Главная страница

Билеты по рус. лит. 20 в.. ЛИТЕРА БИЛЕТЫ. 1. Послеоктябрьское творчество А. Блока. Стихотворение Скифы и статьи Интеллигенция и революция, Крушение гуманизма, О назначении поэта


Скачать 264.8 Kb.
Название1. Послеоктябрьское творчество А. Блока. Стихотворение Скифы и статьи Интеллигенция и революция, Крушение гуманизма, О назначении поэта
АнкорБилеты по рус. лит. 20 в
Дата04.07.2022
Размер264.8 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЛИТЕРА БИЛЕТЫ.docx
ТипДокументы
#624286
страница34 из 37
1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   37

49. Послевоенная проза о Великой Отечественной войне. «В окопах Сталинграда» В.П. Некрасова, «Возвращение» А. Платонова.


В годы ВОВ литература занялась восстановлением общечеловеческой системы ценностей. Первые послевоенные литературные открытия (Роман Некрасова и рассказ Платонова)

Стремление военной прозы к поэтике

1946 – автобиографический роман Некрасова «В окопах сталинграда » 1947 – сталинская премия, но критика – не показана определяющя роль партии в «Сталинской битве»

1946 – Платонов «Возвращение»

Постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» (1946)

Зощенко чужд советской литературы – пустые и пошлые вещи, отравляющие сознание. «Приключение обезьяны». Против Ахматовой. Хотя она уже написала «Мужество» в «Правде». А она, мол, не идет в ногу со своим народом, салонное и декадантское искусство ради искусства.

Потом был доклад Жданова. Зощенко вспоминают Серапионовых братьев. Ахматовой – акмеистов, буржуазность. Хазин – пародия на Онегина. Клеветник. У Зощенко и Ахматовой отобрали карточки на еду (1946 – неурожай, кстати). Зощенко – инвалид Первой мировой войны. Гражданская казнь: печататься нельзя, работы нет. Ахматова переводила по подстрочнику корейских поэтесс.

Статья Абрамова «Люди колхозной деревни в послевоенной литературе как итоговое и программное»

Тезисы:

  1. Писать нужно для народа так, чтобы понять свою силы и слабости

  2. Гл. задача искусства – просвещение

  3. Увеличение добра на земле и красоты

Андрей Платонов. Писатель должен быть защитником своего народа; «оставить народ на 50 лет, а дальше они всё сделают сами»; главное для писателя – исследование исторической преемственности России; сверхзадача – создание новой «народнической» литературы. В годы ВОВ работал в газете «Красная звезда».

1947 – рассказ «Возвращение» (первоначальное название «Семья Иванова»). Пелена солдатского эгоизма – сын (маленький мужичок) учит отца прощению. Возвращаются к детям навстречу по песчаной дороге. Бытийные проблемы показывают, что война нечеловечна, противоречит идее, что человек создан для любви. После этой публикации ему нельзя было вернуться в литературу. Шолохов помог Платонову издавать детские сказки.

Победили во имя будущего – Виктор Некрасов «В окопах Сталинграда» (1946)

Повесть “В окопах Сталинграда” посвящена героической обороне города в 1942—1943 годах. Это произведение впервые было напечатано в 1946 году в журнале “Знамя”. Но сразу же было запрещено, так как в нем показывалось автором “действительное лицо” войны со всеми поражениями и неудачами. Но самое главное заключалось в том, что в этом произведении Виктор Некрасов рассказывал, какой ценой русский народ добился долгожданной Победы! Эта повесть очень легко читается. Она написана обыденно, простым языком. Но это свойственно автору. Нельзя не сказать и о том, что автор написал это произведение от первого лица, а один из главных героев — лейтенант Керженцев — это сам автор, благородно защищавший Сталинград. Повесть “В окопах Сталинграда” — это фронтовой дневник автора, в котором от начала до конца он описывает тяжелые бои, трудности, с которыми сталкивались солдаты во время войны. Есть еще одна особенность у этого произведения: если внимательно вчитаться, то можно заметить, что оно открыто противостояло законам того времени, когда государством управлял Сталин. В повести нет генералов, нет политработников, нет “руководящей роли партии”, а есть только солдаты и их командиры, есть сталинградский окоп, мужество, героизм и патриотизм русского народа. Командир и его солдаты — это главные герои, все без исключения.

