Главная страница
Навигация по странице:

  • Неоклассическая философия.

  • Неопозитивизм (логический позитивизм).

  • Главная задача неопозитивизма

  • Герменевтика (Г.Гадамер, П.Рикер, Ю.Хабермас и др.)

  • 24.Движение и развитие как атрибуты бытия. Принцип глобального эволюционизма. Динамику бытия раскрывают категории «движение», «развитие» и «покой».

  • Развитие

  • Концепция (принцип) глобального (универсального) эволюционизма

  • шпоры философия. Шпоры философия. 1. Понятие мировоззрения, его структура и функции. Исторические типы мировоззрения Мировоззрение


    Скачать 184.65 Kb.
    Название1. Понятие мировоззрения, его структура и функции. Исторические типы мировоззрения Мировоззрение
    Анкоршпоры философия
    Дата15.12.2021
    Размер184.65 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаШпоры философия.docx
    ТипДокументы
    #305098
    страница7 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    Социальная структура общества- это совокупность различных общностей людей, взятых в их взаимодейтвии. Формы общности людей делятся на естественно- исторические, этноисторические и социально- исторические. Естественно- исторические формы общности людей- раса, поколение,пол и т.д. К этноисторическим общностям людей относятся род, племя, народность, нация. Социально- историческими формами общности людей являются классы, сословия, слои и касты и т.д.

    Основным элементом социальной структуры общества является человек как социальный индивид, который в реальной действительности имеет определенный социальный статус и выполняет определенную социальную роль.

    Основой любого общества является социальная группа. Социальные группы подразделяются: 1) по численности (малые, средние, большие); 2) по характеру взаимодействия (первичные и вторичные); 3) по способу организации(формальные и неформальные) и др.

    Важнейшими концепциями изучения социальной структуры общества являются классовая и cтратификационная.

    1)Классовая структура. Признание определяющего для социальной структуры общества ее деление на большие группы людей – классы- характерно для марксизма. Принадлежность людей к определенным большим социальным группам- классам- в марксизме определяется их экономическим положением в оппозициях. Борьба классов выражает главную линию общественного развития и должна привести к победе рабочего класса в форме диктатуры пролетариата. В современной социологии не отрицается значимость классового подхода к анализу социальной структуры, но вместе с тем указывается на его односторонность, поскольку за границами классового анализа остаются другие социальные группы и слои, занимающие важное место в социальной жизни.

    2)Стратификационная структура общества. Страта (прослойка). С позиции стратификационной теории основатели Сорокин и Вебер)

    Общество рассматривается как система многообразных социальных слоев и групп. Социальное различие, неравенство и в соответствии с этим положение людей в социальной структуре определяется на основе различных критериев, которые чаще всего сводятся в четырем основным: размер доходов, уровень образования, доступ к власти, престиж профессии. Представители одной страты обычно также обладают схожими жизненными стандартами и образом жизни, чем и отличается от представителей других страт.

    Важным понятием концепции социальной стратификации является «социальная мобильность», под которой понимаются перемещение индивидов или социальных групп в «горизонтальной» или «вертикальной» социальной плоскости, приводящие к изменению их места и роли в обществе.

    Более продуктивным является такой анализ общества, который диалектически сочетает в себе и классовый и стратификационный компоненты.


    6.Социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии.

    Возникновение философии относится к середине I тыс. до н. э., когда в важнейших регионах Древнего мира – Китае, Индии и Греции – шел процесс становления великих цивилизаций, приходящих на смену первобытнообщинному строю. Первые философские учения появились в наиболее развитых государствах Древнего Востока и Эллады в VI – V вв. до н. э., а именно в Индии, Китае и Греции. В древних государствах Ближнего Востока (Вавилонии, Сирии, Финикии, Иудеи, Египте) также сложились культурные предпосылки возникновения философии, но эта возможность не была реализована из-за нашествия персов, в результате которого Персидская сверхдержава поглотила все эти древнейшие цивилизации. Существует несколько подходов к объяснению генезиса философии. Различным образом интерпретируется этот процесс в мифогенной и гносеогенной концепциях. Согласно первой, философия возникает в процессе рационализации мифов и перевода чувственно- конкретного мифологического мышления в понятийно-логическую форму. Гносеогенная концепция рассматривает философию как результат становления протонаучного знания. Многовековые наблюдения за движением небесных тел, используемые в строительстве и навигации, знания в области механики и математики, а также необходимые в сельском хозяйстве биологические сведения и древняя медицина стали основой философии, которая позволила систематизировать накопленные сведения и придать им форму теоретических знаний о естественных причинах и началах космоса. Философия создает единую модель объяснения мира, используя наработанные в протонауке понятийный аппарат и приемы абстрактного мышления. Обе эти концепции отражают крайние полюсы реального становления философского мировоззрения. Философия наследует от мифологии мировоззренческую, ценностную проблематику. Познание было присуще мифу, но не составляло его ядра, поскольку сущность мифа – объективация коллективно-бессознательных, родовых эмоций и переживаний. Начало философии связано с преодолением мифологического синкретизма. Она опирается при этом на выработанные в протонауке рациональные знания, стремится отмежеваться от характерных для мифологии особенностей мышления и языка, противопоставить им иные, рационально-логические принципы объяснения. Но главное – становление философии означало содержательный переворот в картине мира и системе ценностей древних цивилизаций. Она явилась исторически первой формой теоретического познания действительности, благодаря которой человечество, опираясь на собственный разум, научилось критически относиться к традиции и собственному положению в мире, целенаправленно совершенствовать свою деятельность, нравственность и социальную жизнь. Философия возникает не случайно, ее генезис не может быть адекватно проанализирован без выяснения комплекса объективных социально-исторических и культурных условий ее возникновения. Предпосылки генезиса философии были связаны с радикальными изменениями в экономической, социально-политической и духовной жизни древнего мира. Несмотря на существенные различия этих процессов на Востоке и Западе, можно выделить ряд общих параметров, отражающих переход архаических обществ к цивилизованному состоянию. Прежде всего, это новый уровень развития производства, связанный с технологической революцией I тыс. до н. э., символом которой можно считать наступление «железного века». В результате распространения железных орудий труда, которые к VI – V вв. до н. э. практически вытеснили бронзовые, развитие земледельческих цивилизаций стало более стабильным, выросло благосостояние древних царств, сложилась дифференцированная система общественного разделения труда. Расцвет земледелия и ремесла, торговли и мореплавания способствовал утверждению товарно-денежного обмена в экономике. Появление всеобщего эквивалента стоимости – денег (первоначально в виде монетной формы) – развивало абстрактное мышление. Монета – воплощение меновой стоимости, абстрактного труда. Распространение монетного обращения служило развитию способности к счету и формированию логического мышления даже на уровне обыденного сознания, что существенно изменяло характер духовной культуры. Произошли радикальные изменения в социальной структуре древних цивилизаций. Возникновение частной собственности и социально-экономического неравенства привело к возникновению классов. Возникло множество социальных групп, имеющих несовпадающие, а иногда и противоположные, интересы. Единство племенной идеологии, основанное на общих мифах и тысячелетней мифологической традиции, разрушалось изнутри. Отделение умственного труда от физического стало причиной появления интеллектуальных элит, основным занятием которых было производство, хранение и передача знания. Эти новые социальные группы, отличные от жречества и военной аристократии, стали той общественной средой, которая порождала из себя ученых и философов, первых носителей рационального светского мировоззрения. Социально-классовая дифференциация общества привела к возникновению государства. Такие характерные для него признаки, как сбор налогов, наличие границ, фиксирующих общую территорию проживания, институт подданства, а также право, превращали население в формально-юридическую общность – совокупность граждан государства. В результате разрыва кровнородственных связей, установления абстрактных, политико-правовых отношений между людьми произошла автономизация индивидов. Была осознана значимость личностного начала. Индивид больше не растворялся в социальном целом (семье, клане, племени). Он мог претендовать на свою уникальную точку зрения и должен был уметь отстаивать собственные интересы и ценностные установки. Философия, предполагающая плюрализм мировоззренческих позиций и их обоснованность, была востребована исторической ситуацией. К этому времени появилась система школьного образования, поддерживаемая государством. Оно было ориентировано на свободных граждан рабовладельческого социума и являлось качественно отличным от традиции институтом социализации личности. Быстрое развитие письменности изменило тип культурной трансляции знаний и опыта, что способствовало развитию категориально-понятийной културы мышления, логики, эристики, диалектики. Как следствие этих объективных процессов в духовной культуре древних цивилизаций появилась и утвердилась философия, предложившая новую картину мира, новое понимание человека и общества.

    15.Классическая и неклассическая европейская философия.

    Основные черты классического типа философствования.

    Время классической философии: в узком смысле ‑ от Декарта до Гегеля, в широком - от Парменида и Платона до Фейербаха.

