Главная страница

Билеты по рус. лит. 20 в.. ЛИТЕРА БИЛЕТЫ. 1. Послеоктябрьское творчество А. Блока. Стихотворение Скифы и статьи Интеллигенция и революция, Крушение гуманизма, О назначении поэта


Скачать 264.8 Kb.
Название1. Послеоктябрьское творчество А. Блока. Стихотворение Скифы и статьи Интеллигенция и революция, Крушение гуманизма, О назначении поэта
АнкорБилеты по рус. лит. 20 в
Дата04.07.2022
Размер264.8 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЛИТЕРА БИЛЕТЫ.docx
ТипДокументы
#624286
страница37 из 37
1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   37


54. Творчество А.Т. Твардовского 1940–1950-х годов. «Книга про бойца» «Василий Тёркин». Своеобразие поэм «Тёркин на том свете», «Дом у дороги».


С первых и до последних дней Великой Отечественной войны Твардовский был ее активным участником. Вместе с действующей армией, начав войну на Юго-Западном фронте специальным корреспондентом фронтовой печати, он прошел по ее дорогам от Москвы до Кенигсберга. В годы войны Твардовский делал все, что требовалось для фронта, часто выступал в армейской и фронтовой печати: «писал очерки, стихи, фельетоны, лозунги, листовки, песни, статьи, заметки...» (5, 116). Но главный его труд военных лет - это создание выдающейся лирико-эпической поэмы «Василий Теркин» (1941-1945).

Эта, как назвал ее сам поэт, «Книга про бойца» воссоздает достоверную картину фронтовой действительности, раскрывает мысли, чувства, переживания человека на войне. Жанр книга – любой напечатанный и сшитый текст, про – предлог, подчеркивающий просторечность содержания.

Знакомя с ним читателей уже в первой главе, поэт пишет: «Теркин - кто же он такой? / Скажем откровенно: / Просто парень сам собой / Он обыкновенный». И, подчеркнув эту, в отличие от фельетонного персонажа, обычность своего, по сути нового Теркина, он продолжает: «Красотою наделен / Не был он отменной. / Не высок, не то чтоб мал, / Но герой - героем».

Образ Василия Теркина действительно вбирает то, что характерно для многих: «Парень в этом роде / В каждой роте есть всегда, / Да и в каждом взводе». Однако в нем присущие многим людям черты и свойства воплотились ярче, острее, самобытнее.

Краткое содержание: Поэма состоит из 30 глав, пролога и эпилога, условно разделяясь на три части. Каждая глава — небольшая новелла об эпизоде из фронтовой жизни Тёркина, . Василий Тёркин — балагур и весельчак, душа своего подразделения. В бою — пример для всех, находчивый воин, который не растеряется в самой сложной ситуации. На привале вокруг него всегда собирается компания — Тёркин споёт и сыграет на гармони, никогда не полезет в карман за острым словом. Будучи раненым, на волоске от смерти (глава «Смерть и воин»), находит силы собраться и вступить в схватку со Смертью, из которой выходит победителем. При встрече с мирным населением ведёт себя скромно и с достоинством. Отдельные новеллы в поэме были созданы по мотивам реальных событий войны (глава «Кто стрелял»). Некоторые истории рассказывают о победах, а некоторые о тяжёлых поражениях (глава «Переправа»).

«О награде». Теркин делится с друзьями мечтой о медали. Медаль нужна ему не из гордости, не из зазнайства, не из тщесла­вия. Почетно вернуться домой с наградой — сразу стано­вишься первым парнем на любой сельской гулянке. А глав­ное — тебя будет считать героем девушка, которую рад бы полюбить.

«О герое». Теркин рассказывает о том, как в госпитале видал на­стоящего героя — с орденом. И было Теркину обидно за род­ной смоленский край. Герой приехал с Тамбовщины, и слов­но все там особое. Показалось, будто только Тамбовщина может рождать героев, а Смоленщина — сирота. Стыдно было бойцу, оттого и хотелось отличиться. За родную зем­лю он старался, а не за личную славу.

В четырёх авторских главах-отступлениях — рассуждения о войне, нелёгкой солдатской доле и намёки на то, как шла работа над книгой.

Повествование поэмы не связано с ходом войны 1941—1945 годов, но в нём присутствует хронологическая последовательность; упоминаются и угадываются конкретные сражения и операции Великой Отечественной войны: начальный период отступления 1941—1942 года, битва у Волги, переправа через Днепр, взятие Берлина.

«Дом у дороги» - завершил и опубликовал после войны – в 1946 году с подзаголовком «Лирическая хроника».Возродил приемы символистской поэзии. Образ дома у дороги – символ России, её постоянной приближенности к кардинально значимым процессам мировой истории. Звук покосной работы – мотив, символ мирного руда и благоденствия. в поэме на Росси. надвигается некто ОН – фантастически страшная сила. Тема дома – Отечества и матери – Росии звучит как трагедия нового времени.

«Теркин на том свете» - завершена в 1945, но вышла в 1963 году. Это не продолжение книги про бойца, здесь другие задачи. В поэме акцентированы отрицательные черты системы, мешавшей людям жить в послевоенные годы. Твардовский показывает, что в государстве формальная схема стала большей ценностью, чем жизнь человеческая. Место, куда попал Теркин, напоминает высокое чиновное заведение вроде тгдашнего ЦК ВКПб. Встречает погибщего солдата генерал-покайник. Теркин сомневается в целесообразности охранять мертвого. Законы, исходящие с того света, провоцируют нелепости. ВУмершего героя вопрос о документах мало волнует, но ему назидательно указывают: «Все мы, братец, мертвецы,/ А порядок – вот он».

В поэме «с доброй выдумкою рядом правда в целости жива» — правда о зловещей бюрократической машине, существующей в действительности и стремящейся каменной стеной отгородиться от жизни, людей, их нужд.

Местный «старожил» объясняет Теркину:

Тут ни пашни, ни покоса,

Ни заводов, ни станков.

Нам бы это все мешало —

Уголь, сталь, зерно, стада...

55. Изображение человека на войне в произведениях М. Шолохова: «Донские рассказы», «Наука ненависти», «Судьба человека», «Они сражались за Родину».

Великая отечественная война оставила неизгладимый след в памяти всех народов СССР, что не могло не отразиться и на литературе. Сегодня существуют тысячи и тысячи литературных памятников разной степени качества, посвящённых этому периоду нашей истории. Не мог остаться в стороне и знаменитейший писатель советской эпохи – Михаил Шолохов. Его рассказ «Судьба человека» считается одним из самых пронзительных литературных шедевров, посвящённых Великой отечественной войне. До войны Андрей Соколов был обычным человеком, у него был дом, семья, работа. Как и все обычные люди, Соколов жил и трудился, может быть, о чем-нибудь мечтал. Во всяком случае, война в его планы никак не входила. Андрей выучился на шофёра, работал на грузовике, дети хорошо учились в школе, жена занималась хозяйством. Все шло как обычно, и вдруг грянула война. Уже на третий день Соколов отправился на фронт. Как истинный патриот своей Родины, Соколов становится ее защитником. Шолохов был одним из писателей, который был уверен в силе духа русского человека, способного в кровавом побоище сохранить настоящие человеческие качества. В его рассказе основной мыслью озвучена судьба Андрея Соколова, сумевшего остаться человеком, и его судьба созвучна с миллионами других советских людей, прошедших через мясорубку войны, плен, концлагеря, но сумевших вернуться к нормальной жизни, не потеряв в себе самого главного – человечности. В этом произведении выражена проблематика нравственности и духовности. Война каждого поставила перед выбором, и каждый сам решает эти проблемы. Такие, как Андрей Соколов, не согнулись перед врагом, сумели устоять, выдержать, и только ещё больше укрепить свою веру в могущество Родины и русского народа. Но были и такие, которые ради сохранения своей жизни готовы были предать и товарища, и Родину. Человек остаётся человеком в любой ситуации, какой бы страшной она ни была. В худшем случае человек выберет смерть, но человеческое достоинство не позволит совершить предательство. А если человек выбирает себе жизнь ценою жизни своих товарищей, он уже не может называться человеком. Так поступил и Соколов: услышав о готовящемся предательстве, он просто придушил этого подленького гадёныша. Трагически сложилась судьба Андрея Соколова, и на войне ему приходилось несладко, а после войны стало еще хуже. Его семью разбомбили немцы, старший сын погиб в День Победы, и остался он совсем один, без семьи, и без дома. Но и тут выстоял Соколов, подобрал беспризорного мальчишку и назвался его отцом, дав надежду на будущее как ему, так и себе.





56. Литература послевоенного десятилетия. Тема войны в художественной прозе и поэзии. Поколение писателей-лейтенантов. Сельская тема в очерках В. Овечкина, повестях В. Тендрякова, романах Ф. Абрамова.

Переходность послевоенного времени не только провозглашалась поэтами. В самой поэзии оказалось связано с нею буквально всё, начиная от тематики, типа конфликтов, характера образности стихов и до их места и роли в общелитературном процессе. Тихонов в докладе: «Нам нужна лирика действенная, а не анемичная. Нам нужно боевое слово, а не тень слова, скользящая, как по стеклу, по жёлобу строки, наклонённому к рифме, лишённой блеска и силы». Суровая и полная правда жизни, предельная приближённость к внутреннему миру человека, равно как и многообразие художественных решений, их гражданственность — вот что вышло на передний план развития литературы первых лет завоёванного мира. На протяжении только первого послевоенного года — с мая 1945 по июнь 1946 г. — ведущие литературно-художественные журналы России («Новый мир», «Знамя», «Октябрь», «Звезда») опубликовали целый ряд поэм, стихотворных циклов, отдельных стихотворений, которые по праву считаются теперь гордостью национальной поэзии, причислены к русской советской поэтической классике. Среди них — «Дом у дороги», «Я убит подо Ржевом» А. Твардовского, «Враги сожгли родную хату» М. Исаковского, «Утро победы», «Землянка» А. Суркова, «Твой путь» О. Берггольц , «Зинка» Друниной, «Его зарыли в шар земной» Сергея Орлова и др. В 60-е годы некоторые критики отзывались о периоде 1945 — 1955 гг. как о «пустом десятилетии», когда в советскую поэзию будто бы «широким потоком входили риторика, выспренность, парадность, поверхностность в описании великих дел наших людей».

Писателей периода 50-60-х годов называют «поколением лейтенантов»: Ю. Бондарев, Г. Бакланов, Ю. Гончаров, В. Быков, К. Воробьев и др. Это были окончившие училища уже во время войны молодые командиры, уцелевшие на войне и поведавшие о том, чему свидетелями были они сами. Из большого массива произведений этих писателей образовалось целое художественное течение, которое стали называть «лейтенантской прозой». А жанровую модель этой прозы стали называть фронтовой лирической повестью.

Центральный персонаж фронтовой лирической повести – это

либо бывший студент, либо вчерашний школьник, а не бывалый солдат, как раньше.

Герой повести Бондарева «Батальоны просят огня» Борис Ермаков –

лихой комбат– иногда вдруг с тоской думает о том, что отдал бы все ордена и звания за одну только лекцию по высшей математике.

Сюжет: Поддерживать батальоны майора Бульбанюка и капитана Максимова огнем должен артполк дивизии,

но в ходе боев обстановка сложилась так, что всю артиллерию полка пришлось

перебросить на северный плацдарм, где постоянные контратаки немцев грозили сорвать всю задуманную операцию, и батальоны на южном плацдарме остались без огневой поддержки. Они дрались до последнего патрона, дрались геройски, но были окружены и почти полностью погибли в неравном бою. Казалось бы, в этом сюжете нет ничего особенно

занимательного: это один из обычных эпизодов великой войны, каких было тысячи и тысячи за долгих четыре года... Но именно в этом выборе заключается главная особенность творчества писателя: он в обычном умеет увидеть великое, в повседневном — героическое. Бондарев никогда не приукрашивает, не героизирует войну, он показывает ее именно такой, какой она и была на самом деле.

Новаторством писателей-лейтинантов был также и

психологизм в произведениях. Авторы фронтовых повестей искали пути наиболее непосредственного, предельно откровенного изображения того, что же происходит в душе молодого солдата-фронтовика.

Называние вещей своими именами. Это тоже относится к

новаторству писателей-лейтенантов. Но это, можно сказать. Начальная ступень в развитии натуралистической образности, фронтовая проза пошла дальше – от называния к натуралистическому изображению вещей и явлений, и прежде всего того, что испокон веку считалось ужасным, - уничтожения человека. В середине прошлого столетия, появилась так называемая "деревенская проза". В центре внимания этой литературы стояла послевоенная деревня - нищая и бесправная.

Деревенская проза - это целое направление в русской советской литературе 1960-1980-х годов, связанное с обращением к традиционным ценностям в изображении современной деревенской жизни. Первоначально термин "деревенская проза" объединял сельскую публицистику 1950-х В.Овечкина ("Районные будни", 1952 - 1956), произведения В.Тендрякова ("Падение Ивана Чупрова", 1953), , предваряющие появление собственно деревенской прозы, началом которой считается "Матренин двор" А.И.Солженицына (1959, опубл. 1963), тетралогии "Братья и сестры" Ф.Абрамова (1958).

Сельская тематика всегда волновал Овечкина. В своей публицистике он остро ставит вопросы о руководстве совхозов и колхозов. Всесоюзная слава приходит после публикации в «Правде» и в журнале «Новый мир»

очерков «Районные будни». Первый очерк (1952) - «Борзов и Мартынов» (в «Правде»

и в «Новом мире»), «На переднем крае» (1953), «В том же районе» (1953), «Своими руками» (1954), «Трудовая весна» (1956). Овечкин считал, что недобросовестное руководство - главная причина неудач в сельском хозяйстве. Он считает, что главная задача писателя и журналиста - улучшать жизнь народа. Овечкин называет «Районные будни» книгой очерков. Это новый тип очерков на стыке публицистики и

художественной литературы. Действие происходит в городе Троицке (районный центр) - прообразом послужил город Львов. Из всех героев с натуры списан только Долгушин. Жизненная достоверность других героев была обеспечена тем, что они отображали реалии действительности. Поразительный эффект документальной достоверности создается ее содержимым. Овечкин использует художественный прием

- стилизация под очерк. Это позволяет автору анализировать характер людей, важные хозяйственные проблемы, проблемы руководства, позволяет выносить героям приговор устами героев и от своего имени.

Сюжет первого очерка:

В первом очерке «Борзов и Мартынов» автор сталкивает двух партийных руководителей: первого секретаря райкома партии Борзова и второго секретаря Мартынова. Очерк начинается с описания уборочной компании.

Убрать урожай мешают затянувшиеся дожди. Мартынов просит приехать Д.Опенкина (председателя передового колхоза). Мартынов обращается к нему с просьбой помочь советом. Опенкин ничего посоветовать не может, но может обещать, что план по хлебозаготовкам не будет повышен. Затрагиваются проблемы уравниловки в оплате труда. Возвращается Борзов, не догуливая отпуска, и сразу едет на работу. Его

волнует, как идет уборочная, беспокоится о престиже района, для него главное - план. Упрекает Мартынова в том, что район не на первых позициях. Опенкин возмущается несправедливым порядком, когда кто-то честно работает, а кто-то становится иждивенцем. Борзова это не волнует, ему главное сдать хлеб. Борзов и Мартынов показаны с разных сторон. Рассказывается о жизни Борзова. Он женился на известной трактористке Маше, есть любовница. Между Мартыновым и Борзовым

возникает конфликт. Борзов снимается с поста, его место занимает Мартынов. Овечкин подчеркивает, что партийное руководство озабоченно сменой руководящих кадров, вследствие чего методы

руководства меняются к лучшему. Мартынов старается решить

наболевшие проблемы, борется с бюрократами, занимается подбором кадров. Проблематика очерка актуальна, герои очерка - правдоискатели, они стремятся найти истину. Мартынов является таковым, ведь он не заботится о своей карьере, а заботится о пользе дела. В других очерках продолжают действовать эти же герои.
1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   37


написать администратору сайта