Все они разные, но объединены одной целью — защитить Родину! Солдаты, героически оборонявшие Сталинград, не вымышленные люди, а фронтовые товарищи самого автора. Поэтому все произведение пронизано любовью к ним. Создавая образ Керженцева и других героев, Виктор Некрасов пытается рассказать нам, как война изменила судьбы, характеры людей, что такими, какими люди были раньше, до войны, они уже не станут. Автор с глубочайшим сожалением пишет о гибели родного города, в котором он вырос, который он горячо любил. Виктор Некрасов стремился донести до читателей, что только благодаря патриотизму русского народа была выиграна эта война! И пусть немецкие войска были больше подготовлены к военным действиям, пусть у них было все необходимое для этого, но Победа осталась за нами!

Мы будем воевать до последнего солдата. Русские всегда так воюют”, до окончательной победы. Эта мысль цепочкой проходит через всю повесть и является основной идеей этого произведения. Эта повесть стала бесценным даром, который оставил после себя Виктор Платонович Некрасов.

Цель, которую он ставил перед собой — изобразить войну такой, какая она есть, — была выполнена им полностью. В нашей стране с давних пор не любили тех, кто говорил людям правду. Поэтому судьба его была определена, и ему ничего не оставалось, как уехать за границу, где он мог писать свои произведения и дарить их людям.

Это автобиографичный роман. Нет организующей роли партии, поэтому его критиковали. В основе – документализм. В начале: отступление, хаос, паника, тема дезертирства. Интенданты – военные снабженцы. Получил Сталинскую премию. Солдаты воевали не за государство, а за свою жизнь, они не хотели с ней расставаться.

Вера Фёдоровна Панова «Спутники», журналистский роман. В 1943 году получила задание написать о санитарном поезде, в 1946 году вышел роман, состоящий из новелл. Фильм «На всю оставшуюся жизнь» - экранизация. Санитарный поезд. Сталинская премия.

Семен Петрович Бабаевский (1909 – 2000). Лауреат трех Сталинских премий. Дебютировал в печати в 1929 году рассказом «Водка довела», опубликованным в ростовской газете «Сельский пахарь» под псевдонимом. Окончив курсы пропагандистов в Армавире (1930), работал в городской газете «Трудовой путь». В 1941—1946 годах С. П. Бабаевский служил в РККА, сначала в действующих казачьих частях, затем работал редактором дивизионной газеты и корреспондентом фронтовой газеты «Боец РККА». В романе «Кавалер Золотой Звезды» (книги 1—2, (1947—1948); и в его продолжении — романе «Свет над землёй» (кн. 1; (1949); и (кн.2; (1950); изобразил восстановление разрушенного войной колхоза. Главным героем дилогии, организующим подъём в послевоенном селе, выступает фронтовик Сергей Тутаринов.

1945-1955 – Пастернак работает над «Доктором Живаго».

К концу 40-ых было неприлично гордиться своим фронтовым прошлым. О подвиге теперь надо было забыть (до «оттепели»).

Начало 1954 – статья Абрамова «Люди, колхозы, деревни в послевоенной литературе». Три критерия:

1) литература должна быть правдивой, а она не соответствует. Надо включать в текст документы, натурализм, автобиографизм. Этого не было.

2) характер центральных персонажей. В их существование трудно поверить. Они идеальны и подобны схеме теории бесконфликтности

3) язык дистилированный из-за теории бесконфликтности. Без жаргонизмов, диалектов, мата, специальной лексики. Неживой язык.

4) современная литература имитирует документализм, игнорирует исследование духовной жизни человека

5) излишне пагубное увлечение стилистическими приемами (усложненные метафоры)

6) реабилитация диалектной лексики.

Ответом на его программу была «оттепельная» литература.
50. Творчество М.М. Пришвина. Лирико-философское освещение проблемы «человек и природа». Повести «Жень-шень», роман «Кащеева цепь», повести «Фацелия», «Кладовая солнца».

