Главная страница
Навигация по странице:

  • 21) Судебный процесс в Законах Ману.

  • 22) Система органов власти и управления Древнего Египта. Военная организация.

  • В период Раннего царства

  • Древнего царства

  • Нового царства

  • Военная организация

  • 1. Понятие и Предмет истории государства и права зарубежных стран


    Скачать 233.54 Kb.
    Название1. Понятие и Предмет истории государства и права зарубежных стран
    Дата06.04.2018
    Размер233.54 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаigpzs_zachet (1).docx
    ТипДокументы
    #40493
    страница3 из 15
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

    19)-

    20) Брачно-семейное и наследованное право в Законах Ману.

    Брачно-семейные отношения.Для Древней Индии характерна большая патриархальная семья. Глава семьи - муж. Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей. Брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену, и она становилась его собственностью.

    Законы Ману определяют положение женщины следующим образом: в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти - под властью сыновей, ибо "женщина никогда не пригодна для самостоятельности". Законы Ману прямо требуют от жены почитать своего мужа, как бога, даже если он лишен добродетелей. И хотя Законы Ману как высшую дхарму между мужем и женой провозглашают "взаимную верность до смерти", муж мог иметь несколько жен, развестись с женой. Жена же не могла покинуть семью, даже если муж ее продал и оставлял, она продолжала считаться его женой. За измену жена подвергалась страшным карам, вплоть до смертной казни. Согласно традиции, жена должна была принадлежать к той же варне, что и муж. Мужчинам разрешалось в исключительных случаях вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей группы запрещалось. Особенно серьезным грехом считалась женитьба шудры на брахманке. Также всесильной была власть отца над своими детьми. Все имущество семьи было общим достоянием, но управлялось главой семьи. После смерти родителей имущество либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, становившегося опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны

    были выделить им по 1/4 своей доли для приданого. Наследования по завещанию древнеиндийское право не знало.

    В Древней Индии брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью.

    Главой семьи был муж. Законы Ману требовали от жены почитать своего мужа как бога, даже если он "лишен добродетели". Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей - в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа - под властью сыновей. За неверность она подвергалась суровому наказанию вплоть до смертной казни.

    В соответствии с варновым устройством жена должна была принадлежать той же варне, что и муж. В исключительных случаях мужчинам разрешалось вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей варны запрещалось.

    Будучи главой семьи, отец управлял всем ее достоянием, хотя все имущество семьи считалось общим.

    Древнеиндийское право не знало наследования по завещанию, только наследование по закону: имущество после смерти родителей либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который становился опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им для приданого по одной четверти своей доли.

    Артхашастра различает несколько форм брака (почти в точности совпадающих с соответствующими римскими обычаями): правильный или торжественный брак (при этом приданое жены переходит в собственность мужа); брак с выкупом (покупкой жены): брак, основанный на свободном соглашении супругов, и, наконец, похищение жены - умыкание, возникшее из обычая брать женщин в бою, как берут трофей.

    В принципе признавалось, что женщина должна всегда находиться под опекой мужчины: отец охраняет женщину в детстве, муж - в молодости, сыновья - в старости: "женщина никогда не пригодна для самостоятельности".

    По Артхашастре, "муж обязан учить жену поведению и может ударить ее 3 раза по спине: расщепленной тростью, веревкой или рукой".

    Развод для жены невозможен: "ни продажей, ни разводной платой жена не освобождается от мужа". Муж может оставить жену, "если она его ненавидит"; "жена, не рожающая детей, может быть переменена на 8-м году, рожающая мертвых - на 10-м, только девочек - на 11-м, но сварливая - немедленно".

    Супружеская верность поддерживается суровыми карами. В то же время допускается самая широкая добрачная половая свобода девушек. Сын, которого девушка родит в доме своего отца, будет считаться "сыном замужней девушки". После он станет сыном того, кто на ней женится. Такие дети не были препятствием к браку.

    21) Судебный процесс в Законах Ману.

