Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Сборник «Колчан» (1916 г.)

  • 2. Сборник стихов Н. С. Гумилёва «Костёр».

  • 4. Сборник «К синей звезде» (1923).

  • 4. Лирика М. Волошина о революции и провиденциальном пути России. Поэма М. Волошина «Россия». Авторская интерпретация социального и духовного пути России, противостояния России и Западной Европы.

  • — время правления Романовых . Закон самодержавия таков

  • «В России нет сыновнего преемства

  • На дне души мы презираем Запад

  • И головы рубить родным богам

  • И Иоанна Грозного. В нас нет

  • Билеты по рус. лит. 20 в.. ЛИТЕРА БИЛЕТЫ. 1. Послеоктябрьское творчество А. Блока. Стихотворение Скифы и статьи Интеллигенция и революция, Крушение гуманизма, О назначении поэта


    Скачать 264.8 Kb.
    Название1. Послеоктябрьское творчество А. Блока. Стихотворение Скифы и статьи Интеллигенция и революция, Крушение гуманизма, О назначении поэта
    АнкорБилеты по рус. лит. 20 в
    Дата04.07.2022
    Размер264.8 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛИТЕРА БИЛЕТЫ.docx
    ТипДокументы
    #624286
    страница3 из 37
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37

    3. Поэтические книги Н.С. Гумилёва «Колчан» (1915), «Костёр» (1918), «Огненный столп» (1921), «К синей звезде» (1923).



    Гумилёв – основатель второго после символизма модернистского течения – акмеизма. Акмеисты провозгласили, что необходимо освободить поэзию от призывов к идеальному, возвратить ей ясность, радостное любование бытием.

    1. Сборник «Колчан» (1916 г.) традиционно квалифицируется как знаменующий начало периода зрелого творчества Н. Гумилёва. Эта книга является поворотным моментом в системе мировоззрения поэта, что отражается прежде всего в стихах, связанных с темой обретения веры. Поэт, когда-то с горечью осознавший свое одиночество в мире, тщетность всех попыток изменить действительность и свою судьбу, находит Истину, а вместе с ней смысл жизни и творчества. В большом числе поэтических текстов, включённых в сборник, отражаются значимые концепты христианского мироздания, отсылающие к сакральности, например, Падуанский собор: «Да, этот храм и дивен, и печален, Он — искушенье, радость и гроза …». Ряд стихотворных произведений посвящён храмовой символике, например, Собор Святого Марка в стихотворении «Венеция» («А на высотах собора, Где от мозаики блеск, Чу, голубиного хора Вздох, воркованье и плеск»), собор Святого Петра в Риме (из стихотворения «Рим»), а также русские православные реалии, например, икона Святого Николая Чудотворца в стихотворении «Старые усадьбы». Также в сборнике отражаются библейские сюжеты и предания. Мотив обретения христианства в душе и разуме связан с личным творческим взрослением Гумилёва. В «Колчане» Н. С. Гумилёв обращается к источнику Вечной Мудрости.

    2. Сборник стихов Н. С. Гумилёва «Костёр». Книга «Костёр» вышла в свет в 1918 году. Сборник стихов «Костёр» относится к поздней лирике Н. Гумилёва и знаменует собой качественно новый этап его лирики, отличающийся философской глубиной. Ключевой мотив его творчества – мотив странничества претерпевает изменения. Сборник открывает стихотворение «Деревья». Здесь поэт философски осмысливает тему человека и природы, подчёркивая превосходство деревьев перед человеком: «Я знаю, что деревьям, а не нам, Дано величье совершенной жизни. На ласковой земле, сестре звездам, Мы на чужбине, а они – в отчизне.» - мотив совершенной жизни, которая дана только природе, и мотив временного пребывания человека на земле полны глубокого философского смысла. Гумилёв наделяет деревья живой душой. Среди деревьев лирический герой находит дубы Моисеи, пальмы Марии, души которых «друг другу посылают тихий зов». Здесь же названы ещё два дерева: сломанный вяз и сикомора, одевшаяся листьями. Все четыре дерева упомянуты в Библии. Четыре дерева олицетворяют собой святость, благочестие, являются символами щедрости, бескорыстия, братской солидарности.

