Главная страница
Навигация по странице:

  • «Bce расхищено, предано, продано

  • Отчего же нам стало светло

  • Глубь прозрачных июльских небес

  • Николая Степановича Гумилева

  • Огненный столп

  • Сборник "Огненный столп" (1921)

  • Осип Эмильевич Мандельштам

  • «Египетская марка»

  • Билеты по рус. лит. 20 в.. ЛИТЕРА БИЛЕТЫ. 1. Послеоктябрьское творчество А. Блока. Стихотворение Скифы и статьи Интеллигенция и революция, Крушение гуманизма, О назначении поэта


    Скачать 264.8 Kb.
    Название1. Послеоктябрьское творчество А. Блока. Стихотворение Скифы и статьи Интеллигенция и революция, Крушение гуманизма, О назначении поэта
    АнкорБилеты по рус. лит. 20 в
    Дата04.07.2022
    Размер264.8 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛИТЕРА БИЛЕТЫ.docx
    ТипДокументы
    #624286
    страница10 из 37
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   37

    13. Судьба и творчество поэтов-акмеистов в 1920–1930-е годы (А. Ахматова, Н. Гумилёв, О. Мандельштам).



    Анна Андреевна Ахматова родилась в Одессе 23 июня 1889 года. Бурные политические события начала 20 века не могли не отразиться на поэтических взглядах еще юной Ахматовой.

    Темы поэта и родины в лирике А. Ахматовой неразрывно связаны между собой. Трагедия народа: будь то война или жестокие репрессии против невиновных людей - все это перекликалось с ее личной трагедией. Сначала это был арест мужа, а потом и его расстрел; затем многочисленные аресты сына.

    Брак Ахматовой (Горенко) и Гумилева распался в августе 1918 года. Поэтесса вышла замуж за Владимира Шилейко — востоковеда и поэта, специалиста по Древнему Египту. В 1921 году Гумилева арестовали, а затем расстреляли — поэта обвинили в причастности к контрреволюционному заговору. Год потрясений и утрат стал плодотворным для поэтического творчества Ахматовой. "Все расхищено, предано, продано..." (1921), первая строчка которого цитировалась много раз для доказательства мысли о враждебном отношении поэтессы к советскому обществу и революции, даже в нем можно было услышать по крайней мере доброжелательное любопытство и несомненный интерес к обступающим поэта явлениям новизны:

    «Bce расхищено, предано, продано,

    Черной смерти мелькало крыло,

    Все голодной тоскою изглодано,

    Отчего же нам стало светло?

    Днем дыханьями веет вишневыми

    Небывалый под городом лес,

    Ночью блещет созвездьями новыми

    Глубь прозрачных июльских небес, -

    И так близко подходит чудесное

    К развалившимся грязным домам...

    Никому, никому не известное,

    Но от века желанное нам.

    Все расхищено, предано, продано..».

    Это - 1921 год, разруха, голод, самый конец гражданской войны, из которой страна выходила с неимоверным напряжением сил. Старый мир был разрушен, новый только еще начинал жить. Для Ахматовой и тех, кого она в этом стихотворении объединяет вместе с собой, разрушенное прошлое было хорошо обжитым и знакомым домом. И все же внутренняя сила жизни заставила ее посреди обломков старого, чувствовать предвкушение жизни, которая словно бы начинается сначала.

    В апреле 1921 года вышел сборник стихов «Подорожник». С середины 20-х годов новые стихи Ахматовой перестали печатать, а старые не переиздавали. Её не арестовали, но и не печатали. Она была против революции. Восприятие Ахматовой в среде эмиграции было сложным и противоречивым. В глазах многих она была и оставалась представительницей дворянского искусства, акмеисткой.

    В 1924 году было напечатано ее стихотворение «Лотова жена». В нем нашли свое выражение боль за погибшего мужа, одиночество души, взгляд в прошлое. Власти же расценили это по-своему: тяга в прошлое, сочувствие бывшим «господам», верность расстрелянному «предателю» Гумилеву, скрытую контрреволюцию. 30-е годы оказываются самыми тяжелыми: одного за другим арестовывают ее лучшего друга - О. Э. Мандельштама.

    В 1938 году Льва Гумилёва (сына) приговорили к пяти годам исправительно-трудовых лагерей. О чувствах жен и матерей «врагов народа» — жертв репрессий 1930-х годов — Ахматова позже написала одно из своих знаменитых произведений — автобиографическую поэму «Реквием».

    Николая Степановича Гумилева можно называть поэтом-акмеистом. Изменения в его творчестве происходят в 1910-е годы. И связаны они во многом с личными обстоятельствами: со знакомством, а затем и женитьбой на А. Ахматовой (тогда еще Анной Горенко). Осенью 1912 года у автора родился его единственный сын Лев, но проживал всегда с бабушкой. Когда началась первая мировая война (1914-1918 гг.), то Гумилев добровольцем ушел на фронт. Гумилев, который не скрывал своего отрицательного отношения к большевистскому строю в России, был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности, за недоносительство, а затем приговорен к смерти. До 1923 года еще выходили из печати отдельные сборники его стихотворений и прозы, с 1938 его имя вычеркнуто из советской литературы. Его более поздние сборники, например, "Огненный столп" (1921) и "Шатер" (1921) свидетельствуют об обращении автора к проблемам духовного порядка. Николай Гумилев писал также прозу и пьесы: 6 драм неоромантического характера; он завоевал репутацию самого значительного теоретика акмеизма и литературного критика.

    Только в 1986 году произошла его литературная реабилитация и включение в признанную в СССР русскую литературу.

    Сборник "Огненный столп" (1921) это вершина творческого развития Гумилева. Размышления Гумилева в "Огненном столпе" неразрывно связаны с новым пониманием личности, которая воплощает в себе конкретно-историческое, религиозно-мистическое начало. Сборник открывает стихотворение "Память", в котором лирический герой, анализируя свое прошлое, представляет бытие своего "Я.

    Осип Эмильевич Мандельштам – русский поэт ХХ века, эссеист, переводчик и литературный критик. В 1908 году Осип учился в Париже, в Сорбонне. Там он проводит два года и знакомится с Николаем Гумилевым. Он часто бывает в доме Гумилева, знакомится с Анной Ахматовой. Впоследствии дружбу с ними он считает одной из самых больших удач в жизни. В период с 1924 по 1926 год Мандельштам пишет стихотворения для детей: цикл «Примус», стихотворение «Два трамвая Клик и Трам», книгу стихов «Шары». С 1925 по 1930 год Мандельштам берет поэтическую паузу. Зарабатывает на жизнь он в основном переводами. Пишет прозу. В этот период Мандельштам создает повесть «Египетская марка». В 1928 году выпускается последний сборник поэта "Стихотворения" и сборник статей "О поэзии". В 1930 он путешествует по Кавказу, куда поэт уехал в командировку. По возвращении домой поэт пишет стихотворение «Ленинград», которое Мандельштам начинает ставшей крылатой строчкой «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз» и в котором признается в любви к родному городу. В 30-х годах наступает третий период поэтики Мандельштама, в котором главенствует искусство метафорического шифра.

    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   37


    написать администратору сайта