Реферат. 1. Понятие морали
Скачать 23.01 Kb.
|
1. Понятие морали. Мораль – система исторически определенных взглядов, норм, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках и действиях людей, регулирующих их отношения друг к другу, к обществу, определенному классу, государству и поддерживаемых личным убеждением, традицией, воспитанием, силой общественного мнения всего общества, определенного класса либо социальной группы. Содержание и само понимание терминов "мораль" и "нравственность" в огромной степени зависят от историко-культурных факторов, традиций, а также от идентификации источников. В морали “выражены представления людей о добре и зле, справедливости, достоинстве, чести, трудолюбии, милосердии”. Повелевая, мораль оценивает, оценивая, – познает. Вот то необычное распределение функций, которое отличает ее, та особая последовательность работы психологических механизмов, которая присуща нравственному сознанию. Мораль возникает и развивается на основе потребности общества регулировать поведение людей в различных сферах их жизни. Мораль считается одним из самых доступных способов осмысления людьми сложных процессов социального бытия. Коренной проблемой морали является регулирование взаимоотношений и интересов личности и общества. Мораль включает: моральные отношения, моральное сознание, нравственное поведение. Можно с полной уверенностью сказать, что мораль является как бы прародительницей и государства и права, и что отвечать народным чаяниям может только то государственное устройство, в котором и право и мораль находятся в теснейшем взаимодействии. Общественные отношения первобытного строя являются кровнородственными. Члены общины ведут происхождение от единого предка. Род составляет основу всей общественной жизни. Мораль такая же динамическая регулятивная система, как и право. Ее исторический путь лежит от эквивалентных начал: око за око, зуб за зуб (и более крупно –«кровная месть» «мне отмщение и аз воздам» и т.д.) до начал неэквивалентных - «ударят по правой щеке, подставь левую», т.е. до начал терпимости (толерантности, как определяют эти начала) , прощения, покаяния, воздаяния за зло добром т.д.1 Существует несколько научных определений морали: Термин “мораль” по содержанию – латинский аналог древнегреческого ethos (этика). В латинском языке есть слово “mos” (множественное число – “mores”), обозначающее нрав, обычай, моду, устойчивый порядок. В словаре русского языка мораль определяется как “правила нравственности и сама нравственность”, а нравственность в свою очередь как “правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение”. Мораль – предмет изучения этики; общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека. Во всяком обществе действия громадного множества людей должны быть согласованны в совокупную массовую деятельность, при всем своем разнообразии подчинятся определенным общесоциальным законам. Функцию такого согласования и выполняет Мораль наряду с другими формами общественной дисциплины, тесно переплетаясь с ними и вместе с тем представляя собой нечто специфическое. Мораль регулирует поведение человека во всех без исключения сферах его общественной жизни – в труде и быту, в политике и науке, в семье и общественных местах, хотя и играет в них неодинаковую роль.2 Другое определение морали дает С.А. Комаров: «Мораль (нравственность) – это взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т.д.». В современной философской литературе под моралью понимается нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В то же время, и моральные установки внутри одной культурной традиции могут существенно различаться в разных ситуациях. Одним из наиболее ярких примеров такого варианта является библейская притча о человеке, готовом принести в жертву Богу своего единственного сына, согласно божественному повелению. Разумеется, убийство невинного ребенка является совершенно не соответствующим нормам христианской морали. Однако в случае, если этого хочет Бог, такой поступок для христианина перестает быть антиморальным (хотя остается личной трагедией), поскольку источником установлений, составляющих систему морали для христианина, является Бог, а значит, ни одно его повеление по определению не может быть не моральным. Еще более изменчивыми являются моральные нормы и приоритеты, разделяемые различными субъектами, поскольку в этом случае дополнительным действующим фактором становятся также особенности психики и личный опыт каждого отдельного человека. Критериями наших норм, оценок, убеждений выступают категории