шпоры философия. Шпоры философия. 1. Понятие мировоззрения, его структура и функции. Исторические типы мировоззрения Мировоззрение
Скачать 184.65 Kb.
|
7.Становление философии в культурах Древнего Востока (Индия и Китай). Зарождение философской мысли в древнеиндийской культуре восходит к началу VIII в. до н. э. и связано с древнейшим памятником индийской мифологии – Ведами. Веды (букв. –знания) представляют собой сборники гимнов, молитв, заклинаний, посвященных божествам древнеиндийской мифологии, олицетворяющим силы природы. В процессе размышлений над главным сборником Вед – Ригведой – сложились первые философские тексты – Упанишады (букв. – «сидеть у ног учителя»), в которых образы мифических божеств уже играли роль рациональных философских понятий. Большинство древнеиндийских мыслителей черпали из Упанишад основные философские идеи, видели в них высший авторитет, откровение божественной мудрости (шрути). Образование первых философских школ относится к VI – II вв. до н. э. В этот исторический период сложилось шесть ортодоксальных философских учений (даршан), составивших рациональное ядро идеологии брахманизма: веданта, ньяя, вайшешика, миманса, санкхья, йога. Этому направлению активно противостояли неортодоксальные школы: буддизм, джайнизм, локаята, адживика. Они не признавали авторитет Вед, выступали против интеллектуальной гегемонии жречества в древнеиндийской культуре. Базовые категории: Брахман (абсолютно совершенное), Атман (совершенный дух), Пракрити (природа), сансара (течение изменчивой жизни), карма (судьба-воздаяние), дхарма (долг), мокша-нирвана (освобождение от суетного). Здесь главная проблема – достижение вечного (нетленного) через избавление от преходящего. Разные школы предлагают свои пути и методы решения этой проблемы. Существенные особенности: психологизм (виртуализация – то есть вымышленность), традиционализм, обращение к внутреннему опыту, философствование ради спасения. Формирование философских школ – VI-V века до н.э. Сначала появились неортодоксальные (отрицающие непогрешимость вед и брахманов и апеллирующие к массам), а им в ответ ‑ ортодоксальные, приверженные традиционным канонам. Особенности философской мысли древнего Китая Зарождение философских представлений относится к эпохе Западного Чжоу (XII – VIII вв. до н. э.), когда происходило бурное развитие письменности и складывались знаменитые литературные памятники древнекитайской культуры: «Шу цзин» (Книга истории), «Ши цзин» (Книга песен); «И цзин» (Книга перемен), из которых в последующем черпали свои идеи философские мыслители Древнего Китая (протофилософский период). В эту эпоху сложился знаменитый культ предков и поклонение Небу – всеобщей судьбе, закону природы и принципу порядка в Поднебесной. Первые философские учения возникли в эпоху Восточного Чжоу (VIII – VI вв. до н. э.). Это натурфилософский период, когда оформляется важнейшая идея древнекитайской философии – идея перемен, и складывается учение об инь и ян. Последовательность перемен, их ритмичность и направленность, объяснялась взаимопревращениями противоположных начал инь и ян, круговоротом жизненной энергии ци. В этот период появилось учение о Дао и Великом Пределе – Тай- цзи. Период, когда оформились философские школы в Древнем Китае, называют золотым веком китайской философии. Это произошло в эпоху Чжаньго, или «Сражающихся царств» (VI – III вв. до н. э.). Несмотря на то, что философских школ существовало более ста, выделяют шесть важнейших: конфуцианство, даосизм, моизм, легизм, на- турфилософскую школу «инь – ян» и школу имен. Конфуцианство (со II века до н.э. официальная госидеология) создано Конфуцием (551-479 гг. до н.э.). Конфуцианство видит путь к гармонии в соблюдении каждым подробных правил этикета, основанных на принципе «Хорошо делай свое и не лезь в чужое». Даосизм (основатель Лао-цзы) – только недеяние позволяет Гармонии самоосуществиться. Путь (Дао) сам себя прокладывает, если ему не мешать. Легизм: справедливые и строгие законы, поощрение и наказание – вот средства достижения гармонии. Период кризиса классической древнекитайской философии связан с правлением деспотический империи Цинь (221 – 207 гг. до н. э.), во время которой была установлена цензура и духовная жизнь страны поставлена под тотальный контроль государства. Тогда были физически уничтожены многие философы, сожжены их рукописи и трактаты. Роль официальной идеологии в это время выполнял легизм. Возрождение древнекитайской философии приходится на период правления династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.), когда был осуществлен синтез важнейших философских учений и разработана неоконфуцианская идеология. Она предопределила традиционный ха- рактер развития Китая на протяжении двух тысячелетий. 11.