1. Понятие и Предмет истории государства и права зарубежных стран
Скачать 233.54 Kb.
|
29. Возникновение афинской рабовладельческой демократии. Реформы Солона, их историческая оценка. Афинская демократия – хорошо разработанная политическая система. Замещение гос должностей строилось на принципах выборности, срочности, коллегиальности, подотчетности, отсутствии иерархии. Но эта демократия имела ограниченный характер:Полноправие только свободного населения.Распространялась на тех, у кого родители были афинянами. Крестьяне не могли заседать на народном собрании, так как им тяжело было туда добираться, они занимались земледелием в горных районах. Цель реформ Солона – примирен е интересов враждующих группировок свободных граждан Афин. Они носили компромиссный характер. Политика «золотой середины». Важный этап в становлении распублики. 1) Сисахвия – афиняне, попавшие в рабство за долги, освобождались, а проданные за долги выкупались. Отмена долгового рабства. Укрепление социальной базы гос власти 2) Установил максимальный срок земельного владения. Свободная купля-продажа земли, дробление 3) Цензовая реформа – уничтожение наследственных привелегий знати. 4 категории граждан в зависимости от имущества 4) Принцип разделения властей: высший орган – народное собрание(эклессия),Совет 400(буллэ), судебный орган (Гелиэя) Эти реформы нанесли удар по родовой организации власти и привилегиям родоплеменной аристократии. Важный этап формирования политической организации в Афинах. - НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ (эклессия) – главный орган. Все мужчины (20 лет)—граждане могли в нем участвовать. Оно принимало законы ,решало вопросы войны и мира, избирало долж лиц, осуществляло контроль за воспитанием юношей.Выступить в нар собрании мог любой участник. Эклессия созывалась часто. - СОВЕТ ПЯТИСОТ (буллэ) – рабочий орган народного собрания. Избирался путем жеребьевки (30 лет). В него могли войти представители всех разрядов населения. Совет приготавливал и обсуждал все дела, которые выносились в народное собрание. Следил за исполнением постановлений, контролировал деятельность всех должностных лиц, организовывал строительство флота. - АРЕОПАГ (совет старейшин)-на пожизненный срок представители афинской аристократии. Выступал как судебная инстанция и наблюдал за состоянием нравов - коллегия стратегов и архонтов (исп власть) СТРАТЕГИ занимали особое положение – военачальники, дипломаты, финансисты. Это наиболее выдающиеся люди. Им можно было быть много лет подряд АРХОНТЫ – по религиозным и семейным делам. 9 архонтов и секретарь. Проходили проверки. Под их руководством действовал судебный орган ГЕЛИЭЯ - ГЕЛИЭЯ выполняла функции судебные и законодательные. Охраняла законодательство, разбирала наиболее важные дела. Помимо него были и другие судебные органы (ареопаг, четыре коллегии эфетов, суд диэтетов, коллегия сорока) 30. Реформы Клисфена, Эфиальта и Перикла в Древних Афинах. Их влияние на эволюцию государственного строя в Афинах. Реформы Клисфена После низвержения тирании к власти пришел Клисфен (510-507 гг.), обещавший народной массе политические права.
Реформы Клисфена завершили длительный процесс становления государства в Древних Афинах. Реформы Эфиальта После реформы Клисфена афинское государственное устройство пережило еще несколько перемен — правление тиранов, затем аристократии, — прежде чем демократические тенденции достигли наивысшей фазы. Это произошло под началом двух вождей демоса, ставших последовательно обладателями высших и наиболее влиятельных должностей. Первым был Эфиальт (462 г. до н.э.), человек неподкупный и справедливый в глазах демократической партии и одновременно неугодный партии знати. По оценке Платона, Эфиальт "опоил демос неумеренной свободой".
Реформы Перикла Другим выдающимся вождем демоса стал Перикл (460-429 до н.э.).
Таким образом, в период правления Перикла происходит более четкое разделение властей: законодательная принадлежала Народному собранию, исполнительная - Совету 500 и магистратам, судебная - гелиэе. Одновременно принцип жеребьевки распространяется на большинство выборных должностей, что также свидетельствует об укреплении демократических начал в управлении. В целом же можно сказать, что реформы Эфиальта и Перикла завершили процесс формирования системы афинской рабовладельческой демократии, обеспечили механизм ее успешного функционирования. Широкие круги граждан полиса получили возможность принимать участие в государственной деятельности - как через избираемые должности, так и через участие в работе Народного собрания. Право быть избранным распространялось на всех граждан без ограничения. Введение платы за выполнение общественных функций создавало реальную возможность для политической деятельности малообеспеченных граждан. Был признан и стал реальностью для любого афинского гражданина принцип свободы слова. Значение реформ Клисфена очень велико. Солон нанес первый удар по господству в Афинах родовой аристократии, заложив общие основы полисного устройства, а также демократической формы правления. Тирания Писистрата стала своеобразной нивелирующей силой, направленной против аристократии с ее родовыми связями и привилегиями. Наконец, Клисфен окончательно уничтожил ее остатки и придал государственному устройству Афин подлинно демократический характер. В результате реформ, проведенных Солоном и Клисфеном, в Афинах были уничтожены остатки родового строя, и афинский полис превратился в демократическую рабовладельческую республику. В Афинах демократия была наиболее передовой и развитой из всех демократических греческих городов-государств. 31. Общественный строй Древних Афин. Афины оставались рабовладельческим государством. Основную массу людей труда составляли рабы. Что касается свободного населения, то имущественное расслоение в нем было значительным. В Афинах проживала огромная масса свободной бедноты. Это ремесленники, земледельцы, люмпен- пролетариат. Имущие тоже не были однородны. В их среде наблюдается деление на землевладельческую аристократию и торгово- промышленные круги (судовладельцы, хозяева мастерских, рудников, купцы и т.п.). Свободное население состояло из: 1) полноправных граждан; 2) метэков, т.е. иностранцев; 3) вольноотпущенников. Всей совокупностью гражданских и политических прав, привилегиями пользовались только полноправные граждане, рожденные от афинянина и афинянки. При внешнем равенстве свободных граждан их положение в обществе определяло имущественное состояние. Занятие физическим трудом для гражданина считалось позором, исключение составлял труд земледельца, скульптора, архитектора и т.д. Позорящие профессии были уделом метэков, вольноотпущенников и рабов. Метэки - это чужеземцы, проживающие в Афинах продолжительное время. Как правило, это граждане других греческих городов. Правом гражданства они не пользовались. Они не участвовали в народном собрании, суде, не занимали государственные должности. Их браки с афинянами не считались законными. Метэки выполняли все повинности, облагались налогами, и привлекались к военной службе. Многие метэки обладали значительным состоянием. По своему правовому положению к метэкам приравнивались вольноотпущенники. Рабы составляли собственность господ, они были вещами, а не лицами. В Афинах число рабов доходило до 400 000 при 21 000 граждан и 10 000 метэков. Были рабы частных лиц и государственные. Из рабов составлялась полицейская стража, они охраняли порядок в народном собрании, в судах и общественных местах. Однако основным местом работы для них были каменоломни, рудники, земледелие, ремесленные мастерские. Источниками рабства были: плен, покупка рабов на невольничьих рынках, рождение от рабов. Господин мог наказать раба только плетью. Смертную казнь ему мог определить только суд. 32. Суд и процесс в Древних Афинах. Гелиэя. Особенность Афин - появление специальных судебных органов: а) после реформы Эфиальта ареопаг стал судом по делам об умышленных убийствах, поджогах, религиозных и, иногда, государственных преступлениях; б) суд эфетов - по делам о неумышленных убийствах и об убийствах метеков; в) суд диэтетов - по малозначительным гражданские и уголовные дела. Диэтеты избирались поровну от каждой филы из числа граждан старше 60 лет и формировали 10 палат, каждая из которых была самостоятельной низшей судебной инстанцией. Частные диэтеты - это третейские судьи. Процесс - состязательный: главным признавался принцип эквивалентности. Субъектами процесса могли быть все полноправные граждане. За женщин, рабов и метеков представительствовали мужья, хозяева и т. д. Судопроизводство - двух видов: дике и грапе. Процесс дике начинался по заявлению потерпевшего или его законного представителя и мог быть прекращен даже без судебного постановления. Процесс грапе возбуждался по заявлению любого полноправного гражданина, независимо от того, затронуты были или нет его личные интересы. Он должен был быть обязательно доведен до конца под угрозой крупного штрафа. Перед началом суда могло быть назначено следствие. В установленный день проходило заседание суда, суть которого - соревнование жалобы истца и