Билеты по рус. лит. 20 в.. ЛИТЕРА БИЛЕТЫ. 1. Послеоктябрьское творчество А. Блока. Стихотворение Скифы и статьи Интеллигенция и революция, Крушение гуманизма, О назначении поэта
Скачать 264.8 Kb.
|
5. Поэзия М. Цветаевой. Лирические темы России, любви, разлуки и смерти.Тема Родины является одной из центральных в поэзии М. Цветаевой. Отказавшись принять революцию 1917 года и советскую власть, она избрала для себя добровольное изгнание вместе со своим любимым мужем, белым офицером, и долгую семнадцатилетнюю разлуку с Родиной. Находясь за границей, гордая и свободолюбивая, она очень скучала по России, по русскому слову, по русской природе, по русской культуре. Трагическое звучание потери Родины выливается в противопоставлении русского человека всему чужому. Эти чувства кровной связи, наполненные огромной силой переживания, поэтесса выразила в стихотворении "Тоска по родине! Давно..." Она так одинока в чужом краю, что не может найти себе места. Марина Ивановна страдает из-за того, что родной "край... не уберег" её и ей приходится жить вдалеке от родины. Для Цветаевой, несомненно русской поэтессе, уже не имеет значения, где жить, ничто не может заменить ей Россию: "Мне совершенно все равно-/ Где совершенно одинокой...". Находясь и на родине, в ранних стихах поэтесса всегда любила свою страну. Образ Родины она связывала с детскими впечатлениями, с дорогими сердцу местами с Тарусой, Москвой. Так, своему любимому городу она посвятила цикл "Стихи о Москве". В нём Цветаева описывает дореволюционную столицу, её гордый нрав, восхищается и любуется ее красотой, главным украшением которой являются храмы. Цветаева в стихотворении выражает желание быть похороненной на родной земле. Но, к сожалению, этому не суждено было сбыться. Таким образом, Родина в поэзии Марины Ивановны Цветаевой описывается с особым трепетом. «Любовь! Любовь! И в судорогах и в гробе Насторожусь - прельщусь — смущусь — рванусь...» М. И. Цветаева С юных лет поэтесса не представляла себя без этого чувства. Первым объектом ее любви, получившей поэтическое выражение, стал сын Наполеона, герой «Орленка», ее любимой поэмы Э. Ростана, которую Марина перевела в юности. Позже всякий человек, в котором она видела или придумывала родство душ, невольно становился для нее объектом любви. Вне любви себя Цветаева не мыслила и в этом чувстве она растворялась вся. Любовь Цветаевой может быть открытой и жертвенной, смелой, вызывающей, заботливой. Для ее героини любовь — это бытие. В стихах Марины Ивановны представлены все стороны, все времена любви — ее зарождение, влюбленность, ее пожар, расцвет, период ревности, окончание любви, разлука. «Откуда такая нежность? Не первые — эти кудри Разглаживаю, и губы Знавала — темней твоих. ...Откуда такая нежность? И что с нею делать, отрок Лукавый, певец захожий, С ресницами — нет длинней?» В необычайно богатом мире Цветаевой обнаружилось неисчислимое количество граней любовного чувства», - пишет биограф поэтессы И, Кудрова. Она называет многолюбие важной чертой поэтессы, каждое вспыхнувшее в ней чувство Марина Ивановна выражала стихами. Полюбив человека, Цветаева присваивала его себе, навсегда. Считая его своим, она выплескивала на него всю себя, все свои эмоции, радости, и конечно же любовь. В 1916 году в письме П. Юркевичу юная Цветаева пишет, что для нее заключено в слове «любовь»: «С самого моего детства, с тех пор, как я себя помню, мне казалось, что я хочу, чтобы меня любили. Теперь я знаю и говорю каждому: мне не нужно любви, мне нужно понимание. Для меня это — любовь. А то, что вы называете любовью (жертвы, верность, ревность), берегите для других, для другой, — мне этого не нужно. А я хочу легкости, свободы, взаимопонимания — никого не держать и чтобы никто не держал!» Героиня стихов Цветаевой многолика — это покорная «прекрасная, самовластная, в себе не властная, сладострастная» Манон Леско, обольстительница Кармен, которую Цветаева делает парой Дон Жуану, дерзкая цыганка Мариула, воинственная амазонка, ворожея. Любовь для них - молниеносное чувство, порыв, отрыв от земли. Она привораживает любимого — «Развела тебе в стакане Горстку жженых волос Чтоб не елось, чтоб не пелось, Не пилось, не спалось. Чтобы молодость — не в радость Чтобы сахар — не в сладость, Чтоб не ладил в тьме ночной С молодой женой.» Она способна сказать спасибо за то, что ее не любят, и сожалеть об этом: «Спасибо вам и сердцем и рукой За то, что вы меня — не зная сами! — Так любите: за мой ночной покой, За редкость встреч закатными часами, За наши не-гулянья под луной, За солнце, не у нас над головами, — За то, что вы больны — увы! — не мной, За то, что я больна — увы! — не вами!» Самое большое цветаевское произведение о любви - это автобиографическая «Поэма конца», построенная, по словам критиков, на контрасте «быта» и «бытия». Вот как определяет это чувство Цветаева: Любовь, это плоть и кровь. «Цвет, собственной кровью полит. Вы думаете — любовь — Беседовать через столик? Часочек — и по домам? Как те господа и дамы? Любовь, это значит... — Храм? Дитя, замените шрамом На шраме! ... «Любовь, это значит лук Натянутый лук: разлука»… «Всеми моими стихами я обязана людям, которых любила — которые меня любили — или не любили», - так писала М. И. Цветаева в конце жизни. Разлука, расставание, неудавшаяся любовь, несбывшиеся мечты — частый мотив в любовной лирике Цветаевой. Образ лирической героини в творчестве Цветаевой двоится. С одной стороны — это женщина, полная нежности, ранимая, жаждущая понимания, с другой стороны — сильная личность, готовая преодолеть все преграды и противостоять хоть всему миру, отстаивая свое право на любовь и счастье. Героине, обладающей этими чертами, свойственны сосредоточенность души, погруженность в любовь до полного растворения. При этом она не подвержена саморазрушению и сохраняет целостность личности. Во всем этом — сама Цветаева. Образы, чувства не надуманы, поскольку искренность — главное оружие поэтессы. Уже в раннем периоде творчества Марины Цветаевой (с 1906 по 1916 годы) практически всеми исследователи ее жизни и творчества отмечается интерес к теме смерти. Выделяются слова, отражающие как феномен смерти, так и ее символику, а также чувства, сопутствующие ей: смерть, могила, кладбище, умирать, мертвый, погибший, гроб, покойник; тоска, страдание, боль, мука, печаль, грусть; У Цветаевой с юности появился интерес к смерти; желание разобраться, что это такое; романтизация смерти; восприятие смерти других людей как романтической разлуки, а своей – как обретение покоя. |