Билеты по рус. лит. 20 в.. ЛИТЕРА БИЛЕТЫ. 1. Послеоктябрьское творчество А. Блока. Стихотворение Скифы и статьи Интеллигенция и революция, Крушение гуманизма, О назначении поэта
Скачать 264.8 Kb.
|
17. Драма в стихах «Страна негодяев» С. Есенина. Проблема противостояния России и Запада. Драматургическая интрига и авторские обобщения.Страной негодяев провозглашает Россию С.Есенин в 1922-1923 года. Наша страна в 20-е года XX века находилась в переходном состоянии - она переживала гражданскую войну. В своей поэме "Страна негодяев" Есенин отразил все те социальные и идеологические изменения, которые переживал русский народ в это сложное время. Помимо прочего, поэт оценивает в своем произведении и политическую ситуацию, сложившуюся в стране. На примере нескольких созданных им героев Есенин описывает политические противоборства. Номах - анархист по политическим воззрениям. Его политическое мировоззрение резко поменялось после того, как он увидел всю бесполезность революции: «Пришли те же жулики, те же воры И вместе с революцией Всех взяли в плен...» Он говорит, что "быть люмпенов-хулиганом честнее, чем прислуживать власти", "если мир не соответствует моим идеалам, тем хуже для него". Номаха можно назвать революционером-романтиком - он не желает мириться с наступившим строем, он хочет захватить власть в Советах, ожидает подмоги из заграницы. Понятно, что его мечты несбыточны, но несмотря на это он агитирует своих товарищей, жаждущих приключений и войны, на движение их в будущем приобретенных на награбленное золото танков, на Советское правительство. Чекистов - большевистский комиссар, выросший заграницей и поэтому считающий себя компетентным для унижения русских за их безделье и глупость. Он желает переделать нищую Россию под стать просвещенной Европе, но он предлагает не перестроить Россию, а совсем уничтожить ее -превратить ее храмы в уборные, убрать старые хаты: «Жили весь век свой нищими И строили храмы Божии... Да я б их давным-давно Перестроил в места отхожие.» Рассветов, проведший также много времени заграницей, также презирает Россию - "не страна, а сплошной бивуак" - но считает, что страну можно поднять, если поставить народу "стальную клизму", то есть если провозгласить достижение определенного уровня прогресса выше удовлетворения всяческих человеческих нужд. "Только работай! Только трудись! И в республике будет, Что кому надо..." Несмотря на вариацию многочисленных политических воззрений, герои поэмы Есенина поголовно оказываются негодяями. Весьма вероятно, что таким образом читателям показывается, что по-другому в то время было выжить нельзя - или ты становишься обманщиком, или тебя обманывают. Есенин показывает, что при неустоявшейся политической системе вся страна превращается в букет из различных политических мнений, что мешает ее развитию. В любом случае, плюрализм мнений позволяет нам лишь более адекватно оценить сложившееся в стране в 20-е годы положение, а Есенину ярче и правдоподобней передать читателям царившую тогда накаленную обстановку. 18. Лирика и поэмы Н. Клюева 1920–1930-х годов. Книги стихов «Медный кит», «Львиный хлеб», «Четвертый Рим», «Избяные песни». Поэмы «Заозерье», «Погорельщина», «Соловки», «Песнь о Великой матери». Своеобразие мироощущения поэта. Специфика образно-мифологической системы его лирики. Творчество Николая Клюева – явление особое, самобытное. Стихи Николая Алексеевича Клюева связаны с фольклором и бытом северорусской деревни начала XX века. В них самобытно выражены думы и чаяния той части крестьянства, которая возвышенно-чутко воспринимала собственные обычаи, нравы, культуру, народную поэзию и природу. Этому немало способствовало крестьянское происхождение поэта. В 1919 г. в Петрограде вышли двухтомник произведений Клюева под названием «Песнослов» и сборник стихов «Медный кит». Специальный раздел в «Песнослове» составили стихотворения о В.И. Ленине. В 1921 г. автор переплел эти стихи отдельной книжечкой и через Архипова, избранного делегатом Всероссийского съезда Советов, передал их вождю. Данное издание хранилось в Кремлевской библиотеке. В 1923 г. Клюев переехал в Петроград. Там он поселился в самом центре города. Но порвать окончательно с деревней поэт не мог. Ежегодно он по нескольку месяцев путешествовал по родному Северу и другим районам страны. В Ленинграде поэт написал свои лучшие стихи послеоктябрьской поры. К ним относятся «Богатырка», «Застольная», «Ленинград», а также поэма «Заозерье». В середине 1910-х годов под влиянием всеобщего недовольства империалистической войной и растущих идей социалистической революции в центре внимания Клюева снова оказалась тема величия народной России. Русь крестьянская с ее традиционным бытом, культурой, обычаями, нравами, природой, поэзией заняла ведущее положение в его творчестве.