Главная страница
Навигация по странице:

  • 49. Периодизация средневековой эпохи. Феодализм.

  • 1. Понятие и Предмет истории государства и права зарубежных стран


    Скачать 233.54 Kb.
    Название1. Понятие и Предмет истории государства и права зарубежных стран
    Дата06.04.2018
    Размер233.54 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаigpzs_zachet (1).docx
    ТипДокументы
    #40493
    страница10 из 15
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

    48. Рецепция римского права в Средневековой Европе

    Рецепция римского права – одно из ключевых явлений в истории средневекового западноевропейского общества. В переводе с латинского «receptio» означает «приём», «принятие». Рецепция права – это процесс восприятия в том или ином государстве элементов правовой системы другого государства.

    Начало рецепции в Западной Европе датируется XI- первой половиной XII вв. и связывается с деятельностью Болонской юридической школы. В XII-XIII вв. изучение римского права распространяется во многих западноевропейских странах. Таким образом, период XI-XIII вв. назван «периодом глоссаторов»; глоссаторы активно изучали и толковали нормы римского права. Далее, период XIV-XV вв. получил название «период комментаторов».

    Изначально, после падения римской империи в 476 г. , её территорию стали заселять варварские племена. Появляются первые германские королевства, где господствует обычное право. Возникают сложности с совмещением норм римского и германского права. Постепенно, римское право воспринимается молодыми государствами, со временем всё крепче закрепляясь в их системах права.

    Причиной рецепции римского права в Европе в XII в. является то, что развивающаяся промышленность и торговля требовали развитой правовой надстройки, стимулирующей прогресс производительных сил и производственных отношений, выходящей за границы отдельных феодальных государств. Применение косных и дробных феодальных кутюмов (обычно-правовых норм) являлось бы существенным тормозом для развития производительных сил. Выход был найден в признании силы закона за римским частным правом. По своему содержанию римское частное право удовлетворяло потребностям средневековья в регламентации частной собственности и договорных отношений. Большую роль сыграли при этом «абстрактность» римского частного права, утрата им в первые века н. э. узко национального, местного права, его приспособленность к регулированию хозяйственного оборота различных народов. Таким образом, римское частное право стало «общим правом» ряда государств и фундаментом дальнейшего развития как феодального, так и буржуазного права. Через ряд столетий после падения Рима оно приобрело значение действующего права в ряде государств Центральной и Южной Европы.

    Так, в Германии в XVI-XIX вв. действовало пандектное право, т. е. частное право, сформировавшееся в результате переработки глоссаторами римского права. Вообще под пандектами (лат. pandectae - от греч. pandektes - всеобъемлющий) понимаются сочинения древнеримских юристов по вопросам частного права, которые включали выдержки из законов и других нормативных актов; они известны также под названием Дигесты. Для пандектного права свойственна институционная система, на которой основывались и памятники римского права. К примеру, данная система проявляется в Институциях Гая. Они разделены на 4 книги: о лицах, о вещах, об обязательствах, об исках. Впоследствии институционная система оказала большое влияние на последующую историю права. Кроме того, для пандектного права характерно деление права на отрасли, выделение общей и особенной части в структуре кодифицированных источников права. Пандектная система права прослеживается в Гражданском кодексе Франции 1804 г. – «Кодексе Наполеона», Гражданском уложении Германии 1896 г. и других документах.

    Однако следует подчеркнуть, что предметом рецепции явилось преимущественно римское частное право. Публичное же право, по общему правилу, умерло вместе с падением Рима, хотя в истории имело место заимствование некоторых титулов из римского публичного права: германская империя присвоила себе название «священной римской империи», во многих государствах были учреждены сенаты, значительное распространение получил титул императора и т. д.

    Римское частное право как право рабовладельческого государства не могло в неприкосновенном виде стать законом общества, в котором уже начали развиваться буржуазные отношения. Поэтому римское право в период его рецепции подвергалось многочисленным приспособлениям, далеко идущим толкованиям и переработке. Наряду с этим, тексты римских источников подвергались формально-логической обработке: из них извлекались общие принципы и располагались в стройном порядке. Такая переработка являлась исторически необходимым процессом приспособления римского права к новым производственным отношениям. Но со временем современное право всё дальше отходило от истинного римского права.