    Законы Ману дают представление об уголовном процессе того времени. Отделения суда от администрации не существовало. В судопроизводство Древней Индии не было еще четкого различия между гражданским и уголовным процессом. Судебные дела возбуждались не по инициативе органов государства, а заинтересованными лицами. Рассмотрение дел в судах носило состязательный характер. Спорящие стороны сами должны были убедить суд в своей правоте и представить для этого соответствующие доказательства. Законы называют поводы для рассмотрения исков: неуплата долга, заклад, продажа чужого, соучастие в объединении, неотдача данного, неуплата жалованья, нарушение соглашения, отмена договора купли-продажи, спор хозяина с пастухом, спор о границе, клевета и оскорбление, кража, насилие, прелюбодеяние, раздел наследства, игра в кости и битье об заклад. Всего восемнадцать поводов судебного разбирательства.

    В отличие от других отраслей права, нормы которых содержатся во многих главах Законов Ману, нормы процессуального права более упорядочены и содержатся исключительно в VIII главе, в которой первых более 120 статей касались состава суда, порядка судопроизводства, видов доказательств, а ст. 252–263 регламентировали рассмотрение межевых споров о границе смежных участков земли. Такое компактное расположение процессуальных норм свидетельствует, во-первых, о том, что законодатель уже в то время различал нормы процессуального и материального права; во-вторых, законодатель придавал большое значение процессуальному праву, понимая его важность в деле эффективной реализации норм материального права (уголовного, гражданского и др).

    В Древней Индии существовали две системы судов — царские и внутриобщинные.

    Высшей судебной инстанцией был суд, в котором участвовал сам царь "вместе с брахманами и опытными советниками" или замещающая его судебная коллегия (сабха), состоящая из назначенного царем брахмана, "окруженного тремя судьями" (ст.10 гл. VIII). Толковать в суде нормы права, дхармы мог брахман, в крайнем случае кшатрий или вайший (ст.21гл.VIII). Как высшему судье царю принадлежало право ежегодно объявлять амнистии.

    При рассмотрении дел в суде соблюдался установленный законом определенный ритуал (ст. 79–88 главы VIII). Ст. 4 предписывала рассматривать дела в такой последовательности: первое – неуплата долга, затем «заклад», продажа чужого, соучастие в «торговом, или другом объединении», неотдача данного, а только после указанной категории дел суд мог приступать к рассмотрению исков о неуплате жалованья, нарушении соглашения, отмене купли-продажи, споре хозяина с пастухом (ст. 5 главы VIII) (см. Приложение).

    Поскольку законодатель не делал различий между уголовным и гражданским правонарушениями, то и процесс являлся, как правило, единым. Правда, иногда при рассмотрении уголовных дел допускались отступления от общих правил, например, «во всех случаях насилия, воровства и прелюбодеяния, при оскорблении словом или действием не надо проверять свидетелей слишком тщательно» (ст. 72) [2, c.44].

    Первоначально применялся обвинительно-состязательный процесс и проходил по установленным законом правилам судопроизводства, в ходе которого, надо иметь в виду истину, предмет иска, себя самого, свидетеля, место, время и обстоятельства. В данном предписании выражено требование законодателя рассматривать дела в суде тщательно. Характерной чертой процесса был формализм. Так, истец при наличии определенных моментов проигрывал дело, если он указывал на свидетеля, не бывшего при сделке, отрицал или изменял свои показания, разговаривал со свидетелями в ненадлежащем месте и т.д. Истец, заявивший о наличии у него свидетелей и не приведший их в суд, лишался права на иск. Истец, безусловно, проигрывал дело и в том случае, если его свидетель в течение семи дней после показаний заболевал, или с ним случалось несчастье от огня, или умирал его родственник: во всем этом видели кару богов [4, c.54].