    Основные черты: ориентированность на разум как основание миропорядка и инструмент познания; объективизм (нацеленность на познание объективной (природной) действительности; признание наличия совпадений (тождества) бытия и мышления; детерминизм (признание причинно-следственных связей); человеческое познание ‑ отражение объекта (Божьих мыслей, идей, реалий и т.д.); стремление к абсолютной истине; научность и системность как эталон; человек разумное существо, познаваемое, как и всякий объект; социальные законы сродни природным; признание социального прогресса; исторические законы универсальны.

    Неоклассическая философия. После немецкой классики ‑ период «неклассической философии».Основные черты: Иррационализм – изобличение бессилия разума, выявление способностей, побеждающих или заглушающих разум (интуиция, подсознание, инстинкты и т.п.). Разум при этом считается привнесенным в мир самим человеком, а познание во многом ‑ результат свободного творчества познающего; субъективизм – у каждого своя истина (правда);релятивизм ‑ истина всегда относительна; познавательный пессимизм – человеку положено смирить гордыню «знатока» и сомневаться во всем; индетерминизм – полное или частичное отрицание причинности, придание преобладающего значения случайности и (или) вероятности; произвольность, художественность, двусмысленность (многозначность) философствования; противопоставление природного и духовного: в естествознании жесткие законы ‑ в социологии стихийность ‑ результат свободного выбора индивидов. В центре внимания человек (внутренний мир, общество, культура, наука). Абсолютизация специфики развития каждой цивилизации, каждого народа и каждой страны. Сочетание прогресса и регресса, либо отрицание объективности того и другого, либо признание прогресса губительным. Социальный пессимизм (наш ждут тяжелые и опасные испытания, вероятно – гибельные). Великое множество школ, кажущихся очень похожими, но размежевывающихся между собой по малопонятным непосвященному признакам. Подавляющее большинство так называемых «неклассических (постклассических) философов» не желает называться «философами», ибо философия, оп их мнению, нелепа и устарела. Критическое (ироничное) отношение ко всей классике, в первую очередь в связи с однозначностью и категоричностью классиков. Ориентация на практический результат и выгодность знаний.

    16.Развитие философии как методологии научного исследования в западной философии XX в. (неопозитивизм, феноменология, философская герменевтика).

    Неопозитивизм (логический позитивизм). Начало положено в 20-х гг. ХХ в. «венским кружком» (Карнап, Нейрат, Франк, Шлик и т. д.). Основоположники – Бертран Рассел, Карнап оставили за философией роль общей методологии (науки, изучающей методы естественнонаучных исследований).

    Главная задача неопозитивизма – разработка методов логического или лингвистического анализа знания. Основная цель неопозитивизма- анализ языка науки. Важнейшим принципом неопозитивизма является принцип верификации, согласно которому истинность утверждений должна быть подтверждена эмпирической проверяемостью.

    Современной разновидностью неопозитивизма является аналитическая философия, которая сводит цель философии к анализу преимущественно языковых средств познания. Основными течениями аналитической философии являются:1) философия логического анализа, использующая аппарат современной математической логики- логический эмпиризм(Карнап, Гемпель, Франк) и логический прагматизм( Куайн, Гудмен); 2) лингвистическая философия- философия обыденного языка( Райл, Дж.Остин)

    Феноменологияразновидность психологизма, сосредотачивающегося на толковании внутреннего мира человека, подчеркивании уникальности каждого индивида и проповеди свободы самореализации. В «пограничных ситуациях» (высочайшем душевном напряжении) психологизм обнаруживает раскрытие самых глубинных человеческих качеств.

    Феноменология (от немецкого «phaenomenologie» - учение о впечатлениях) ‑ одно из основных направлений философии ХХ века. Основатель – Э. Гуссерль (1859-1938 гг.) с книгой «Логические исследования». Видные приверженцы ‑ Хайдеггер, мюнхенская группа и др.

    Феноменологи считают, что реальные вещи, человеческие переживания и их описания (словесные, знаковые и др.) не сводимы друг к другу, но все же связаны в некое единство. Благодаря чему у людей есть возможность прочувствовать какое-то сходство или различие между реалиями, феноменами и символами. Но тут все зависит от «психологической чуткости» улавливающего и его стремления «вчувствоваться» для обнаружения («реконструкции») «иного» в себе. Кроме того, необходим упорный скептицизм и критика, чтобы очищать «поля сознания» от иллюзий.

    Герменевтика (Г.Гадамер, П.Рикер, Ю.Хабермас и др.) - искусство толкования текстов; учение о принципах их интерпретации; экзегетика. Как философское учение герменевтика представляет собой учение о понимании(целостном душевно-духовным переживании) как

    методологической основе гуманитарных наук.