    По названию стихотворений, входящих в сборник («Осень», «Детство», «Ледоход», «Природа»), видно, что тема природы, связь человека с природой являются ведущими. Здесь есть и пророческие стихи, связанные с исторической судьбой России и с личной судьбой поэта. Стихотворение «Мужик» навеяно образом Григория Распутина: «В гордую нашу столицу Входит он – Боже спаси!- Обворожает царицу Необозримой Руси. Взглядом, улыбкою детской, Речью такой озорной, - И на груди молодецкой Крест просиял золотой.» А в стихотворении «Рабочий» Н. Гумилёв описывает рабочего, «невысокого старого человека», который «занят отливаньем пули», приготовленной для лирического героя. Поэт пророчески предвидит свой расстрел: «Упаду, смертельно затоскую, Прошлое увижу наяву, Кровь ключом захлещет на сухую, Пыльную и мятую траву.» Таким, образом, книга «Костёр» - это свидетельство творческого роста поэта, который философски осмысливает жизнь и смерть, взаимоотношения природы и человека, раскрывает тему творчества («Андрей Рублёв». «Творчество»). Кроме философской проблематики, в сборнике раскрывается и религиозная проблематика, поэт обращается к мотивам Ветхого и Нового Завета.

    3. Книга стихов «Огненный столп». Это последняя книга стихов, вышла в свет осенью 1921 года уже после трагической смерти поэта. Название «Огненный столп» имеет много смыслов: это странствие, следование Божьей воле, судьба, чудо, участие в созидании «Небесного Иерусалима», стремление к святости, преображению. В Пятикнижии Моисея говорится о том, как сам Господь шёл перед народом Израиля, скитающимся по пустыне в поисках Земли Обетованной, днём – в виде облачного столпа, ночью в виде огненного столпа.

    «Огненный столп» открывается стихотворением «Память». Стихотворение имеет кольцевую композицию, так как начинается и заканчивается одинаковыми строками: «Только змеи сбрасывают кожу, // Мы меняем души, не тела». Лирический герой относится к этому факту сначала с горечью и грустью, а в конце стихотворения эмоциональная тональность усиливается и чувства лирического героя доходят до грани отчаяния: «Крикну я… Но разве кто поможет…» Лирический герой даёт оценку каждому этапу человеческой жизни. Первый - это «колдовской ребёнок», который полюбил «сумрак рощ, //Лист опавший». Он «некрасив и тонок», но мог словом остановить дождь. В друзьях у ребёнка только «дерево да рыжая собака». Второй – это некто под «вывеской поэта», «хотел стать богом и царём», но он совсем не нравится лирическому герою. Лирический герой любит третьего – «избранника свободы, //Мореплавателя и стрелка». Но, к сожалению, этот третий, который «как вино, впивал … воздух сладкий», «променял весёлую свободу //На священный долгожданный бой». Четвёртая метаморфоза оказывается последней. Четвёртому лирическому «я» достаются биографические факты поэта: «Я – угрюмый и упрямый зодчий // Храма, восстающего во мгле…» Мотивы, возникающие в описании «четвёртого», тесно связаны с названием сборника «Огненные столп»: мотив храма, восстающего во тьме, мотив стремления к славе «как на небесах, и на земле», мотив борьбы, «священного долгожданного боя», «Нового Иерусалима». Кульминация стихотворения – появление неведомого путника, рядом с которым изображены лев и орёл. Это апокалиптические звери, изображённые в Откровении Иоанна Богослова. Путник – это Христос, свершающий путь крестной жертвы, полного отречения от себя. Таким образом, в последнем сборнике Гумилёва звучат мотивы жертвенного пути, полного отречения от себя, нравственного преображения.

    4. Сборник «К синей звезде» (1923). Читая стихи из цикла «К синей звезде», можно сказать, что они относятся к числу самых зрелых и самых чистых строк в лирике неустанного рыцаря, воина и поэта - странника Гумилева. Образность их, метафорический ряд, неизменно строгий, прохладный, чистый, с высокими, пронзительными нотами. Мотивы стиховой «строфической прохлады» у поэта полны чарующей чистоты и мучительно очищающего горного пламени, волнения, надежды и осознания навсегда потерянного времени, силы, жизни, мечтательности. Все чаще, вместо страстной мечты о будущем с любимой, поэт думает в строках о последнем бое, упавшем знамени, итогах жизни. По словам Сергея Маковского, «любовная неудача больно ущемила его самолюбие, но, как поэт, он не мог не воспользоваться горьким опытом, дабы <...> выразить <...> не только свое горе, но горе всех, любивших неразделенной любовью».