В итоге весь творческий процесс автора совершался на национально-фольклорной основе, связанной с крестьянским бытом.Этот глубинный показ крестьянской России изнутри был олицетворенно конкретизирован в образе песенной избы. Стихи, раскрывающие данную тему, так и назывались «Избяные песни». Они возникли в конце 1914 – начале 1915 гг.. Лирическое действие в них развивается на грани действительного и вымышленного.«Избяные песни» – это 15 лирических стихотворений, связанных, точно главы одного произведения, общей мыслью, героем, его судьбой. В них говорится о смерти матери поэта, о душевных переживаниях сына при виде опустевшего родительского дома. Мотив безутешного горя проходит через все лирическое изложение. АНАЛИЗ ИЗБЯНЫЕ ПЕСНИ В основу «Избяных песен» положен принцип последовательного изображения лирической героини (хозяйки-матери) с позиций других персонажей. Человека уже нет, и мир его былых душевных помыслов и тайных привязанностей раскрывается косвенно, посредством обрисовки тех лиц, вещей и явлений, с которыми он встречался при жизни. В этой связи в одном поэтическом потоке соединены персонажи действительные и фантастические, живые и олицетворенно-предметные, наделенные чувствами, эмоциями, мыслями, человеческой памятью. Все в крестьянской избе живет традиционной человеческой жизнью: печь, ухваты, горшки, фантастические существа, птицы, животные. Они помнят, грустят, переживают. Первая глава – «Четыре вдовицы к усопшей пришли...» открывается реалистическим сообщением: Четыре вдовы в поминальных платках: Та с гребнем, та с пеплом, с рядниной в руках; Во второй части действие изложено в условно-событийном плане: здесь в духе старых традиционно-народных представлений рассказывается о том, как душу покойницы уносят журавли в бескрайние просторы неба. Затем повествование принимает локально-психологические очертания. Опустелая изба как бы оживает в воображении героя-автора. В качестве персонажей предстают отдельные предметы домашнего обихода: лежанка ждет кота, печной горшок – хозяйку... Лиро-эпическая картина расширяется далее, пополняясь новыми действующими лицами: в художественную ткань входят демонические существа («за печкой домовой твердит скороговоркой о том, как тих погост для нового жильца»). Но вот круг поэтических персонажей очерчен, условный характер лирического действия определился, и тогда в тексте появляется живое лицо – автор. Стало сразу ясно, что все сценки, которые нарисованы прежде, и те, что идут вслед за ними, изложены от его имени. В воображении поэта возникает образ хозяйки-матери. В соответствии с народными представлениями о тайнах человеческого бытия покойница на время вернулась в родную избу. Все вдруг ожило и пришло в движение: предметы, тени, птицы, звери, фантастические существа («у матери-печи одно на уме: теплынь уберечь да всхрапнуть в полутьме»; «бродит темень по избе, спотыкается спросонок, балалайкою в трубе заливается бесенок»). Заключительные стихи выполнены в реалистическом ключе. Тут особо выделяется своим поэтическим слогом последняя глава – «Ворон грает к теплу, а сорока – к гостям...». Она оформлена в виде пословичных и поговорочных двустиший, вобравших в себя характерные народные приметы и наблюдения о природе и быте. Русский деревенский быт и культура показывались Клюевым и через их образное сравнение с культурой и бытом других народов и стран. В частности, ключевую роль здесь играет символический мотив сказочной Индии «Белая Индия» (1916) этот мотив вынесен в заголовок, и все повествование посвящено его раскрытию. Сюжетная ситуация сказа – это авторское сообщение о том, как некогда был утерян на небе таинственный талисман. Его долго искали, но найти не смогли. Лишь планете Земля повезло: она подобрала редкостную вещь и в знак особой привязанности передала ее в дар русской деревне. С той поры та и стала необычайно таинственной и поэтичной, как далекая Индия. На дне всех миров, океанов и гор Цветет, как душа, адамантовый бор Дорога к нему с Соловков на Тибет, Чрез сердце избы, где кончается свет. Где бабкина пряжа – пришельцу веха: Нырни в веретенце, и нитка-леха Тебя поведет... Книга стихов медный кит. Одно из