возражений ответчика, причем речи участников процесса строго ограничивались во времени. Основные доказательства: документы, показания свидетелей, скрепленные их клятвами, внешние признаки преступлений. Судебный процесс проходил открыто, причем судьи находились под непрерывным психологическим воздействием "групп поддержки" - родителей, друзей, ораторов, которых участники разбирательства приводили с собой. Итогом судебного заседания являлось тайное голосование судей по вопросу о виновности или невиновности ответчика, а также о характере наказания. Особенностью афинского суда было то, что предложения о мере наказания могли вносить как истец, так и ответчик. Важные судебные дела рассматривал суд присяжных – гелиэя. В ней насчитывалось 6 тыс. членов. Судьей мог быть каждый гражданин по достижении 30 лет. Гелиэя путем избрания назначала одну десятую часть своих членов для рассмотрения очередного дела. Суд был открытым и гласным. Гелиэя как наиболее демократический орган был использован для борьбы с аристократией. Многие противники афинского строя, в том числе члены ареопага, были осуждены за злоупотребление властью, растраты, взяточничество. Судебные процессы являлись средством политической борьбы. Их публичный характер имел своим следствием дискредитацию прежней знати. 33. Аристократическое рабовладельческое государство в Древней Спарте: особенности государственного и общественного строя. Во главе государства стояли 2 царя - базилевсы,которые выполняли функции военных вождей, были верховными жрецами, осуществляли судебную власть. Вызывает интерес нестандартный дуализм (двойственность) царской власти. Одна из из наиболее распространенных версий, объясняющих этот своеобразный институт государственного аппарата Спарты, связана с тем, что у истоков спартанского государства стояли два племени, заключившие между собой военно-политический союз. Два царя - базилевса были следствием древней традиции двух вождей этих племён. Другая версия связана с тем, что во время войн один из царей выполнял функции полководца, а второй - функции главы государства. Власть базилевсов не являлась классической монархической властью. Они избирались на народном собрании пожизненно, но могли быть и отстранены от своей должности. Контролирующиморганом государственной власти был эфорат.Эфоров было 5, их ежегодно избирали на народном собрании из числа всех граждан. Они осуществляли строгий надзор за нравами и дисциплиной, контролировали деятельность всех должностных лиц, в том числе и базилевсов. Один раз в 5 лет эфоры в лунную ночь следили за звездным небом. Если звёзды скрывались за облаками или происходили другие аномальные явления, эфоры расценивали это, как указание богов на злоупотребление базилевсами своими полномочиями. На этом основании они отстранялись от должности царя. Обжаловать решение эфоров базилевсы могли только в том случае, если их оправдывал Дельфийский оракул. Геруссия- совет старейшин, состоял из 28 геронтов, представителей родовой аристократии и 2 царей. Этот орган, являясь высшим органом исполнительной власти, в действительности сосредотачивал в своих руках огромные властные полномочия, и, прежде всего, в области законодательной власти. Члены Геруссии избирались народным собранием пожизненно. Геруссия предварительно обсуждала дела, выносимые на народное собрание, и готовила законопроекты. Один из геронтов председательствовал на народном собрании и руководил процессом голосования. Если собрание не желало принимать необходимое решение или, наоборот, принимало решение в противовес мнению Герусии, геронт был вправе отменить решение народного собрания. Одновременно Геруссия являлась и судебной инстанцией. Геронтами избирались преимущественно представители рабовладельческой аристократии, достигшие 60-летнего возраста. Таким образом, при формальном наличии принципа разделения властей в Спарте сложился режим, по своему содержанию имеющий аристократический характер. Народное собрание решающей роли в жизни страны не играло. Созывалось оно не чаще 1 раза в месяц. Участвовали в нем только мужчины, достигшие 30 лет. К ведению народного собрания относилось избрание должностных лиц, решение вопросов о войне и мире, союзе с другими государствами, принятие или отклонение подготовленных Геруссией законопроектов. Спартиаты, практически, были лишены права законодательной инициативы. Их участие в народном собрании сводилось лишь к участию в голосовании, которое определялось по силе крика участников собрания, голосующих «за» или «против». Такая система голосования создавала возможности для председательствующего геронта манипулировать мнением голосующих. Таким образом, государственная система в Спарте имела ярко выраженный аристократический характер.