    Тексты римского права явились основой, на которой развивалась в XVIII-XIX вв. общая теория буржуазного гражданского права. Многочисленные теории сделки и волеизъявления, договора, вины, понятия и защиты владения и т. п. базируются на текстах римского права. Однако самих этих теорий в римском праве не было.

    Таким образом, римское частное право оказало могущественное влияние на всё дальнейшее развитие законодательства и правовых учений общества, основанного на частной собственности. Оно представляет собой одно из важнейших исторических явлений права. В силу исторических судеб римского права, сделавших его одним из основных факторов развития гражданского права, римское право должно быть знакомо каждому образованному юристу.

    Одна из основных современных правовых семей – семья континентального права (или романо-германская) – возникла под влиянием римского права. Об этом говорит римская традиция деления права на отрасли, выделения частного и публичного права, а также кодификации источников права. Многие институты континентальной правовой системы основаны на институтах римского права. Кроме того, особое место занимает юридическая доктрина.

    В своём развитии Романо-германская правовая семья прошла три главных этапа:

    1) эпоха римской империи – XII в. : зарождение римского права и его упадок в связи с гибелью Римской империи (476 г. до н. э. ), господство в Европе архаических способов решения споров – поединков, ордалий, колдовство и т. д. , фактическое отсутствие права.

    2) XIII-XVII вв. : возрождение (ренессанс) римского права, распространение его в Европе и приспособление к новым условиям, достижение независимости права от королевской власти.

    3) XVIII-XX вв. : кодификация права, принятие конституций (в США, Польше, Франции и т. д. ), появление отраслевых кодексов (Гражданский кодекс Франции 1804 г. – «Кодекс Наполеона», Гражданское уложение Германии 1896 г. ), создание национальных правовых систем.

    Сегодня к семье континентального права относятся правовые системы Франции, Германии, Италии, Португалии, Испании, Швейцарии, а также России и других стран.

    49. Периодизация средневековой эпохи. Феодализм.