добра, зла, честности, благородства, порядочности, совести. С таких позиций даются моральная интерпретация и оценка всех общественных отношений, поступков и действий людей. Современная наука о морали приходит к убеждению, что совокупность переживаемых людьми моральных чувств и признаваемых ими моральных принципов не поддается сведению на единую верховную аксиому, из которой все они вытекали бы, как выводы из логической посылки. Не существует никакого единого морального постулата, исходя из которого можно было бы развить логическую систему нравственности так, чтобы она охватывала все без исключения суждения, подводящие явления под категории "добра" и "зла". Задача науки о морали может заключаться только в том, чтобы отделить каждую из этих нитей от других и показать, каким образом они сплетаются в живую ткань моральной жизни. Совокупность моральных идей и чувств может быть сведена, таким образом, только к ряду независимых друг от друга основных принципов. Каждый из последних служит внутренней основой целой массы явлений морали и дает начало особой замкнутой системе морали; но сами эти принципы друг от друга уже не зависят и потому не обосновывают один другого. 2. Структура профессиональной морали юриста Структура профессиональной морали определяется структурой общей морали, при этом ее элементы приобретают специфическое профессиональное содержание. Таким образом, профессиональная мораль для юристов включает три элемента: - нравственную деятельность представителя юридической системы; - их нравственные отношения; - профессионально-нравственное сознание. Первые два элемента (нравственная деятельность и нравственные отношения) составляют объективную сторону профессиональной морали, а третий (профессионально-нравственное сознание) - субъективную. Каждый из них нуждается в подробном рассмотрении. Нравственный характер деятельности или, иными словами говоря, «нравственность труда» юристов определяется тремя элементами: - целью; - средствами, которые используются для достижения этой цели; - результатом. Так цель и задачи правоохранителей являются глубоко нравственными. Будучи определены в статье 2 Закона «О полиции», они предусматривают: - обеспечение личной безопасности граждан; - предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; - раскрытие преступлений; - охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; - оказание помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов. Таким образом, можно говорить о том, что цель и задачи деятельности правоохранителей не определяются каждым сотрудником произвольно, а устанавливаются правовыми актами, носят нормативный характер. Они представляют собой определенную социальную программу, которая должна быть выполнена обязательно в процессе профессиональной деятельности. Однако цель не только предшествует деятельности, но и сопутствует всем процессам, связанным с достижением результата. Цель деятельности «как закон определяет способ и характер его действий», выбор и использование средств, оптимальные решения и пути достижения наиболее существенного результата. По выражению Г.Гегеля, результат представляется осуществленной целью. Начинаясь с идеального (формального) предвосхищения результата, деятельность заканчивается получением фактического результата. Следует обратить особое внимание на то, что в зависимости от степени их совпадения и соответствия, можно сделать вывод о том, достиг ли конкретный работник или вся система в целом поставленной цели, насколько эффективны при этом были его действия, используемые средства, способы и методы. Здесь могут возникать различные варианты: 1. Полученный результат может полностью воплотить цель юридической деятельности. В этом случае речь идет об абсолютном их соответствии, которого в действительности, видимо, достичь невозможно в силу воздействия на деятельность многих факторов. Г.Гегель писал, что «благодаря действиям людей получаются несколько иные результаты, чем те, к которым они стремятся и которых они достигают, чем те результаты, о которых они непосредственно знают и которых они желают, они добиваются своих интересов, но благодаря этому осуществляется еще нечто дальнейшее, нечто такое, что скрыто содержится в них, но не осознавалось или не входило в их намерения». 