Философия и наука: поиски самоопределения философии в новоевропейской культуре. Европейскую философию Нового времени XVII- XIX веков принято считать высшим этапом развития классической философии. Важнейшими факторами, определившими особенность философии и в целом культуру этого времени, были: - развитие естествознания и необходимость разработки научного метода познания природы. Новое время- эпоха торжества разума и науки. Самые выдающиеся открытия в науке в Новое время связаны с И. Ньютоном, который сформулировал три закона классической механики, в т.ч. закон всемирного тяготения, дал законам математическое обоснование, для чего разработал дифференциальное и интегральное исчисления. - революция в экономической и социально- политической жизни в европейских странах актуализировали социальную и политическую проблематику В философии нового времени царит наукоцентризм (наука главнее всего, при этом она свободна от веры и умозрительного философствования), а также рационализм (научный разум – высшая инстанция, а эксперимент – источник и способ проверки знаний). Якобы торжествует деизм, признающий Бога лишь первотолчком, запустившим механизм Вселенной. Ищутся мирские законы, для использования их в преобразованиях мира. Философию озадачивают разработкой метода познания. Отсюда четыре исследовательские программы (2 философско-методические и 2 научные): 1) Эмпиризм (Ф. Бекон, Локк): познание через наблюдения, опыты, эксперименты и индукцию; очищение сознания от примесей (общественных предрассудков - «идолов рода, пещеры, рынка и театра»). Основатель эмпиризма был английский мыслитель Фрэнсис Бэкон, который предложил метод опытного изучения природы, включающий эксперимент и индукцию, позволяющие анализировать и объяснять опытные данные. 2) Рационализм (Декарт, Паскаль, Спиноза, Лейбниц) – критерий истины в сознании (факт «я мыслю» - образец достоверности), признаются врожденные идеи и дедукция в качестве стержневого метода приобретения знаний. Основателем рационализма являлся французкий мыслитель Рене Декарт, который разработал дедуктивно-математический метод познания 3) Атомистическая программа (Гассенди и Бойль) – мир из микроэлементов и их сочетаний. 4) Механистическая программа (Ньютон) – мир большой механизм, познаваемый через опыт, индуктивное выведение законов и дедуктивные выводы, проверяемые на практике. 17.Гуманистически ориентированные направления западной философии XX в. (экзистенциализм, неотомизм, неопротестантизм). Важное место среди философских течений современности занимает экзистенциализм (от латинского existentia — существование, впервые этот термин в указанном значении был употреблен Кьеркегором). Экзистенциализм- философская концепция, в центре которой находятся проблемы уникальности человеческого существования. Различают религиозный экзистенциализм ( К. Ясперс, Г. Марсель, Н.А. Бердяев, Л.Шестов) и атеистический экзистенциализм( М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, Ю. Камю). Свое внимание экзистенциалисты (почти все они – авторы художественных произведений) сосредотачивают на внутреннем мире, душевных переживаниях конкретного человека. Полагая, что смысл жизни для человека непостижим, и весьма вероятно, что никакого смысла не существует вовсе. Экзистенциалисты тем не менее утверждали, что неустанный и безрезультатный поиск такого смысла – удел каждого из нас. В этом поиске разум играет весьма второстепенную роль, на первом месте различные иррациональные влечения (переживания, хотения, озарения и т.п.) Чрезмерная же разумность ведет к подавлению иррационального и существенному обеднению (опустошению) духовного мира человека. Самые интересные среди человеческих эмоций для экзистенциалистов - тревога, страх и иные формы крайнего напряжения («пограничные ситуации» по словам Ясперса), когда человек проявляет себя по максимуму. Неотовизм- обособленное и адаптированное к современным условиям учение средневекового схолиста Фомы Аквинского. Основополагающий принцип неотовизма раскрывается в требовании гармонии веры и разума. Неотомисты выделяют три формы постижения истины: науку, философию и теология Философия неотомизма уделяет особое внимание: - Божественному творению мира и человека (креационизму); - единству истины, блага и красоты в Боге; - основанному на вере познанию Бога через его творения; - рассмотрению человека как единства души и тела, призванного познать Бога, делать добро и избегать зла; - проповеди веры (подчинения Богу, прежде всего) как единственного способа единения всех людей и преодоления всех разногласий, включая социальные и религиозные. Виднейшие представители неотомизма Жак Маритен и Этьен Жильсон, перетолковывавшие Фому в экзистенциалистском духе, трактуя философию как некое приближение по наитию к недосягаемой сущности Божьей, «мистически фонтанирующей в мир в виде отдельных творений». Неопротестантизм (греч. neos — новый и лат. protestans — несогласный) — течение в совр. буржуазной философии морали, по своей методологии относящееся к этическому