Билеты по рус. лит. 20 в.. ЛИТЕРА БИЛЕТЫ. 1. Послеоктябрьское творчество А. Блока. Стихотворение Скифы и статьи Интеллигенция и революция, Крушение гуманизма, О назначении поэта
Скачать 264.8 Kb.
|
2. А. Блок и А. Белый о революции. Поэмы «Двенадцать» и «Христос воскрес».Имена А.Блока и Андрея Белого в сознании их современников были неразрывно связаны между собой. 18 лет продолжалась история их отношений, получившая, с легкой руки Белого, точное название "дружба-вражда". Многие годы между ними шла переписка. Известны стихотворные обращения и высказывания о творчестве друг друга. Как оппоненты они не раз участвовали в литературной полемике. А.Блок и А.Белый приняли большевистскую революцию 1917 года. С юных лет они жили в предчувствии катастроф, ожидающих Европу и Россию. После событий 1905 года гибель старого мира казалась им неизбежной. Оба считали, что "неслыханные перемены, невиданные мятежи" явятся возмездием за вековые преступления власти, бедствия и бесправие народа. И верили, что, очистившись в огне революции, Россия возродится к новой жизни: И ты, огневая стихия, Безумствуй, сжигая меня, Россия, Россия, Россия - Мессия грядущего дня! (А.Белый, "Родине", авг. 1917) Для Блока, с его стремлением быть в гармонии с окружающим миром, важно было найти какой-то порядок в хаосе революционных событий. Отсюда знаменитая концовка его поэмы "Двенадцать" с революционными солдатами, во главе которых шествует Христос: Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз - Впереди - Исус Христос. Поэма «Двенадцать» (1918) – это поэма о революции. Пейзаж, которым открывается поэма, построен на антитезе: Черный вечер. Белый снег. Поэт обращается к повествованию о времени, когда на первый план выходят социальных признаки. Ветер эпохи сметает все устаревшее, делает положение человека неустойчивым: Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер – На всем божьем свете! Сюжет поэмы любовный и социальный. Звучит музыкальная тема включающая марш, частушку, городской романс. И это многообразие ритмов – воплощение стихийного начала революционных событий. Композиция из 12 глав, кольцевая. В первых и последних главах – городской пейзаж: ночь, зима, вьюга, людские фигуры на улицах. Поэма начинается антитезой, ей же и заканчивается «Позади – голодный пес… Впереди – Иисус Христос». Разыгравшаяся стихия природы обрушивается на людей уходящего мира. Иронический образ «товарища попа» с «брюхом», сияющим на народ «крестом», компрометирует саму идею распятия. Весело, саркастически противопоставляется прошлое и настоящее попа: «Что нынче невеселый... Помнишь, как бывало...» Ветер «рвет, мнет и носит» плакат, который уже давно пора снимать. Под этим же плакатом собираются и девицы легкого поведения, сообщающие, что и у них было собрание, где они постановили, что «на время» с клиента будут брать десять рублей, а «на ночь — двадцать пять...» Сродни ветру один лишь бродяга, к которому обращен голос автора: «Э, бедняга! Подходи — Поцелуемся...» Улица, однако, пустеет; на ней «один бродяга сутулится, Да свищет ветер». В конце 1 главы возникает тема и «святой злобы», названной также и «грустной» и «черной». Эта тема и подготавливает появление двенадцати. Святость злобы проявляется в отступничестве новых героев от официального православия. В конце поэмы создается образ Того, кто «И за вьюгой невидим. И от пули невредим». В настоящем флаг истории — кровавый, но в дальнейшем все может сложиться иначе. Вера в христианство окрашивает завершение повествования о героях нового времени. Они пытаются не придавать значения вековым ценностям, чем удивляют автора. Для него несомненно, что впереди человеческого общества — Христос, рассыпающий, как будто снежную пыль, милости даже тем, кто не видит, что история движется за ним, преодолевая препятствия. Мир прошлого остается позади, испытывая неутолимый голод к жизни, но обреченный на смерть. Поэт верит в то, что людей ждут счастье, чудо, жемчужная россыпь благ: Нежной поступью надвьюжной. Снежной россыпью жемчужной. В белом венчике из роз — Впереди — Исус Христос. Андрей Белый приветствует революцию. Основной темой его стихов становится Россия, стоящая в центре мировой революции. В действии стихийных сил он видит пророческое предназначение, которому суждено оказать влияние на ход мировой истории, он называет Россию «мессией грядущего дня». Белоый вкладывает в революцию мистический, «сверхземной» смысл. Созданная под непосредственным влиянием революционных событий и во многом под воздействием «Двенадцати» Блока поэма «Христос воскресе» (1918) трактует революцию как один из религиозных актов. В прежней бездне Безверия Мы,-- Не понимая, Что именно в эти дни и часы -- Совершается, Мировая Мистерия... Перед взором Белого в эти годы неотступно находится образ «сошедшего Христа», призванного появлением своим искупить «пустыни позора» и «моря неизливные слез». «Христос воскрес» (1918) — произведение, истолковывающее революцию в традиционном символистском ключе и в мистических отсветах, но полное ясной уверенности в том, что она возвещает грандиозное обновление мира. После революции Белый активно включился в строительство новой культуры. Оставшись в целом характерным представителем символистской литературы, он в то же время стремился создавать свои новые произведения под воздействием опыта революции и отражать в них становление нового социального строя. |