    При разборе дел и вынесении решения суд придерживался формальной оценки доказательств, за которой скрывался классовый и кастовый подход. Свидетелями на суде не могли быть рабы, дети, люди с дурной репутацией. Женщины могли давать показание только относительно женщин, о «дваждырожденных» могли свидетельствовать лишь «дваждырожденные». Если свидетели давали разные показания, то принимались во внимание показания большинства. В случае отсутствия такового суд становился на сторону тех, у кого были «хорошие качества». Лжесвидетельство, несообщение суду известных сведений считалось тяжким грехом. При отсутствии свидетелей в качестве доказательства применялись ордалии различных видов – испытание огнем, весами, водой и некоторые другие. Имеется описание результатов божеского суда, которое сильно отличается от аналогичного истолкования в Законах Хаммурапи и ближе к толкованиям в христианизированной средневековой Европе. В случае возникновения такой потребности подозреваемый должен произнести клятву или "следует заставить обвиняемого погрузиться в воду, взять огонь, прикоснуться к головам жены или сыновей в отдельности. Тот, кого пылающий огонь не обжигает, которого вода не заставит подняться вверх и с кем вскоре не случится несчастье, должен считаться чистым в клятве" (ст.114,115 гл.VIII). Законными видами ордалий были, согласно наставлениям в дхарме в других аналогичных сборниках, помимо огня и воды также весы (для женщин, детей и стариков, их взвешивали по специальной процедуре до и после принесения клятвы), а также яд ("семь яв яда для шудры", — дхармашастра Вьявахарадхьяя, составленная в I—III вв.).

    И если законодатель отдавал на усмотрение судьи решать, какой вид доказательств (клятва или ордалия) должен быть применен, то ритуал их осуществления и оценка последствий ордалии были четко им определены в нормах Законов Ману (ст. 113 гл.VIII)

    Несправедливый судебный приговор имел ряд последствий, в том числе морального значения. Упоминается также следственный процесс. Допрос мог производиться посредством пытки. Различались полные, отдельные и повторные пытки. Для женщин устанавливались половинная пытка или словесный допрос. Не подвергались пытке старики, дети, больные, умалишенные, беременные женщины, а также сознавшиеся в преступлении. Брахман полностью освобождался от пытки .Кровная месть в Законах не упоминается, в то время она уже не применялась. В Законах Ману ничего не говорится об инквизиционном процессе, но на практике он применялся и нашел отражение в иных нормативных актах. Однако состязательный процесс в Древней Индии преобладал при рассмотрении дел в суде, что и отражено в Законах Ману – памятнике права этой страны. И если нормы статей Законов, закрепляющие систему наказаний, однозначно свидетельствуют о том, что уголовному праву присуща такая черта, как жестокость, то нормы процессуального права содержат более мягкие положения относительно видов доказательств и способов установления истины.

    22)Система органов власти и управления Древнего Египта. Военная организация.

    Государство Древнего Египта - одно из древнейших государств в мире. Оно сложилось к III тысячелетию до н. э. в Северо-Восточной Африке. Его расположение в долине по нижнему течению реки Нила обусловило интенсивное развитие поливного земледелия, что способствовало социальному расслоению и выделению управленческой верхушки во главе с первосвященниками-жрецами уже в первой половине IV тысячелетия до н.э.

    Во второй половине IV тысячелетия до н. э. в Древнем Египте складываются первые государственные образования - номы. Они также возникли вследствие развития поливного земледелия: сельские общины объединялись вокруг храмов для совместного ведения ирригационных работ. Номов ко времени образования единого египетского царства было на его территории около сорока. Они первоначально объединились в два самостоятельных государства - Верхний (Южный) Египет и Нижний Египет.

    К концу IV тысячелетия до н. э. цари Верхнего Египта завоевали и объединили под своей властью весь Египет.

    История Древнего Египта делится на следующие периоды:

    • период Раннего царства (3100 - 2800 гг. до н. э.);

    • период Древнего царства (около 2800 - 2250 гг. до н. э.);

    • период Среднего царства (около 2250 - 1700 гг. до н. э.);

    • период Нового царства (около 1575 -1087 гг. до н. э.).

    Египетское государство в период Раннего царства представляло собой древний племенной союз. Основную массу населения составляли свободные крестьяне-общинники.

    Общины владели землей на основе общинного землевладения. Государственная власть считала себя верховным собственником всей земли и взимала в свою пользу часть доходов свободного населения общин. В Египте раньше, чем в других странах, сложилось классовое рабовладельческое общество. Уже в период Раннего царства в результате ведения многочисленных войн появились пленники-рабы, которых использовали в крупных хозяйствах. В период Древнего царства развитие хозяйства имело высокий уровень.Социальное и имущественное расслоение населения уже было четко определено.