стихотворений Песнь солнценосца. Анализ. «Песнь Солнценосца», посвященная теме революции в России. Лирическое действие здесь построено на описании грядущего охваченной политическим брожением страны. В центре повествования – титаническая фигура русского народа, хозяина нового мира. Изложение поэтического события, которое ведется от его лица, в своих узловых моментах выдержано в духе фольклорной сказовости. Так, в зачине произведения традиционно сообщается о трех огненных дубах, якобы давших России три желудя-солнца, с помощью которых совершится перестройка всей общественной системы планеты. Тут обычные бытовые и природные предметы (дуб, колокол, чертог) гиперболически раздвинуты до космических масштабов, в то время как огромные географические районы (Китай, Европа, Север, Юг, Альпийская горная цепь с Монбланом) на основе приема литоты художественно преуменьшены: Мы – рать солнценосцев... Воздвигнем стобашенный, пламенный дом! Китай и Европа, и Север и Юг Сойдутся в чертог хороводом подруг, Чтоб Бездну с Зенитом в одно сочетать. В самой философской заостренности главной мысли произведения отчетливо слышны дидактические интонации, свойственные жанру притчи. Кроме того, вера поэта в особую, мессианскую роль революционной Руси (Россия – мать Вселенной) подкреплена во второй части соответствующим «поведением» людей, природы, где, кажется, вся атмосфера пропитана идеями свободы и демократии. Это сближает «Песнь Солнценосца» с балладой, носящей, как известно, аналогичный повествовательно-событийный характер: «Вставай, подымайся» и «Зелен мой сад» – В кровавых окопах и в поле звучат... «Вставай, подымайся», – старуха поет, В потемках телега и петли ворот, За ставнем береза и ветер в трубе Гадают о вещей народной судьбе... Анализ поэмы Погорельщина Момент наивысшего расцвета духовных сил совпал у Клюева с осознанием той катастрофы, которая, с нашествием «революционных гуннов», вплотную приблизилась к источнику его поэзии: рушилась тысячелетняя Россия, ломался ее древний миропорядок, вытеснялись традиционные занятия и ремесла, замолкала златоустая народная речь. На этом пепелище и родилась песнь поэта – лирико-трагическая «Погорельщина», сохранившая в своей образной стихии свет меркнущей крестьянской жизни, но вместе с тем и подтолкнувшая к закату жизненную звезду самого автора. Клюев оценил свое сочинение как творческий подвиг, к которому он шел в течение всей жизни. «Это – то, для чего я родился», – писал он о поэме в письме, посланном из Сибири русской певице Н. Обуховой. В «Погорельщине» поэтическая мысль, кажется, впервые в русской литературе приблизилась к реальным очертаниям идеала. Суровая и богатая природа северного края, вольготно раскинувшиеся на его землях поселения поморских крестьян составили особый материальный мир, исполненный божественной высокости и красоты: Наша деревня – Сиговый Лоб Стоит у лесных и озерных троп, Где губы морские, олень да остяк, На тысячу верст ягелевый желтяк. Сиговец же – ярь и сосновая зель, Где слушают зори медвежью свирель... Тут бытовали особые, православно-языческие воззрения и верования людей, процветали редкие художественные ремесла. В клюевской «Погорельщине» показан именно традиционный нечистый, «змей-собака», представленный носителем всего сатанински-злого, коварного. С его появлением и началось крушение Великого Сига. Оно изложено стремительно, по нарастающей линии. Светлое, обрядовое вступление девушки в брак обернулось неожиданным: красавица Настя, напившись «с поганого копытца», предстала «на белой доске» бесстыдно нагая и униженная: Не оструганной, не отесанной, Наготу свою застит косами! И люди, никогда не ведавшие подобной непристойности в своей жизни, тотчас заподозрили в проступке грешницы присутствие темной силы: ...Завывают избы вольчьим воем, И с божницы ускакал Егорий – На божнице змий да сине море!.. Началась вселенская погорельщина: заполыхали деревенские избы; вспыхнули в слепящем огне рублевские иконы; страх, голод и мор воцарились на русской земле. Клюев, отделенный кровавым десятилетием от Блока, сумел безошибочно осознать весь трагический замысел русской революции, не пощадившей ни идеи Бога, ни Его мира. В клюевской поэме как бы показано трагическое следствие блоковской пальбы в Иисуса Христа. Здесь уже не бряцают винтовочные затворы, не сверкают «оплечь ружейные ремни». По сути, это уже незачем: революция победила повсюду, божественная святость вытеснена из самых глухих, заонежских уголков России. |