тема 6. 1. Понятие, как форма мышления 3 Заключение 9
Скачать 27.99 Kb.
|
СодержаниеВведение 2 1.Понятие, как форма мышления 3 Заключение 9 Список использованной литературы 10 ВведениеПонятие рефлексии является фундаментальным философским понятием. Он также имеет фундаментальное значение для психологической науки. Введение понятия рефлексии в психологию как исходного пункта положило начало ее развитию на новой, марксистско-ленинской теоретической основе. С тех пор психология прошла полувековой путь, в течение которого развивались и менялись ее конкретно-научные представления; однако главное - подход к психике как к субъективному образу объективной действительности - оставалось и остается в ней незыблемым. Говоря о рефлексии, следует прежде всего подчеркнуть историческое значение этого понятия. Он заключается, во-первых, в том, что его содержимое не замораживается. Второй, особенно важный момент состоит в том, что в понятие рефлексии заложена идея развития, идея существования различных уровней и форм рефлексии. Речь идет о разных уровнях тех изменений отражающих тел, которые возникают в результате испытываемых ими воздействий и адекватны им. Эти уровни очень разные. Однако это уровни единого отношения, которое в качественно различных формах проявляется и в неживой природе, и в животном мире, и, наконец, в человеке. Объектом работы является понятие и слово. Предметом работы является логика. Цель работы проанализировать понятие как форма отражения объективной реальности и соотношение понятия и слова. Для достижения поставленной цели нужно решить ряд задач: Проанализировать понятие, как форму мышления; Рассмотреть виды понятий и отношение между ними; Охарактеризовать понятие, как форму отражения объективной реальности; Проанализировать соотношение понятия и слова. Понятие, как форма мышления Понятие - простейшая логическая форма мышления, отражающая предметы и явления в их общих сущностных характеристиках. [6, с.54] Признаком - это все, в чем объекты могут быть похожи друг на друга или чем они могут отличаться друг от друга. Например, как летает ворона и как летает ворона, способность летать есть то свойство, по которому сходны ворона и муха, и по этому признаку они отличаются от коровы, которая не умеет летать. Общий признак – это признак, присущий какому-либо классу однородных объектов. Если некоторые предметы сходны по какому-то признаку, то их можно объединить в группу, класс, отличающийся от других классов именно тем, что входящие в него предметы обладают этим признаком. Например, снег белый, белый лист бумаги белый, сахар белый... Мы можем объединить все эти вещи в класс «белых вещей», элементы которого имеют одну общую характеристику: «быть белыми». Большинство признаков являются общими, но есть и единичные признаки, соответствующие одному объекту. Например: «быть первым космонавтом», «быть сегодняшним ректором КрасГАУ». Существенной характеристикой является та сторона, характеристика, характеристика предмета, которая необходимо ему присуща, потеряв то, что он передаёт за себя, он становится другим предметом. [1, с.122] Незначительный признак может быть приобретен или утрачен объектом, но это никоим образом не влияет на его существование как данного объекта. Различие между существенными и несущественными характеристиками не является строгим: то, что кажется существенным для одного аспекта, может быть нерелевантным для других, и наоборот. Виды понятий и отношения между ними По объему (количеству) все понятия можно разделить на три типа: а) общее, включающее в себя несколько (два и более) элементов – «стол», «дом», «химический элемент» и т. п.; б) уникальные элементы, в состав которых входит один объект, - "первый космонавт", "столица Франции", "Луна" и т.д. ; простые понятия выражаются в языке именами собственными или эквивалентными им выражениями; в) пустота (ноль), в объем которой не входит ни один реально существующий объект - "кентавр", "русалка", "человек, посетивший Марс" и т.п. По содержанию (по качеству) понятия делятся на следующие группы: а) Конкретные и абстрактные. Конкретными называются понятия, содержание которых указывает на то, что в их объем входят какие-то предметы, предметы, самостоятельно существующие сущности, например, «человек», «буря», «дом» - в объемы этих понятий входят люди, явления природы, дома. Все это целостные, автономные объекты. Абстрактными называются понятия, в объемы которых входят некоторые свойства объектов или отношения между ними. Свойства и отношения не существуют сами по себе, автономно и независимо, они всегда «привязаны» к каким-то объектам. Возьмем, к примеру, понятие «белизна» или понятие «честность». И белизна, и честность не существуют сами по себе, есть белые предметы и честные люди. Но мы можем оторвать от объекта какое-то свойство и составить о нем понятие - такие понятия называются абстрактными. К абстрактным относятся и такие понятия, как «дружба» и «любовь». Они отражают отношения между людьми, а без людей на Земле нет ни любви, ни дружбы. [3, с.67] б) Относительные и неотносительные. Относительными называются такие понятия, содержание которых взаимно предполагает существование друг друга, грубо говоря, это понятия, существующие только в паре. Например, «право-лево», «верх-низ», «ученик-преподаватель» и т. д. Представьте, что у нас есть только понятие «право», а понятие «лево» исчезло. Нетрудно понять, что, оставленное в покое, понятие «правильно» потеряет всякий смысл и тоже исчезнет. Такие понятия могут существовать только парами, потому что их содержание определяется их отношением друг к другу. Нерелевантные понятия не содержат отсылок к другим понятиям и могут существовать сами по себе, например, «карандаш», «овца», «торт». в) положительные и отрицательные. Положительные понятия отражают свойства, присущие предметам, например, «высокий», «жадный», «желанный». Отрицательные концепты отображают свойства, отсутствующие у субъекта, например, «неграмотный», «бескорыстный», «нежелательный». Если понятие «грамотный» отражает свойство человека уметь читать и писать, то понятие «неграмотный» свидетельствует о том, что предметы, входящие в его объем, не обладают этим свойством. Правда, следует отметить, что иногда слова, в состав которых входят отрицательные частицы «не» или «без» («бес»), выражают положительные понятия, т. е. отображают некоторые из свойств, присущих предметам: «ненависть», «неряшливость», «небрежность». ", и т.д. г) Коллективные и неколлективные (разделяющие). В собирательных понятиях некоторое множество, состоящее из однородных предметов, мыслится как единое целое, например, «стадо», «флота», «лес», «созвездие» и т. д. Эта целостность проявляется в том, что многие свойства множества объектов принадлежат ему как целому, но не принадлежат составляющим его объектам. Можно сказать, например, «В лесу легко заблудиться» или «Это созвездие похоже на медведя», но этого нельзя сказать об отдельно взятом дереве или звезде. Набор объектов часто приобретает свойства, отсутствующие у входящих в него объектов. Деление понятий на положительные и отрицательные, относительные и не относящиеся к делу не является жестким. В зависимости от того, как мы формулируем содержание, может меняться и наша оценка концепции. Понятие как форма отражения объективной реальности Понятие выступает и как исходный элемент познания, и как его результат. Всякая логическая форма имеет концептуальный характер. Предметом мысли может быть любая вещь, явление или процесс объективной действительности, относящийся к ним. Размышления о свойствах и отношениях объектов называются характеристиками. Знаки бывают двух видов: существенные и несущественные. Существенные - это необходимые признаки, без которых объект не может существовать в своей качественной определенности. Например, одной из существенных характеристик понятия «человек» является наличие сознания. [5, с.18] Незначительные - это преходящие, второстепенные признаки, приобретая или теряя которые, предмет остается самим собой. Например, малозначительной характеристикой понятия «мужчина» является цвет его волос, вес, рост и т. д. На основании наличия многих признаков предмета человек в процессе мыслительного процесса выделяет наиболее характерные во всех отношениях и фиксирует их в понятии. Каждая из существенных характеристик необходима, и в своей совокупности они достаточны, чтобы выделить предмет мысли из общего окружения субъекта. Понятие представляет собой сочетание этих характеристик в одной мысли. Таким образом, понятие есть мысль о предмете, отражение предмета в его существенных признаках. Соотношение понятие и слова Логика издавна рассматривала понятие как одну из форм отражения мира в мышлении. Понятие есть «результат обобщения и выделения предметов (или явлений) определенного класса по некоторым общим и, в совокупности, специфическим для них признакам. Обобщение осуществляется путем абстрагирования от всех признаков отдельных предметов и групп предметов внутри данного класса. Понятие, выражаемое словом, соответствует, таким образом, не отдельному денотату, а целому классу денотатов, выделяемых по тому или иному признаку, общему для всех денотатов этого класса. Из сказанного следует, что из всех видов слов только имена нарицательные служат для непосредственного выражения понятий. Однако другие виды слов косвенно соотносятся с понятиями. Имена собственные, как сказано, суть наименования отдельных предметов, но эти отдельные предметы мыслятся как принадлежащие к некоторым общим классам, вследствие чего имя собственное подводится в сознании говорящих под тот или иной общий класс и связано с соответствующим понятием. Так, Нева соотносится с классом рек, либо (в письменном изображении в кавычках - «Нева») с классом периодических изданий (журнал «Нева»), либо с классом гостиниц, пароходов и т. д. Любое имя собственное имеет смысл при условии такого соотнесения с соответствующим общим понятием. [4, с.61] Отчетливо соотнесены с понятиями указательное-заместительные, а также служебные слова и даже междометия (например, тьфу! с понятием отвращения, презрения, стоп! с понятием запрещения дальнейшего движения и т. д.). В общем, прямо выражают понятия или косвенно соотнесены с ними все разряды слов. Понятия, с которыми так или иначе соотносятся слова языка, не обязательно являются научными, логически обработанными понятиями, соответствующими современному уровню познания человеком мира. Лишь часть слов в языке, в основном те, которые выступают в качестве специальных терминов в науке и технике, действительно выражают научные понятия. Но термины представляют собой особую область лексики, хотя и недостаточно отграниченную от обиходной лексики. Общеупотребительные слова связаны с понятиями «бытовыми», часто «донаучными», разработанными в древности или значительно упрощенными и грубыми по сравнению с соответствующими понятиями науки. В астрономии «звезда» и «планета» - разные понятия (их сущностные признаки совершенно разные), а в обыденном языке понятийное значение слова «звезда» охватывает оба без различия. [2, с.322] Даже при кажущемся совпадении научных и житейских понятий при ближайшем рассмотрении обнаруживается, что они содержат не тождественные признаки. Современный научный термин «вода» включает в себя знак химического состава (Н2О), тогда как обиходный термин, выраженный словом вода, возник задолго до того, как был известен химический состав вещества (и усваивается современным ребенком задолго до первого урока химии). Содержание бытового термина (значение термина) «вода» можно примерно определить, как «прозрачная бесцветная жидкость, образующая ручьи, реки, озера и моря». Языковой формой выражения и закрепления понятия (научной или бытовой) может быть не только слово, но и предложение, иногда даже очень длинное и сложное (например, не имевшее на момент проверки подписки» и т.д. Что же касается раскрытия содержания понятия, то такое раскрытие может быть разным по степени полноты и глубины и достигается не с помощью одного слова или словосочетания, называющего это понятие, а с помощью сложного, развернутого определения или даже подробное объяснение, иногда состоящее из многих предложений. ЗаключениеПонятие обычно определяют, как одну из основных форм мышления. Он может функционировать как специфический продукт мысли и является обобщенным отражением класса предметов в их наиболее общих и существенных характеристиках. Благодаря понятиям мысль приобретает характер обобщенного отражения действительности. Обобщая все вопросы о понятии, я обнаружил, что понятию, которое обычно определяют, как одну из основных форм мышления, в теоретической логике уделяется большое внимание. Переход от чувственного уровня познания к познанию на уровне абстрактного мышления характеризуется как переход от отражения мира в форме ощущений, восприятий и представлений к отражению мира в терминах и суждениях, выводах и в конечном итоге научности, формулируемых на их основе. базовые теории. Список использованной литературы Александров, Д.Н. Логика. Риторика. Этика: учебное пособие / Д. Н. Александров. - М.: Флинта Наука, 2018. -168 с. Гетманова, А. Д. Логика /А.Д. Гетманова. - М.: КноРус, 2017. - 416 с. Ивлев, Ю.В. Логика: учебник / Ю. В. Ивлев; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2016. - 287 с. Сковиков А.К. Логика: учебник и практикум для бакалавров / А.К. Сковиков. - Москва: Юрайт, 2018. - 575 с. Строгович, М. С. Логика / М.С. Строгович. - М.: Едиториал УРСС, 2017. - 368 c Тымцяс В. Г. Логика: Курс лекций / В. Г. Тымцяс. – М.: ПРИОР, 2018. -160 с. |