    С самых своих истоков философская герменевтика была связана с идеями интерпретации проблемы понимания. У Гадамера герменевтика впервые превратилась в самостоятельную область знания, суть которой может рассматриваться и как учение о человеческом бытии вообще, и как основной метод гуманитарных наук. Герменевтика сконцентрировалась на изучении особенностей именно гуманитарного знания, путях его постижения, выяснении сходства и различия объяснения и понимания. Так, Гадамер полагал, что существуют разнообразные способы отношения к бытию, и науко-теоретическое освоение мира – лишь одна из многочисленных позиций человека в нем. Это означает, что научное познание не является не единственным, ни универсальным. Существуют еще философия, искусство, «историческое предание» и пр. Фундаментальной характеристикой человеческого бытия и мышления герменевтика считает «историчность», определяющуюся через время, место и конкретную ситуацию.

    По мнению философов - сторонников идей герменевтики социально-гуманитарные науки не могут и не должны копировать методологию естествознания. Этой методологией можно пользоваться, но с учетом особенностей и своеобразия изучаемого предмета. Заслугой философской герменевтики так же является изучение значения толкования, интерпретации в социально-гуманитарном знании.

    Философская герменевтика рассматривает бытие как самостоятельную языковую субстанцию. Непосредственное бытие человеку недоступно, поскольку он живет в мире, запечатленном в языке. Отсюда лингвистическая природа философии, которая обнаруживается, прежде всего, в ее диалогическом характере. Таким образом, единственно доступным и ценным миром герменевтика признает мир человеческого общения, внутри которого образуется мир культуры, ценностей, смыслов и т.д.

    24.Движение и развитие как атрибуты бытия. Принцип глобального эволюционизма.

    Динамику бытия раскрывают категории «движение», «развитие» и «покой». Они же называются «атрибутами материи», то есть ее неотъемлемыми свойствами.

    Движение – это любое изменение состояния (количества, качеств, соотношений, связей, действий и т.д.), но прежде всего пространственно-временных характеристик. По Энгельсу движение в широком смысле – способ существования материи. Развитие – изменение усложняющее и обогащающее. Покой – отсутствие движения, он считается относительным и временным.

    Формы движения: физическое, химическое, биологическое, социальное, духовное. По направлению движения его формы таковы: круговорот, восхождение, нисхождение, колебание или единство восхождения и нисхождения.

    Аналогичные виды развития: прогрессивное, регрессивное, нейтральное, а также революционное (бурное) или эволюционное (плавное, постепенное). Формам движения свойственно превращаться друг в друга, а низшим формам – подготавливать-обуславливать появление высших форм.

    Концепция (принцип) глобального (универсального) эволюционизма – занимает одно из центральных мест в научной картине мира. Это сведение воедино всех видов развития на принципах: самоорганизации (синергетики) и эволюции (космической, химической, биологической, социальной). Согласно этой концепции все системы самоусложняются: растет их разнообразие, а стабильность снижается. Многое случайно, но господствует «наследственность» (частичная причинность, преемственность), не определяющая, однако, всего. Развитие идет путем отбора наиболее реального варианта из множества возможных.

    Принцип глобального эволюционизма. В основе схемы глобального (универсального) эволюционизма лежат, согласно Н. Н. Моисееву, исходные принципы:

    - Вселенная – это единая саморазвивающаяся система;

    - эволюция систем носит направленный характер: развитие идет по пути усложнения систем, роста их разнообразия и уменьшения их стабильности;

    - во всех ее процессах неизбежно присутствуют случайные факторы, влияющие на их развитие;

    - во Вселенной господствует наследственность: настоящее и будущее зависят от прошлого, но не определяются им однозначно;

    - динамику мира можно представить как постоянный отбор, когда из множества виртуальных состояний система избирает наиболее реальные;

    - принцип отбора допускает существование бифуркационных состояний, в результате последующая эволюция оказывается принципиально непредсказуемой, ибо вступают в силу случайные факторы, действующие в период переход

    Согласно данной концепции все стремится к единству (кооперированию). А объединившиеся системы неуклонно самоусложняются: растет их разнообразие, а стабильность снижается. Целое не равно сумме его частей, ибо у него дополнительные свойства. В изменениях многое случайно, но есть и «наследственность» (причинность, преемственность), не определяющая, однако, всего. Развитие идет путем отбора наиболее уместного (оптимального) варианта из множества возможных. Ярчайшие примеры такого отбора черпаются в дарвинизме (естественном отборе наиболее приспособленных биологических видов) и бифуркационных теориях возникновения макроастрономических объектов и элементарных частиц.


    написать администратору сайта