2. Результат содержит как определенный «избыток» нечто такое, что не было первоначально, заранее предусмотрено человеком, так и некоторый «недостаток», недовыполнение идеальной и формальной программы действий. Отклонение между результатом и целью может быть негативным и позитивным. Причин тому множество. Вот некоторые из них: - противоречивость взаимодействия субъективных и объективных, материальных и идеальных сторон в процессе осуществления профессиональной деятельности; расхождение интересов и целей различных ее участников; - отсутствие или недостаточность в данный момент экономических и других средств, необходимых для решения задачи; - скрытое нежелание (недобросовестность) самих юристов достичь определенных результатов при наличии для этого всех условий и средств. Конечно, многое зависит и от контингента лиц, с которыми имеет дело юрист: это и опасные преступники (убийцы, воры, хулиганы), и честные граждане, потерпевшие от действий преступников, попавшие в беду. Поэтому и подход ко всем этим людям должен быть различен. Однако в любом случае юрист обязан уважать честь и достоинство граждан, проявлять твердость и выдержку, относиться к потерпевшим с вниманием и чуткостью. В этом случае важно избежать двух крайностей: - с одной стороны - либерализма и благодушия; - с другой - подозрительности, недоверчивости, придирчивости, потому что на граждан оказывает глубокое воздействие этика процесса применения права. Например, если в ходе наложения штрафа правоохранитель (правоприменитель) груб к виновному, допускает унижение человеческого достоинства, то принуждение воспринимается отрицательно, хотя с юридической точки зрения санкция применена правильно. В подобных ситуациях теряется авторитет закона или его конкретного представителя. Поэтому следует иметь в виду, что применение любой санкции преследует три основные цели: - обеспечить должное поведение правонарушителя; - индивидуализировать в отношении его ответственность, наказание; - добиться того, чтобы акт применения права был воспринят как справедливый. Таким образом, соответствие цели и результата зависит прежде всего от средств деятельности. Средства, которые используют в своей деятельности правоохранители, - специфичны. По своему составу они весьма многообразны, включая средства убеждения, пресечения, задержания, привода, заключения под стражу, применения оружия, физической силы и специальных средств. Это - средства специально-юридические и технические, материальные и интеллектуальные и т.д. В качестве средств можно рассматривать все социальные нормы и принципы (в том числе и моральные), юридические факты и доказательства, другие явления и предметы, служащие достижению целей профессиональной деятельности и получению ее результата. В процессе исторического развития, связанного с экономическим, политическим, научно-техническим прогрессом, круг средств, используемых в деятельности сотрудников-правоохранителей постоянно расширяется. Неправильный выбор средств, а также неверное их использование может значительно затруднить достижение запланированного результата или сорвать его вообще, изменить нравственный характер деятельности на противоположный - безнравственный. Критерием нравственности средств, используемых в профессиональной деятельности юристов является их законность. Если юрист использует незаконные средства (физический и психологический нажим, угрозы, пытки, шантаж и т.д.), то он сам преступает закон, т.е. становится преступником, и его деятельность утрачивает свой нравственный характер, т.к. нарушение закона влечет также и нарушение моральных норм и принципов. Нельзя нарушить закон, не нарушая морали. Все незаконное, преступное - аморально. Тем не менее, существуют, например, в оперативно-розыскной деятельности свои особенности средств раскрытия преступления, которые обусловлены объективной необходимостью действовать не только гласными, но и тайными методами против скрытых действий преступников, воров, убийц (конспиративность, оперативная комбинация, вербовка, скрытое наблюдение, внедрение в преступную деятельность). Эти специфичные средства помогают предотвратить новые тяжкие преступления, защитить общество от них, поэтому они, несмотря на их несоответствие нормам морали («не лги», «не предай» ...), имеют нравственный характер. Таким образом, если средства профессиональной деятельности имеют нравственный (в данном случае - законный) характер, то и результат будет нравственным: - по отношению к гражданам - это предотвращенное убийство или ограбление, защищенные честь и достоинство, жизнь человека; - по отношению к преступникам, правонарушителям - это установленная по делу истина, справедливое наказание; - по отношению к обществу - это искоренение преступности, утверждение законности и справедливости. Поэтому можно констатировать, что все элементы