иррационализму, известно также под названиями «неоортодоксия», «теология кризиса», «диалектическая теология». Этическая теория Н. основывается на религиозно-философском учении о боге и человеке, в к-ром определенным образом осмысляется общий кризис капиталистического об-ва Это учение получает распространение после первой мировой войны в Европе, где его развивают теологи Барт и Э. Бруннер, а в 30-х гг. — в США, где его проповедуют Рейнольд и Ричард Ннбуры, П. Тиллих и др. Сторонники Н. выступили с резкой критикой идей либерального христианства в этике, оценив его как «наивное морализирование». Подвергая осуждению социальные и моральные пороки совр. капитализма, неопротестанты усматривают, однако, причину этих пороков в «естественной» природе человека как такового и всякого об-ва вообще. Человек, утверждают неоортодоксы, по своей природе зол, неискоренимо греховен, не способен осуществлять в своей общественной жизни нравственные заповеди Христа. Поэтому мотивы нравственного осуждения буржуазной действительности совмещаются в неоортодоксии с оправданием ее как неизбежной необходимости. 18.Социокультурная ситуация современности и ее репрезентация в философии. Постмодернизм. В 60-70-е гг. ХХ в. на передний план выступают структурализм, герменевтика, философская антропология, философия постмодерна, пытающиеся изменить проблематику и методы исследования философии. Эти новейшие направления современной западной философии видят себя наставникам человека, способными избавить людей от наиболее бессмысленных порывов и действий в этом сложном, запутанном мире, скользящем у края гибельной пропасти. Герменевтика (от имени Бога Гермеса, истолковывающего слова Олимпийцев смертным) – наука об истолковании тестов (методологическая текстология). В XX столетии приобрела статус философского (общетеоретического) учения – теории интерпретации и понимания всей человеческой деятельности, и в первую очередь – языка и иных коммуникационных средств. Видные представители современной герменевтики - Бетти, Гадамер, Дандман. Герменевтики заняты в основном изучением форм языка и аналогичной языку символики. Структурализм (от слова «структура») сформирован в 20-е годы XX века женевской школой лингвистики, американской школой семиотики и другими родственными направлениями филологии. Особо популярен в 60-е годы во Франции (Соссюр, Леви-Стросс, Фуко). Структуралисты заняты выявлением типичных структур (связей, элементов) в человеческом сознании и языковых контекстах. Утверждают, что наш разум и наша речь ‑ лишь проявления неких глубинных («неявных») структур (моделей) нашего подсознания. Выявить эти структуры и сделать их достоянием сознания – задача структурализма. При этом структура (модель) должна быть 1) целостной, 2) приспосабливающейся к любой конкретике, 3) саморегулирующейся. Постмодернизм (после современность), он же «поставангардизм», он же «новая критика» – разнообразная критика культуры, сформировавшейся ко второй половине XX века, и прежде всего разоблачение пагубности прогресса, уличение бессилия и запутанности сознания людей. Наиболее известные постмодернисты – французские философы Ж. Деррида (1930-2004 гг.), Ж.Ф. Лиотар (1924-1998 гг.) и М. Фуко (1926-1984 гг.). Первоначально постмодернистов интересовала только искусство, но потом они распространили свой подход на всю культуру, пренебрегая любыми запретами-барьерами и применяя «иронию в отношении всего, в том числе в отношении собственной иронии». Постмодернисты исходят из неповторимости всего и вся. Человеку же посильна только «имманенция» ‑ интерпретация и сведение воедино небольшого числа частностей. Причем любое обобщение («концепт») считают разновидностью «игры» (дискурсом). Мол, человеческий ум развлекается, собирая факты воедино то так - то этак ради самоудовлетворения, не особо заботясь о подлинном единстве соединяемого (мнимые единства ‑ «симулякры»). Философия для постмодернистов разновидность «свободной светской беседы», не претендующей на какую-то объективность и ценящейся за разнообразие мнений и стилей. Единственное требование - не выпячивать себя, навязывая собственные взгляды. 25.Диалектика как философская теория развития. Исторические формы диалектики. Диалектика и синергетика. Диалектика в современной философии – наиболее полное и всестороннее учение о развитии бытия (объективная диалектика) и метод развивающегося познания (субъективная диалектика). В обоих случаях диалектика основана на противоборстве двух противоположных тенденций или мнений. Диалектика- такое философское мировоззрение и способ мышления, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в процессах изменения, развития. Диалектика в современной философии – теория развития бытия и метод его познания. Элементы данной теории: принципы, законы и категории. Основные принципы: принцип развития и принцип всеобщей связи. Законы – наиболее общие связи: среди них выделяют существенные, необходимые и устойчивые. Основные законы диалектики: - единства и взаимодействия противоположностей или закон противоречия (якобы определяющий источник развития); - взаимоперехода количественных и качественных изменений (якобы описывающий механизм развития); - отрицания отрицания (якобы задающий направление развития). Неосновные законы (по сути - взаимосвязи): причина-следствие, необходимость-случайность, возможность-действительность, содержание-форма, часть-целое, сущность-явление. Трансформацию представлений о развитии привнесла синергетика(теория самоорганизации называется синергетика (от древнегреческого – сотрудничество), эксплицировавшая общие принципы, лежащие в основе процессов самоорганизации: так, источником развития самоорганизующейся системы выступает не противоречие между ее элементами, а, напротив, их кооперативное, согласованное взаимодействие; случайность становится для такой системы не столько формой проявления необходимости, сколько инициатором возникновения последней. Как бы кстати упоминается, что согласно синергетике в основе развития не борьба, а сотрудничество. Исторические формы диалектики: - искусство беседы (Сократ); - метод правильного мышления и словопрения (эллинизм); - метод обоснований и ведения богословских диспутов (Средневековье); - универсальный метод развития и познания бытия (якобы Гегель); - учение о развитии материи и познания (марксизм); - учение о противоречиях между всеобщим и единичным, неподлинным и подлинным существованием (экзистенциализм); - метод разрешения противоречий между объектом и субъектом (критическая диалектика); - признание неразрешимости жизненных противоречий (трагическая диалектика); - идеология неприятия существующей реальности, тотальный нигилизм (негативная диалектика). 29.Концепция коэволюции общества и природы. Экологические ценности современной цивилизации. Представление о единстве всех биохимических и физических процессов, протекающих на Земле, принципах развития живого вещества и человеческого общества, понимание жизни как космического явления и другие положения составляют единый смысл принципа коэволюции. Коэволюция – это совместная эволюция биологических видов. Единство биосферы ведет к тому, что любое изменение одного вида влияет на другие. Выделяют два вида естественной коэволюции: 1) Взаимодействие в системе «хищник-жертва», совершенствование средств спасения у жертвы вызывает улучшение средств нападения хищника и наоборот. В результате выживают оба вида, и складывается устойчивый баланс между численностью хищников и жертв. Его разрушение губительно для экосистемы в целом: чересчур расплодившийся вид уничтожает окружающую среду. 2) Мутуализм – взаимоподдержка и взаимодополнение различных видов живых организмов (например, цветов и опыляющих их насекомых). Впервые с концепцией коэволюции природы и общества выступил на конференции в 1968 г. ученый Н. В. Тимофеев-Ресовский. С тех пор тема коэволюции становится ключевой в понимании природы человека и в определении судеб человечества. Концепция коэволюции базируется на принципах, согласно которым человечество, изменяя биосферу в целях приспособления ее к своим потребностям, должно изменяться и само с учетом объективных требований природы. Разработка идей коэволюции требует четкой формулировки системы экологических законов, способных снизить опасность угрозы уничтожения естественных ландшафтов природы, ее разнообразных живых организмов, самого человека и всей жизни на планете. В начале XX в. А. Швейцер сформулировал базовый принцип культуры – принцип благоговения перед жизнью, требующий нравственного совершенствования как человека, так и общества. Исследователи, развивая идеи А. Швейцера, говорят о новой стадии развития биосферы Земли, так называемой этосфере как более высокой по отношению к ноосфере. Этосфера – это область мира, основанного на принципах нравственного отношения к природе, ко всему живому на планете. Ее носителем должен стать этически разумный человек, действующий не только в своих интересах, но и в интересах Жизни на Земле. В рамках проблем коэволюции актуальной становится проблема устойчивого развития системы общество-природа. Цель стратегии устойчивого развития – обеспечить выживание человечества путем преодоления социально-экологической нестабильности и конфликтности, достигая сбалансированного развития природы и общества. Ее реализация состоит в сохранении окружающей среды и природных ресурсов для удовлетворения потребностей современных и будущих поколений. Для этого разработаны национальные концепции устойчивого развития: так, в Республике Беларусь приоритетным объявлен экологический закон, обеспечивающий переход от принципа «реагирования и исправления» к принципу «активной профилактики», что призвано способствовать положительной динамике изменения в триаде «человек-хозяйство-природа». |