Билеты по рус. лит. 20 в.. ЛИТЕРА БИЛЕТЫ. 1. Послеоктябрьское творчество А. Блока. Стихотворение Скифы и статьи Интеллигенция и революция, Крушение гуманизма, О назначении поэта
Скачать 264.8 Kb.
|
12. Литературные течения и группы 1920-х годов. Характеристика программ, деклараций и творческих свершений.Основными чертами периода 1920-х годов были воздействие событий революции и гражданской войны на литературное творчество, борьба с классическими тенденциями, приход в литературу но-вых авторов, формирование эмигрантской литературы. После революции 1917 года по всей стране появилось множество различных литературных групп. Многие из них возникали и исчезали, даже не успевая оставить после себя какой-либо заметный след. Только в одной Москве в 1920 г. суще-ствовало более 30 литературных групп и объединений. Литературные группировки 1920-х гг. 1. Новокрестьянская поэзия Первая волна крестьянской поэзии – 1903-1905 гг. Вторая волна – 1910-е гг. Суть: Это течение поэтов, вышедших из народной среды. Они опирались на фольклорную тради-цию и литературную традицию XIX века (Некрасов, Кольцов, Никитин, Суриков). Основные мо-тивы – жизнь деревни, природы, родство жизни деревни с жизнью природы. Основные проблемы – оппозиция город/деревня и трагические противоречия внутри самой деревни. Были встречены как посланцы новой русской деревни. Новокрестьянские поэты испытали воздействие символизма и ак-меизма. 2. Скифы Скифское движение поэтов и революционеров возникло в России в 1917 году. Суть: Скифское Движение шло с левыми эсерами (русские народники) рука об руку, часть скифов – Сергей Есенин, Мария Спиридонова, Иванов-Разумник – были активистами этой партии. Другие печатались в левоэсеровских газетах. Они мыслили революцию совсем иначе. У большевиков всё дышало ненавистью к народам и классам. А Революция Скифов должна была превратить Россию в райское поле людей-цветов. Революция должна была быть революцией любви, которая исцеляет ноющее народное сердце и наполняет мир красотой. Революция должна привести к рождению Но-вого Человека – Скифа – Солнечного Русского. Революция должна построить на Руси вольный и братский союз народов Евразии – Союз Скифских Республик. 3. Имажинизм Возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Распался в 1925. Цель творчества – создание образа. Разногласия привели к делению на правое крыло и левое с противоположными взглядами на задачи поэзии, ее содержание, форму, образ. В 1924 году Есенин опубликовал в газете «Правда» письмо о выходе из имажинистов. Шершеневич: «Имажинисты отняли у поэзии лич-ность. А поэзия без личности, без лиризма, как беговая лошадь без ноги». 4. «Кузница» Даты: С мая 1920 г. – выход первого журнала «Кузница» до 23 апреля 1932 г. – постановления «О перестройке литературно-художественных организаций». Суть: Группа с самого начала противопоставила себя дореволюционным литературным направле-ниям - символизму, футуризму, имажинизму. Против того, чтобы поэзию хоть чем-то ограничи-вали, сжимали – «буржуазным» содержанием и формальными рамками стиха. В его стихах – идеализация пролетариата, труда, металла, машин. При этом не признавали руководство культурой со сто-роны партии, отвергали НЭП, как измену принципам мировой революции. После создания в 1922 году группы «Октябрь» утратила своё значение. 5. Перевал Даты: Создана на рубеже 1923-1924-х годов. Официально «Перевал» просуществовал до 1932 года. Суть: Творческие лозунги: · «искренности творчества» (даже если это противоречит партийной дисциплине) · «моцартианства», под которым подразумевалось творчество по вдохновению, по наитию · «нового гуманизма» Группу резко критиковали в рапповской печати за якобы реакционность и увод писателей в сторону от задач современности, неисторический, внеклассовый подход. 6. РАПП (рос. ассоциация пролетарских писателей) Официально оформилась в январе 1925 года. Со временем стала беспокоить партийное руководство, предпочитавшее держать бразды правления литературой в своих руках, и постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года РАПП была ликвидирована. Суть: Рапповцы призывали к учебе у классиков, особенно у Толстого, в этом проявилась ориента-ция на реалистическую традицию. Центральный орган РАПП в развязном тоне писал о лучших писателях, требовал передачи пролетарским пи-сателям органов печати, вытеснения мелкобуржуазных «попутчиков» из журналов и сборников. 7. ОБЭРИУ объединение реального искусства С 1928 года. Суть: Отказ от традиционных форм и методов искусства, утверждение новых. Но их творчество не носило характера «игры в бессмыслицу», «в заумь», как было принято считать. Их волновали глубокие экзистенциальные вопросы: отношение к времени, смерти, языку, его приспособленности для описания мира. 8. ЛЕФ ЛЕФ объединился в конце 1922 – начале 1923 года вокруг одноименного журнала. Суть: непосредственное отображение действительности: вместо «литературы вымысла» - «лите-ратура факта», вместо игрового кино – документальное, вместо живописи – фотография. Новые принципы искусства: - принцип социального заказа (художник должен писать на ту тему, которая наиболее актуальна для общества в данный момент); - принцип литературы факта (отбор материала для творчества – не вымысел, а факт как предмет искусства); - принцип «искусства-жизнестроения» (задача искусства – напрямую вторгаться в жизнь, прибли-жая будущее). ЛЕФ считал себя единственным настоящим представителем революционного искусства и конкури-ровал на этом поле с «Октябрем» и даже РАППом. 9. Серапионовы братья С 1 февраля 1921 года, когда в «Литературной студии» состоялось первое заседание «Серапионовых братьев». Прекратили существование в 1926 году. Суть: Подчеркнутая аполитичность. Зощенко: «Я не коммунист, не монархист, не эсер, я просто русский». Однако между декларациями и творческой практикой большинства «братьев» - противо-речия. Часть аполитична, часть пытается осознать действительность. Раскололись на «западное крыло» и «восточное крыло». Первые были за остросюжетную «западную новеллу», вторые – за бытовой рассказ и фольклорный материал. В итоге часть «братьев» эмигрировала, часть встала на сторону советской власти. |