профессиональной деятельности в правовой области, начиная от цели и заканчивая результатом, имеют глубоко нравственное содержание. Критерием нравственности в данном случае является законность. Второй элемент профессиональной морали юриста - нравственные отношения, которые складываются в процессе выполнения служебных обязанностей. Выделяют три основные группы отношений: - нравственные отношения работников к своей деятельности (объекту деятельности, целям, средствам, методам, формам и результатам); - нравственные отношения между самими работниками как субъектами этой деятельности; - нравственные отношения юристов к гражданам в быту и внеслужебное время. Рассмотрим более подробно каждую из этих групп отношений, которые тоже имеют довольно сложную структуру. Так, к первой группе относятся: а) отношения между правоохранителями (правоприменителями) и нарушителями закона и правопорядка; б) между юристами и лицами, склонными к правонарушениям; в) между правоприменителями и лицами, привлекающимися по делу в качестве потерпевших, свидетелей и т.д.; г) между юристами и лицами, обращающимися в по делам, не связанным с правонарушениями. По характеру и по содержанию эти отношения не однозначны, и каждое из них предъявляет к конкретному юристу особые нравственные требования. Серьезная моральная ответственность ложится на юристов в общении с правонарушителями. Грубости и провокационным действиям нарушителя закона следует противопоставить корректность, выдержку, самообладание, обдуманные решения. При разрешении конфликтных ситуаций, по возможности, нужно заручиться поддержкой и содействием окружающих граждан. При рассмотрении уголовных дел, расследовании преступлений нельзя забывать о том, что подозреваемый также находится под защитой закона, т.е. действует принцип презумпции невиновности (требование считать обвиняемого невиновным до тех пор, пока его вина не доказана судом). По долгу службы юристу приходится вступать в целый ряд сложных отношений с лицами, склонными к совершению преступлений, ранее нарушавшими закон, с членами их семей. В этих случаях необходимы такие качества как вежливость, корректность, внимательность. Вторую группу образуют нравственные отношения между самими представителями юридических профессий: а) отношения между начальником и подчиненным, старшим и младшим по званию; б) отношения между работниками, имеющими одинаковое служебное положение, равными по званию и по должности. Отношения между начальником и подчиненным, старшим и младшим по званию регулируются нормами и принципами морали, права, требованиями устава, различными приказами. Среди методов руководства подчиненными не должны иметь места такие качества, как грубость, привычка повышать голос. Стиль работы руководителя накладывает свой отпечаток на нравственный климат в коллективе, на взаимоотношения между членами коллектива. Нормальная деятельность требует соблюдения всеми правил, норм служебной этики. К этим нормам можно отнести доброжелательное отношение к людям, добросовестное отношение к служебным обязанностям, соблюдение служебной дисциплины. Взаимоотношения между старшими и младшими по званию и должности носят в значительной степени официальный, нормативный характер, они регламентированы уставами, приказами, наставлениями и выполнение их обязательно. Основными требованиями являются: строгая дисциплина, взаимное уважение, уважение к старшему по званию, должности, по возрасту, исполнительность, пунктуальность, инициатива и т.д. Взаимоотношения между членами коллектива, равными по званию и должности, также во многом определены уставами и наставлениями, однако в них в большей степени проявляются всеобщие нормы нравственности. Нравственные отношения третьей группы весьма многообразны, они включают в себя отношения к гражданам во всех сферах жизни кроме служебной. Здесь в наибольшей степени проявляются нормы морали, но наряду с ними существуют и особые требования. Все рассмотренные группы отношений взаимосвязаны, однако ведущими из них являются отношения первой группы. Характер и содержание нравственных отношений работников к своей деятельности определяют сущность и специфику профессиональной морали. Система нравственных отношений, сложившаяся в сфере работников юридической деятельности, образует объективную сторону профессиональной морали. Субъективная сторона этой морали представлена профессионально-нравственным сознанием, которое возникает, формируется и развивается одновременно с формированием профессионально-нравственной деятельности как отражение ее процесса и результата. |