Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Основы теории государства и права

  • 1.1. Понятие, признаки и сущность государства

  • Кому принадлежит суверенитет в федеративных государствах – федерации в целом или субъектам федерации

  • тема1-1до-текст-лекции. 1 Понятие, признаки и сущность государства


    Скачать 33.98 Kb.
    Название1 Понятие, признаки и сущность государства
    Дата21.12.2022
    Размер33.98 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлатема1-1до-текст-лекции.docx
    ТипДокументы
    #857056

    Федеральное государственное казенное образовательное учреждение

    высшего образования

    «Сибирский юридический институт

    Министерства внутренних дел Российской Федерации»

    Кафедра государственно-правовых дисциплин

    1. Основы теории государства и права
    Учебная дисциплина образовательных программ

    профессиональной подготовки по очной форме обучения

    с применением дистанционных образовательных технологий

    1.1. Понятие, признаки и сущность государства

    Текст лекции

    Красноярск, 2020

    Текст лекции по теме 1.1. Понятие, признаки и сущность государства учебной дисциплины 1. Основы теории государства и права образовательных программ профессиональной подготовки по очной форме обучения с применением дистанционных образовательных технологий. – Красноярск: кафедра государственно-правовых дисциплин СибЮИ МВД России, 2020.

    Подготовлен доцентом кафедры государственно-правовых дисциплин к.ю.н. полковником полиции Тетерятниковым Н.Ю.

    Одобрен на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин
    25 ноября 2020 г. Протокол № 5.


    © СибЮИ МВД России, 2020

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    1. Понятие и признаки государства . . . . . . . . . . . 4

    2. Сущность государства . . . . . . . . . . . . . . . .10



    1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

    Что такое государство? Какой ответ на этот вопрос может дать человек, не обладающий специальным гуманитарным образованием (философским, социологическим, политологическим, юридическим)?

    Прежде всего с этим понятием ассоциируются названия различных государственных органов, персонифицирующих собой государство, представляющих государство – парламент, правительство, президент и т. д. Необходимость существования государства в лице его многочисленных органов, должностных лиц вызывается прежде всего потребностью в управлении такой весьма сложной организацией, как человеческое общество.

    Государство – это публичная организация, обладающая верховной властью на определенной территории.

    Поясним данное определение, разъясняя подробнее признаки государства, которые отличают последнее от иных организаций.

    Государство представляет собой особую публичную власть, не сливающуюся с обществом, отделенную от общества. Государственная власть осуществляется органами, которые занимаются только управлением. Противоположность этой власти - власть общественная, реализация которой характеризуется отсутствием специальных публичных учреждений. Здесь управление обществом или социальной группой осуществляется при помощи институтов, находящихся внутри общества или группы, а не стоящих извне; таким образом, можно говорить не столько об управляющем воздействии, сколько о самоуправлении. Слоя профессиональных управленцев не было, например, в первобытном обществе.

    Поскольку государство выражено в органах, которые занимаются только организацией общественной жизни и сами ничего не производят, оно имеет право на сбор денежных средств с населения. Различные налоги, сборы, займы идут на содержание государственного аппарата и экономическое обеспечение политики. Данная характеристика государства производна от его понимания как публичной власти, однако в теории государства и права еще с прошлых лет сложилась традиция указывать право на сбор налогов в числе основных признаков государства. Это право и соответствующая ему обязанность нашли свое отражение и в конституциях современных государств (например, ст. 57 Конституции Российской Федерации).

    Власть государства распространяется на определенную территорию, в отличие, например, от власти, существовавшей в первобытном обществе. Последняя распространялась на всех членов рода вне зависимости от их места нахождения. То же самое можно сказать в отношении власти самых различных общественных организаций, объединяющих людей по идеологическим, религиозным, профессиональным признакам, а не по территориальному.

    Государство обладает суверенитетом. Суверенитет - это верховенство власти внутри страны и независимость ее вне страны. Суверенная власть понимается как власть верховная, независимая, неделимая, неотчуждаемая, всецелая. Суверенитет – это одна из характеристик власти, которой обладает государство. Суверенность власти государства означает ее верховенство и независимость по отношению к властям всех лиц и организаций, находящихся как в пределах, так и за пределами территории государства. Из этих двух признаков, составляющих суверенитет, долгое время говорили в основном о втором: независимости, неподчинении государства как суверена любому надгосударственному образованию или другому государству.