    Любовь Гумилева была «вовсе платонической», безответной и глубоко несчастной. Поэтому одной из основных особенностей стихотворений парижского периода в творчестве Гумилева становится тема неразделенной любви к юной лирической героине, которая отождествляется с прекрасной и недосягаемой Синей звездой. Именно Елене Дюбуше «девушке с газельими глазами», поэт посвятил свой лучший сборник любовной лирики «К Синей звезде».

    4. Лирика М. Волошина о революции и провиденциальном пути России. Поэма М. Волошина «Россия». Авторская интерпретация социального и духовного пути России, противостояния России и Западной Европы.

    Политические и мировоззренческие взгляды поэта находят свое выражение в пуб­лицистике периода 1918—1920 гг.

    Революция представлялась Волошину естественным, а не аномальным явлением человеческой исто­рии: это перекликалось с глубоким убеждением поэта в том, что революционное или мятежное начало лежит в основе всей эволюции мира.

    Главный урок революции для писателя таков: революция совершается во имя справедливости, но справедливость, утверждаемая абстрактно и тотально, неизбежно выливается в братоубийственную войну и всеобщее истребление. Именно поэтому с самого начала поэт иронизировал над «бескровностью» русской революции, понимая, что, когда в самом начале провозглашается торжество гуманистических идеалов, значит, революция будет кровавой.

    Волошин подметил интересную особен­ность: вся история России революционна, то есть история России и есть своего рода «перманентная революция».

    Таким образом, своеобразие позиции, которую М. Волошин занимает в период гражданской войны, можно в самом общем виде сформулировать так: быть в центре борьбы среди враждующих, не поддерживая никого из них. Поэт не толь­ко противопоставил господствующей тогда враждебности свою позицию примирения, он противопоставил всем имевшим тогда место политическим платформам — социализму, монархизму, анархизму, буржуазному парламентаризму и др. — свой собственный политический идеал: «Я писал в десятках органах, от самых правых, до самых левых, и ни один из них не соответствовал моим политическим взглядам, так как я имею претензии быть автором собственной социальной системы, не соответствующих ни одной из существующих».

    Поэма «Россия» написана в послереволюционные годы, когда резко изменилась поэтика Волошина: на смену философии и импрессионизму в творчествке приходят страстные размышления о судьбах России. Поэма «Россия» обозревает период истории страны, который поэту представляется законченным: это — время правления Романовых.

    Закон самодержавия таков:

    Чем царь добрей, тем больше льётся крови.

    А всех добрей был Николай Второй,

    Зиявший непристойной пустотою

    В сосредоточьи гения Петра.

    Волошину противны пытки и убийства, учиняемые Петром, но умом Волошин понимает историческую логику петровского безумия. Волошин стремится не осуждать исторических деятелей, а понять смысл их безумств.

    Характеристика Петра, да и всей династии, нужна Волошину для того, чтобы разобраться в главной проблеме: каким образом с династией и Империей связана русская интеллигенция.

    «В России нет сыновнего преемства

    И нет ответственности за отцов.

    Мы нерадивы, мы нечистоплотны,

    Невежественны и ущемлены.

    На дне души мы презираем Запад,

    Но мы оттуда в поисках богов

    Выкрадываем Гегелей и Марксов,

    Чтоб, взгромоздив на варварский Олимп,

    Курить в их честь стираксою и серой

    И головы рубить родным богам,

    А год спустя — заморского болвана

    Тащить к реке привязанным к хвосту.

    Зато в нас есть бродило духа — совесть —

    И наш великий покаянный дар,

    Оплавивший Толстых и Достоевских

    И Иоанна Грозного. В нас нет

    Достоинства простого гражданина,

    Но каждый, кто перекипел в котле

    Российской государственности, — рядом

    С любым из европейцев — человек.»

    М.Волошин верит в праведную Русь, в особую миссию России, её особое предназначение. «У меня есть вера в Русь, но есть и отношение европейца к Российскому государству, и от него я не хочу и не могу отказаться,» - пишет М.Волошин. Русь и Российское государство здесь разделены. Государство –нечто преходящее; Русь – вечная сущность России, её тайная духовная миссия, которую М.Волошин ставил превыше всего.

    Русский народ для М. Волошина – не столько народ-преступник, сколько народ-дитя, он не зол, а скорее незрел. Значит, ему нужно взрослеть. А это значит научиться любить свою родину не по-детски, некритичной и слепой любовью, а так, как любят взрослые, - понимая её.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37


    написать администратору сайта