    В период Раннего царства начинает формироваться государственный аппарат. В данный период во главе государства стоял царь, которого окружал многочисленный двор, состоявший из придворных чинов и прислужников. Значение царской власти подчеркивалось обожествлением ее носителей.

    В период Раннего царства в руках государства находилось верховное руководство работами по организации оросительного дела в Нильской долине.

    Особенность государственного строя Древнего царства заключается в централизации управления. Законодательная, исполнительная и судебная власть сосредоточилась в руках фараона. Все важные дела государства - мероприятия по орошению, суд, назначения и пожалования, наложение повинностей и освобождение от них, военные походы, государственное строительство -проводились под его общим руководством. Авторитет фараона укреплялся при помощи религиозной идеологии обоготворения царя и его деяний.

    Члены царского дома, как правило, занимали важнейшие должности в государстве - верховных сановников, военачальников, хранителей сокровищ, начальников работ, верховных жрецов.

    После царя главным лицом в государственном управлении был верховный сановник - везир. В его компетенцию входили управление деятельностью верховных судебных органов, руководство государственными мастерскими, всеми работами царя .Он также ведал различными государственными хранилищами.

    Начало эпохи Среднего царства характеризуется почти неограниченной властью номархов. Объединению государства и укреплению центральной власти способствует ограничение фараонами власти номархов - происходит замена независимых правителей областей новыми, подчиненными царской власти. В этих реформах опорой царя были придворная, служилая знать, а также воинство, охранявшее царя.

    Основной чертой государственного строя в период Нового царства становится укрепление системы централизованного бюрократического управления. Страна была разделена на два административных округа: Верхний и Нижний Египет, каждым из которых руководил особый наместник фараона. Административные округа делились на области - номы. Города и крепости возглавляли начальники, которых назначал фараон. Первым и высшим сановником оставался везир. Другими важными чиновниками были главный казначей и начальник всех царских работ. Многочисленные чиновники-писцы записывали приказы, надзирали за работами земледельцев и ремесленников, подсчитывали доходы, идущие в казну.Служилая знать отодвигает на второй план знать аристократическую -фараон оказывает покровительство сановникам, вышедшим из низов, в противовес тем, кто унаследовал ранг и богатство от предков.

    Военная организация

    Египет начиная с периода Древнего царства вел огромное количество войн завоевательного и оборонительного характера. Для этих целей требовалась сильная сплоченная армия из хорошо подготовленных воинов.

    Структура армии Древнего Египта

    В Древнем царстве еще не было войск регулярного характера, они состояли из наемников. Таких наемных солдат набирали только во время военных походов, а в мирное время они занимались своей привычной деятельностью. Им хорошо платили.

    Уже в эпоху Среднего царства армия была довольно высокоорганизованной. Войска Египта были структурированы, набор в армию происходил на добровольной основе. Существовала высокая военная должность — джати, который командовал войском и флотом и следил за набором воинов. Тогда же появились специальные отряды кадровых офицеров, они исполняли особые военные приказы фараонов. В то же время сформировалась гвардия, охраняющая царя.

    По древнеегипетскому законодательству человеку с достатком, чтобы стать аристократом, нужно было взять себе на службу 8 солдат. Их необходимо было постоянно подготавливать и заниматься военной тренировкой, не нагружая обычной работой. Знатные богачи формировали отделения-роты, которые подчинялись полковникам. В эпоху Нового царства в армии стало много иностранных наемников, а позже они составили основу египетского войска.

    Вооружение армии Древнего Египта

    Главной силой египетской армии были пехотные войска и отряды колесниц, а с периода Среднего царства начал появляться боевой флот. Чаще всего воины вооружались топором из меди, булавой, луком, копьем или медным кинжалом. Для защиты они использовали щит из дерева, который обтягивали мехом. В Среднем царстве в связи с развитием обработки металлов копье, меч и наконечник стрелы стали бронзовыми. В это время появляются отряды лучников и копейщиков.