Решающую роль играли органы власти, формирующиеся из представителей рабовладельческой аристократии и выражавшие ее интересы. Для общественного строя Спарты характерно длительное сохранение пережитков первобытного строя и военная организация общества. Политическими правами пользовались лишь спартиаты. Все они были обеспечены земельными наделами, которые передавались им вместе с обрабатывавшими землю илотами. Первоначально наделы были одинаковы, но со временем социальное неравенство стало проявляться, хотя все спартанские граждане именовались "равными" Из их числа исключались спартриаты, которые не могли делать взносы для организации общественных трапез; они переходили в разряд "гипомейенов" - опустившихся. Периэки - были лично свободными, политическими правами не пользовались, но в других отношениях были правоспособны. Могли приобретать собственность и совершать сделки. Несли воинскую повинность. Со стороны государства над периэками был установлен надзор, осуществляемый специальными должностными лицами. Илоты - представители побежденных племен, превращенные в государственных рабов. Своей земли они не имели, работали на участке, предоставленном спартиату государством. Однако, илоты имели свое хозяйство и свои орудия производства. От урожая, полученного с земли, около 50% илоты платили господину в виде оброка. Илоты несли также военную службу. Свое господство над илотами спартиаты поддерживали методами жестокого террора. Илоты могли быть отпущены на волю государством. 34. Реформы Ликурга в Древней Спарте. На пути создания государственности Спарта выработала свою систему, отличную от типовой для остальной Эллады тирании. Аристократия не была низвергнута, а народному правлению был придан особый строй, примирявший все интересы внутри спартанского общества, а кроме того, само это общество было поставлено под строгий государственный контроль. Полулегендарный царь Спарты Ликург (VIII в. до н. э.) воспользовался в своих преобразованиях опытом древних ахейских обществ. Первым и самым важным из нововведений было создание Совета старейшин — «В соединении с горячечной и воспаленной, по слову Платона, царской властью, обладая равным с нею правом голоса при решении важнейших дел, этот Совет стал залогом благополучия и благоразумия» (Плутарх. Ликург. VIII). Тем самым в новоучреждаемом государстве должно было установиться равновесие между традиционной властью царей — потомственных аристократов и властью неорганизованной толпы, представленной народным собранием. Другим из существенных преобразований был передел земли. Он имел не только социальное, но и политическое значение, «дабы изгнать наглость, злобу, роскошь и еще более старые, еще более грозные недуги государства — богатство и бедность» (там же). По своему замыслу, это было мероприятие, подобное тем, какие проводили древневосточные владыки в периоды перехода к государственной организации, чтобы снизить остроту социального недовольства. Для спартанцев в этом, видимо, был путь к социальному сплочению их народа перед лицом зависимых и покоренных племен. Чтобы уничтожить всякое неравенство, Ликург распространил переделы и на личную собственность. Были выведены из оборота реальные деньги, которые заменили неподъемной и не имевшей хождения вне Спарты железной монетой. Одним из следствий этого стало постепенное исчезновение воровства в Спарте. Но спартанцы пошли и далее: было предписано ограничиться самыми необходимыми ремеслами и искоренять особые искусства, чтобы стиль жизни зажиточных граждан не имел реального выражения в богатстве вещей. Этой же цели должны были служить введенные Ликургом общественные трапезы, которые восходили к родовым пирам и на которых все должны были угощаться простой пищей и из простой посуды. Для организации этих трапез спартанцы должны были впредь уплачивать небольшой налог, служивший знаком добропорядочного спартиата. Целый ряд постановлений был специально направлен против роскоши: так, дома следовало строить при помощи только топора и пилы, дабы не предаваться украшательству. Законы равенства Ликург распространил и на брачно-семейную сферу. Женщины были в значительной степени уравнены с мужчинами, допущены к занятиям спортом, военным делом. Это должно было способствовать простоте нравов, что, в свою очередь, содействовало бы росту браков и рождаемости. Поощрялись внебрачные связи, причем запрещено было проявлять собственнические чувства, ревность и т. п., в отношении женщин. Государство брало на себя заботу о воспитании всех без исключения детей. Постановлениями Ликурга было введено единообразное и обязательное воспитание и обучение всех спартиатов, в которых военное дело занимало главенствующее и почти исключительное место. Запрещено было заниматься ремеслами, искусствами, земледелием, торговлей. «Никому не разрешалось жить так, как он хочет, точно в военном лагере; все в городе подчинялись строго установленным правилам и делали то из полезных для государства дел, которое им было назначено». Спартанский образ жизни должен был охраняться многочисленными запретами на общение с иностранцами, нововведениями в религиозной сфере. Даже говорить спартиаты должны были по-особому: лаконично, экономя слова, стремясь к нарочитой точности и образности (на деле такой искусственный язык также служил национальной изоляции от прочих). Законодательные постановления Ликурга были высказаны в так называемых ретрах — ответах оракула Аполлона на вопрошания царя. Они не были записанными, и священный смысл должен был обеспечить сохранение их требований на века. По замыслу законодателя, стабильность спартанского общества должна обеспечиваться и нравами, и общим укладом жизни, и государственными учреждениями, в которых народ в целом реализует власть. Одна из ретр завершалась словами: «Господство и власть пусть принадлежат народу». |