало которого - религия.

    Материалисты. В.Г.Белинский(1811-1848 гг.), А.И.Герцен (1812 –1870 гг.), Н.Г.Чернышевский (1828-1889 гг.), Н.А.Добролюбов (1836-1861 гг.), Д.И.Писарев (1840-1868 гг.). Они являлись не только философскими теоретиками, но и идеологами русской революционной демократии. Русские философы прошли поучительную школу немецкой классической философии и француского просвещения. После глубокого увлечения гегельянством русская философия повернулась в сторону материализма (не без помощи Феербаха), стремясь однако сохранить диалектичность. Они обосновали принцип единства сознания и бытия, первичность материи по отношению к сознанию, идею о том , что сознание есть свойство не всей, а только высокоорганизованной материи - мозга.

    В природе, по Чернышевскому, нечего искать идей: в ней лишь разнооформленная материя с разнородными качествами, в результате столкновения которых и начинается жизнь природы.

    Обосновали принцип постояной эволюции общественной истории. Герцен: природа и человеческая история вечно и непрерывно изменяются, они течение, прелив, движение, причем движение происходит посредством борьбы 2 противоположных тенденций: возникновения и разрушения. Развитие идет через противоречия, борьбу нового со старым, отрицанием отжившего нарождающимся.

    Самобытным русским мыслителем был Лев Толстой (1828-1910 гг.). Подвергая критике общественно - политическое устройство России, Толстой уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании человека. Идею исторического прогресса он связывал с решением вопроса о назначении человека и смысле жизни, ответ на который должна дать созданная им истинная религия. В ней он признавал лишь этическую сторону, отрицая богословские аспекты. Отказ от любой борьбы, непротивление злу, проповедь всеобщей любви. “Царство божие внутри нас” - он неприемлил обычное религиозное понимание бога. Всякая власть - насилие - отрицание государства. Так как он отвергал борьбу, то упразднение государства должно произойти путем отказа каждого от выполнения общественных и государственных обязанностей.

    Ф. М. Достоевский (1821-1881 гг.). В своих общественно-политических исканиях он пережил несколько периодов. Увлекался идеями утопического социализма (в кружке Петрашевцев). Затем в его взглядах произошел перелом, связанный с усвоением религиозно-нравственных идей. Исповедывал идеи почвеничества, для которых характерно религиозная ориентированность философского осмысления судеб русской истории. Вся история человечества с этой точки зрения представлялась как борьба за торжество христианства. Русский народ - мессия, носитель высшей духовной истины.

    Одним из выдающихся русских философов был Владимир Соловьев (1853-1900 гг.). На его взгляды большое влияние оказала христианская литература, идеи неоплатонизма, теософии, средневекового мистицизма, немецкой классической философии и отчасти славянофилов. Общественно-историческая задача философии - спасение человека и человечества. Необходимо подготовить человека к восприятию христианских ценностей. Центральная идея учения - идея положительного всеединства или “всеединого сущего”. Это всеединство являет собой совершенный синтез истины, добра и красоты. Всеединое сущее - сфера абсолюта, божественного - обладает признаками безусловности и всецелости. Реальный мир - самоопределение или воплощение абсолютного-сущего, посредник между ними - София (мудрость божия). Материальный мир находится в хаотическом состоянии. Человек является центром всеобщего сознания природы. Его роль - роль освободителя и спасителя природы. Человечество - посредник между природой и божетвом. Человек должен изменять природу до ее одухотворения. Отсюда цель мировой истории - единство бога и внебожественного мира, возглавляемого человечеством. Нравственный смысл личности, являющейся связующим звеном между божественным и природными мирами, реализуется в акте любви к другому человеку, к природе, к богу. Истинный предмет любви - Вечная Женственность, личный образ всеединства.

    В обществе идея “всеединства” раскрывается как богочеловеческий союз людей, как некая вселенская церковь, объединяющая всех и способствующая установлению на земле царства божьего. Залогом такого всеединства является объединение католической и православной церквей.

    В истории русского философского идеализма Соловьев оказал большое влияние на целую плеяду религиозно-философских мыслителей (Н.А.Бердяев, Е.С. и С.Н. Трубецкие, П.А.Флоренский, С.Л.Франк...), которые составили течение богоискательства со свойственным ему иррационализмом, персонализмом и мистическим пониманием свободы и творчества.

    Нельзя не упомяныть Г.В Плеханова.

     
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   39


    написать администратору сайта