    23) Общественный строй Древнего Египта.

    Господствующими слоями в обществе были жрецы, знать, гражданские и военные чиновники. Жрецы разделялись на группы в зависимости от различных культов, различных богов, которым они служили. Во главе каждой группы стоял верховный жрец, пророк данного бога. Каждая группа имела свой центральный и другие храмы, расположенные по всей стране. К основным богов принадлежали бог солнца Ра, бог загробной жизни и судья Озирис, злой бог Сет, бог Анубис и др.. Влиятельную группу составляли царские жрецы, ведавшие культом бога-царя.

    Жрецы были освобождены от всяких работ и повинностей в пользу фараона, от уплаты налогов, выполнения каких-либо повинностей вообще. Они занимали важные посты в государстве - в центральном и местном управлении, судебном ведомстве, были учителями, врачами и т.д.. Жрецы имели большой, нередко решающее влияние на внутреннюю и внешнюю политику государства, им часто принадлежало решающее слово при избрании того или иного фараона.

    Привилегированную, руководящую верхушку общества составляла египетская аристократия. Она состояла как из потемок бывшей родоплеменной знати, так и высших гражданских и военных чинов, иногда выходцев из низов, получивших титул и должности от фараонов. Знать владела огромными богатствами, которые постоянно увеличивались за счет завоеваний, пожалований фараоном и др.. Из среды знати фараоны назначали правителей номов - номархов, все высшее начальство, военных командиров и др.. Египетская аристократия имела большое влияние на решение государственных вопросов.

    Значительная прослойка в обществе составляли крупные купцы, торговцы, ростовщики, много мелких торговцев, менял и других. Среди них были и влиятельные люди, которые владели большими богатствами, землями, рабами. Даже фараоны неоднократно в них занимали значительные суммы денег, золото и др. [2, с. 10-11].

    Основную массу населения Египта составляли крестьяне-общинники и ремесленники. Они были людьми свободными. Одни из них жили и работали на государственной земле замкнутыми общинами, причем каждый из них имел отдельный участок, за пользование которой платил государству определенную сумму денег и часть урожая. Самовольно оставить землю и общину не позволялось. Другие были прикреплены к земле, которую оказывали фараоны в пользование храмам, чиновникам, воинам. Кроме ренты в пользу государства, эти крестьяне должны были отдавать часть урожая владельцам земли (от 1/3 до 5/6). Крестьян заставляли также работать на общегосударственных работах - на сооружении ирригационных систем, дворцов, храмов, пирамид, прокладке дорог и др.. Во время этих работ крестьянам и ремесленникам выплачивали небольшую плату и скромно кормили. Мобилизованные в случае необходимости крестьяне и ремесленники составляли основу войска-ополчения.

    Именно с разбогатели крестьян сформировалась прослойка более-менее состоятельных хозяев, собственников - так называемых неджес. Из их среды пополнялось чиновничество, писцы, жречество, некоторые из неджес стали торговцами. Беднейших крестьян называли фуру.

    Относительно ремесленников, которых было немало, то зажиточные из них имели собственные мастерские, помощников, рабов. Однако большинство работало в государственных мастерских, рудниках, каменоломнях. Среди ремесленников были квалифицированные мастера, которые имели лучшие условия жизни и труда, высокую оплату. Это касалось и художников, скульпторов, архитекторов и др..

    Необходимость выполнения большого объема ирригационных работ, значительный объем государственного строительства (храмы, дворцы, пирамиды и др.). требовали огромного количества рабочих рук, и это была одна из главных причин завоевательной политики фараонов - захват рабов. Рабами становились не только военнопленные иностранцы, но и египтяне, побежденные в междоусобных войнах. До определенного времени существовало долговое рабство, продажа в рабство своих детей, предания в рабство за преступление. Однако основным источником был плен.

    Захваченные в плен рабы были собственностью фараона, то есть государства. Они могли иметь семью, свое имущество, которым распоряжались. В случае совершения преступления таких рабов арестовывали и наказывали согласно государственным законам. Государство позволила рабам не только жаловаться на жестокое поведение или издевательство хозяев, а также искать защиты и убежища в храмах.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта