Главная страница
Навигация по странице:

  • Этапы

  • 33.Жизнь, смерть и бессмертие в духовном опыте человечества. Проблема смысла жизни.

  • 37.Проблема познаваемости мира. Знание и вера. Развитие концепций познания в истории философии. Гносеология

  • Основные

  • 42.Понятие парадигмы научного знания. Природа научных революций. Научная парадигма

  • 45.Социальная структура общества и стратификационные отношения в современном мире.

  • шпоры философия. Шпоры философия. 1. Понятие мировоззрения, его структура и функции. Исторические типы мировоззрения Мировоззрение


    Скачать 184.65 Kb.
    Название1. Понятие мировоззрения, его структура и функции. Исторические типы мировоззрения Мировоззрение
    Анкоршпоры философия
    Дата15.12.2021
    Размер184.65 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаШпоры философия.docx
    ТипДокументы
    #305098
    страница6 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    23.Концепции материи в истории философии и науки.

    Материя- категория онтологии, обозначающая объективную реальность, данную непосредственно или опосредованно в ощущениях человека и существующую вне и независимо от его сознания. Материя- основная категория материалистической философии, в которой подчеркивается, что важнейшими свойствами материального бытия является: быть объективной реальностью и являться принципиально познаваемой. В современном естествознании понятие « материя» включает как объекты, имеющие массу покоя, так и физические поля.

    В истории философии было развито несколько концепций материи- субстратная, субстанциальная, концепция материи как вещества и объективной реальности.

    Понятие материи является основной категорией в философии, оно означает сущность мира, признание объективной реальности, существование независимо от сознания человека. Материи приписываются те же характеристики, что и Богу. Следовательно, она может рассматриваться в качестве своеобразного обоснования существования не только материального мира, но и духовного. Материальный мир развивается через взаимодействие вещей и процессов. Это взаимодействие выступает, согласно материализму, основанием мира. Материя обладает многочисленными свойствами: несотворимость, неуничтожаемость, познаваемость, неисчерпаемость строения и т. д. Но среди них есть такие, без которых она не может существовать. Такие свойства называются атрибутами. К ним относятся движение, пространство, время.

    Этапы: 1-ый этап. Греческие философы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр и др.) пришли к выводу, что существует материал, из которого состоят все вещи (это позднее было названо субстанцией). Они сводили материю к наглядно-чувственным представлениям (огонь, вода и т.д.). Фалес считал, что все состоит из воды; Анаксимен – из воздуха; Гераклит – из огня; Эмпедокл – признавал 4 стихии: огонь, воду, воздух, землю; Анаксимандр считает, что основу мира составляет ненаблюдаемое вещественное начало – апейрон. Взгляды философов Древней Греции носили наивный, но диалектический характер.

    2-ой этап (5 в. до н.э.- конец 19 в). Представители: древневост. Ф (школы ньяя, вайшешика), Др.Греция (Левкипп), франц. мыслители (П.Гассенди, Ж.Ламетри), И.Ньютон, Р.Бойль, М.Ломоносов. Новое представление о материи – материя отождествляется с атомами как особой формой в-ва. Демокрит – «атом вечный, его нельзя уничтожить, он невидимый, все атомы одинаковы, из них строится все (+ душа)». Платон – в основе мира лежат идеи, которые он признавал кирпичиками материального мира, но наделял их не физическими, а геометрическими свойствами. Свойства атомов зависят от того, какую геометрическую форму они имеют и какими математическими идеями они порождаются (идеалисты).

    3-ий этап. В связи с революцией в естествознании в конце 19 – начале 20 вв. (Беккерель открыл радиоактивность; 1902г. – Резерфорд и Содди расщепили атом) было выработано так называемое философско-гносеологическое представление о материи: материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (В.И. Ленин).

    4-ый этап. На этом этапе формируется субстанционально-аксиологическая концепция материи как системы, охватывающей более широкую совокупность её атрибутов. Более содержательным явл-ся научное представление о материи. Наука выделяет 2 вида материи: вещество и поле. Хотя это определение условно. В 30-е гг 20в.была создана теория корпускулярно-волнового дуализма. Наука также выделяет ряд структурных уровней организации материи: 1)вакуум; 2)элементарные частицы; 3)атомы [1,2,3-микромир]; 4)молекулы; 5)тела; 6)планеты [4,5,6-макромир]; 7)звезды; 8)галактики; 9)метагалактики (мегамир). (эволюция неживой природы). На ур-не макромира возникает жизнь. Живое от неживого отличается следующими признаками: питание, выделение, дыхание, рост, пожвижность, размножение, раздражимость.

    33.Жизнь, смерть и бессмертие в духовном опыте человечества. Проблема смысла жизни.

    Высшей, абсолютной ценностью является человеческая жизнь. Сущность жизни в истории человечества трактовалась по-разному: от борьбы за существование (Ч. Дарвин) и способа существования белковых тел (Ф. Энгельс) до космического процесса качественных изменений «жизненного порыва» (А. Бергсон). Но аксиологический аспект осмысления жизни заключается не столько в выяснении ее сути, сколько в поисках ответов на вопросы: «в чем смысл жизни?», «зачем человек живет?».

    Жизнь является всеобщим необходимым условием осуществления всех иных (реальных и утопических) целей, задач, мечтаний, которые человек ставит перед собой. В отличие от животного человек осознает свою смертность, понимает, что жизнь не бесконечна. Поэтому он стремится продлить свою жизнь, приобщиться к вечному, оставить о себе память. Но это удается человеку лишь в том случае, если его жизнь была наполнена смыслом. Выяснение, уяснение и поиск этого смысла выступают, таким образом, предварительными условиями человеческого бессмертия.

    Выступая абсолютной, высшей ценностью, жизнь может иметь различную цену.

    Таким образом, поиск смысла жизни для человека является естественным процессом и вытекает он из естественной же потребности самоощущения значимости своей жизни для других и самого себя. Смысл жизни не может быть определен окончательно, потому что он не задан наперед, а формируется человеком на каждом конкретном этапе своего бытия. Любые конкретные привязки к отдельным смыс-ложизнеиным ценностям имеют смысл, но не могут охватить все целое. Смысл жизни не может быть исчерпан даже самым полным перечнем смысложизненных ценностей.

    Поэтому, если и возможно, то лишь самое абстрактное (а поэтому и малоценное в практическом отношении) его определение; смысл жизни заключается в самой жизни, в том, чтобы жить подлинной жизнью, быть Человеком при всех обстоятельствах и даже вопреки им.

    Смерть — завершающий момент существования живого существа. Неотъемлемой чертой религий является представление о смерти как о конце плотской, земной жизни и переходе к вечной — бестленной, духовной.

    Проблема смерти порождает вопрос о цели и смысле жизни. В этом вопросе есть субъективная и объективная сторона. Субъективная сторона проблемы смысла жизни решается каждым человеком по своему, в зависимости от мировоззренческих установок.

    Человек как биологическое индивидуальное существо смертен. Он не представляет собой исключения из материальных, в том числе биологических, систем. Как и всё. что обладает бытием, рано или поздно заканчивает своё существование и переходит в небытие, так человек завершает свою жизнь процессом умирания. От всех других живых существ человек отличается более всего тем, что на протяжении всей своей индивидуальной жизни он никогда не достигает «целей» жизни родовой, исторической; в этом смысле он постоянно нереализуемое, адекватное существо.

    Особо важен выбор смысла жизни. Разные философские школы по-разному определяют этот смысл. Гедонисты видят его в удовольствии. Эвдемонисты - в счастье. Религиозные персоналисты - в единении с Богом. Социологизаторы - в общественных ценностях (часто в «бесценности светлого будущего»). Ригористы - в служении долгу. Экзистенциалисты задаются вопросом: «Стоит ли жизнь того, чтобы ее прожить?» - и отвечают: «Жизнь абсолютно бессмысленна, и все ее смыслы – иллюзии, созданные от безысходности». Однако практически все современные философы признают, что смысл жизни у каждого свой, уникальный. И это важнейшая форма самореализации личности.

    Человек считается единственным существом, знающим о своей неизбежной кончине. Преодолевают же страх смерти в разных философских учениях по-разному: либо признавая бессмертие души, либо игнорируя по Эпикуру (смерти при жизни нет), либо надеясь продолжиться в детях, делах, идеях и т.п. В неклассических философиях смерть иногда выступает как окончательный уход, а существование всего мира ‑ лишь момент между двумя ничто, прошлым и будущим. Для диалектиков смерть – способ развития: дескать, только так на смену старому может прийти нечто новое.

    Бессмертие (и в первую очередь бессмертие души) проповедуют различные религиозные и мистические учения. Некоторые верования (брахманизм, буддизм, индуизм) допускают переселение душ. Христиане уповают на воскресение праведников воплоти в День Страшного Суда и их последующее бессмертие. В основе таких надежд человеческий страх перед смертью, а порою и нежелание смириться с конечностью чего бы то ни было.

    Русский родоначальник космизма Федоров призывал человечество сплотиться ради изобретения естественнонаучного метода воскрешения усопших и обессмерчивания всех.
    37.Проблема познаваемости мира. Знание и вера. Развитие концепций познания в истории философии.

    Гносеология – теория познания, философская дисциплина, изучающая основания и природу познания, его возможность и условия достоверности.

    Познание- духовно-творческая деятельность человека, направленная на получение и развитие достоверных знаний о окружающей действительности. В процессе познания объекты действительности переводятся в идеально-знаковую форму, тем самым приобретается статус знания.

    Познание ориентируется на: 1) решение конкретных жизненных проблем, 2) выявление устойчивых сущностных связей мира, 3) накопление личного духовного опыта, в том числе самопознания. Формы познания: обыденно-практическая, мифологическая, религиозная, художественная, философская и научная.

    Основные ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ подходы к познаваемости мира:

    1) познавательный оптимизм, основанный на вере в достижимость соответствия знаний действительности (большинство философов от Платона до Маркса);

    2) агностицизм (он же «познавательный пессимизм») – мир непознаваем (Юм, Кант и многие философские школы современности);

    3) скептицизм ‑ все сомнительно, ко всему надо относиться с недоверием, иронией и самоиронией (Пиррон, Секст-Эмпирик, Ротри).

    Основные ИСТОРИЧЕСКИЕ подходы к решению проблемы познаваемости мира:

    1) Древние философы стремились познать мироздание, считая его познаваемым.

    2) В Средневековье: познание в рамках веры, источник истины – ниспосланные Господом озарения, но разум иногда признавался надежным (дарованным Богом) средством отыскания и обоснования истин.

    3) В новое время познание по преимуществу сводилось к экспериментированию, тщательному сбору и систематизации фактов с целью обнаружения свойств и закономерностей, присущих всем предметам или процессам соответствующего рода (вида, типа). А для объективности (достоверности, точности) познания ‑ достаточно освободиться от индивидуальных и групповых пристрастий.

    4) Современная неклассическая гносеология признает познание продуктом взаимодействия объекта и субъекта. Этот продукт исторически изменчив, все истины относительны, а субъективные пристрастия и выдумки неустранимы.

    А потому нынешняя гносеология изучает бесконечно разнообразные формы и методы взаимодействия познающего субъекта и познаваемого объекта. Где субъект ‑ индивид или исследовательская группа (коллектив). Объектом же может быть все, что угодно (вещь, организм, процесс, взаимодействие, система, мышление) – в том числе сами познающие субъекты. Понятие «предмет познания» обычно обозначает нечто более узкое (конкретное), чем «объект познания» - например, «фрагмент объекта». Под «диалектикой субъекта и объекта познания» понимаются их взаимные влияния (взаимопереходы, взаимоотражения).

    42.Понятие парадигмы научного знания. Природа научных революций.

    Научная парадигма — совокупность фундаментальных достижений в данной области науки, задающих общепризнанные образцы, примеры научного знания, проблем и методов их исследования и признающихся в течение определенного времени научным сообществом как основа его дальнейшей деятельности.

    Ученые, деятельность которых строится на основе одинаковых парадигм, опираются на одни и те же правила научной практики. В определенном смысле общепризнанная парадигма является основной единицей измерения для всех, изучающих процесс развития науки. Эта единица как целое не может быть сведена к ее логическим составляющим. Формирование парадигм является признаком зрелости научной дисциплины, т. е. показателем выхода дисциплины на стадию «нормальной науки». Принимаемая в качестве парадигмы теория должна казаться предпочтительнее конкурирующих с ней других теорий, но она вовсе не обязана объяснять все факты и отвечать на все вопросы.

    Деятельность ученых в допарадигмальный период развития науки менее систематична и подвержена многим случайностям. Когда впервые создается синтетическая теория (зародыш, прообраз парадигмы), способная привлечь на свою сторону большинство ученых следующего поколения, прежние школы постепенно исчезают, что частично обусловлено обращением их членов к новой парадигме. Начальные этапы принятия парадигмы обычно связаны с созданием специальных журналов, организацией научных обществ, требованиями о выделении специальных курсов в университетах. Парадигмы укрепляются по мере того, как их использование приводит к более быстрому успеху, чем применение конкурирующих с ними способов решения острых исследовательских проблем.

    Научные революции – периоды коренной ломки научных представлений (научной картины мира): старые теоретические постулаты стремительно обновляются, появляются более совершенные методы исследования и новые бурно растущие научные отрасли, темп научных открытий существенно ускоряется, прежние знания критически переосмысливаются и частично отсеиваются, техника модернизируется. Изменяется стиль мышления и мировоззренческая парадигма (идейно-методическая основа).

    В.С. Степин назвал 3 типа научных революций: внутридисциплинарные, междисциплинарные и глобальные. Кроме того, выделяют общенаучные (глобальные) и частно-научные (локальные и мини-) революции.

    В качестве примера локальных революций можно привести: первую и вторую астрономические революции, связанные с появлением телескопа и радиотелескопа соответственно в XVII в. и XX в.

    Наиболее интересны четыре глобальные революции:

    1) Научная (она же механистическая) революция XVII века (от Коперника до Ньютона). В то время геоцентрическая система мира заменена гелиоцентрической (Солнечной) системой и неисчислимым множеством аналогичных звездных миров во Вселенной. Открыты основные законы механики (инерции, всемирного тяготения и т.п.). Развита алгебра: дифференциальное и интегральное исчисление. Сформирована эмпирическая и рациональная философия нового времени. Механика стала ‑ образец для всех наук. Вселенная считается состоящей из твердых, однородных, неизменных, неделимых, движущихся атомов, в ней все жестко детерминировано (предопределено причинами).

    2) Промышленная (она же машинная и технико-технологическая) революция XIX века (точнее конец XVIII в. - первая половина XIX в.). Науки дифференцируются, специализируются и размежевываются. Отраслевые законы признаются несводимыми к законам других отраслей, механика из «законодательницы мод» превращается в подспорье «передовых» наук. Основная цель всякой науки ‑ развитие техники и наращивание объемов массового производства. Среди выдающих открытий: закон сохранения и превращения энергии, эволюционные учения в биологии (дарвинизм) и геологии. Бурно развиваются электромеханика и химия. Появляются паровые двигатели, паровозы, пароходы. Зарождается неклассическое философствование, придающее большое значение субъективности восприятия и плюрализму мнений.

    3) Научно-техническая (она же индустриальная или энергетическая) революция ХХ века (точнее конец XIX в. - середина XX в.). Исследования сосредотачиваются на поисках обильных источников энергии, что приводит к многочисленным открытиям в области электромагнетизма и микромира (элементарных частиц). Появляются электродвигатели и двигатели внутреннего сгорания, гидроэлектростанции, теплоэлектростанции, атомная энергетика, синтетические материалы. Начинается покорение космоса и глубин земной коры. Триумфально шествуют теория относительности и квантовая механика, генетика и кибернетика. Вселенная представляется состоящей из электромагнитных образований (полей, волн-частиц), она рассматривается как постоянно развивающаяся (эволюционирующая). Неклассическая философия окончательно вытесняет классическую.

    4) Нано-технологическая (она же постиндустриальная и информационная) революция XXI века (точнее конец ХХ в. - XXI в.): развитие нанотехнологий, Интернет, изготовление и пересадка человеческих органов, борьба с истощением и деградацией природы. Вводятся моратории на «опасные исследования». Ожидаются небывалые перемены в биологическом и духовном облике человека.

    Один из создателей теории постиндустриализма Д. Белл выделяет 3 важнейшие технологических революции:

    - изобретение паровой машины в конце XVIII в.;

    - изобретение электроприборов во второй половине XIX в.;

    - создание персональных компьютеров в 80-е годы XX в.

    Аналоги научных революций находят в прошлом: укрощение огня, изобретение земледелия и скотоводства, металлообработки, создание Эвклидовой геометрии и т.п.

    45.Социальная структура общества и стратификационные отношения в современном мире.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта