Билеты по рус. лит. 20 в.. ЛИТЕРА БИЛЕТЫ. 1. Послеоктябрьское творчество А. Блока. Стихотворение Скифы и статьи Интеллигенция и революция, Крушение гуманизма, О назначении поэта
Скачать 264.8 Kb.
|
46. Литературная деятельность футуристов. Поэзия В. Хлебникова. Его поэмы «Уструг Разина», «Ладомир». Особенности поэтической речи.Черты русского футуризма (В российской поэзии футуризм просуществовал приблизительно с 1910 по 1920 год.) Русский футуризм обладал следующими характеристиками: Самой главной отличительной чертой футуризма был протест против привычных норм стихосложения. Основные признаки футуризма: — бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы; — отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее; — бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат; — поиски раскрепощенного «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка; — культ техники, индустриальных городов; — пафос эпатажа. Многие футуристы изобретали авторские неологизмы. Для футуризма было характерно возвышение личности поэта и презрение к личностям более слабым. Футуристы старались привлечь к себе и своему творчеству как можно больше внимания, прибегая к всевозможным крайним мерам и литературным скандалам. Главным героем футуристических произведений становился житель большого города, который погружён в его динамичную, активную жизнь. Выбор города как основного фона был обоснован тем, что в городской среде темпы развития гораздо быстрее, чем в деревенской. Для героя было характерно выражение своих мыслей и чувств нетрадиционными способами. Первым русским футуристом считается поэт Игорь Северянин, в 1911 году выпустивший сборник под названием «Пролог. Эгофутуризм». Самым влиятельным футуристским кружком и одновременно создателем русского футуризма считается литературно-художественное объединение «Гилея», в которое входили Велимир Хлебников, Алексей Кручёных, Елена Гуро, Василий Каменский, Владимир Маяковский и другие. Именно «Гилея» в 1912 году выпустила манифест «Пощёчина общественному вкусу», в котором призывала отказаться от привязанности к творениям прошлого. Внутри себя футуризм разделялся на несколько группировок: Петербургские эгофутуристы, к которому и относились члены «Гилеи; Московское поэтическое объединение «Мезонин поэзии», созданное эгофутуристами; Футуристическая группа «Центрифуга. Эти группировки находились в весьма странных и напряженных отношениях друг с другом. Они враждовали, не сходясь во мнениях о том, кто из них является воплощением истинного футуризма, однако порой участники одной группировки переходили в другую без каких-либо проблем. Несмотря на то, что футуристы приветствовали русскую революцию, темпы развития этого движения стали заметно уменьшаться сразу после победы большевиков в 1917 году. Судьба многих футуристов сложилась печально и даже трагически: кто-то был расстрелян, кто-то отправился в ссылку или в эмиграцию, кто-то покончил жизнь самоубийством. Немногие оставшиеся в России футуристы сменили свои литературные взгляды и выработали новый, отличный от футуристического стиль. Велими́р Хле́бников (настоящее имя Виктор Владимирович Хлебников; 28 октября [9 ноября] 1885 — 28 июня 1922) — русский поэт и прозаик Серебряного века, видный деятель русского авангардного искусства. Входил в число основоположников русского футуризма. После того, как поэту был поставлен диагноз, позволявший избежать призыва в армию, Хлебников остался в Харькове, где вскоре написал утопическую поэму «Ладомир», одно из самых значительных своих произведений. Примерно тогда же, в начале 1920 года, появляется поэма «Разин» с подзаголовком «заклятье двойным теченьем речи, двояковыпуклая речь», каждая из примерно четырёхсот строк которой представляет собой палиндром (текст, одинаково читающееся в обоих направлениях.): Сетуй, утёс! Утро чорту! Мы, низари, летели Разиным. Течёт и нежен, нежен и течёт, Волгу див несёт, тесен вид углов… В поэме «Ладомир» герои творят новый гармоничный мир. Это шествуют творяне, Заменивши д на т, Ладомира соборяне С Трудомиром на шесте. Поэт верит, что новый мир может быть построен только на любви, на преодолении мора и крови. Черти не мелом, а любовью Того, что будет, чертежи. И рок, слетевший к изголовью, Наклонит умный колос ржи. Поэт часто обращается к древним языческим временам, протягивая от них связь с современностью. В поэме «Уструг Разина» Хлебников показывает истоки и тайны мятежа, преемственность вольного характера, идущую от вещего Олега, Тараса Бульбы через Разина к современным анархистам. Мятеж несет кровь, зависть, но приводит к рождению героя-победителя, каким предстает Разин. Широко используемая в поэме звукопись подчинена стремлению лучше выразить глубинный смысл: Волге долго не молчится, Ей ворчится как волчице. Волны Волги — точно волки, Ветер бешеной погоды. Вьется шелковый лоскут. И у Волги у голодной Слюни голода текут. Героем произведений Хлебникова становится человек вообще, находящийся на пересечении прошлого, настоящего и будущего. Поэтому в его творчестве постоянны мотивы вечного возрождения, золотого века. |