В произведениях М.М. Пришвина тема природы занимает ведущее место. Он изображает не просто портрет живой природы: читатель захвачен и самим предметом описания, и мыслью, которая за ним стоит, и методом наблюдения, повлиявшим на работу со словом. У писателя природа есть тот «угол писательского зрения», который позволяет охватить действительность в «космическом» масштабе

В 1900—1902 годах Пришвин учился на агрономическом отделении Лейпцигского университета, после чего получил диплом инженера-землеустроителя. Вернувшись в Россию, до 1905 года служил агрономом, написал несколько книг и статей по агрономии — «Картофель в огородной и полевой культуре» и др.

Композиция и основные мотивы. В первой главе повести (всего в ней 16 глав) обозначены время и место действия, здесь появляются основные герои (Лувен, Хуа-лу, Серый Глаз, Черноспинник), детально раскрывается предыстория главного героя, у которого, как это нередко бывает у Пришвина, нет имени и который в произведении выступает рассказчиком. Такой способ изображения главного героя (героиня также существует в тексте как «она», хотя все другие герои, даже звери, имеют свои имена) исполнен глубокого художественного смысла. Он создает эффект исповедальности и достоверности свершающейся на наших глазах истории человеческого «я».

В повести четко обозначено время действия — 1904 год, однако контуры исторических событий (а это время русско-японской войны) предельно размыты. Для автора важнее другое: символическая ситуация выхода героя-рассказчика из войны. Герой, сапер-химик, «долго терпел», участвуя в боевых действиях, «и когда воевать стало бессмысленно, взял и ушел». Из Манчжурии начинается путь героя в Россию, на родину, которую он находит в распадке, захваченном китайскими охотниками. Здесь он встречает Лувена, становящегося его «духовным отцом».

Центральный символ повести. Словно в сказке, когда попавшего в беду героя спасают чудесные вещи, на помощь герою-рассказчику приходит жень-шень — «драгоценный реликт», растение, сумевшее, как и олени, звери третичной эпохи с их целебными пантами, пережить много эпох в истории Земли за десятки тысяч лет и остаться самим собой.Для Пришвина жень-шень — символический образ творческих сил жизни в природе и человеческой душе.

Содружество героя-рассказчика и Лувена в деле создания оленьего питомника, а потом и заповедника для охраны и разведения жестоко истребляемых зверей раскрывает мысль писателя о том, что творчество жизни возможно лишь благодаря соединению опыта отцов и детей, древнего и современного знания, опыта Востока и европейской культуры,внутреннего устроения души и внешнего преобразования жизни, наконец, соединению «творческих сил» культуры и природы.

Разлука с имением Хрущево, с Ельцом побудила Пришвина к духовному общению с ними, и в 20-х годах он начинает роман «Кащеева цепь», художественное воспоминание о Елецком крае, итог его нелегкой писательской судьбы и борьбы за обретение родины. Среди дневниковых записей 1952 года встречается следующая: «И понял я, что «Кащеева цепь» есть песня мальчика о своей родине». Воссоздавая картину русской социальной и общественной жизни конца XIX – начале XX века, Пришвин, верный исторической правде, создает в «Кащеевой цепи» образы разоряющихся, теснимых «банком» дворян-помещиков и богатеющих безземельных крестьян и духовенства, провинциальных интеллигентов-народников. «Кощеева цепь» - это философский роман, в котором на первый план вынесена личность автобиографического героя, проходящего трудный путь познания себя и окружающего мира». Историческая действительность со всеми ее реалиями и подробностями предстает в романе Пришвина сквозь призму восприятия ее Курымушкой – Алпатовым – художественно одаренной натурой, обостренно воспринимающим всякую несправедливость и верящим в силу добра. Главный герой романа – это, по словам Пришвина, «Медленно, путем следующих одна за другой катастроф, нарастающее сознание».

«Кладовая солнца». Болото бережно сохраняет их, накапливая могучие пласты торфа, пропитанного солнечной энергией. Поэтому и называют болото «кладовой солнца».