    Периодизация В странах Западной Европы у истоков средневековья по периодизации, принятой в советской историографии, стоит крушение во второй половине V в. Западной Римской империи, которая погибла в результате кризиса рабовладельческого строя, сделавшего ее беззащитной перед варварскими вторжениями германских и славянских племен. Эти вторжения привели к распаду империи и постепенной ликвидации рабовладельческого строя на ее территории, стали началом глубокого социального переворота, отделяющего средние века от древней истории. Для истории Византии началом средневековья считают IV век, когда Восточно-римская империя оформилась в качестве самостоятельного государства. Рубежом между средними веками и новым временем в советской историографии считается первая буржуазная революция общеевропейского значения, положившая начало господству капитализма(Общественный строй, при к-ром все средства производства являются частной собственностью класса капиталистов, эксплуатирующих труд наёмных рабочих для извлечения прибыли.) в Западной Европе,--английская революция 1640— 1660 гг., а также окончание первой общеевропейской — Тридцатилетней— войны (1648). I. Конец V —середина XI в. — период раннего средневековья, когда феодализм только складывался как общественная система. Это предопределило крайнюю сложность социальной ситуации, в которой смешивались общественные группы античного рабовладельческого и варварского родоплеменного строя. В экономике господствовал аграрный сектор,натурально-хозяйственные отношения, города сумели сохранить себя как экономические центры преимущественно в районе Средиземноморья, которое являлось главным узлом торговых связей Востока и Запада. Это было время варварских и раннефеодальных государственных образований (королевств), несущих на себе печать переходного времени. В духовной жизни временный упадок культуры, связанный с гибелью Западной Римской империи и натиском языческого бесписьменного мира, постепенно сменялся ее подъемом. Решающую роль в нем сыграли начавшийся синтез с римской культурой и утверждение христианства. Христианская церковь в этот период оказывала решающее воздействие на сознание и культуру общества, в частности, регулируя процесс усвоения античного наследия. II. Середина XI —конец XV в. — период расцвета феодальных отношений, массового роста городов, развития товарноденежных отношений и складывания бюргерства (политическая прослойка городского социума, как во времена Средневековья, так и в наше время. В социально-правовом смысле противопоставляется бургомистрам — главам городской исполнительной власти.) В политической жизни в большинстве регионов Западной Европы после периода феодальной раздробленности формируются централизованные государства. Возникает новая форма государства — феодальная монархия с сословным представительством, отразившая тенденцию к усилению центральной власти и активизации сословий, в первую очередь городского. Культурная жизнь идет под знаком развития городской культуры, которая содействует секуляризации сознания, становлению рационализма и опытного знания. Эти процессы были усилены с оформлением уже на данном этапе культуры Возрождения идеологии раннего гуманизма. III. XVI—XVII вв. — период позднего феодализма или начала раннего нового времени. Экономическая и социальная жизнь характеризуется процессами разложения феодализма и генезиса раннекапиталистических отношений. Острота социальных противоречий вызывает крупные антифеодальные общественные движения с активным участием широких народных масс, которые будут содействовать победе первых буржуазных революций. Оформляется третий тип феодального государства —абсолютная монархия. Духовную жизнь общества определяли раннебуржуазные революции, поздний гуманизм, Реформация и контрреформация. XVII век явился переломным в развитии естественных наук и рационализма. Каждый из этапов открывался и сопровождался крупными передвижениями народов по территории Европы и вне ее: в IV в., VI— VII вв. — движение гуннов, германских и славянских племен; экспансия скандинавских народов, арабов и венгров на рубеже первого и второго этапов, крестовые походы западноевропейцев на Восток и в Восточную Европу в XI-XIII вв.; и, наконец, колониальные захваты западноевропейцев на Востоке, в Африке и в Америке в XV и XVI вв. I. Понимание сущности феодализма в исторической науке. Историки эпохи Просвещения трактовали термин «феодализм» как политическую или правовую систему. феодализм — это система политической раздробленности или господство вассально-ленных отношений. Главными чертами феодального общества считали: условный характер земельной принадлежности, соединение земельной собственности с верховной властью, и выявил иерархическую структуру класса землевладельцев. Русский историк-Тимофей Николаевич Грановский обсуждал вопрос эксплуатации крестьян. Он был решительным противником крепостного права и резко осуждал деспотизм феодалов. «Никогда, может быть, во всей истории человек не подвергался такому унизительному состоянию, в каком находились сельские классы под владычеством феодального порядка. Не говоря уже о материальной тягости, о нестерпимых налогах, о произвольных и жестоких наказаниях»

    Одно из самых ярких открытий в истории термина «феодализм» сделали Карл Маркс и Фридрих Энгельс . По их мнению, переход от рабовладельческого способа производства к феодальному, необходимый шаг для развития общества и является, несомненно, прогрессивным явлением. Маркс и Энгельс дали развернутую характеристику его основных черт: аграрно-ремесленный принцип производства, монополия господствующего класса феодалов на землю и публичная власть в ее пределах, внеэкономическое принуждение, собственное крестьянское хозяйство, орудия труда и скот. Маркс и Энгельс определили «феодализм» как общественно-экономическую формацию, стремящуюся к прогрессу. Раб не заинтересован в улучшении орудий труда, в выращивании скота, в более качественной обработке земли. Относительная свобода крестьянина при ведении хозяйства открывала новые возможности для увеличения производительности труда, развития ремесел и животноводства.

    Марк Блок представил общество в конкретно-историческом плане в качестве системы, где все элементы связаны и находятся в сложном взаимодействии. Выделили три основных понятия: 1) политически-правовая система, изучаемая историками Просвещения; 2) социально-экономическая формация, по трудам К. Маркса и Ф. Энгельса; 3) система ментальных представлений Марка Блока. Особенности формироания Специфические черты средневекового государства: 1) последовательность смены его форм (раннее Средневековье, развитое Средневековье, позднее Средневековье); 2)политическая власть переходит от короля в руки отдельных светских и духовных магнатов; 3)крестьянская община, являющаяся исторически обусловленной формой объединения крестьян, ведет индивидуальное хозяйство и обладает минимальными административными и судебными функциями; 4)сложность взаимоотношений светских владык и христианской церкви, которая постепенно превращалась в крупнейшего земельного собственника. В 1054 г. произошел раздел христианской церкви на восточную (грекокатолическую) и западную (римско-католическую); 5) важность роли средневековых городов в формировании политического и правового сознания в Западной Европе. История средневековых городов - это борьба городского населения за личную свободу, иные вольности и привилегии, за политическое самоуправление, а в ряде случаев и за экономическую автономию; 6)главным институтом в политической системе оставалось государство. Средневековое государство, закрепляя феодальные формы собственности на землю и средства производства, сословные привилегии феодалов, осуществляло общесоциальные функции (поддержание мира, охраняло традиционные нормы общественного порядка и т. д.)