    Суверенитет государства выражается: в самостоятельности принятия решений в области внутренней и внешней политики; в распространении государственной власти на всю территорию страны, общеобязательности решений органов государства для всех, кого они касаются (т.е. в универсальности – часто используют именно такой термин); возможности отмены решений иных властей (т. е. в прерогативе).

    С юридической точки зрения суверенитет проявляется:

    • в исключительном праве на издание законов, других нормативных актов, правоприменительных актов, обязательных для всех граждан, организаций и учреждений;

    • в исключительном праве на законное применение силы (в том числе и физического насилия, которое возможно от кратковременного ограничения свободы до лишения жизни). Для этого у государства имеются соответствующие органы – суд, прокуратура, армия, полиция, служба безопасности.

    Вокруг понятия «суверенитет» всегда велись острые дискуссии, которые имели не только теоретическую, но и практическую направленность, поскольку различные аспекты проблемы суверенности государства нередко использовались для обоснования или оправдания того или иного политического курса.

    Вот отдельные дискуссионные вопросы, связанные с категорией «суверенитет».

    Суверенитет – это действительно ничем и никем не ограниченная, абсолютная власть (а это следует из определения), или же все-таки есть ей какие-то пределы? Следует иметь в виду, что наиболее распространенное в настоящее время понимание суверенной власти предполагает ее ограниченность.


    Кому принадлежит суверенитет в федеративных государствах – федерации в целом или субъектам федерации?

    Само понятие «суверенитет» стало употребляться в последнее время в разных значениях. Так, единый суверенитет (а это неделимая власть) разделяют и говорят о суверенитете экономическом, финансовом и т.д. В качестве субъектов суверенитета называют личность, народ, нацию, различные административно-территориальные единицы (например, крупные города), желая этим подчеркнуть, например, приоритет интересов личности, изначальную принадлежность власти народу (есть даже теория «народного суверенитета»), независимость органов власти и управления административно-территориальных единиц при решении вопросов местного значения и т.д. Таким образом, термин «суверенитет» в последнее время стал пользоваться особой популярностью, им обозначают в общем то сходные, но все же различные понятия. Здесь, однако, необходимо иметь в виду то обстоятельство, что сам термин был введен в научный оборот прежде всего для характеристики власти государства.

    В число обязательных признаков государства можно включить также его назначение: этот признак очень часто находит выражение в определении рассматриваемого явления. Государство необходимо для управления обществом, это специфическая форма организации общественной жизни.

    Таким образом, одна из основных категорий, которая используется при характеристике государства как явления – это власть. В самом общем смысле власть можно определить как способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств: воли, авторитета, права, насилия и т. д. Суть власти состоит в реальной возможности властвующих подчинять своей воле подвластных.

    В перечисленных выше признаках государства почти все характеристики – это характеристики государства как организации, обладающей властью (публичной, территориальной, суверенной). Государственная власть – это разновидность социальной власти, воплощающаяся в государственно-правовых институтах и предназначенная для организации управления обществом. Государство и право – это такие социальные институты, которые организационно оформляют государственную власть, делают ее постоянно функционирующей и обязательной. Государственная власть осуществляется через государственные органы в правовых формах.

    Обобщая признаки государства, говорят о том, что государство представляет собой политическую, структурную и территориальную организацию.

    Специфика гуманитарного знания вообще и юридического в частности такова, что на очень многие проблемы не существует единственной точки зрения, к осмыслению одних и тех же проблем предлагаются самые разные подходы. Понимание государства здесь не исключение – в научной и учебной литературе можно встретить различные определения данного явления.

    Следующие среди них заслуживают внимания: «Государство – это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества».

    «Государство – это особая организация публичной, политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая, представляя общество, осуществляет и руководство этим обществом и обеспечивает его интеграцию». Несмотря на некоторые отличия, приведенные определения, в целом лежат в одном русле, поскольку понимание государства ограничивается здесь указанием прежде всего на публичные учреждения – государственные органы. Данные определения можно свести в одну группу и условно назвать политико-юридическим пониманием государства.

    Однако существует и иное понимание такого феномена, как государство, также весьма условно его можно именовать социологическим. С этой точки зрения государство представляет собой не столько стоящую над обществом совокупность различных учреждений, не столько особый слой людей, осуществляющий управленческие функции, сколько организацию, ассоциацию всех членов общества, которые объединяются в единое целое при помощи политических, управленческих процессов и отношений. Еще раз повторим: государство – это специфическая форма организации жизни общества. Иной формы организации, кроме государственной, человеческое общество, находящееся на определенном уровне развития (сложноорганизованное общество), не знает.

    Представленная научная позиция дает более глубокое понимание феномена государства. Государство – это не только и не столько особый аппарат управления обществом, сколько организация, интегрирующая социально дифференцированное общество для сохранения его существования и обеспечения наилучшего дальнейшего развития.

    Зачатки такого понимания государства обнаруживаются еще в философских концепциях древнегреческих и древнеримских мыслителей. Так, к примеру, в трактовке Цицерона государство предстает не только как выражение общего интереса всех его свободных членов, что было характерно для древнегреческих концепций, но одновременно и как согласованное правовое общение этих членов, как определенное правовое образование, общий правопорядок. В последующем именно такое понимание государства получило дальнейшее развитие. Более того, если мы будем рассматривать историю развития представлений о государстве, то увидим, что социологическое понимание государства является более распространенным, чем политико-юридическое. И. Кант определял государство как объединение множества людей, подчиненных правовым законам. «Государство – обладающее первичной господствующей властью союзное единство оседлых людей». По мнению Л. Дюги, «слово «государство» означает всякое человеческое общество, в котором существует политическая дифференциация между правящими и управляемыми, т.е. политическая власть».

    Социологическое понимание государства получило распространение и в русской дореволюционной литературе. «Государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства» (Коркунов Н.М.). «Государство – это союз свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной верховной власти» (Хвостов В.М.). «Государство – это союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости, под соответствующей ему верховной властью» (Тихомиров Л.А.). Примерно такое же понимание государства как объединения людей под одной властью и в пределах одной территории мы находим у многих ученых-юристов дореволюционной России (Ф.Ф. Кокошкина, Г.Ф. Шершеневича и др.). Таким образом, можно говорить не столько о государстве как об аппарате власти, сколько о государственно организованном обществе.

    Изучая государство, его нельзя отрывать от общества, можно лишь в некоторой степени абстрагироваться; государство без общества не существует. Очень часто, давая определение государства с социологических позиций, указывают на такой обязательный его признак, как население, и выводят триаду: население, территория, власть. Подобный подход, уходящий корнями к Аристотелю, в настоящее время популярен за рубежом среди юристов, философов, социологов, политологов.

    Социологическое понимание государства мы находим в современной работе Э.А. Позднякова: «Государство есть форма человеческого общежития, совместного бытия людей как существ общественно-политических. Как таковое государство представляет собой тотальность или целостную органическую систему, живущую в соответствии с особыми, присущими ей законами (как общими, свойственными системам такого рода, так и особенными, обусловленными конкретной культурно-цивилизационной спецификой). Государство есть целое; из него нельзя вычленить какую-то отдельную, хотя и в высшей степени важную сторону, будь то государственное устройство, экономика, право, система нравственности и т.д., и рассматривать ее вне органической связи с другими, сводить все к ней. Отвлекаясь от материальной основы (территория, природные ресурсы, местоположение, климат и прочие физические характеристики), государство есть органическая система, организованная на началах определенного порядка, в который включается публичная власть и органы управления, право и правовой порядок, обычаи и духовно-нравственные ценности и нормы, то есть все то, что объединяет людей в едином общежитии, поддерживает их совместное существование, регулирует их поведение и сохраняет общность в виде нерасчленимой целостности.

    Следует иметь в виду и то, что два изложенных выше подхода не исчерпывают многообразия понимания государства.

    Заметим, однако, что в теории государства и права при рассмотрении самых общих проблем государственности, при изложении последующих тем по теории государства обычно используется исключительно политико-юридическое понимание государства.

    2. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

    В качестве одной из философских категорий сущность – это совокупность наиболее важных, устойчивых свойств, определяющих самые необходимые, глубинные связи и отношения предмета, явления, от которых зависят все их остальные свойства и признаки. Таким образом, проблема сущности государства – это проблема определения самой важной, определяющей его характеристики.

    Вопрос о сущности государственно-правовых институтов всегда являлся традиционным для марксистско-ленинской теории государства и права. Он раскрывался со многими отсылками к произведениям К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина, следующим образом.