Фабула этого произведения довольно проста. Это повествова­ние о жизни и приключении двух маленьких ребятишек, остав­шихся сиротами в тяжелые послевоенные годы. Но Пришвин оку­тывает своих героев такой поэтичной оболочкой, что все проис­ходящее становится похожим на сказку. Именно такой жанр вы­бирает для своего произведения Пришвин — сказка-быль. В «Кладовой солнца» он создает образ идеальной деревни, где все живут мирно, дружно, ладно. А небольшая семья — братец Митраша и сестренка Настя — это всеобщие любимцы, это два ма­леньких солнышка. И вот маленькие герои собрались в далекое путешествие к палестинке, о которой они знают по рассказам отца. Там на полянке растет в большом количестве клюква. Дети попадают в огромную сказочную страну, где каждый кустик, каждая пти­ца обладает способностью говорить и мыслить. Автор помещает нас в чудесный мир природы, при этом он изо всех сил старается показать родство человека с этим природным миром. Природа не бездействует, она активно приходит на помощь человеку. Предупреждают Митрашу о беде (он попал в болото, вытянула его от туда собака Травка) и старушки-ели, тщет­но пытаются они заслонить ему дорогу к губительной елани. И черный ворон пугает его своим криком. Что и говорить об ум­ной, сообразительной и преданной человеку собаке Травке! Таким образом, главная тема в были — тема единения чело­века с природой. В своих произведениях Пришвин «сгущает доб­ро», он воплощает свои идеалы и тем самым призывает к добру читателей. Также в конце рассказа мальчик Митраша становится героем – он подстрелил Серого Помещика – волка, который питался собаками. и его больше не называли «мужичком в мешочке».

В 1940-1950-х годах Пришвин пишет лирико-философские миниатюры, составившие книгу «Фацелиа» (1940), «Лесная капель» (1943), «Глаза земли» (опубл.1957)

Писатель развивает изображение внешности человека, «отраженной» в картине природы, нередко заменяя портрет пейзажем. В миниатюре «Птичик» («Фацелия») автор пытается разъяснить через образ пташки свое понимание назначения человека: «Птичик, самый малый, сел на вершинный палец самой высокой ели…и по всему виду птички можно было понять: дело ее – славить, а не в том, чтобы песня достигала земли и славила птичку».

В философском плане очень важна миниатюра «Лесной ручей». В мире природы Михаила Михайловича особенно интересовала жизнь воды, в ней он видел аналоги с жизнью человеческой, с жизнью сердца. «Лесной ручеек» — это поистине симфония бегущего ручья, это и осмысление человеческой жизни, вечности. Ручей — «душа леса», где «травы рождаются под музыку», где «под звуки ручья раскрываются смолистые почки», «и напряженные тени струй бегут по стволам». И человек думает: рано или поздно, он тоже, как и ручей, попадает в большую воду и будет там также первым. Вода всем дает живительную силу.

Пришвин создал понятия: «родственное внимание», «сотворчество человека и природы», «творчество жизни» и утверждал, что человек и природа – носители прекрасного.
51. Лирика и поэмы периода Великой Отечественной войны. Патриотический пафос и исповедальность.

24 июня 1941 г. в газете «Известия» была опубликована песня Вас. Лебедева-Кумача «Священная война».

На следующий день композитор А. В. Александров написал к ней музыку.

Еще через день она была исполнена Ансамблем песни и пляски Красной Армии на Белорусском вокзале Москвы при проводах бойцов на фронт.

В своей песне Вас. Лебедев-Кумач использовал то, что было свойственно ему и раньше -- ощущение внутренней силы советского народа, его исторического оптимизма, широты и просторов родной страны, страшных и опасных для врага уже одной своей могучей беспредельностью.

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой тёмною,

С проклятою ордой.

Припев:

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна, —

Идёт война народная,

Священная война!

Как два различных полюса,

Во всём враждебны мы.

За свет и мир мы боремся,

Они — за царство тьмы.

Припев.

Дадим отпор душителям

Всех пламенных идей,

Насильникам, грабителям,

Мучителям людей!