    Феодализм — это общественно-экономическая формация, которая утвердилась и существовала на территории Западной Европы в V—XVII вв. Феодализм считается универсальной стадией, через которую прошли почти все народы, однако в наиболее классическом виде он проявился в Западной Европе. Основные черты, характерные для европейского феодализма: 1. Аграрный тип экономики. 2. Основу экономического строя составляет крупное феодальное землевладение, которое носит привилегированный характер. 3. Основными классами являются феодалы-землевладельцы и зависимые крестьяне-производители, которые имеют собственное хозяйство, находятся в зависимости от землевладельцев, являются держателями господской земли, выплачивают земельную ренту. 4. Социальная неоднородность общества, которая проявляется в делении на благородных и неблагородных, мирян и служителей церкви, а также горожан и крестьян. Сословная принадлежность возникала от рождения и определяла статус человека в обществе: в праве закреплялся принцип социального неравенства, многочисленные сословные ограничения, привилегии, монополии. 5. Иерархия класса феодалов — вассально-сеньориальная лестница, в которую входило благородное (служивое) сословие, при этом нижестоящие вассалы подчинялись вышестоящим. Вершиной вассально-сеньориальной лестницы является глава государства (император, король, князь). Нижестоящие вассалы были связаны с вышестоящими присягой верности, обязанностью военной службы и правом держания земли.

    Сословная принадлежность возникала от рождения и определяла статус человека в обществе: в праве закреплялся принцип социального неравенства, многочисленные сословные ограничения, привилегии, монополии. 5. Иерархия класса феодалов — вассально-сеньориальная лестница, в которую входило благородное (служивое) сословие, при этом нижестоящие вассалы подчинялись вышестоящим. Вершиной вассально-сеньориальной лестницы является глава государства (император, король, князь). Нижестоящие вассалы были связаны с вышестоящими присягой верности, обязанностью военной службы и правом держания земли.

    Феодальная структура формировалась, как правило, в течение длительного времени и в ней еще долго сохранялись значительные пережитки рабовладельческого строя Пути формирования феодальных отношений: Синтезный путь: феодальные отношения формируются на базе разложения рабовладельческого уклада (Италия, Южная Франция, Испания) — ускоренный путь развития феодальной формации, сохранение отдельных элементов рабовладельческого строя. Бессинтезный (чистый путь): феодальный строй сформировался на основе разложения родовых (общинных) отношений (Северная и Восточная Европа). Характеризуется длительным сохранением общины. Развитию феодальных отношений способствовали следующие факторы: --падение Западной Римской империи, образование на ее территории многочисленных варварских королевств; --христианизация европейских государств (V-VIII вв.); --завоевательные войны. Особенности феодальной государственности, ее формы --Преобладание монархической формы правления. ---Политическая и правовая автономия городов. ---Сочетание публично-правовых и частноправовых начал в управлении. На определенном этапе развития государство делегирует ряд властных полномочий крупным землевладельцам на местах, следствием чего стал сильнейший территориальный сепаратизм. --Взаимосвязь между религией и государством. --Слабость государственного начала компенсировалась развитым сельским самоуправлением, основу которого составляла соседская община, которая выполняла административные, судебные, хозяйственные функции. --Основным политическим конфликтом феодального общества является конфликт между государством и римско-католической церковью. Последняя претендовала на суверенитет в государстве. --Церковь в Западной Европе была богатейшей корпорацией, на содержание которой население платило десятину; была крупнейшим землевладельцем, пользовалась правовой автономией и многочисленными привилегиями.

    50. Особенности формирования средневекового государства и права.
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


    написать администратору сайта