    Опираясь на принцип материального единства мира, марксистско-ленинская теория установила, что государство принадлежит к области общественных явлений. Следовательно, для научного понимания его природы необходимо исследование структуры общества, к которой принадлежит государство как составная часть политико-юридической надстройки. Классики марксизма-ленинизма доказывали, что возникновение, существование и развитие любого государства связано с классовым обществом, а процесс его отмирания – со становлением бесклассовой, социально однородной структуры общества. Сущность государства определяют классовая структура общества, господство тех или иных классов в данной системе общественных отношений и, следовательно, создание ими государства как орудия своего господства. В эксплуататорском обществе сущность государства обуславливается антагонистическими противоречиями между экономически господствующим и эксплуатируемым классами. В обществе, переходном от капитализма к социализму, сущность государства определяется антагонизмами между свергнутыми и победившими классами, а также содружеством всех трудящихся масс, а в социалистическом обществе сущность государства состоит в союзе рабочих, крестьян и интеллигенции.

    Экономические, классовые и идеологические факторы, обусловливающие сущность государства, определяют и его основное социальное назначение – регулирование общественных отношений в интересах экономически господствующего класса. Система политического господства классов в обществе с антагонистическими отношениями охватывается понятием диктатуры, т.е. подчинения деятельности всего населения интересам экономически господствующего класса. Таким образом, сущность эксплуататорского государства составляет диктатура экономически господствующего класса.

    Популярностью пользовались определения государства, взятые из работ В.И. Ленина: «Государство есть особая организация силы, есть организация насилия для подавления какого-либо класса», или «Государство – это есть машина для поддержания господства одного класса над другим». Таким образом, в государстве в классовом обществе теоретически видели прежде всего орудие классового господства, и лишь затем – аппарат общесоциального управления, необходимый для организации общественной жизни. Изложенное выше понимание сущности государства было положено в основу деятельности государственного аппарата, начиная с 1917 г. В соответствии с современными философскими представлениями сущность, т.е. главная, определяющая характеристика любого предмета, явления, процесса, созданного или используемого человеком, обычно связывается с его назначением, со способностью удовлетворять те или иные потребности человека. С этих позиций сущность государства состоит в его социальном назначении, а именно: регулировать общественные отношения, управлять обществом. Для продолжения существования человеческого общества необходимо обеспечивать постоянное производство и воспроизводство общественной жизни, что достигается наличием социального управления. Назначение государства как особой организации власти заключается в управлении процессами реализации стоящих перед обществом задач. Государственное управление - это целенаправленное воздействие государства на систему общественных отношений с целью их упорядочения и планомерного развития. Для сущностной характеристики государства иногда используют категорию «ценность государства»; ценность государства состоит в его реальной способности направлять общественное развитие.

    Практически все проблемы теории государства прямо или косвенно связаны с категорией «сущность государства». Некоторые из них будут рассмотрены в настоящем вопросе, другие – в следующих темах по теории государства. В чьих интересах осуществляет государство свою управленческую деятельность? В каких пределах осуществляет государство свою управленческую деятельность? В каких направлениях осуществляет государство свою управленческую деятельность? Какими методами, способами осуществляет государство свою управленческую деятельность? На каких принципах базируется управленческая деятельность государства? Каким образом создаются высшие органы государства, каким образом определяется их компетенция? Какова территориальная организация государственной власти?

    С точки зрения отражения в управленческой деятельности определенных интересов в современной теории государства и права принято различать и стороны в сущности государства, поскольку управление обществом может осуществляться государством, как в интересах всего общества, так и в интересах отдельных лиц либо социальных групп, стоящих у власти. Поэтому говорят о том, что с одной стороны государство есть особая организация власти выступает в качестве инструмента организации жизни общества, средства управления им с учетом прежде всего общественных интересов. С другой стороны, государство служит орудием насилия в руках меньшинства для подавления большинства населения (например, эксплуатируемых классов), является средством реализации интересов относительно немногочисленных социальных групп, которым принадлежит экономическая или политическая власть. Эти две стороны сущности в различных сочетаниях присутствуют во всех государствах, как существующих в настоящее время, так и когда-либо существовавших в истории человечества. Марксистско-ленинская юридическая наука абсолютизировала момент насилия в управленческой деятельности государства, предлагала не вполне адекватное его понимание.

    Говоря о возможности осуществления управленческой деятельности или в интересах общества в целом, или в интересах отдельных социальных групп, ученые предлагают и разные варианты возникновения государственности. Так, одни утверждают, что к государственно-организованному обществу почти везде люди пришли первоначально прежде всего в целях удовлетворения своих общих интересов (защита от нападений извне, необходимость постройки и поддержания в надлежащем состоянии крупных ирригационных сооружений и т.д.); государство возникло как организация, управляющая обществом для сохранения его существования и дальнейшего развития. Затем, с постепенным расслоением общества и возникновением классов, государство свою деятельность в той или иной степени подчиняет интересам экономически и политически господствующего класса. Существует и противоположная точка зрения, в соответствии с которой государство возникает именно как аппарат насилия, находящийся в руках имущих для подавления эксплуатируемых слоев населения. Еще одна самостоятельная проблема, связанная с сущностью, с социальным назначением государства, - определение пределов управляющего воздействия государства на общественные отношения. Абсолютно все стороны функционирования человеческого общества должны находиться под контролем государства, или же публичная власть должна ограничивать свое вмешательство в общественные отношения? И в науке, и в практической государственной деятельности известны два крайних варианта разрешения данной проблемы. С одной стороны, существуют различные концепции тоталитарного государства – государства, которое абсолютно все старается держать под своим контролем. С точки зрения той же марксистско-ленинской юридической науки государство является главным орудием построения коммунистического общества, и сфера его управляющего воздействия должна распространяться на все общество (впрочем, это сочеталось с идеями о необходимости развития самоуправления народа – ведь в коммунистическом обществе места государству не находилось). С другой стороны, есть и теории, имеющие противоположную направленность, к примеру, так называемая концепция государства – «ночного сторожа». Эта основанная на либерализме концепция допускала только охранительные функции государства; государство – «ночной сторож» не вмешивается ни в экономику (здесь единственный регулятор – рынок), ни в частную жизнь граждан.

    Как правило, границы деятельности государства признаются широкими или узкими в зависимости от того, чьи интересы – личные или общественные – являются приоритетными. Индивидуалистическое общество, общество которое признает в первую очередь ценности либерализма – личную свободу каждого и частную собственность – ограничивает вмешательство государства в жизнь граждан. Общество, объявляющее главными, прежде всего, общие, коллективные идеи, напротив, предполагает большой простор для государственной деятельности.

    Для уяснения пределов деятельности государства следует рассмотреть понятие гражданского общества. Гражданское общество – фундаментальная категория, исследованию которой, к сожалению, в отечественных гуманитарных науках должного внимания долгое время не уделялось. Гражданское общество можно определить как многообразие общественных отношений – экономических, социальных, культурных, идеологических, религиозных, моральных – не опосредованных политической деятельностью государства. Это понятие помогает раскрыть сущность государственно-правовых явлений, осознать пределы государственной деятельности. Государство не должно быть слабым и пассивным, как и не должно быть всевластным и возвышающимся над обществом. Необходимо сильное государство, осознающее, вместе с тем, пределы своего вмешательства в жизнь общества и регулирующее не все общественные отношения, а лишь наиболее важные с точки зрения интересов существования и развития общества.

    Обобщая, можно констатировать, что сущность государства представляет собой публичную политическую власть, а государство – организацию публичной политической власти всего общества в пределах определенной территории. Государство характеризуется следующими признаками, позволяющими отличить его как от социальной власти родового строя, так и иных политических явлений:

    1. наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, ибо публичная власть – это чиновники, армия, полиция, а также тюрьмы и другие учреждения);

    2. система налогов, податей, займов (необходимы для содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью);

    3. территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду или племени);

    4. суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях);

    5. право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.).

    Социальная власть неотъемлема от любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей (рода, племени, семьи, общественной организации, партии, государства, общества и т.п.); она – важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов.

    Государственная власть представляет собой особую разновидность социальной власти. Согласно одной точке зрения, государственная власть – более узкая категория, чем политическая власть, ибо последняя осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества: политическими партиями, органами местного самоуправления и т.п. Согласно другой точке зрения, понятие «политическая власть» тождественно понятию «государственная власть», так как первая исходит от государства и реализуется не иначе, как при его (прямом или косвенном) участии.

    Государственная власть – это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.


    написать администратору сайта