Большое агитационное значение имели, например, публицистические стихи К. Симонова, плодотворно работавшего все годы войны во всех литературных жанрах. Наибольшей известностью среди них имело появившееся в 1942 г. стихотворение «Убей его!»

Если дорог тебе твой дом,

Где ты русским выкормлен был,

Под бревенчатым потолком,

Где ты, в люльке качаясь, плыл;

Если дороги в доме том

Тебе стены, печь и углы,

Дедом, прадедом и отцом

В нем исхоженные полы…



Так убей же хоть одного!

Так убей же его скорей!

Сколько раз увидишь его,

Столько раз его и убей!

Лирическая исповедальность в сочетании с широтой объективной картины мира характерна для стихотворения К. Симонова "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины". Для лирического героя Родина - это прежде всего народ на трагических дорогах отступлений. Душа лирического героя изнывает в печали и скорби, полна прощальных слез и раскаяния

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,Как шли бесконечные, злые дожди,Как кринки несли нам усталые женщины,Прижав, как детей, от дождя их к груди, Как слезы они вытирали украдкою,Как вслед нам шептали: — Господь вас спаси! — И снова себя называли солдатками,Как встарь повелось на великой Руси.

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Ощущение далекого прошлого, обострившееся в годы Великой Отечественной войны, постепенно обрело в лирике этих лет определенную полнозвучность и широту — в особенности в превосходных исторических стихотворениях Д. Кедрина, поэмах В. Луговского, в лирике и поэмах Л. Мартынова.

Анна Ахматова в первые дни войны пишет "Клятву", "Мужество". В дни блокады Ленинграда пишет стихотворение "Птицы смерти в зените стоят", где говорит о великом испытании Ленинграда. Стихи А. Ахматовой полны трагедийного пафоса.

"И вы, мои друзья военного призыва,

Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена.

Над вашей памятью не стыть плакучей ивой,

А крикнуть на весь мир все ваши имена!"

В августе 1942 года Ахматова заканчивает первую редакцию "Поэмы без героя" (начатую в конце декабря 1940 г.). Три части поэмы. Вначале – Петербург 1913 года, в конце – Ленинград 1941. «Поэме без героя» героиней является Родина, история, эпоха. И её — той, что была знакома лирической героине, о которой она вспоминает в первых частях, — уже нет.

Михаил Светлов. В годы Великой Отечественной войны Михаил Аркадьевич работал во фронтовой и армейской печати. Лучшие образцы его творчества военных лет — поэма «Двадцать восемь», стихи о партизанке Лизе Чайкиной.

Необычно лироэпическое с публицистическими отступлениями произведение Светлова “Из стихов о Лизе Чайкиной” (1942). В нем нет внешней целостности, оно составлено из фрагментов: Лиза — девочка, школьница, Лиза — комсомолка, она партизанка, ее ведут на казнь... Вплетаются строки о том, что уготованное судьбой чувство любви она не успела испытать: “Это счастье быть большим могло бы, если б вашей встрече быть”. В них с еще большей остротой чувствуется трагедия не свершившейся жизни.

Перед глазами расстилаются бескрайние поля России, ее снега, в ушах звенит безлюдная тишина. Глубоко драматична на этом фоне даже одинокая фигурка. Но к концу поэмы, когда уже “не девочка, а партизанка продолжает свой последний путь”, образ затерянной среди снегов школьницы вырастает, становится огромным, заполняет пространство. Стойкость, мужество, героизм человека превращаются в нравственный центр произведения.

Поэма подкупает лиричностью, страстностью авторской поэзии. Как крик души звучит обращение лирического героя к девушке, идущей на казнь:

Девочка! Шаги свои замедли —

Приближается последний час.

Как мне быть с мечтаньями твоими,

Устремленными далеко ввысь?

Заклинаю — юности во имя,

Девочка, остановись!

Эти строфы на редкость характерны для доброго сердца Светлова. Ему доставляло огромное удовольствие помогать людям жить, отказывая себе в необходимом, щедро одаривать других. Он не терпел жестокости в людях и тяжко переживал уход близких из жизни.

1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   37


написать администратору сайта